Русская линия
Русская линия Александр Воротилов30.08.2008 

Где спит казачья слава?!

В июле 2008 года, в г. Новоаннинский, под патронажем Верховного атамана союза казачьих войск России и зарубежья, члена Совета Безопасности Государственной Думы РФ В.П.Водолацкого, прошел межрегиональный семинар-практикум, посвященный изучению традиций Воинских Родов. Основные темы затрагивали направления, определяющие дальнейшее развитие историко-этнографического и воинского воспитания в казачьих родах, в современных образовательных и прочих учреждениях, изучения традиционной плясовой и песенной культуры казаков, практическое освоение молодецких забав, занятия по специальной пластунской подготовке казаков и прочие темы.
Заявленные темы заинтересовали редакцию «Российской газеты» и редактор Волгоградского филиала «Российской газеты» Александр Воротилов встретился с участниками и организаторами семинара.

Прежде всего поразил плотный режим тренировок, занятий, диспутов, лекций, бесед, мастер-классов (подъем в 6−00 и по распорядку с перерывом на завтрак и обед до 23−00, а обсуждения шли до глубокой ночи).

Казаки Самоорганизация быта — полевая кухня, порядок и чистота, общий котел. Изготовление инвентаря для занятий из подручного материала (дешево, надежно и практично). Дисциплина и полная отдача на занятиях участников семинара, высокая морально-психологическая мотивация участников и преподавателей, разнопрофильность занятий: пение, пляска, эпос, народные игры, спец. подготовка и др. Несмотря на плотный график занятий, участники выкраивали время для общения с представителями СМИ и охотно шли на контакт. Пользуясь, такой возможностью я задал ряд вопросов участникам и организаторам семинара в частном порядке и за круглым столом.

Александр Воротилов: Хотелось бы у вас поинтересоваться, кто является организатором мероприятия?

Галустов Е.А.: Советник Верховного Атамана союза казачьих войск России и зарубежья, Депутата Государственной Думы Российской Федерации В.П. Водолацкого.
Данное мероприятие проводится ежегодно в Волгоградской области правлением Российского фольклорного союза, молодежной организацией Донцы, этнокультурным казачьим центром «Кошав-гора» ст. Кумылженской, в рамках поставленных задач Верховным Атаманом союза казачьих войск России и зарубежья, Депутатом Государственной Думы Российской Федерации В.П. Водолацким.

Нам активно оказывают содействие Комитет по делам национальностей и казачества Администрации Волгоградской области, правление Хоперского и Усть-Медведицкого казачьего округа, в этом году Администрация и глава г. Новоанниский.

Мы успешно провели консультации на предмет поддержки наших программ в Министерстве регионального развития и получили там понимание, а также начали сотрудничество с Волгоградским отделением Общероссийского движения поддержки флота под руководством депутата Государственной Думы М.П. Ненашева и надеемся на плодотворное сотрудничество.

Александр Воротилов: Какова география участников и принципы вызова участников.

Дмитрий Владимирович Рогов, руководитель Волгоградской городской молодежной казачьей организации «Донцы»: Участниками мероприятия в первую очередь являются представители из Волгограда и Волгоградской области. Также прибыли участники из Москвы, Московской области, Ставрополя, с о. Сахалин и соседних с Волгоградской областью регионов, многие из участников поддерживают между собой товарищеские отношении, пригласили на семинар своих друзей. Кто-то приехал, узнав о мероприятии из интернета.

Александр Воротилов: Что побудило вас поднять такие серьезные темы сохранения традиций воинских родов?

Е.А.Галустов: В первую очередь — пресечение (в том числе насильственное) традиционных форм передачи родовых знаний, умений, навыков подрастающему поколению и, в результате, отторжение от своих корней, что в дальнейшем приводит
— к потере основной массой современной молодежи духовно-нравственных ориентиров, подмене этих ориентиров на бездуховную, безнравственную поп-культуру «дикого Запада»;
— к отсутствию патриотизма у молодежи, нежеланию служить Родине, защищать Родину, трудиться на благо Родины, да и вообще размытое понятие Родины;
— к современному кризису идентичности личности и социально-духовному кризису российского общества, негативно влияющему на морально-психологическое состояние молодежи, выражающемуся в конфликте базовых социальных ценностей, духовном разрыве поколений в девальвации и переоценке традиционных российских ценностей (долг, честь, совесть, правда).

Александр Воротилов: Вы считаете угасание преемственности и непонимание традиции главной проблемой молодежи в России?

Дмитрий Гариевич Краснов, депутат законодательного муниципального собрания района Орехово-Борисово г. Москва: Мы это очень хорошо понимаем, понимают ученые, хотелось бы, чтобы государственные органы власти в регионах обратили на это особое внимание. Соответственно важность проблемы сохранения русского этноса сейчас очень остро обсуждаются на высоком государственном уровне, а 2007 г. был объявлен Президентом России «Годом поддержки традиционной народной культуры».
Мы здесь для того, чтобы почерпнуть для себя новые знания и поглубже познать традицию казачества для дальнейшего использования в современных образовательных процессах вековые умения и навыки наших предков.

Александр Воротилов: Какие задачи и цели положены в идеологию семинара?

Дмитрий Васильевич Медведев, г. Краснослободск, инструктор по спецподготовке: Сохранить и развить выработанные историей, природной средой и культурой, духовный и психофизический облик казака, его лучшие и прекрасные качества и свойства. Сохранить характер народа, памятуя, что единство человечества происходит через его многообразие. Но не наоборот.

Николай Викторович Скороходов, г. Фролово, исследователь традиционной культуры как информационного феномена: Нам необходимо выработать образ жизни и спектр потребностей, поддерживающих физический и духовный иммунитет подрастающего поколения к окружающим кризисным явлениям и процессам, происходящим в природной, социальной и информационной средах обитания. Отвечающий вызовам XXI века — наступающего века голода (продовольственный кризис), века климатических катаклизмов (изменение климата), века экологических, техногенных и социальных катастроф, века борьбы за углеводороды, минеральные, водные и земельные ресурсы, века нарождения новой фундаментальной картины мира, адекватно дающей ответ на происходящие события и нового образа будущего, лишенного иллюзий «безоблачного, благодатного прогресса».

Александр Воротилов: Какие организационные и методические задачи ставятся в ближайшую и дальнюю перспективу?

Чепига Владимир Григорьевич, директор краевого казачьего центра, о. Сахалин: Создание сетевой структуры воинских патриотических клубов и системы семинаров лишь один из путей — попытка поиска выхода из ситуации.

Галустов Е.А.: Задачей же процесса обучения является создание нового формата подготовки Воина и Гражданина на основе традиционной культуры, культа воинской славы и гражданской доблести российского казачества, комплексное воссоздание народных форм воспитания подрастающего поколения через родовые знания, умения и навыки, бытующие в народной (казачьей) среде: Духовно-нравственные, Крестьянские, Ремесленные, Воинские; создание условий для традиционных форм хозяйствования и естественного бытования этнокультурной среды на Верхнем Дону.

Рогов Дмитрий Владимирович : Нами также ставятся пропагандистско-информационные, организационные, учебно-методические задачи взаимодействия с властными структурами (МЧС, силовые, исполнительные и законодательные органы власти), сферами культуры, молодежи и образования, общественными организациями.

Богданов П.Ю., руководитель военно-патриотического объединения «Честь имею», г. Волгоград, педагог-инструктор по спецподготовке: В ближайшей перспективе объединение и координация действий органов государственной власти, семьи, учебных заведений, общественных организаций и других участников в формировании и осуществлении патриотического и духовно-нравственного воспитания подростка.

Александр Воротилов : А есть ли у вас примеры взаимодействия с соответствующими структурами?

Богданов П. Ю : Я являюсь инструктором в одной из воинских частей, и конечно, же используя эту возможность, организую занятия с молодежью на специализированной базе. Командование относится с пониманием. Одна из форм обучения молодежи выживанию в экстремальных ситуациях включает в себя посещения специализированных полигонов силовых ведомств.

Рогов Д.В.: В данный момент заключен договор между окружным казачьим обществом «Волгоградский округ» ВКО «ВВД» и 56-м десантно-штурмовым полком в г. Камышин о взаимодействии по военно-патриотическому воспитанию и прохождению службы молодых казаков, прошедших у нас подготовку, в этой части.

