Русская линия | Алексей Поповкин | 06.06.2008 |
В память явления чудотворной Феодоровской иконы было установлено празднование, совершаемое 16/29 августа и традиционно сопровождаемое в Костроме общегородским крестным ходом из кафедрального собора к храму Спаса-на-Запрудне, воздвигнутому на месте явления святыни. Эта традиция, насильственно прерванная в ХХ веке, возрождена в 1990 году. 14 марта, по старому стилю, 1613 года в костромском Свято-Троицком Ипатьевском мужском монастыре Михаил Феодорович Романов перед ликом чудотворной Феодоровской иконы принял избрание его Земским собором на престол государства Российского. По летописным свидетельствам, посланцы собора, представлявшие все сословия земли Русской, много часов просили Михаила Феодоровича и его мать, великую инокиню Марфу Иоанновну, принять соборное определение; согласие было получено лишь после обращения возглавлявшего посольство архиепископа Рязанского и Муромского Феодорита, призвавшего юного Михаила и его родительницу преклониться перед волей Божией. У чудотворного Феодоровского образа Пресвятой Богородицы Михаил Феодорович Романов принес обеты верности Отечеству, Православной Церкви и русскому народу. Со времени этого события, явившегося началом преодоления Великой смуты, Феодоровский образ Божией Матери и Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь града Костромы стали особо чтимыми святынями царственного дома Романовых, а в память о призвании Михаила Феодоровича на царство было установлено еще одно празднование иконе — 27 марта, по новому стилю. В 1913 году, в ходе общегосударственного празднования 300-летия дома Романовых, Кострому посетили Святые Царственные Страстотерпцы — последний русский Император Николай Александрович и Его августейшая семья. Особое почитание чудотворного образа Божией Матери династией Романовых нашло свое выражение в постройке в Царском Селе Феодоровского городка с храмом во имя чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери, а также в том, что переходившие из инославия в православную веру невесты членов царской семьи брали себе отчество «Феодоровна».
В годы гонений на Церковь в ХХ столетии чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы не покинула храмовых стен. С 1991 года чудотворный образ хранится в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе Костромы.
Пришествие чудотворного образа на Воронежскую землю состоялось после договорённости, достигнутой между архиепископом Костромским и Галичским Александром и митрополитом Воронежским и Борисоглебским Сергием, и по их совместному благословению. Это событие — продолжение доброй традиции путешествий Костромской иконы по Святой Руси, начавшихся в 2001 году. До Воронежа и Лисок Феодоровская икона побывала в Москве и Санкт-Петербурге, Киеве, Екатеринбурге, Твери, Архангельске и других городах нашего Отечества.
Благодатный образ был торжественно встречен на главной площади Лисок и крестным ходом принесён в Христо-Рождественский храм (построенный в 1998—2002 годах), где находился до 21 мая.
Множество людей, как из нашего города и района, так и из соседних, посетило святыню в эти дни. Нескончаемый людской поток шёл к ней днём, и ночью.
20 мая благочинный Лискинского церковного округа Воронежско-Борисоглебской епархии митрофорный протоиерей Василий Вылуск совершил Божественную Литургию, после которого состоялся водосвятный молебен. За литургией было прочитано повествование о явлении и чудесах Феодоровской иконы Божией Матери. Неотъемлемой частью паломничества были акафисты Феодоровской иконе, которые богомольцы начинали читать ещё в очереди у входа в храм.
К Божией Матери шли пожилые женщины и молодые девушки, семейные пары с детьми, юноши и солидные мужчины. Особенно трогательно было видеть беременных женщин и юных матерей с маленькими детьми, которые готовы были выстоять длинную очередь; но их обычно пропускали вперёд. Благочестивое предание нашего народа гласит, что Богородица через свою Феодоровскую икону подаёт особенную помощь имущим во чреве и молодым матерям.
Богомольцы имели возможность приобрести снимки Феодоровской иконы, освящённое масло, буклеты о святыне и православную литературу, а также записать имена для поминовения о здравии и упокоении в Богоявленско-Анастасиином женском монастыре города Костромы, где обычно пребывает Феодоровская икона.
