Патриархия.Ru | Ксения Чернега | 24.06.2008 |
I. Особенности церковного судоустройства и статуса судей церковных судов.
Архиерейский Собор принял несколько документов в сфере церковного судопроизводства:
«Положение о церковном суде Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» (далее — Положение);
«Присяге судьи церковного суда» и «Присяге свидетеля церковного суда».
Эти документы придут на смену «Временному положению о епархиальных судах и епархиальных советах, выполняющих функции епархиальных судов», которое было принято Архиерейским Собором в 2004 году.
Важно подчеркнуть также, что, поскольку нормы Положения о церковном суде дополняют и конкретизируют отдельные положения главы VII Устава Русской Православной Церкви, принятого Архиерейским Собором в 2000 г., в данную главу внесены соответствующие изменения и дополнения.
Еще два документа по вопросам церковного судопроизводства утверждены Священным Синодом. Это — Примерный перечень церковных правонарушений, подлежащих рассмотрению церковными судами и Образцы форм судебных документов, включающие, соответственно, образцы вызовов в церковный суд, решений церковного суда, протоколов судебных заседаний.
Судебная система Русской Православной Церкви включает следующие церковные суды:
епархиальные суды, в том числе епархий Русской Православной Церкви Заграницей, Самоуправляемых Церквей, Экзархатов, входящих в состав Русской Православной Церкви, — с юрисдикцией в пределах соответствующих епархий;
высшие церковно-судебные инстанции Русской Православной Церкви Заграницей, а также Самоуправляемых Церквей (при наличии в данных Церквах высших церковно-судебных инстанций) — с юрисдикцией в пределах соответствующих Церквей;
Общецерковный Суд — с юрисдикцией в пределах Русской Православной Церкви;
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви — с юрисдикцией в пределах Русской Православной Церкви.
Епархиальный суд состоит не менее чем из пяти судей, имеющих епископский или священнический сан. Общецерковный суд состоит из пяти судей в архиерейском сане.
Основное отличие церковного судоустройства от государственного заключается в следующем.
1. Согласно ч. 1 ст. 118 Конституции РФ правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Никакие иные органы и лица не вправе осуществлять судебные полномочия (п. 1 ст. 1 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»).
В соответствии со священными канонами право совершения суда в Церкви принадлежит епископату, который одновременно осуществляет законодательную и высшую исполнительную власть в Церкви (I Вселенского Собора пятое правило).
Таким образом, в Русской Православной Церкви полнота судебной власти принадлежит органам церковной власти и управления (то есть административным органам), а именно:
Архиерейскому Собору, Патриарху Московскому и всея Руси и Священному Синоду — в пределах Русской Православной Церкви;
епархиальным архиереям — в пределах епархий.
Судебная власть Общецерковного суда и епархиальных судов носит делегированный характер, то есть проистекает из канонической власти вышеупомянутых административных органов, которые, осуществляя церковно-властные полномочия, наделяют ими (в определенном объеме) и церковные суды.
Высшей судебной инстанцией в Церкви является высший орган иерархического управления — Архиерейский Собор.
2. Для судебной системы Православной Церкви неприемлем предусмотренный государственным законодательством принцип самостоятельности судебной власти, ее независимости от законодательной и исполнительной властей (п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 5 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»). Церковные суды подчинены административным органам церковной власти и управления и призваны содействовать им в осуществлении правосудия.
Так, дела на рассмотрение в епархиальный суд передаются органами церковной власти и управления — епархиальными архиереями, а в Общецерковный суд — Патриархом Московским и всея Руси или Священным Синодом.
Решения церковных судов вступают в законную силу, то есть становятся обязательными для исполнения, с момента их утверждения органами церковной власти и управления. Так, решения епархиального суда вступают в законную силу с момента их утверждения епархиальными архиереями, а в случаях предусмотренных Положением — с момента утверждения Патриархом Московским и всея Руси или Священным Синодом. Решения Общецерковного суда вступают в законную силу с момента утверждения Патриархом Московским и всея Руси или Священным Синодом.
Церковные суды не вправе налагать на виновное лицо канонические прещения (наказания). Они лишь рекомендуют органам церковной власти и управления конкретные меры канонических взысканий. Решение вопроса о наложении канонического прещения (наказания) остается за административными органами Церкви, которые определяют конкретный вид и срок наказаний либо могут освободить обвиняемое лицо от канонической ответственности.
