Русская линия
НГ-РелигииПротоиерей Вячеслав Резников21.04.2005 

Эхо давней трагедии
Всемирный Совет Церквей поднял вопрос о геноциде армян

В этом году Армянская Апостольская Церковь вместе со своим народом вспоминает 90-ю годовщину геноцида армян (1915 — 2005). Мец Егерн — Величайшее злодеяние — так армяне называют страшные события, которые происходили на территории Османской Турции в течение полувека и достигли своей кульминации в 1915 году.

Начиная с конца XIX века, в период правления трех последовательно сменявших друг друга турецких режимов — султана Абдул-Гамида, младотурок в лице министров Талаата, Энвера и Джемаля и, наконец, Мустафы Кемаля — армянский вопрос, вопрос социально-политических прав и свобод, решался неизменным образом: армян просто уничтожали.

В правление младотурок армяне, проживающие на территории Турции, стали еще и досадной помехой в осуществлении шовинистической идеи пантюркизма, то есть создания моноэтнического государства, объединяющего народы тюркского происхождения. В период Первой мировой войны истребление народа приняло массовый характер. Мужское население, способное оказать сопротивление, расстреливали, а сотни тысяч женщин, стариков и детей под предлогом войны погнали в пустыни Сирии и Месопотамии на верную гибель.

Число погибших от невыносимых условий депортации и жестокого обращения исчислялось сотнями тысяч. Всего за время геноцида было уничтожено около 2 млн. армян. Ужасающи многочисленные свидетельства очевидцев этих страшных событий — дипломатов и миссионеров, находившихся в то время в Турции.

Некоторые считают причиной геноцида противостояние двух религий — ислама и христианства. Однако это не так. Христианская вера армян не была определяющей в осуществлении геноцидной политики турецких правителей. Но исповедание христианства делало армянское население в высшей степени уязвимым. Директор Центра исследований геноцида Института Зоряна (США-Канада) профессор Ваагн Дадрян пишет: «Зафиксированные и обязательные предписания и постулаты исламского канонического права в таком виде, как они изложены в большинстве случаев в Коране и кодифицированы в шариате и как они истолковывались и применялись столетиями оттоманской элитой, способствовали возникновению дихотомной социально-политической системы. В той системе к немусульманам, которые имели постоянно узаконенный низший статус, относились как к людям, находящимся в подчинении у господствующих и освященных верой мусульман».

Социально бесправные, армяне были беззащитны перед лицом грабежей, вымогательств чиновников, поборов, насилия и убийств. Например, армяне не могли в суде надеяться на какое-либо возмещение потерь от разбоя или воровства без подтверждающих показаний мусульманина. Более того, они не имели права носить оружие, тогда как сами мусульмане обычно всегда были вооружены.

Нередки были случаи, когда ненависть толпы подогревалась мусульманскими вождями, и тогда турки врывались в дома, убивали жителей или оскверняли, поджигали и грабили церкви. За время геноцида было уничтожено множество бесценных памятников древней армянской архитектуры и письменности.

Рассказывая об одном из массовых убийств армян, когда погибли 3 тыс. человек, среди которых было множество женщин и детей, британский наблюдатель сэр Эдвин Пирс писал: «Это было сознательное уничтожение церкви, набитой до отказа людьми. Эта чудовищная бойня не будет и не должна быть забыта. Это свидетельство бесчеловечного обращения человека с человеком надо благоговейно сохранить как память об упрямой решимости армян скорее умереть, чем отказаться от своей религии, и как свидетельство дьявольской жестокости, к которой можно прибегнуть во имя религии».

Десятки и сотни тысяч простых людей становились мучениками и исповедниками веры, потому что хотели умереть христианами. Постоянно находясь в окружении народов, исповедующих другую веру, им не раз приходилось идти на мученичество, и чаще всего коллективное, доказывая тем самым справедливость слов полководца Вардана, с которыми он обратился к своим воинам пятнадцать веков назад: «Враг думает, что христианство для нас это только одежда, но он увидит, что нельзя изменить цвет своей кожи».

В этот трагический период истории Армянская Церковь разделила со своим народом его боль и горе — страдание людей стало и страданием Церкви. Чтобы лишить народ его духовных лидеров, еще до начала депортации по всей стране были казнены сотни священников. «Во время депортаций священство было почти полностью уничтожено, — пишет итальянский писатель Джованни Гуайта в своей книге „1700 лет верности. История Армении и ее Церкви“, — но присутствие священников в караванах депортируемых, в распределительных лагерях и в пустынях, подтвержденное многими свидетелями, имело для людей огромное духовное значение Часто священники могли только хоронить погибших, но депортированные чувствовали, что мать-Церковь поддерживает их в страдании и сопровождает на этом последнем пути».

Надо сказать, что те, кто принял ислам, были избавлены от депортации и смерти. Но таких было значительное меньшинство. Постепенно многие из них смешались с мусульманским населением, а дети и внуки некоторых из них впоследствии случайно обнаруживали свои армянские корни.

И тем не менее очевидно, что ислам был всего лишь средством, с помощью которого власти осуществляли тщательно разработанный план по уничтожению армянского населения страны. Известны случаи, когда депортируемые армяне перед лицом страшной неизвестности оставляли своих детей, доверяя их дружественно настроенным к ним турецким семьям. Армян прятали и курды.

Были случаи, когда турецкие чиновники, от которых в лагерях беженцев зависела судьба многих тысяч людей, с риском для жизни оказывали несчастным помощь, стараясь не выполнять приказов свыше, особенно когда они были устными. Такие случаи были редки — милосердие не только не поощрялось, но жестоко наказывалось. Тем более нам следует сказать о его проявлениях. Милосердие и радушное гостеприимство по отношению к армянам проявили арабские страны, которые приняли и предоставили убежище всем, кто чудом выжил в страшной бойне. Руководители и духовные лидеры мусульманских стран осудили события 1915 года, заявив, что они несовместимы с исламской этикой.

Современная Турция не признает геноцид армян, совершенный ее властями в конце XIX — начале XX века, а мировое сообщество лишь отчасти (около 20 стран) официально осудило его. Сегодня армяне — дети и внуки тех, кто стал жертвой преступления, находятся под психологическим и интеллектуальным бременем пережитой в прошлом трагедии. Ни палачи, ни жертвы не могут освободиться от наследия прошлого, пока одной стороной не будут сказаны слова покаяния, которые помогут другой стороне произнести слова прощения.

В середине февраля 2005 года на пленарном заседании Всемирного Совета Церквей представитель Русской Православной Церкви епископ Илларион (Алфеев) сказал: «Армянский геноцид является одной из позорных страниц человеческой истории, который из соображений политической целесообразности почти всегда замалчивали. Я думаю, что настало время всему международному сообществу признать армянский геноцид и осудить его так же, как был осужден Холокост». Епископ Илларион призвал ВСЦ сделать очередное заявление о признании геноцида. «Мы должны это сделать, — сказал он, — из солидарности с Армянской Церковью и армянским народом».

Последовавшее заявление, принятое 21 февраля 2005 года, призывает Турцию прояснить мрачную страницу своей истории. «В христианской перспективе, — говорится в заявлении, — шаг к справедливости и примирению требует признания совершенного преступления как обязательного условия для заживления ран памяти и возможности прощения. Простить не значит забыть, но посмотреть назад с целью восстановления справедливости, уважения прав человека и установления новых отношений между преступником и жертвой».

Иван Сергеевич Дарпинян — историк

20.04.2005

http://religion.ng.ru/history/2005−04−20/5_echo.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика