Русская линия | Максим Лесков | 09.09.2008 |
«…Учить других так же легко, как с нашего собора
бросать на землю камешки, а проходить делом то,
чему учишь, всё равно, как бы самому носить камешки наверх собора».
Прп. Серафим Саровский
«Я есть Путь, и Истина, и Жизнь», — учил нас Спаситель. Очень часто, узнав дорогу, мы откладываем время отправления, сомневаемся в верности данного нам пути. Иногда, даже познав истинность и ступив на него, живем старыми привычками, здравым смыслом, мирскими ценностями и заботами. И только осознав истинный путь смыслом и содержанием всей жизни, приняв и полюбив его всем сердцем своим, мы приближаемся к Богу. К сожалению, мир, в котором мы живем, цепко держит души в плену страстей и пагубных привычек. Но есть места, где хотя бы ненадолго наступает для нас долгожданное очищение, просветление и прозрение. Одно из таких мест — последний удел Пресвятой Богородицы — Дивеево.
Мы с детишками, которых безпощадный мир оставил сиротами при живых родителях, давно мечтали совершить паломничество в это святое место. И вот, время пришло — 13 самых старших воспитанников православной Свято-Алексиевской гимназии — детского дома для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получив благословение, отправились в путь.
Я смотрел на них и думал о том, как часто мы, родители, хвалим себя за то, что привели детей в церковь, научили верить и молиться. А на самом деле, это дети, даже младенцы, приводят нас к Богу и учат истинной любви. Как часто мы уподобляемся тому ослику, на котором Господь въехал в Иерусалим. Думаем, что важнее, тот, кто везет, а не Тот, Кто едет… Впрочем, за время путешествия в Дивеево мне не раз пришлось убедиться в том, что детская молитва и детские сердца несоизмеримо ближе Христу, нежели наши самые громкие и пафосные слова и речи.
Это произошло на первой же остановке. Мы съехали с трассы на поле, окруженное лесом, и приготовились потрапезничать. Вдруг, к нам подбегает женщина в слезах и просит о помощи. Оказывается, ее автомобиль по самое днище «сел» в лужу на краю леса. Поездка за грибами обернулась отчаянием и безысходностью, поскольку найти помощь в этом глухом месте было практически невозможно. Честно говоря, и я ничем не мог ей помочь. Осмотрев утонувшую машину и безуспешно попытавшись ее вытолкать, я тоже оказался перед нелегким выбором: бросить человека в беде или сорвать поездку, поскольку время уходило, и мы рисковали опоздать к месту назначения. «А ты попроси батюшку Серафима, он обязательно поможет», — вдруг сказала мне Инночка, одна из наших воспитанниц. Эх, девочка, если все было так просто, — смалодушничал я про себя. Но в ее глазах было столько простоты и Веры, что я остановился и искренне, как смог, обратился к батюшке Серафиму с просьбой не оставить горе-грибников в беде. Каково же было мое удивление, когда в скором времени к нам, откуда ни возьмись, подъезжает внедорожник с огромными колесами (только такой и мог вытащить застрявший автомобиль из болота) и предлагает помощь.
Обыкновенное чудо. По здравому смыслу вероятность того, что в этой глуши окажется такой автомобиль — нулевая! Впрочем, у каждого из нас в жизни было нечто подобное, когда самая простая молитва творила чудеса. «Как велика сила молитвы даже и грешного человека, когда она от всей души возносится, — рассказывал Преподобный Серафим Николаю Мотовилову, — судите по следующему примеру Священного Предания: когда по просьбе отчаянной матери, лишившейся единородного сына, похищенного смертью, жена-блудница, попавшаяся ей на пути и даже еще от только что бывшего греха не очистившаяся, тронутая отчаянной скорбью матери, возопила ко Господу: „Не мене ради грешницы окаянной, но слез ради матери, скорбящей о сыне своем и твердо уверованной в милосердии и всемогуществе Твоем, Христе Боже, воскреси, Господи, сына ее!“ — и воскресил его Господь».
В особенности, батюшка Серафим советовал всегда иметь память о Боге и для этого непрестанно призывать в сердце имя Божие, повторяя молитву Иисусову: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго. «В этом да будет, — говорил он, — всё твоё внимание и обучение! Ходя и сидя, делая и в церкви до начала богослужения стоя, входя и исходя, сиё непрестанно содержи на устах и в сердце твоём. С призыванием таким образом имени Божия ты найдёшь покой, достигнешь чистоты духовной и телесной и вселится в тебя Святой Дух, Источник всех благ, и управит Он тебя во святыне, во всяком благочестии и чистоте».
К сожалению, многие из нас, приходя в храм, подавая записочки и жертвуя на молебны, разучились молиться самостоятельно. Отгородились от Бога, ленимся лишний раз преклонить перед Ним колени: дескать, пусть монахи молятся, а нам некогда. Вот и укрепляет нас Господь явными проявлениями Своей силы и человеколюбия, призывая: молитесь, и дано будет вам. Просите, и обрящете.
