Русская линия | Протоиерей Александр Шаргунов | 22.09.2008 |
Начинается Ее возрастание на земле — ребенка среди других детей, который улыбается, играет, который постигает и узнает. Но, в отличие от всех, это Дитя всегда останется открыто и готово ко всему, что будет дано от Бога. И оттого, что Она любит все, что добро, и знает, что Бог всегда дает только добро, оттого, что в этой любви Она, как говорит преподобный Силуан Афонский, ни разу в жизни даже мыслью не согрешила, начинается Ее подвиг возрастания. До Благовещения, до Вифлеемской звезды, до Креста, до Воскресения Христова, и собственного Успения.
Мы празднуем день рождения того совершенного человеческого существа, которое Бог имел в виду, когда сотворил первого человека. И в Ней Бог изберет человеческое существо, способное носить Бога. Она так будет связана с Божественными тайнами, что все время будет разделять их, участвовать в тайнах Троичного Бога, ибо Она создана, родилась из этих тайн и для этих тайн. Для того чтобы всем было доступно истинное общение с Богом и друг с другом.
Так как Бог сотворил человека, открытого для Себя, Бог говорит с человеком. Но Он не хочет говорить с ним исключительно с высоты небес — Он доверяет людям дар подлинной жизни в их общении. Пока Адам и Ева не согрешали, они были посредниками благодати Божией друг для друга. Здесь — тайна двуединой заповеди о любви к Богу и к человеку. Ева согрешила и вовлекла Адама в грех. Они разрушили общение друг с другом, идущее от Бога. Бог, видя, что свобода, которую Он даровал в Своей любви людям, удалила их от Него, хочет привлечь их к Себе еще большей любовью. Недостаточно Ему ходить среди них в раю — надо пойти дальше и жить в самом человеке. Теперь смысл рождения человека откроется в благодати Воплощения.
И об этом говорит Евангелие, которое мы слышим на утрени Богородичных праздников: «Во дни оны, восставши Мариам, иде в горняя со тщанием во град Иудов…» (Лк. 1, 39−56). Мария и Елизавета встречаются в истинном, утраченном людьми общении. Елизавета захвачена благодатью, на которую она не может ответить ничем, кроме молитвы и славословия Божией Матери: «Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего! И откуда мне сие, да прииде Мати Господа моего ко мне!» Мария в море Божественной благодати понимает, что Она имеет общение с Сыном, и возносит хвалу Богу за то, что этому общению не будет конца, и что во всем человечестве, ублажающем Ее, по дару Ее Божественного Сына будет восстановлено подлинное человеческое общение. Смысл материнского чревоношения и рождения человека в том, что Божественная благодать не может быть отделена от человеческого общения в благодати.
«И бысть, яко услыша Елисавет целование Мариино, взыграся младенец во чреве ея, и исполнися Духа Свята Елисавет…» Мария со Своим Младенцем передает то, что Елизавета принимает со своим младенцем, и этот дар относится не только к Елизавете — ко всем людям. У Марии столько благодати, Она сообщает ее столь многим, что невозможно никому, кроме Нее, Ее Божественного Сына, охватить всех, кто приносит Ей молитву Елизаветы. «Се бо, отныне ублажат Мя все роди…» И все святые достигли святости, приобщились Христу, родились в подлинной человечности общением с Нею.
Если бы мы не грешили, мы бы жили в таких отношениях с Богом, и в Боге — с ближними нашими, что вся жизнь была бы одна великая благодать, и на земле был бы рай. Один немолодой уже человек рассказывал, как в юности, когда он только начинал ходить в храм, терзалась его душа недоумением, почему таким великим почитанием окружает Церковь Богородицу. И это было, как он сам сказал, потому, что он не знал благодати. Однажды в пасхальную ночь, после очень серьезно проведенного им Великого Поста, молился он перед иконой Божией Матери, разрываемый сомнениями о действительности победы над грехом и смертью, — когда нет благодати, всегда могут быть любые сомнения. И внезапно, когда запели «Ангел вопияше Благодатней», в сердце его вспыхнул огонь, и все в храме заполнилось райским пасхальным светом. Он теперь узнал, что такое этот свет, навсегда понял, что все, что в Церкви поют — правда, и что не напрасно Богородицу называют Матерью Света. В конце пасхальной службы он встретил у выхода своего знакомого и сказал ему: «Христос воскресе!» Когда они христосовались, благодать с новой силой охватила его, как будто он, приветствуя друга святым целованием, пил устами своими от небесного огня.
Общение благодати у Приснодевы Марии, духовной нашей Матери, с нами, с каждым человеком, происходит там, где Ева, мать по плоти всех живущих, стала стеной между нами и Богом. Своим отказом от Бога Ева сделалась для Адама посредницей всех грехов. Общением греха люди сообщают друг другу то, что от диавола, то, что диавол хочет сообщить им. В мире все более утверждается такое общение, через которое заслоняется Бог и открывается ад.
Что принесем мы в день рождения нашей Матери там, где уже не стоит вопрос, есть Бог или нет Бога, а стоит вопрос, есть человек или нет человека? Станем ли мы детьми Ее, подлинное общение которых друг с другом в чистоте, смирении, любви дарует нам заступничеством Ее участие в сокровенной жизни Бога и открывает смысл рождения каждого из нас? Без заступничества Богородицы мы никогда не сможем достичь подлинного общения. Да будет дано нам узнать, как жизненно важно молиться об этом даре Той, Которая в Своей совершенной чистоте, совершенном смирении, совершенной любви, сообщает в полноте вступающему с Нею в общение человеку то, что от Бога, то, что Бог хочет сообщить нам.
2006 г.
Впервые опубликовано: http://www.moral.ru/propoved/06_Rozhd_PB.html
https://rusk.ru/st.php?idar=113302
|