Апелляционные жалобы сторон на решения церковных судов направляются в органы церковной власти и управления, — на имя Патриарха Московского и всея Руси или Священного Синода, которые решают вопрос о передаче жалоб в соответствующие вышестоящие церковно-судебные инстанции.
Рассмотрим основные особенности статуса судей церковных судов.
1). Судьи федеральных судов назначаются на должность, соответственно, Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо Президентом Российской Федерации (ст. 6 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»). Мировые судьи и судьи третейских судов назначаются (избираются) на должность в установленном порядке.
Церковное судоустройство предполагает сочетание принципа назначаемости судей с принципом их выборности.
Так, председателя, заместителя председателя и секретаря епархиального суда назначает епархиальный архиерей; остальные судьи епархиального суда избираются Епархиальным собранием по представлению епархиального архиерея.
Судьи Общецерковного суда избираются Архиерейским Собором. Заместитель председателя и секретарь Общецерковного суда назначаются Патриархом Московским и всея Руси из членов Общецерковного суда.
2). Полномочия судей светских судов не ограничены определенным сроком, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами (п. 1 ст. 11 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»).
Полномочия судей церковных судов ограничены:
тремя годами (для судей епархиальных судов);
четырьмя годами (для судей Общецерковного суда).
Допускается назначение (избрание) судей на новый срок:
в епархиальные суды — без ограничения числа переназначений (переизбраний);
в Общецерковный суд — не более трех сроков подряд.
Акты государственного законодательства предусматривает возможность прекращения полномочий судей по основаниям, исчерпывающий перечень которых установлен федеральным законом.
Положение также допускает досрочное прекращение полномочий судьи церковного суда по следующим основаниям:
письменное прошение судьи церковного суда об увольнении от должности;
неспособность по состоянию здоровья или иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи церковного суда;
смерть судьи церковного суда, объявление его умершим или признание безвестно отсутствующим в установленном государственным законодательством порядке;
вступление в законную силу решения церковного суда по обвинению судьи в совершении церковного правонарушения.
Кроме того, полномочия судьи церковного суда приостанавливаются в случае принятия церковным судом к рассмотрению дела по обвинению данного судьи в совершении церковного правонарушения.
Положение допускает самоотвод судьи церковного суда в случае, если он:
является родственником (до 7-й степени) или свойственником (до 4-й степени) сторон;
состоит в непосредственных служебных отношениях хотя бы с одной из сторон.
В состав церковного суда, рассматривающего дело, не могут входить лица, состоящие между собой в родстве (до 7-й степени) или свойстве (до 4-й степени). Одно из этих лиц должно заявить самоотвод.
Вместе с тем, право сторон на отвод судей церковного суда Положением не предусмотрено.
3). Принципы независимости, неприкосновенности судей церковных судов, а также какие-либо запреты на замещение ими иных должностей не предусмотрены Положением о церковном суде.
II. Источники церковного права, которыми руководствуются церковные суды. Церковные правонарушения и наказания (прещения).
Церковные суды Русской Православной Церкви осуществляют судебную власть, руководствуясь священными канонами, Уставом Русской Православной Церкви, Положением о церковном суде Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) и иными установлениями Православной Церкви.
Важно отметить, что Устав Русской Православной Церкви и Положение регулируют вопросы церковного судоустройства и судопроизводства.
Виды церковных преступлений и проступков, а также меры канонической ответственности за них Положением не предусмотрены.
Примерный перечень церковных правонарушений, подлежащих рассмотрению церковными судами, утвержден Священным Синодом. Этот перечень включает пять категорий дел, а именно церковные правонарушения: против веры; против ближнего и христианской нравственности; против правил о монашестве; правонарушения архиереев и иных клириков против иерархического порядка и, соответственно, против пастырской службы.
При необходимости передачи в епархиальный суд дел по церковным правонарушениям, не предусмотренным настоящим перечнем, епархиальным архиереям следует обращаться в Общецерковный суд за разъяснением.
Виды канонических прещений (наказаний) за данные правонарушения определяются священными канонами. Вместе с тем, Положение устанавливает следующие основные правила наложения канонических прещений (наказаний):
1) Презумпция невиновности. Лицо, обвиняемое в совершении церковного правонарушения, не может быть подвергнуто каноническому прещению (наказанию) без достаточных доказательств, устанавливающих виновность данного лица.
2) Нравственная цель церковных прещений (наказаний). Каноническое прещение (наказание) должно побуждать члена Русской Православной Церкви, совершившего церковное правонарушение, к покаянию и исправлению.
