Русская линия
Татьянин день Максим Федорченко21.08.2008 

Это — хорошо

В «Точном изложении Православной веры» святой Иоанн Дамаскин пишет: «Самый состав, сохранение и управление тварей показывает нам, что есть Бог, Который всё это сотворил, содержит и обо всём промышляет». Взору христианина открыт, словно книга, дивный мир природы, где «всякое дыхание хвалит Господа».
Человек способен познавать Бога через гармонию, красоту, целесообразность, разлитые в мире. Такова естественная реакция человеческой души, которая, согласно учителю Церкви Тертуллиану, по природе своей является христианкой.

«Не познать Творца из созерцания мира — ничего не видеть в ясный полдень».
Свт. Василий Великий


Подлинно суетны по природе все люди… которые из видимых совершенств
не могли познать Сущего и, взирая на дела, не познали Виновника.
(Прем. 13, 1)


Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь.
(Пс. 18, 2)

Вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы.
(Рим. 1, 20)

Мой «красный» диплом краснеет не напрасно — экзамен по философии грозил мне верным «неудом», а моему диплому — более скромным цветом. К счастью, мой друг отвечал так блистательно, что восторга преподавателя стало на нас двоих. Заслуженную краску стыда на моём дипломе теперь ошибочно принимают за незаслуженный признак «отличия"…

Тем не менее, из курса философии припоминается, что человек объединяет в себе биологическое и социальное. Биологическое — проще говоря, наше тело, — роднит нас со всем прочим, что есть «живое» и не есть «человек».

Чем больше человечество накапливало знаний, тем труднее ему становилось отделить живое от неживого и человека от нечеловека. Последнее деление, по-видимому, представляет наибольшую сложность, но читатель получит большее удовольствие, если последует за Веркором в его искромётных изысканиях на станицах повести «Люди или животные?».

И живое, и неживое вокруг, всё, что существует помимо наших не всегда разумных усилий, принято называть словами «мир», «Вселенная», «универсум», «природа». Материалистическая философия признаёт нашу связь с природой и даже подчёркивает её. С точки зрения Православия, эта связь также существует — и природа, и мы являемся творениями, и созданы мы из праха земного. Отличие в том, что природа обладает абсолютной уникальностью, а мы творились по образу и подобию. Окончательно человек выделился из прочей природы, когда Господь…вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою (Быт. 2, 7).


***


Как ни странно, но достижения науки часто рассматриваются как доказательство чего-то большего, нежели эти достижения действительно демонстрируют. Вот, дескать, если определённую совокупность белков объединить в цепочку, она сама свивается в спираль ДНК. Сокращение мышц вызвано раздражениями нервных окончаний. Свет имеет волновую природу. Что же доказывает наше понимание того, как устроен мир или как «работает» природа? Разве больше того, что постигнутое неслучайно?

Постижение разнообразных неслучайностей рисует картину мира, подчинённого закономерностям, сплетающимся из множества иных закономерностей. Яблоко падает на землю — это действует сила тяготения! Однако Луна не валится на Землю, а Земля на Солнце — значит, сила тяготения на Земле является лишь частью какого-то иного — всемирного — закона тяготения, которое удерживает в равновесии весь мир.

Закономерности окружают нас, познанные и непознанные. Их объединяет одно свойство, которое, на мой взгляд, отличает «натуральную» природу от грубых поделок человека. Все природные закономерности и их проявления прекрасны — даже если смотреть на них человеческими глазами. В Книге Бытия есть свидетельство, что они были «хороши» и не только с нашей точки зрения: И увидел Бог, что это хорошо (Быт. 1, 10).

Созданный по образу и подобию Творца, человек тоже наделён способностью творить. Однако, в отличие от Творца, человек не обладает полным знанием и пониманием всех закономерностей природы, которым противостоять нельзя, можно лишь следовать. Natura parendo vincitur — природу побеждает тот, кто ей повинуется. Поэтому человек может неудобно спланировать город, безвкусно обставить жильё, коряво написать статью (или донос), сшить уродливую одежду и украсить её «директивным бантиком», однако найти что-либо подобное в природе трудно. Даже грозные и смертоносные для человека явления природы завораживают масштабами заложенной в них эстетики, вызывают «гибельный восторг». Человек же, будучи подобием Творца, может творить лишь подобие Его творений.

В Европе существует одна-единственная пустыня. Возможно, тот факт, что принадлежит она именно нам, украинцам, доказывает нашу избранность (хотя есть мнение, что у нас «нещаслива географія»). Чтобы пустыня не расползалась, в пятидесятых годах её засадили соснами. Ровные ряды деревьев одинакового роста тянутся на километры и километры. Заблудиться невозможно — этот «лес» распланирован на «стриты» и «авеню» как некий Манхэттен. Даже на карте это место называется не «лес» или «леса», а «пески» — Алёшкинские пески в Херсонской области. Центральная часть пустыни действительно представляет собой пески, леса там нет. Однажды я видел эти пески с высоты 5 километров — фантастическое зрелище, словно жидким золотом плеснули среди зелёных полей. Хвоя зеленеет только на верхушках — нижние ветви высохли и почернели от жары. Однако есть небольшие участки, где лес сажать не пришлось. Там устремились в бездонную высь покрытые золотом и медью стволы вековых сосен, их иглы играют на солнце оттенками малахита и изумруда, подножие устлано мягкими длинными стеблями трав… Наше «творение» неэстетично, «зато дёшево, надёжно и практично», а нерукотворное — прекрасно. «Хорошо».

Попытки человека воссоздать природу вызывают разной степени недоумение. Несчастные животные, собранные вопреки географии и климату на крохотной территории, лишённые возможности отправлять естественные надобности естественным образом, окружённые антропогенным ландшафтом и антропогенным шумом и копотью, именуются зоопарком и призваны знакомить нас с природой. Помню, в Киевском зоопарке появилась горилла. Каждое её движение и даже её неподвижность были воплощением мощи — но воплощение за толстыми стальными прутьями, под грудой веток и увядших листьев выглядело беспомощно и обречённо.


***


О возникновении Вселенной выдвигались различные теории. Одна из них — теория Большого взрыва, согласно которой в какой-то момент времени, около 13,7 миллиардов лет назад, Вселенная находилась в неком состоянии, характеризующемся бесконечной плотностью и температурой вещества, в результате чего произошёл Большой взрыв, началось расширение и эволюция Вселенной, образование звёзд и планет. В принципе, согласно этой теории, достигнув границ расширяющейся Вселенной, можно увидеть и сам Большой взрыв, так как свет, излучённый им, всё ещё движется в пространстве с положенной ему скоростью. А что же было до взрыва? Считается, что Стивен Хокинг в 1967 году доказал, что никакие наши сведения о том, что произошло в момент и после Взрыва, не могут дать нам никакой информации о том, что происходило до него. Такой же вывод можно сделать по прочтении первой строки Ветхого Завета: В начале сотворил Бог небо и землю (Быт. 1, 1). Что происходило до этого момента — «начала» или, выражаясь научно, Большого взрыва — неизвестно науке и пока для неё непознаваемо, и не описано в Библии.

В этой теории поражает не столько мощь науки и совпадение её выводов с текстом Ветхого Завета, сколько красота и масштаб описываемого процесса. Да, можно быть скептиком и циником и заявить, что, мол, слишком много шику… дикая красота. А можно скептиком и циником не быть. Можно не быть эгоцентристом и признать, что так «хорошо» мы творить не способны, а если наши творения в чём-то хороши, то в другом они не хороши и даже плохи. Эстетика нерукотворного творчества — будь то масштабы галактики или какого-нибудь одуванчика на обочине — проявляется не только в форме, приятной глазу, но и в глубокой и обдуманной связи каждого творения со всеми прочими, бывшими, сущими и будущими. Ночью листья впитывают углекислый газ, производимый живыми существами. Днём кванты солнечного света насыщают листья энергией, зелёный хлорофилл из воды и углекислоты создаёт сахар и кислород. Листья питаются сахаром, кислород вдыхают живые существа, выдыхая углекислый газ, и всё начинается снова.

А как же динозавры? — А что динозавры? Что вообще доказывает наличие в грунте костей огромных животных? Может быть, то, что они жили в норах. А может быть, то, что сотворение мира описано в Библии «по результату», уже знакомому и потому доступному восприятию современника. К чему было бы перечислять всё, что произошло между «да будет» и «стало так», если человек наделён жаждой знаний и любопытством. «Ищите, и найдёте», — как видите, Творец щедро позаботился о том, чтобы было что искать и обретать в поиске. Нет никаких оснований отрицать то, что все обнаруженные по сей день ископаемые животные и растения, все описанные учёными геологические эпохи существовали между «да будет» и «стало так». Возможно, это было не «хорошо», а может быть, это «хорошо», лишь сокрытое как некий клад, некое сокровище для пытливого человеческого ума.


***


А искусство? — Ведь некоторые произведения заставляют нас плакать или смеяться. Это верно. Однако плачем или смеёмся только мы, люди. Более того, «что русскому хорошо, то немцу смерть», — культуры уничтожали и продолжают уничтожать творения других культур. Человеческое искусство имеет значение только для человека, в то время как природа, представляя собой совокупность самодостаточных и взаимозависимых связей, человеку необходима, восхищает его, однако вполне способна обойтись без него и его искусства. Так что наше творчество, пожалуй, такое свойство человеческой натуры, которое к природе отношения не имеет и направлено на удовлетворение потребностей той части человека, которой он природе не принадлежит.

Но есть ведь в природе то, что никак нельзя назвать прекрасным. Бактерии и вирусы, непобедимые болезни отнимают жизнь у миллионов людей. Нас жалят, кусают, поливают ядом и поражают электрическими разрядами смертоносные насекомые, пресмыкающиеся, растения, рыбы и животные. Каков же тот прекрасный закон, которому подчинены эти неэстетичные неприятности? Всё это происходит потому, что когда-то история пошла вопреки планам Вседержителя. Человек жил в Эдеме и горя не знал, пока его не постигло изгнание. И теперь человек вынужден обитать в среде, для которой он не вполне приспособлен, испытывая воздействие факторов, от которых его ограждали пределы рая.

Вересаев писал, что люди, далёкие от медицины, считают, что она всесильна, полузнайки начинают полагать её абсолютно бессильной, и только глубокое изучение медицины раскрывает перед просвещённым взором, на сколь многое она способна. Так любая отрасль науки демонстрирует посвящённому богатство законов природы, неслучайность происходящих процессов, их глубокую взаимосвязь, сокрытую в них мудрость. Конечно, не каждый может потратить годы на проникновение в сокровенные тайны Вселенной, чтобы ощутить эту мудрость и проникнуться благоговейным трепетом перед величием замысла Создателя. Но почти каждый может смотреть на звёзды — нет места на земле, откуда не видно звёзд. Посмотрите, это «хорошо», видите? И звёзды, и травы, и дождь — это «хорошо» даже без глубокого понимания сокрытых в них тайн. Смотрите — и наслаждайтесь. Мир перед нами, и мы в мире, и можем видеть его красоту. Слава Богу!

Материал подготовлен редакционным коллективом журнала «Отрок.UA»

http://www.taday.ru/text/128 941.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика