Русская линия | 12.04.2008 |
Окончив юридический факультет университета и Санкт-Петербургскую Духовную Академию, преподавал в Духовном училище. В 1917—1918 гг. участвовал в Поместном Соборе Русской Православной Церкви. Особого внимания заслуживает его речь от 13 ноября 1917 г., в которой, задолго до разгона большевиками так называемого Учредительного собрания и начала массового террора, он пророчески предостерегал: «Государство будет жить и издавать законы, какие ему вздумается. Ведь оно не захочет считаться с природой Церкви. Мы должны ожидать целого ряда законов, которые будут вредны для Церкви».
Василий Иванович Зеленцов прибыл в Полтаву с епископом Феофаном (Быстровым). Состоял миссионером в светском звании. В 1919 г. рукоположен владыкой Феофаном во священника, служил в Свято-Троицкой церкви г. Полтавы.
Проникновенные проповеди пастыря на каждом богослужении, его духовные беседы, проходившие каждое воскресение и в праздники вечером, а также его пламенные молитвы привлекали в храм множество людей, причем не только его прихода, но и всей Полтавы; даже иноверцы посещали богослужения отца Василия.
Когда батюшка молился, он никого и ничего не замечал, но только проникновенно и с любовью говорил с Небесным Отцом о себе и своих духовных чадах. Такой же молитве отец Василий учил и своих прихожан. Вся его паства знала наизусть многие церковные песнопения, и потому, когда в малые праздники не было хора, пели все.
Любовь к ближнему была образом жизни отца Василия: он пешком обходил окраины, помогая нуждающимся, причем помощь эта была совершенно без различия национальности и веры. Знали, например, многих баптистов, католиков и иудеев, которым любвеобильный пастырь помог в трудную минуту. Своей пастве батюшка отдавал все, порой последнее. Кроме того, отец Василий имел на своем иждивении и воспитывал четырех осиротевших детей священника. Иноверцев батюшка вразумлял и увещал, не боялся проводить публичные диспуты не только с сектантами, но и с безбожниками.
Кротостью и смирением, равно и духовной мудростью, отец Василий так воздействовал на людей, что многие откровенно заблуждавшиеся до того в вопросах веры невольно признавали: «Вот это действительно христианин!».
В начале 20-х годов в противовес комсомолу батюшка организовал Покровское Христианское общество молодежи.
В 1922 г. началась кампания по изъятию церковных ценностей «в пользу голодающих Поволжья». Голодающие между тем продолжали умирать, и изъятие нужно было лишь для унижения и ослабления Церкви. Отец Василий резко выступил против разграбления церквей. Он обратился к прихожанам с просьбой жертвовать голодающим хлеб, а к властям — чтобы указали, сколько именно нужно хлеба. Батюшка заявил: «Мы дадим вам вдвое, втрое больше, но не трогайте наших храмов». В связи с этим против отца Василия было возбуждено «политическое» дело.
Находясь в тюрьме, где его держали до суда, батюшка проповедовал, а все, что ему передавали с воли, раздавал нуждающимся из числа заключенных.
Летом 1922 г. состоялся суд (или, как говорили тогда в Полтаве, «расправа») над священником Троицкой церкви Василием Зеленцовым. Ему выдвинули обвинение в противлении изъятию церковных ценностей. Суд был «показательным», и его исход, разумеется, был предрешен.
В день вынесения приговора отец Василий произнес последнее слово. Осенив себя крестом, невинный мученик сказал приблизительно так: «Много за эти дни говорили против меня, со многим я не согласен и многие обвинения я мог бы опровергнуть. Я приготовил большую речь, по пунктам, но сейчас передумал и скажу немного. Я уже заявлял вам, и еще раз заявляю, что я лоялен к советской власти как таковой, ибо она, как и все, послана нам свыше. Но в тех случаях, когда дело касается Веры Христовой, храмов Божиих, там я боролся, борюсь и буду бороться до последнего моего вздоха с представителями этой власти. Позорно, грешно было бы мне, воину Христову, носящему этот Святой Крест на груди, защищать лично себя в то время, как враги ополчились и объявили войну Самому Христу. Я понимаю, что вы мне бросаете идейный вызов, и я его принимаю. И, какое бы наказание вы ни вынесли мне, я должен его перенесть твердо, без страха, даже смерть готов принять, ибо нет награды выше, как награда на небесах».
Изумленные слушатели, многие из которых вовсе не симпатизировали обвиняемому, умолкли и слушали эту речь внимательно, с уважением. Даже начальник ГПУ Линде сказал отцу Василию: «Как служителя культа и врага советской власти я вас с удовольствием расстрелял бы, но признаюсь, что уважаю вас как человека убежденного и стойкого».
Суд, как и следовало ожидать, вынес смертный приговор. При последнем слове — «к расстрелу» — отец Василий широко перекрестился и со спокойной улыбкой благословил всех, говоря при этом: «Господь с вами, успокойтесь, все в Божьей воле, смотрите, ведь я спокоен. Идите с миром по домам».
В камере смертников батюшка ждал своего последнего дня с радостью и даже восторгом.
Между тем, защитник подал ходатайство о помиловании, а делегаты от всех жителей города, и, в частности, полтавских промышленных предприятий, поехали в Москву к Ленину. С мнением рабочих посчитались, и заменили смертную казнь десятью годами тюремного заключения. Рассказывают, что отец Василий был даже огорчен отменой первоначального приговора.
Страстотерпца поместили в общую камеру. Там священника так полюбили, что даже матерые уголовники называли его «наш батюшка» и защищали от издевательств тюремщиков, не позволяя ему выполнять наряды (чистить помещение, выносить нечистоты и проч.) и не сквернословя в его присутствии.