Произошедшее маленькое чудо со спасением застрявших грибников вдохновило и укрепило на оставшийся путь. Дети всю дорогу пели: старые добрые военные песни чередовались с молитвенными песнопениями. Я понимал, их сила в том, что они не только словами славят Бога, но живут с Ним, а Он в них. Лишившись родителей, они обрели Отца, Иже еси на небесех. Детская искренность, простота и чистосердечная любовь, — все, что мы так бездарно растрачиваем с годами, светятся в их глазах и Дух Святой почивает на них.
А ведь преподобный Серафим Саровский именно этому и учил: истинная цель жизни нашей христианской состоит в стяжении (приобретении) Духа Святого Божьего. Молитва, пост, бдение и всякие другие дела христианские, сколько не хороши они сами по себе, — суть средства для стяжания Святого Духа Божьего. И лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святого Духа. Все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, мзды в жизни будущего века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает.
Подъезжаем к Дивеево. Необыкновенное чувство радости и восторга охватывает при виде величественных храмов и устремленных в небеса куполов. Как будто касаешься краешка покрова, которым Пресвятая Богородица укрыла это святое место от грядущего антихриста.
25 ноября 1825 г. батюшка Серафим увидел здесь Божию Матерь, в сопровождении двух Апостолов: Петра Верховного и Апостола Евангелиста Иоанна Богослова. И Пресвятая Дева Мария, ударив жезлом землю так, что забил из земли источник фонтаном светлой воды, сказала ему: «Я укажу тебе другое место, в селе Дивееве, и на нём устрой эту обетованную Мною обитель Мою. И указала, как обнести это место канавкою и валом; и повелела ему начать возводить обитель Её четвёртого вселенского жребия на земле. И Сама дала ему для сей обители устав новый, и нигде до того времени ни в какой обители ещё не существовавший. И за непременное правило поставила заповедь, чтобы в сию обитель не дерзала быть принимаема ни одна вдовица, а принимал бы и он, и потом бы всегда принимались бы лишь одни девицы, на приём которых Сама Она изъявит своё благоволение; и обещалась Сама быть всегдашнею Игумениею сей обители Своей, изливая не неё все милости Свои и всех благодатей Божиих, благословения со всех Своих трёх прежних жребиев: Иверии, Афона и Киева».
Вот и Канавка, созданная по благословению Матери Божией. Говорят, что многие благочестивые люди сподобились Ее здесь видеть. Три аршина шириной, три — глубиной, и вал такой же высоты. Невольно ловлю себя на мысли, что устроение Канавки таково, что и современная бронетехника это препятствие не с ходу не преодолеет. А по пророчествам батюшки Серафима, даже антихрист не сможет ее перейти. Невидимая молитвенная стена встанет перед ним.
Миллионы православных шаг за шагом, укрепляют эту стену непрестанной молитвой. Поспешили и мы внести по своему маленькому кирпичику в общее дело. По установленному правилу, идя по канавке, старательно читаем молитвы, возносим песнь Пресвятой Богородице. Вдруг навстречу то ли монахиня, то ли послушница с ведром крыжовника, собранного на Канавке. «Люди добрые, помогите перебрать крыжовник», — подходит она к нам. «Простите, матушка, мы одним днем, совсем нет времени, еще столько надо детишкам показать», — отказываюсь я. «Понимаю», — смиренно оставляет она нас. Мы идем дальше, и, спустившись с Канавки, собираемся вместе. Ребята обмениваются восторженными впечатлениями, вдруг они поворачиваются ко мне и кто-то говорит: «Знаешь, папа, а нам показалось, что это Сама Богородица к тебе с просьбой помочь перебрать крыжовник подходила"…
Знаете, есть минуты, когда голос совести, как разряд электричества, реанимирует, оживляет окаменевшее во грехе и суете сердце. Это больно, но полезно. В один миг осознаешь и физически ощущаешь всю боль и зло которые, ведомо или неведомо, вольно или невольно мы сеем вокруг себя. Тогда открываются двери покаяния. Вспоминаются слова батюшки Серафима: «Вот в том-то и беда, что мы, преуспевая в возрасте, не преуспеваем в благодати и в разуме Божием, как преуспевал в том Господь наш Христос Иисус, а напротив того, развращаясь мало-помалу, лишаемся благодати Всесвятого Духа Божиего и делаемся в многоразличных мерах грешными людьми. Но когда кто, будучи возбужден ищущею нашего спасения премудростью Божиею, тогда тот послушный гласу ее, должен прибегнуть к истинному во всех грехах своих покаянию и сотворению противоположных содеянным грехам добродетелей, а через добродетели Христа ради к приобретению Духа Святого, внутрь нас действующего и внутрь нас Царствие Божие устраивающего». По правде говоря, зачастую прося у Господа прощения за прегрешения наши, мы забываем, что покаяние будет неполным без сотворения противоположных содеянным грехам добрых дел. У многих сегодня исповедь вошла в привычку: «не согрешишь, — не покаешься!» Но это не так, приносимое нами в мир зло должно быть искуплено делами, жертвами, а, если призовет Господь, то и кровью, и самой жизнью.