Александр Воротилов: Какие у вас есть уже практические результаты и достижения в деле воспитания молодежи?

Алексей Агеев , руководитель молодежного межпоселенческого центра администрации Урюпинского района: Используя навыки, умения, знания, методические и практические наработки, полученные на занятиях в предыдущих семинарах и выстраивая свою работу на основе традиционного подхода к обучению, наш молодежный клуб был отмечен первым местом в Волгоградской области по патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Молодежный комитет Администрации Волгоградской области вручил грамоту и ценный подарок для нашей администрации — легковой автомобиль.

Александр Воротилов: А есть ли у вас возможности взаимодействия со СМИ и какие планы в информационной политике вы будете строить на ближайшее будущее?

Галустов Е.А.: На сегодняшний день мы имели возможность появления в СМИ по отдельным информационным поводам. Их не так много, но все же нам удавалось иногда привлекать к себе внимание, как и сегодня. Это проекты с участием Губернатора Максюты — съемка каналом Дискавери фильма о боевых искусствах казаков в разделе показа мировых воинских традиций, проект празднования юбилея генерала М.И. Платова, ряд самостоятельных проектов межрегионального и федерального уровня под патронажем губернатора. Имеется ряд передач «Новое вечное» Волгоград ТРВ, отдельные публикации в региональных СМИ.

Каргин Евгений Геннадиевич , зам. директора Кумылженской школы № 2 по иформационнным технологиям: Мы планируем открыть в ближайшем будущем свой интернет-сайт, продолжить серию публикаций в региональных СМИ и начать подготовку к выпуску методических аудиовизуальных материалов и печатных пособий.

Александр Воротилов : Какие новые воспитательные методики вы можете сегодня предложить для воспитательных организаций?

Галустов Е.А.: В рамках семинара мы проводим разъяснения по подготовке Всероссийского подросткового конкурса «Русский Витязь» — «Да и кто ж из нас Атаман будет?». Конкурс посвящен памяти донского казака, полного Георгиевского кавалера, Героя Советского Союза К.И. Недорубова и легендарному Донскому Атаману — Ермаку Тимофеевичу.
Особенностью проекта является его ориентированность на формирование традиционного мировоззрения, а также комплексный подход в воспитании молодежи, всестороннее развитие личности, что особенно важно для развития таких качеств как любовь к Родине, патриотизм, знание и уважение традиций своего народа. Ставится задача формирования у молодежи региона интереса к своим истокам через состязательную многофункционально разно-жанровую систему подготовки и проведения конкурса; мотивация молодежи на осознание своей принадлежности к русской нации; возможность достижения цели быть лидером (атаманом) среди сверстников.

Александр Воротилов : Почему у вас упомянуты только Ермак и Недорубов К.И.

Чепига Владимир Григорьевич : Легенды о славных боевых подвигах во благо Родины и социальной правды. Каждый казачий род был связан с историческими событиями России, в которых участвовали казаки. Казачьи христианские республики не признавали власти Золотой Орды (два раза за 20 лет до Куликовской битвы был сожжен город Сарай, столица Золотой Орды) в поздний период не знали и не ведали крепостного права.

Фудько Юрий Ильич, Директор Этнокультурного Казачьего Центра «Кошав-гора» Кумылженского района: Казаки присоединили к России огромные территории, последствия похода атамана Ермака со товарищами мы пожинаем до сих пор, «проедая» газ и нефть в период острейшего исторического системного кризиса, надеясь собраться с силами, выжить и начать новый виток развития. Анализ текстов песен -стaрин показывает, что казаками двигали возвышенные идеалы, это был своего рода рыцарский орден, а не сборище шкурников, как часто пытаются представить.
А примеры подвигов и героизма времен Великой Отечественной войны служат для нас наглядным живым примером беззаветного служения Отечеству.
К.И. Недорубов — полный Георгиевский кавалер, Герой Советского Союза — человек-легенда. За плечами первая мировая, гражданская, коллективизация, репрессирован… и вот Великая Отечественная. С первых дней командир казачьего ополчения Березовской сотни. Первый бой под Кущевской, и сотни эсесовских головорезов навечно остались лежать на русской земле.
Бой под Кущевской — это величие казачьего духа. Героический пример для подрастающего поколения. В канун 65-летия этого события нами выпущено издание о подвиге казаков ополченцах, где особое место уделено К.И. Недорубову.