Через некоторое время отца Василия перевели в Харьков, где он и отбывал срок, который по какой-то амнистии был сокращен более чем на половину.
В Харькове заключенного батюшку привезли однажды на антирелигиозный диспут. Там отец Василий произнес такую сильную речь, что о ней заговорил весь город.
После освобождения в 1924 г. батюшка прибыл в Полтаву, и тут, по всеобщему желанию паствы, был рукоположен во епископа Прилукского, викария Полтавской епархии. Хиротонию совершили блаженной памяти архиепископ (впоследствии митрополит) Полтавский и Переяславский Григорий (Лисовский, + 1927) и тайно прибывший епископ Глуховский Дамаскин (Цедрик, + 1937). Рукоположение состоялось 12 августа 1924 г. (по другим данным — 1925 г.). При наречении владыка сказал речь, которая по сути своей была клятвой на верность служения истинной Церкви Христовой и обещанием бороться с Ее врагами и отступниками.
Владыка Василий, поставленный на Прилукскую кафедру (ныне Черниговская область), старался активно бороться с возникшим в то время самосвятством разных толков, вызывал главарей самосвятов на публичные прения о вере, но вожди лже-автокефалии, зная мудрость и силу слова владыки, побоялись принять вызов.
Преосвященный продолжал служить в Троицкой церкви, и многие привычно называли его «отцом Василием». Всех прихожан владыка знал по именам, интересовался жизнью каждого.
В своих проповедях Владыка обличал преступления безбожников, и чем большими были преступления, тем бесстрашнее и громче звучали обличения.
В 1926 г. Преосвященный был снова арестован и сослан на три года в Соловецкий лагерь, где по его настоянию Соловецкие епископы в сентябре 1927 г. составили так называемое «Послание Соловецких исповедников» (отзыв на «Декларацию» митрополита Сергия (Страгородского) и его нового церковного курса), в котором открыто призывалось заявить коммунистическому большевицкому правительству, что «Церковь не может мириться с вмешательством в область чисто Церковных отношений государства, враждебного религии».
Около 1928 г. Владыка был выслан с Соловков в Иркутскую область. Жил в деревне Пьяново Братского района (вместе со святым мучеником Владимиром (Лозина-Лозинским), работал над богословскими трудами. С нового места ссылки и пришла последняя весточка от Владыки: на маленькой открытке были слова: «Мирно наблюдаю закат солнца. Так подходит к закату и моя жизнь».
В августе 1929 г. он написал большую работу «В чем состоит верность Христу в церковной жизни» с критикой деятельности митрополита Сергия. В этой рукописи, помимо прочего, говорилось о необходимости борьбы с советской властью всеми возможными способами. Рукопись была размножена верующими и получила широкое распространение. Вскоре после этого, 9 декабря 1929 г., владыка снова был арестован и на этот раз отвезен в Москву, на Лубянку. А 3 февраля 1930 года преосвященного приговорили к расстрелу.
Бог весть, каковы были последние дни священномученика. По одним данным, владыку расстреляли в одном из подвалов на Лубянке в Страстной Четверг 1930 г.; по другим — после зверского допроса живым бросили в тюремную клоаку.
По данным Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (Москва) священномученик погребен на Ваганьковском кладбище.
Память о мудром и любвеобильном архипастыре, твердом воине Христовом епископе Василии всегда сохранялась в душах верующих полтавчан. Сотни людей молились за упокой «убиенного епископа Василия», чтили его как святого и призывали в молитвах о его помощи. По благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Полтавского и Кременчугского Феодосия, были поданы материалы к канонизации священномученика. Много усилий для сбора документов о жизни и мученической кончине святого приложил протоиерей Александр Антонюк, клирик Спасской церкви Полтавы.
11 июня 1997 г. на заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви было принято решение о причислении убиенного епископа Прилукского, викария Полтавской епархии Василия (Зеленцова) к лику святых. По благословению Высокопреосвященного Митрополита Феодосия была написана икона священномученика и создана служба.
Торжества в связи с прославлением священномученика Василия состоялись в Полтаве 4 апреля 1998 г., в день празднования памяти святого. В последний раз была отслужена заупокойная лития по убиенному епископу Василию. С тех пор каждый год в день его памяти богослужения служатся за уставом храмового праздника, обязательно служится Божественная литургия.
Владыка Василий (Зеленцов) причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском соборе Русской православной церкви в августе 2000 г. для общецерковного почитания.
Святителю отче наш Василие, моли Бога о нас!
На снимках: сщмч. Василий, епископ Прилукский (первое фото — из теремного досье).
Икона: Собор новых мучеников и исповедников Российских, за Христа пострадавших, явленных и неявленных. Во 2-м ряду образы: 1. Владимир (Богоявленский; 1848−1918), митрополит Киевский 2. Иларион (Троицкий; 1886−1929), архиепископ Верейский, викарий Московской Епархии 3. Лука (Войно-Ясенецкий; 1877−1961), архиепископ Крымский и Симферопольский 4. Анатолий (Грисюк; 1880−1938), митрополит Одесский и Херсонский 5. Константин (Дьяков; 1871(1864?)-1937), митрополит Киевский 6. Прокопий (Титов; 1877 — 1937), архиепископ Херсонский и Николаевский 7. Онуфрий (Гагалюк; 1889−1938), архиепископ Курский и Обоянский 8. Василий (Зеленцов; 1870−1930), епископ Прилукский, викарий Полтавской епархии 9. Аркадий (Остальский; 1888−1937), епископ Бежецкий 10. Порфирий (Гулевич; 1864−1937), епископ Симферопольский и Крымский.
Подготовил Петр Маслюженко
https://rusk.ru/st.php?idar=112677
Страницы: | 1 | |