Порядок во время богомолья обезпечивали казаки, впрочем, никаких происшествий за всё время торжеств не было, пьяных в очереди не замечал.
Всё время, пока икона находилась в Лисках, стояла превосходная погода, настоящее «благорастворение воздухов». Деем было по-летнему тепло, ночью по городу растекалась приятная прохлада, а на небе ярко сияли звёзды…
Святыню сопровождали из Костромы две монахини и два диакона. Для сопровождавших отцом Василием была устроена трапеза. После неё для гостей состоялась экскурсия по строящемуся собору Владимирской иконы Божией Матери, которую провёл настоятель собора протоиерей Иоанн Завгородний.
В разговоре с автором этих строк диакон Иоанно-Златоустовского храма города Костромы отец Иоанн заметил, что был приятно удивлён и даже поражён чистотой нашего города, красотой храмов и благочестием жителей. Он сказал, что при посещении разных мест России костромичи испытывают волнение. Они с тревогой думают о том, как народ этих мест воспримет дорогую им сердцу святыни. Владыка Александр всегда просит рассказать, как к ней отнеслись в разных городах и весях: с почтением и благоговением, с любопытством или равнодушием? Ведь для самих костромичей икона является символом несокрушимой небесной защиты, и когда она покидает пределы края, его жители испытывают душевный трепет, боясь лишиться этой защиты. И как обидно бывает, когда вместо молитвы и покаяния в присутствие святыни проявляется лишь праздное любопытство!
Но за Лиски можно быть спокойным — жители нашего города понимают достоинство чудотворной иконы и важность происходящего события. Об этом я могу свидетельствовать, поскольку сам выстоял сорокапятиминутную очередь перед тем как приложиться к иконе.
Диакон Иоанн также отметил, наш Христо-Рождественский храм удивительно точно соответствует пропорциям и очертаниям древнерусской церковной архитектуры. Действительно, наш небольшой храм вызывает в памяти знатока древнерусского искусства образы новгородской и псковской архитектуры — те самые, которые вдохновляли Царя-мученика Николая в Его строительных замыслах. Поэтому прибытие романовской родовой иконы в наш храм именно в день рождения Царя приобретает особый смысл.
К тому же следует вспомнить, что с Феодоровской иконой связана жизнь великого подвижника XX века архиепископа Воронежского Петра (Зверева), имевшего попечение также и о Лисках. В марте 1920 — мае 1921 года священномученик Пётр, будучи епископом Балахнинским, жил на подворье Феодоровского Городецкого монастыря в нижегородском пригородном посёлке Канавино; рассматривалась возможность его поселения в самом Феодоровском монастыре. 31 октября 1920 года епископ Пётр, как посланец Феодоровского монастыря, освятил придел в храме Феодоровской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге. Об этом событии пишет в своей статье «Архивная находка» («Православный Воронеж"№ 1−2 2005 с.6) известный петербургский исследователь М.В.Шкаровский.
Великолепный храм в честь Царской Святыни, представляющий собой классический образец русского стиля, был построен в начале XX века в ознаменование 300-летия Дома Романовых при петроградском подворье Феодоровского монастыря; в настоящее время он активно восстанавливается.
Пресвятая Богородица решает, когда и куда следует идти Её чудотворным иконам. Из древних сказаний мы знаем, что когда Божией Матери было не угодно перенесение её иконы, то никакая сила не могла сдвинуть её с места, и напротив, когда Царица Небесная благословляла перемещение иконы, то оно совершалось несмотря ни на какие препятствия. Помня об этом, возблагодарим нашу Владычицу за то, что Она благословила пребывание Своего благодатного образа в Лисках. А дата торжества указывает нам на то, что оно совершилось по молитвам Царственных Страстотерпцев и Новомучеников Воронежских во главе со Святителем Петром (Зверевым).
Пресвятая Богородица, спаси нас!
https://rusk.ru/st.php?idar=112810
|