Александр Воротилов : В ваших беседах вы так же поднимаете очень серьезные темы, касающиеся прошлого, настоящего и будущего России.

Богданов П.Ю.: В наступающем глобальном системном кризисе, охватившем современный мир, вырисовывается большая вероятность силового решения возникающих проблем, ибо мышление мировой правящей олигархии, руководства ТНК, мировой богемы в которую входят в основном представители евро-американского, так называемого «золотого миллиарда», всегда руководствуются принципом «правда силы».

Рогов Сергей Владимирович, г. Михайловка, начальник службы безопасности агрохолдинга, капитан ВДВ в запасе: Хотелось бы процитировать выдержки из статьи одного из крупнейших британских историков 20 века А. Дж. Тойнби «Цивилизация перед судом истории»: «…Как бы ни различались между собой народы мира по цвету кожи, языку, религии и степени цивилизованности, на вопрос западного исследователя об их отношении к Западу все — русские и мусульмане, индусы и китайцы, японцы и все остальные — ответят одинаково. Запад — скажут они, — это архиагрессор современной эпохи, и у каждого найдется свой пример западной агрессии».
Он же: «…верно, что и русские армии воевали на западных землях, однако они всегда приходили как союзники одной из западных стран в их бесконечных семейных ссорах. Хроники вековой борьбы между двумя ветвями христианства, пожалуй, действительно отражают, что русские оказывались жертвами агрессии, а люди Запада — агрессорами».

Александр Воротилов: Ставите ли вы, в основе вашей воспитательной работы в современных условия, задачу подготовки молодежи к службе в Армии?

Галишников А.В., заместитель руководителя Волгоградского отделения Общероссийской организации «Движение поддержки флота», член правления Волгоградского округа Донских казаков: Россия в лучшие свои времена исповедовала ответный принцип «…У России два союзника — АРМИЯ И ФЛОТ». Этот принцип, положенный в основу внешней и внутренней политики, как это ни странно звучит, служил сохранению мира на земле. В планетарных битвах за ресурсы, пресную воду, территорию, ближний космос, рабочие места, за сохранение окружающей среды. Главная битва будет за народ, души, ум и сердца людей, и прежде всего молодых.
Из какого контингента мы будем комплектовать Армию и Флот — самых надежных и верных союзников в истории России? Ведь надо быть готовыми к тому, о чем предостерегает наш геополитик, генерал армии Гареев: вместо солидарного, компромиссного решения проблемы выживания те, кто обладает превосходящей силой, пойдут на насильственный захват ресурсов развития, а все остальные окажутся перед необходимостью защитить себя, свои национальные ресурсы.

Фудько Юрий Ильич : Вспомним кадры Великой Отечественной войны, в момент отдыха, на привале, между боями люди общались, напитывали свой неукротимый дух, свое стремление к победе родными песнями, плясками, тут вам и «русского», и «казачка», и «барыня», и «лезгинка», и «молдовеняска», и песни, и частушки под гармошку или под язык… Презрение к неимоверным трудностям и смерти, ибо традиции народа пробуждают здоровый «инстинкт жизни», убивающий страх смерти. Именно мы это неоднократно проходили в истории нашей. А знает ли современный человек свои предания, эпос, сможет ли спеть русскую песню правильно…?
Представители народа или толпы будут формировать батальоны и экипажи армии и флота?

Александр Воротилов : В чем же отличие толпы и народа?

Фудько Ю. И .: Народ это группы или индивиды, объединенные языком, религией, музыкой, танцами, песнями; общими праздниками, сказками, сказаниями и легендами, ремеслами, эпосом, культурными ценностями, воинскими традициями. Руководствуется в своих поступках шкалой привитых традицией, ценностей, понятий трудового, семейного, воинского долга, отличая добро и зло, ложь и истину, правду и кривду…
Людская же масса — толпа, лишенная, оторванная от подлинного, традиционного понимания этой этнокультурной компоненты, этой ценностной шкалы, легко возбудима, внушаема и быстро поддается манипуляциям в нужном «оранжевом» или ином радикальном направлении. Если внимательно присмотреться, проанализировать, создать психологический и социокультурный портрет радикала, «оранжиста», скинхеда и т. д., мы увидим, что, агрессивное мышление базируется на очень примитивном понимании и толковании своих этнических и религиозных корней.

Александр Воротилов : Здесь уместно вспомнить Платона — «Не тот враг тебе кто тебя принуждает, а тот, кто тебя развлекает». На ваших занятиях часто говорят о «Казачьем Спасе», что это такое, объясните пожалуйста?

Дорофеев Иван Николаевич, инструктор РБ «Казачий Спас»: Во-первых, «Спас» действительно существует. Человек, владеющий принципами «Спаса», — это хороший воин, муж, отец, врач, учитель, строитель и т. д. Это — образ Жизни. Это — обретение собственного Я. Но мы все-таки посмотрим на эту дисциплину с точки зрения боевого искусства. Да, действительно, «Спас» является высокоэффективной боевой системой. Не спортивно-показательной, а именно боевой, применяемой только в боевых условиях, где нужно быстро, без максимальных затрат собственных физических усилий вывести из строя противника (то есть уничтожить). Не продержаться три минуты на ринге или на татами, не послать противника в нокдаун или нокаут, а именно у н и ч т о ж и т ь.
С этой точки зрения единоборство приобретает специфическое направление. Во главе угла стоит Ч е л о в е к. Изучение анатомии, биомеханики, рефлексологии. Все народные традиционные единоборства основаны на анатомических знаниях человека. Мы стараемся привить своим ученикам такие знания. В рукопашном бою мастер, имея дело с соперником обязан знать сильные и слабые стороны человеческого организма и уметь воздействовать на него различными психофизиологическими техниками, учитывая законы природы, воздействие окружающей среды и особенности своего собственного организма. Что касается особенностей организма человека, то мы знаем, что все люди не похожи друг на друга — у одного развиты больше руки, у другого ноги и т. д., а если взять боевую обстановку — то могут быть ранения, которые просто выведут из строя какую-либо из конечностей. И даже находясь казалось бы в безвыходной ситуации, воин должен вести бой и более того, уметь побеждать. Наверное, потому «Спас» и не может быть массовым.
.
Александр Воротилов : Вы всему этому обучаете подростков?

Дорофеев И.Н.: Мы даем им только основы для саморазвития и выживания в экстремальных ситуациях.

Александр Воротилов : Среди вас известный актер, каскадер, постановщик трюков Виктор Владимирович Павлюченков. Вам, герою сериалов, недавно прошедших на ТВ («Атаман», «Апостол», «Батюшка») какой интерес ехать в такую даль из Москвы и есть ли польза от таких мероприятий ?

Павлюченков В. В.: Лично для меня пребывание на Дону является редкой возможностью почерпнуть из кладезя неиссякаемой жизненной энергии великого русского народа, его богатырей, услышать настоящие русские песни, окунуться в глубину веков и событий. Здесь вся земля пропитана народным эпосом, и стоит только прислушаться, как в воздухе слышится дыхание ветра, поющего колыбельную, которую меняет красивая протяжная лирическая песня… И вот уже казаки заиграли частую, загомонили казачки, и пустились в пляску вместе с казаками. Слышится звон сабель и лихой отважный казак-запевала заигрывает: «Командир наш парень бравый, приказал скорей на конь…» и сотня подхватывает «Гремит слава трубой, по всей области Донской, по горам на весь Кавказ, раздалась слава об нас!"… И уже тебя окружают вековые дубы и такие же, как эти дубы, казаки времен Разина, Булавина, Ермака — и они, сидя у костра, завели свою песнь «Как на речке было, на славной было, на Камышинке. Все жили там люди вольные, казаки были армейские…». Только здесь можно это почувствовать, услышать, и прикоснуться к живой традиции, которую, еще, славу Богу, пытаются сохранять все те, кто здесь собирается. Я на таких мероприятиях не в первый раз, и что еще характерно, там, где собираются на гуляй казаки, там появляются великие гордые птицы — орлы и соколы — и кружат над нами. Вот и здесь опять мы их видим. Они как будто являются глазами наших предков, которые смотрят на нас с небес, подсказывают и помогают в наше непростое время выбирать правильный путь — путь русского воина, защитника Отечества.