3) Применение церковной икономии и акривии при наложении канонического прещения (наказания). При наложении канонического прещения (наказания) следует учитывать причины совершения церковного правонарушения, образ жизни виновного лица, мотивы совершения им церковного правонарушения, действуя в духе церковной икономии, предполагающей снисхождение к виновному лицу в целях его исправления, либо в подобающих случаях — в духе церковной акривии, допускающей применение строгих канонических прещений в отношении виновного лица в целях его покаяния.
4) Ответственность клирика за явно клеветнический донос на епархиального архиерея. В случае подачи клириком явно клеветнического заявления о совершении епархиальным архиереем церковного правонарушения заявитель подвергается тому же каноническому прещению (наказанию), которое было бы применено в отношении обвиняемого лица, если бы факт совершения им церковного правонарушения был доказан (II Вселенского Собора 6 правило).
5) Обязательное проведение церковным судом примирительной процедуры (в целях урегулирования возникших между сторонами разногласий), если в ходе судебного разбирательства церковный суд придет к выводу об отсутствии факта церковного правонарушения и (или) невиновности обвиняемого лица.
III. Правила о подведомственности и подсудности дел церковным судам.
Данные правила заключаются в следующем.
Епархиальный суд рассматривает:
в отношении клириков — дела по обвинению в совершении церковных правонарушений, предусмотренных утвержденным Священным Синодом перечнем и влекущих за собой канонические прещения (наказания) в виде освобождения от должности, увольнения за штат, временного или пожизненного запрещения в священнослужении, извержения из сана, отлучения от Церкви;
в отношении мирян, относящихся к разряду церковно-должностных лиц, а также монашествующих — дела по обвинению в совершении церковных правонарушений, предусмотренных утвержденным Священным Синодом перечнем и влекущих за собой канонические прещения (наказания) в виде освобождения от должности, временного отлучения от церковного общения или отлучения от Церкви;
иные дела, которые по усмотрению епархиального архиерея требуют исследования, включая дела по наиболее существенным спорам и разногласиям между клириками.
Общецерковный суд рассматривает в качестве церковного суда первой инстанции:
в отношении архиереев (за исключением Патриарха Московского и всея Руси) — дела по обвинению в совершении церковных правонарушений, предусмотренных утвержденным Священным Синодом перечнем и влекущих за собой канонические прещения (наказания) в виде освобождения от управления Епархией, увольнения на покой, временного или пожизненного запрещения в священнослужении, извержения из сана, отлучения от Церкви;
в отношении клириков, назначенных решением Священного Синода или указом Патриарха Московского и всея Руси на должность руководителей Синодальных и иных общецерковных учреждений — дела по обвинению в совершении церковных правонарушений, предусмотренных утвержденным Священным Синодом перечнем и влекущих за собой канонические прещения (наказания) в виде освобождения от должности, временного или пожизненного запрещения в священнослужении, извержения из сана, отлучения от Церкви;
в отношении иных лиц, назначенных решением Священного Синода или указом Патриарха Московского и всея Руси на должность руководителей Синодальных и иных общецерковных учреждений — дела по обвинению в совершении церковных правонарушений, предусмотренных утвержденным Священным Синодом перечнем и влекущих за собой канонические прещения (наказания) в виде освобождения от должности, временного отлучения от церковного общения или отлучения от Церкви;
иные дела в отношении вышеуказанных лиц, переданные Патриархом Московским и всея Руси или Священным Синодом в Общецерковный суд первой инстанции, включая дела по наиболее существенным спорам и разногласиям спорам между архиереями.
В отношении клириков и иных лиц, назначенных решением Священного Синода или указом Патриарха Московского и всея Руси на должность руководителей Синодальных и иных общецерковных учреждений, Общецерковный суд рассматривает исключительно те дела, которые связаны с должностной деятельностью данных лиц в соответствующих учреждениях. По иным делам указанные лица подсудны соответствующим епархиальным судам.
Общецерковный суд рассматривает в качестве церковного суда второй инстанции дела:
рассмотренные епархиальными судами и направленные епархиальными архиереями в Общецерковный суд для окончательного разрешения;
по апелляционным жалобам сторон на решения епархиальных судов;
рассмотренные высшими церковно-судебными инстанциями Русской Православной Церкви Заграницей или Самоуправляемых Церквей (при наличии в данных Церквах высших церковно-судебных инстанций) и переданные предстоятелями соответствующих Церквей в Общецерковный суд;
по апелляционным жалобам сторон на решения высших церковно-судебных инстанций Русской Православной Церкви Заграницей или Самоуправляемых Церквей (при наличии в данных Церках высших церковно-судебных инстанций).
По поручению Патриарха Московского и всея Руси или Священного Синода Общецерковный суд вправе пересмотреть в порядке надзора вступившие в законную силу решения епархиальных судов.
Архиерейский Собор рассматривает в качестве церковного суда первой и последней инстанции дела по догматическим и каноническим отступлениям в деятельности Патриарха Московского и всея Руси.
Архиерейский Собор рассматривает в качестве церковного суда второй инстанции дела в отношении архиереев и руководителей Синодальных и иных общецерковных учреждений:
рассмотренные Общецерковным судом первой инстанции и направленные Патриархом Московским и всея Руси или Священным Синодом на рассмотрение Архиерейского Собора для вынесения окончательного решения;
по апелляционным жалобам архиереев или руководителей Синодальных и иных общецерковных учреждений на вступившие в законную силу решения Общецерковного Суда первой инстанции.
Священный Синод или Патриарх Московский и всея Руси вправе направить на рассмотрение Архиерейского Собора иные дела, подсудные нижестоящим церковным судам, в случае, если данные дела требуют авторитетного судебно-соборного решения.
Архиерейский Собор является судом высшей инстанции для архиереев Русской Православной Церкви Заграницей, Самоуправляемых Церквей и Экзархатов Русской Православной Церкви.
Архиерейский Собор вправе пересмотреть в порядке надзора вступившие в законную силу решения Общецерковного суда.
IV. Основные особенности церковного судопроизводства в сравнении с государственным судопроизводством.
1. Государственное законодательство допускает единоличное рассмотрение дел судьями. В частности, гражданские дела в судах первой инстанции рассматриваются судьями этих судов единолично, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (ст. 7 ГПК РФ).
Церковные суды могут рассматривать дела в составе не менее трех судей; при чем отдельные дела могут рассматриваться церковными судами лишь в полном составе.
Например, епархиальные суды должны рассматривать в полном составе дела по обвинению клириков в совершении церковных правонарушений, влекущих за собой канонические прещения в виде пожизненного запрещения в священнослужении, извержения из сана, отлучения от Церкви.
Общецерковный суд рассматривает в полном составе все дела по обвинению архиереев в совершении церковных правонарушений.
2. Для государственных судов характерен принцип гласности (открытости) судебного разбирательства. Слушание дела в закрытом заседании допускается только в случаях, предусмотренных федеральным законом (ч. 1 ст. 123 Конституции Российской Федерации; ст. 9 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»).
В церковных судах разбирательство дел закрытое. Исключений из этого правила Устав Русской Православной Церкви и Положение не предусматривают.
Более того, согласно Положению личное присутствие на судебных заседаниях сторон, свидетелей и иных лиц, участвующих в деле, не является обязательным правилом. В частности, церковный суд может рассмотреть дело в отсутствие:
обвиняемого лица — если он дважды не явился без уважительной причины на заседание суда по делу о лишении сана или отлучения о Церкви — п. 4 ст. 40 Положения;
заявителя (если он был опрошен аппаратом суда на стадии подготовки дела к рассмотрению) — п. 1 ст. 39 Положения;
обеих сторон, если они дважды не явились на заседание суда — п. 2 ст. 40 Положения;
одной из сторон (заявителя или обвиняемого), если они не представили причин неявки или эти причины являются неуважительными — п. 3 ст. 40 Положения;
сторон, свидетелей и иных лиц, участвующих в деле — при рассмотрении Общецерковным судом второй инстанции апелляционных жалоб на решения епархиальных судов — ст. 55 Положения.
Между тем, государственное законодательство, не допускает заочное разбирательство уголовных дел, за исключением случае, предусмотренных федеральным законом (ч. 2 ст. 123 Конституции Российской Федерации).
Кроме того, разбирательство дел по уголовным делам в светских судах подчинено принципам непосредственности и устности, которые обязывают суд заслушать все показания свидетелей и сторон, а не ограничиваться их показаниями, данными во время расследования дела (ст. 240 УПК РФ).
Согласно Положению в случае, если в ходе подготовки дела к рассмотрению заявитель был опрошен аппаратом суда в установленном порядке церковный суд вправе рассмотреть дело в отсутствие заявителя, с обязательным оглашением протокола опроса заявителя на судебном заседании.
3. Согласно ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации судопроизводство в светских судах осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Светские суды не могут отдавать предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам в зависимости от их статуса или по иным основаниям, не предусмотренным федеральным законом (п. 2 ст. 7 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»).
Таким образом, светский суд не выполняет функций защиты либо обвинения, а выступает как орган правосудия (арбитр). Соответственно, обвинение и защита осуществляются сторонами, наделенными равными правами. На суд не возлагается функция сбора доказательств.
Принцип процессуального равноправия сторон имеет целый ряд исключений в церковном судопроизводстве.
Например, в Общецерковном суде по делу, где заявителем является клирик, а обвиняемым лицом — архиерей, право подать апелляционную жалобу на Архиерейский Собор имеет только архиерей. Клирик, хотя и является стороной по делу (заявителем), не имеет права обжаловать решение Общецерковного суда, вынесенное в отношении архиерея (п. 1 ст. 50 Положения).
Также решение Общецерковного суда по делу против руководителя Синодального учреждения имеет право обжаловать только руководитель. Заявители (три сотрудника Синодального учреждения) не вправе подать апелляционную жалобу на это решение.
Не в полной мере соблюдается и принцип состязательности сторон, предполагающий, в частности, осуществление функции по сбору доказательств самими сторонами. Сбор доказательств осуществляется не только сторонами, но также иными лицами, участвующими в деле, и церковным судом, имеющим право направлять соответствующие запросы для получения доказательств в установленным Положением порядке.
4. В соответствии со ст. 3 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу.
В целях обеспечения гарантий реализации этих норм государственного законодательства при Минюсте России функционирует Федеральная служба судебных приставов. Кроме того, специальные акты процессуального законодательства (в частности, УПК РФ) предусматривают меры процессуального принуждения в отношении подозреваемого или обвиняемого (обязательство о явке, привод, задержание, подписка о невыезде, заключение под стражу и т. д.). Уголовное законодательство устанавливает уголовную ответственность за отказ свидетеля или потерпевшего от дачи показаний (ст. 308 УК). Положение о церковном суде не предусматривает института судебных приставов (исполнителей).
Также и вышеуказанные меры принуждения в отношении сторон, свидетелей и иных лиц, участвующих в деле, Положением не предусмотрены.
Объяснения сторон и показания свидетелей в церковном суде могут быть получены только с их согласия.
Важно отметить, что за лжесвидетельство, а также за заведомо ложный донос о якобы совершенном церковном правонарушении предусматривается каноническая (а не уголовная) ответственность, о которой свидетели и стороны предварительно (прежде получения от них объяснений и показаний) предупреждаются церковным судом.
5. Государственное законодательство определяет процессуальные сроки, включая сроки рассмотрения дела, принятия и вступления в законную силу судебных решений, подачи апелляционных и кассационных жалоб на решения судов.
Согласно Положению о церковном суде действия церковного суда и лиц, участвующих в деле, совершаются в сроки, установленные церковным судом, если иное не предусмотрено Положением.
Например, для епархиальных судов установлены сроки:
рассмотрения дела епархиальным судом — 1 месяц (п. 1 ст. 33 Положения);
подачи письменного ходатайства стороны о пересмотре дела епархиальным судом-5 рабочих дней со дня принятия решения (п. 3 ст. 48 Положения);
направления сторонам письменного уведомления о резолюции архиерея на решении суда — три рабочих дня с даты вынесения резолюции (п. 6 ст. 47 Положения);
подачи апелляционной жалобы на решение епархиального суда — 10 рабочих дней со дня получения стороной письменного уведомления о резолюции архиерея (п. 2 ст. 53 Положения).
Конкретные сроки совершения процессуальных действий предусмотрены и для Общецерковного Суда.
6. В отличие от актов государственного законодательства Положение не регламентирует порядок ведения судебного заседания (очередность выступлений, подачи ходатайств и т. д.). Этот порядок определяется церковными судами самостоятельно с учетом ряда правил, предусмотренных Положением.
Например, необходимо соблюдать правило о непрерывности судебного заседания, согласно которому заседание церковного суда по каждому делу ведется без перерыва, за исключением времени, назначенного для отдыха; одновременное рассмотрение нескольких дел на одном судебном заседании не допускается.
7. Правила вступления в законную силу и обжалования решений церковных судов существенно отличаются от тех, которые предусмотрены государственным законодательством.
