Русская линия
Правая.RuСвященник Димитрий Познанский21.04.2005 

Восстановление храма — усугубление раскола?
Восстановление древнейшей киевской Десятинной церкви — вероятный проект легитимизации раскола.

В Киеве поднялась настоящая буря протеста против запланированного властями восстановления древней Десятинной церкви, фундаменты которой находятся в древнем городе, в непосредственной близости с фундаментами княжеского дворца святых равноапостольных великого князя Владимира и великой княгини Ольги. Десятинная церковь является одним из древнейших киевских храмов, возведенным греческими мастерами по заказу св. князя Владимира вскоре после Крещения Руси, и названа в честь Пресвятой Богородицы. Народное прозвище «Десятинная» происходит от обложения десятиной, каковое и явилось источником финансирования строительства.

В последствии в храме были положены честные мощи равноапостольной княгини Ольги, византийской принцессы Анны — супруги Владимира, а потом и самого Великого князя.

Храм византийского стиля был разрушен до основания ордой хана Батыя в 1240 году. В руинах Десятинной обрели упокоение сотни киевлян спрятавшихся в церкви от орд татаро-монгольских захватчиков, и погребенные под обломками храма. Разрушение Десятинной церкви как бы закрыло эпоху Киевской, домонгольской Руси.

Восстановленный митрополитом Петром Могилой в 1635 году храм, мало напоминал древнюю византийскую церковь, впрочем, как и построенный на его месте 1842 г. питерским архитектором Стасовым, снесенный в 1935 г. советской властью.

Экс-президент Украины Леонид Кучма вместе с киевским мэром Александром Омельченко во второй половине 90х начали компанию по строительству древних, некогда уничтоженных храмов. Были отстроены такие церкви, как Богородицы «Пирогощи», Свято-Успенский лаврский собор, Златоверхий Михайловский монастырь, храм святителя Михаила — первого митрополита Киевского, храм Рождества Богородицы на подоле. Качество «восстановленных» храмов было довольно низким, художественная роспись просто вопиющей, а использование современных технологий позволяет говорить скорее не о восстановлении древних архитектурных сооружений, а о создании макетов-копий только внешне напоминающих древние святыни. Как бы там не было, дело нужное и хорошее, если бы не одно «но». Туристы, посещая златоверхие макеты, в большинстве случаев становятся участниками и макетов-богослужений, иначе говоря обрядодействий, производимых ряженными в софринские облачения фигурантами так называемых «национальных церквей», а проще говоря — раскольниками филетистами. Решили ли Вы насладиться великолепием древнего монастыря — кафедры первого русского митрополита грека Михаила; захотели ли, прогуливаясь близ речного вокзала, посетить храм, где был отпет, выкупленный у жадного хозяина русским Царем и питерской интеллигенцией, великий Кобзарь; привлек ли ваше внимание медный византийский купол Богородицы Пирогощи — всюду встретит вас мерзость запустения, и холодом повеет от горящих под неосвященными образами свечей.

Вот и стоит задуматься о проекте восстановления Десятинной, тем более что параллельные попытки втянуть Стамбул в юрисдикционный передел на Украине, думается, находится в прямой связи с этой архитектурной идеей.

Именно макет Десятинной идеально подходит для передачи во владение Константинопольского подворья. Обоснование до боли простое: чтобы не «ссорились» «Киевский» и Московский патриархаты, древний византийский храм следует отдать в юрисдикцию Константинополя, тем более, что и Киев в те достопамятные времена находился именно в этой юрисдикции. Географическое положение — в центре украинской столицы — идеально подходит как для массовых пиар-акций с участием власть предержащих, так и для последующей «объединительной» функции, возложенной на американо-украинскую митрополию Константинополя, имеющую крайне сомнительный канонический статус. Сценарий «объединения» довольно прост, и не требует никакого насильственного юрисдикционного смешения. Как только «подворье» объявит о том, что для «клириков и епископата» всех неканонических формирований двери открыты, в предвкушении обретения желанной и долгожданной каноничности, под своды архитектурно-канонического новодела начнут стекаться раскольники всех мастей не зависимо от заявленных позиций своих «предстоятелей».

Поэтому, есть веские основания предполагать, что массовые протесты ученых, десятки писем и обращений от украинских архитекторов и историков о недопустимости попыток восстановления Десятинной церкви, будут проигнорированы.

20.04.2005

http://www.pravaya.ru/news/3035


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика