Русская линия | Владимир Мельник | 03.06.2008 |
В 2004 году дивеевская подвижница, одна из любимых духовных чад преподобного Серафима, схимонахиня Марфа, родная тетка Елены Ивановны Милюковой, была прославлена Церковью в лике святых. Это совершенно по-новому освещает факт женитьбы Мотовилова на Елене Ивановне. Через нее Николай Александрович навеки породнился со святой семьей Милюковых, так заботливо окормляемых старцем Серафимом. Вот из какой семьи вышла Елена Ивановна, о которой С. Нилус пишет: «Одними из первых начальниц Дивеева были две сестры — Прасковья и Мария Семеновны Милюковы, девушки крестьянского звания. С ними жила их родная племянница, дочь их брата Ивана, Елена, девочка лет шести.
За два года с небольшим — месяца так за три или за четыре перед исцелением Мотовилова — преподобный Серафим неожиданно велел двум сестрам Милюковым и другим бывшим с ними у него дивеевским монахиням привести к нему маленькую Елену.
„Помню, — рассказывала мне сама Елена Ивановна Мотовилова (она и была той маленькой девочкой Еленой), — привели меня к Батюшке в его пустыньку, что стояла в Саровском лесу. Я еще тогда совсем маленькая была и только начинала учиться грамоте. Батюшка взял меня на руки, поставил меня на стол в своей келье, да и говорит тетке моей и другим с ней пришедшим сестрам:
— Кланяйтесь ей — по времени великая госпожа ваша будет!..
Они мне и поклонились, такая была вера в Батюшкины слова. Тут он дал мне шесть азбучек.
— На тебе эти азбучки, — сказал он, — по времени они тебе пригодятся!
Были у меня в то время брат да сестра — стало быть, всего было нас трое. Для кого же, думали мы тогда, еще-то три? А вышла замуж за своего Мотовилова, и было у меня ровно шесть человек детей, которых всех по этим азбучкам-то и выучила"…“
Елена Ивановна родилась 17/30 мая 1823 года. Она была младше своего мужа на 14 лет — и в этом тоже был особый Божий Промысл. Будучи моложе мужа, Елена Ивановна дожила до XX века, и её застали ещё в полном здравии духовные писатели Сергей Нилус и Евгений Поселянин, готовившие материалы к прославлению отца Серафима в 1903 году, и все, кто искренне интересовался судьбой Николая Мотовилова. Она передала Нилусу корзины с бумагами Мотовилова, десятки лет пролежавшие у неё на чердаке.
Впервые, как мы помним, услышал о своей невесте Мотовилов от батюшки Серафима в октябре 1831 года, когда испрашивал у него благословение на брак с Екатериной Языковой. В своих записках Мотовилов рассказывал:
— Да о ком вы говорите мне, убогому Серафиму? — спросил он меня.
— О Языковой, — отвечал я, — о Языковой, Екатерине Михайловне!
— А! — отозвался он. — О Языковой!.. Ну, я не о ней говорю вам, а я, убогий, о преднареченной вам от Бога невесте говорю теперь, и ей, уверяю вас по Бозе, ваше Боголюбие, более восьми лет с несколькими месяцами теперь никак не будет!
В это время, будучи совсем маленькой девочкой, Елена Ивановна часто видит преподобного Серафима. В дни прославления старца она разговаривала с Евгением Поселяниным и передала ему замечательные подробности своих встреч со старцем. Эти подробности обычно никто не упоминает. Например, она рассказала, как однажды пришла к преподобному в келью, когда он вставал на молитву. Детей он не прогонял. Посадил ее, дал ей орешков, а сам стал молиться. „О каких великих вещах, — пишет Е. Поселянин, — молился он тогда, какие созерцал великие откровения? И вот этот тайновидец временами отрывался от своих созерцаний, и, подходя к девочке, показывал ей, как надо колоть орешки двумя камешками“.
Нужно упомянуть и о том, что в 1903 году во время торжественного прославления в лике святых преподобного Серафима с Еленой Ивановной встречался не только Сергей Александрович Нилус. Встретился с ней и будущий епископ-подвижник, настоятель Чудовского монастыря, а тогда еще инок — Арсений Жадановский. В своих воспоминаниях он пишет: „Там же, в Дивееве, мы заходили к Елене Ивановне Мотовиловой, современнице преподобного Серафима, принявшей нас весьма любезно. С нею удалось немного побеседовать о великом Саровском угоднике-подвижнике. Все ее воспоминания о нем заключались в следующих выражениях: „Ах, если бы вы только видели угодника, какой он был добрый, ласковый! Этого не выразишь чувствами, не передашь словами! Меня, тогда еще небольшую девочку, он всегда любил и ставил на стол“.
Утешившись лицезрением столь приятной старицы, а еще более получением от нее иконочки Преподобного, написанной на дереве от его келлии, мы возвратились в гостиницу, а затем выехали домой“. Возможно, именно от Елены Ивановны получил будущий владыка Арсений (Жадановский) извлечение из записок Мотовилова о преподобном Серафиме. Извлечение содержало пророчество преподобного о будущих судьбах России и русского Православия. Заслуга Елены Ивановны заключалась в том, что она являлась хранительницей архива Мотовилова. Через ее руки до нас дошла знаменитая беседа преподобного Серафима с Мотовиловым о цели христианской жизни и другие воспоминания Мотовилова.
После смерти Николая Александровича Елена Ивановна была одной из старейших хранительниц памяти преподобного Серафима. Недаром Е. Поселянин, встречавшийся с нею, отметил: „Сколько воспоминаний, картин, портретов, святынь в уютных кельях Елены Ивановны“. Как-то он спросил Елену Ивановну, в хороших ли отношениях были Михаил Васильевич Мантуров и ее муж. Елена Ивановна рассказала ему:
— Приятели! Когда мы, бывало, из симбирского имения Николая Александровича приезжали в маленькую усадьбу, что у него была близ Дивеева, как под вечер явится к нам Михаил Васильевич — так я уж и знаю, что они в кабинете до утра проговорят. И только ведь и говорили о старце Серафиме». Между прочим, писатель просил Елену Ивановну сравнить два не совсем схожих портрета преподобного Серафима и указать, какой из них более удачно передает выражение лица преподобного.
В келье Елены Ивановны, по воспоминаниям Поселянина, остались редкие вещи, относящиеся к преподобному Серафиму, например, «оригинальные, в разных позах, кроме как у нее, нигде мною не виденные изображения старца. Вот прекрасный портрет архиепископа Антония Воронежского, опять иной, чем распространенные его портреты, и много других интересных вещей. Некоторые из бывших у нее вещей, принадлежавших старцу Серафиму, Елена Ивановна отдала недавно в Дивеевскую Преображенскую церковь, к прочей «одежке» старца.
Елена Ивановна была при подъеме из могилы гроба старца, недавно совершившемся в Дивееве. Мне рассказывали, что когда гроб стал подыматься, она с плачем воскликнула: «Дорогой ты наш, видела я, как тебя в могилу клали, а теперь на моих глазах мощи твои подымаются!»
Дорогие каждому русскому сердцу воспоминания приходил к Елене Ивановне послушать благочестивейший царь-мученик Николай II. В своих очерках о прославлении преподобного Серафима Евгений Поселянин свидетельствовал: «Государь отбыл на другой день после открытия мощей в Дивеево. Я видел днем позже почтенную старушку Елену Ивановну Мотовилову, современницу старца, которую Государь с Царскою Семьей осчастливил своим посещением и расспрашивал о старце».
Божий Промысл и молитва преподобного Серафима соединили «Служку Божией Матери» Николая Александровича Мотовилова и Елену Ивановну. Умерла она 27 декабря 1910 года.
https://rusk.ru/st.php?idar=112801
|