В частности, решения епархиального суда вступают в законную силу с момента их утверждения резолюцией епархиального архиерея. Однако, в случае, если данная резолюция предусматривает канонические прещения в виде пожизненного запрещения в священнослужении, извержения из сана или отлучения от Церкви, решение епархиального суда вступает в законную силу с момента утверждения соответствующего канонического прещения Патриархом Московским и всея Руси.
Кроме того, если резолюция епархиального архиерея предусматривает наказание в виде освобождения настоятеля (настоятельницы) епархиальных монастырей от занимаемой должности, решение епархиального суда вступает в законную силу с момента утверждения соответствующего наказания Священным Синодом.
Допускается обжалование в Общецерковный суд второй инстанции только тех решений епархиального суда, которые содержат резолюцию епархиального архиерея.
Соответствующая резолюция должна содержать:
указание вида и срока канонического прещения, наказания (в случае привлечения обвиняемого лица к канонической ответственности) либо указание об освобождении обвиняемого лица от канонической ответственности;
подпись и печать епархиального архиерея;
дату вынесения резолюции.
Решения епархиального суда, содержащие резолюцию епархиального архиерея, могут быть обжалованы сторонами исключительно в следующих случаях:
при надлежаще мотивированном несогласии стороны с повторным решением епархиального суда, принятым по ходатайству стороны о пересмотре дела;
несоблюдение епархиальным судом установленного Положением порядка церковного судопроизводства.
Решения Общецерковного суда первой инстанции могут быть обжалованы только обвиняемым лицом (то есть архиереем либо руководителем Синодального и иного общецерковного учреждения).
Положение устанавливает закрытый (исчерпывающий) перечень оснований обжалования данных решений.
В заключение хотелось бы отметить, что, согласно Положению, дела по церковным правонарушениям, являющимся каноническим препятствием к пребыванию в клире, рассматриваются церковными судами в предусмотренном настоящим Положением порядке в случае совершения данных церковных правонарушений как до, так и после вступления в силу настоящего Положения — при условии, что соответствующие церковные правонарушения были сознательно скрыты обвиняемым лицом и в этой связи ранее не рассматривались органами церковной власти и управления.
Дела по иным церковным правонарушениям рассматриваются церковными судами в случае совершения соответствующих церковных правонарушений после вступления в силу настоящего Положения.
В данном случае предусматривается применение Положения «с обратной силой» при рассмотрении дел по церковным правонарушениям, являющимся каноническим препятствием к пребыванию в клире.
Согласно ст. 53 Конституции РФ закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Однако Положение о церковном суде не является государственным законом.
Кроме того, данное Положение не устанавливает ответственность (наказание) за совершение церковного правонарушения. Виды ответственности (наказания) виновных лиц устанавливается, как уже было отмечено выше, церковными канонами.
Положение, определяя порядок церковного судопроизводства, не вводит новых канонических правил (о видах церковных правонарушений и ответственности за них).
Процитированная норма о применении Положения с «обратной силой») означает, что церковные суды должны рассматривать дела по церковным правонарушениям, препятствующим пребыванию в клире, в установленном Положением порядке независимо от того, когда было совершено церковное правонарушение — до или после вступления в силу настоящего Положения.
Например, если церковное правонарушение, препятствующее пребыванию в клире, было совершено священником в 2005 г., а обнаружено в 2008 г. после вступления в силу Положения о церковном суде, епархиальный суд должен рассматривать дело в порядке, предусмотренном Положением о церковном суде (а не «Временным положением о епархиальных судах и епархиальных советах, выполняющих функции епархиальных судов», которое действовало в 2005 г.).
Нелишне отметить, что на современном этапе развития законодательства «незыблемый юридический принцип», согласно которому «закон не имеет обратной силы», имеет множество исключений.
Например, Федеральный закон от 6 июля 2006 года N 104-ФЗ (отменивший право священнослужителей на отсрочку от призыва на военную службу) был принят 6 июля 2006 г., а вступил в силу с 1 июля 2006 года (ст. 7 закона). Другой пример — согласно ст. 11 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса РФ» от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ действие статьи 234 ГК РФ (приобретательная давность) распространяется и на случаи, когда владение имуществом началось до 1 января 1995 года (то есть до вступления в силу ч. 1 ГК РФ) и продолжается в момент введения в действие части первой Кодекса.
К.А. Чернега, юрисконсульт Московской Патриархии
http://www.patriarchia.ru/db/text/426 316.html