После всего происшедшего ребята с нетерпением устремились на поклон к батюшке Серафиму, но огромная очередь к нему смутила, и я решил сначала объехать святые источники, чтобы к вечеру, когда паломники и туристы разъедутся, без суеты помолиться у святых мощей. Сказано — сделано. Ребята с радостью по нескольку раз приняли омовение в целительных источниках, благословленных Самой Богородицей.
Ближе к вечеру мы возвращаемся к Батюшке. И вдруг беда, Храм закрыли на текущий ремонт. Дети опечалились, но кто-то не унывает и читает «Милосердия двери отверзи нам…». Кто-то упрямо твердит: батюшка нас не оставит. Что делать? Обхожу вокруг Собора и у главного входа встречаю послушницу Анну, которая ждет кого-то. «Матушка, как бы нам к батюшке Серафиму пройти?», — спрашиваю я. «Господи помилуй, никак, наверное, поздно уже… А вы кто?», — неожиданно оживляется она.
Без особой надежды продолжаю разговор: «Православный детский дом, сирот привез из Москвы, да вот по глупости моей не успели Батюшке поклониться». «Ой, родненькие, а я вас с утра стою, дожидаюсь», — радостно запричитала матушка. «Да не нас, наверное, мы никого не предупреждали о нашей поездке и никому не звонили, хотя, наверное, и надо было», — продолжал сокрушаться я. Пока мы говорили, к нам присоединились детишки и с надеждой стали ловить каждое слово, сказанное послушницей. «Да нет, вы меня не поняли. Дело в том, что сегодня утром на молебне преподобному Серафиму Саровскому у меня было видение: Батюшка явился мне, повелел встретить сирот из Москвы и провести к нему. Я уж подумала, было, что в прелесть впала, покаялась, но решила ждать, — с волнением в голосе рассказала нам раба Божия Анна, — И вот Вы… Пойдемте, матушка-настоятельница благословила, если приедете, открыть для вас Храм и провести к преподобному».
…Так батюшка Серафим принял наших сирот. А я вспоминал слова Спасителя: «…кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает» (Мф. 18, 5). Словами не передать того душевного состояния, с которым мы вошли в Храм. «Батюшка живой, он все видит, все знает, всем помогает», — шептали дети. И это правда, которую нам, взрослым, так тяжело принять. Смотрим на иконы как на картинки, и не видим живых, любящих глаз наших Святых, коленопреклоненно и слезно, вымаливающих нам спасения у Престола Господа нашего Иисуса Христа.
Правду говорят, что когда ожидаются страшные испытания, Господь наш Иисус Христос посылает верующим в Него обильные утешения.
На обратном пути камаз с заляпанными грязью номерами попытался сбросить наш автобус в кювет, и, потерпев неудачу, скрылся. Слава Богу, все обошлось разбитым зеркалом и слоновьей дозой адреналина. Вот и хорошо, раз прогневали мы лукавого, — значит, по мере сил, угодили Богу. Значит, призваны мы стоять в Истине за Веру Православную, грядущего Царя и многострадальный русский народ. И, даст Бог, наши дети продолжат это святое дело и увидят Русь по пророчествам батюшки Серафима: «Тогда Дивеев будет диво всемирное, ибо из него изведет Господь Бог Свет Спасения не только для России, но и для всего мира во времена антихриста».
«Будет время, когда все словеса предречений Господних, сказанные Великому Старцу Серафиму о судьбах Четвертого жребия во вселенной Божией Матери, вполне сбудутся, — записал в своем дневнике Николай Мотовилов 8 ноября 1867 года. — Ибо, по обетованию Господню, воскреснет на некоторое время и восстанет из гроба Великий Старец Серафим, и пешком перейдет из Саровской Пустыни в село Дивеево. И при сонме Высочайшей Фамилии, Великокняжеской, Царской, Императорской, и русских, и иностранных безчисленного множества людей, уверив всех воскресением своим в непреложности и всех людей в конце веков всеобщего воскресения, понеже, наконец, там вечным опять до времени сном смерти почиет, и, тогда-то, после сего вторичного Батюшки Отца Серафима Успения, село Дивеево, соделавшись Домом всемирным, просветится паче всех, не только русских, но и всех градов на свете, ибо свет веры Христовой через это воскресение из мертвых Великого старца Серафима утвердится вселенной всей. Тогда с какой жадностью все обратятся ко всем источникам православным для узнания о начале и ходе сего дива истории, сего 4-го жребия вселенского Божией Матери, нового света Афонской Женской Дивеевой Горы; сего места спасения всего мира во времена антихриста».
Господь с нами, кого убоимся!
https://rusk.ru/st.php?idar=113257
|