Александр Воротилов : А что же все-таки было на речке Камышинке?

Порвин Валерий Викторович , заместитель председателя правления Российского фольклорного союза г. Москва: В этом году исполнилось 425 лет присоединения Ермаком Сибири к государству Российскому. А началом этого события послужил казачий круг, состоявшийся на речке Камышинке. Это историческое событие послужило началом казачьего исхода, освоения и присоединения новых территорий к государству Российскому (Сибирь, Урал, Кавказ) и дальнейшее влияние этого исторического события на мировые исторические и культурные процессы. Казаки всех регионов России хорошо знают по сказаниям, преданиям, былинам про этот круг и практически везде сложена и дошла до наших дней историческая песня «На речке Камышинке», в которой и воспеваются «дела давно минувших дней» в назидание потомкам.

Сразу после проведения семинара здесь же мы продолжим свою работу, будет проведена всероссийская творческая лаборатория по песенной мужской традиции казаков. Для нас это уже четвертое, надеюсь, что не последнее мероприятие.
Совместно с Министерством регионального развития мы разрабатываем проект с аналогичным названием. Все основания для его поддержки имеются. Федеральная значимость проекта обусловлена тем, что в условиях становления полноценной государственной идеологии и этнической идеи, цементирующей население страны, одно из первых мест и большое значение приобретает обращение к традиционным ценностям и смыслам, реабилитация социальной роли мужчины на всех уровнях. Опыт показал, что мероприятия, которые мы реализуем, являются местом, где демонстрируются, совершенствуются и получают оценку эталоны мужского поведения, патриотического и гражданского становления личности.

Александр Воротилов : Что заставило вас принять участие в семинаре и для кого от таких мероприятий больше пользы — для государства или казачества?

Николай Михайлович Кораблев , Администрация Ставропольского края, начальник отдела патриотического воспитания: В настоящее время мы не видим будущее России без казачества. Закон о государственной службе российского казачества — тому подтверждение. Мероприятия такого плана необходимы и поучительны. Мы попытаемся организовать подобное мероприятие у себя, и желаем видеть ваших специалистов в качестве преподавателей у нас. Будем налаживать связи и обмен опытом.

Александр Воротилов : Что запомнилось на семинаре?

Хохлов Алексей Данилович, член Союза художников России, инструктор-преподаватель: Споры, общение, а это дорогого стоит, этого сейчас так не хватает всем нам.

Александр Воротилов : В заключении мы связались с одним из организаторов мероприятия Олегом Владимировичем Крикуновым, начальником отдела образования Управления ВКО «ВВД» по Волгоградской области: Какие перспективы таких мероприятий и какой видится продуктивный выход?

Крикунов О. В .: Я вижу, что это станет реальным вкладом в построении подлинного гражданского общества в России на основе исторических традиций, четкого понимания прав и обязанностей исходящих из реального понимания вызовам ХХI века и мы, как региональный войсковой орган казачьего самоуправления, всемерно будем содействовать подобным инициативам. Мы рассчитываем на поддержку родителей и их помощь при организации нами подобных структурных подразделений на основе казачьих традиций. Нам хотелось бы привлечь внимание к этой проблематике органы государственной власти, местного самоуправления, СМИ, затеять обсуждение и провести слушанья в отдельных комитетах государственных органов законодательной и исполнительной власти. А всем, кому не безразлична судьба нашего Отечества, найти возможность и время для воспитания подрастающего поколения — принять активное участие в создании молодежных клубов и изучая традицию воинских родов, передавать её молодежи. Многим мужчинам пора напомнить великую народную воинскую мудрость «Былой славой боя не выиграть"…
Александр Воротилов , «Российская газета»

Наши контакты:

Крикунов Олег Владимирович: 8(8442) 97−60−05)
E-mail: Oleg@Krikunov.info;
Галустов Евгений Анатольевич: 8−927−253−18−99


https://rusk.ru/st.php?idar=113216

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика