Русская линия | Дмитрий Соколов | 04.02.2008 |
Являя собой классическую страну-отрицание, Советская Россия отбрасывала вековые традиции и провозглашала построение нового общества, живущего по иным этическим, нравственным и социальным законам.
Выступая 21 января 1928 г. на траурном заседании памяти Ленина, один из ведущих теоретиков партии Н. Бухарин патетически заявлял: «…Мы создаем, и мы создадим такую цивилизацию, перед которой капиталистическая цивилизация будет выглядеть также, как выглядит „собачий вальс“ перед героическими симфониями Бетховена».
Ценности, лежащие в основе Российской империи, были представлены триадой «православие-самодержавие — народность», большевики, придя к власти, поменяли эти ценности на зеркально-обратные.
Православие и всякая религиозность вообще были заменены оголтелым материализмом, почитание священной власти монарха сменил культ партийных вождей, единство и целостность нации — «пролетарский интернационализм».
Само собой разумеющееся, что столь резкая смена системы общественных ценностей предполагала изменение государственных символов.
***
И доныне советские эмблемы видны на фасадах старых каменных зданий, на досках почета, на чугунных решетках оград, точно безмолвное напоминание о минувшей эпохе.
Тогда (впрочем, как и сейчас) миллионы рядовых обывателей воспринимали только внешнюю сторону советской символики, и никогда не задумывались о ее происхождении и подлинном смысле.
А между тем, понимание истинного значения символов — показатель зрелости общества. Ведь символы — это отнюдь не просто картинки. Это спрессованная реальность, знаки, несущие в себе определенную информацию.
Что же в действительности обозначали собой советские символы?
Каков их подлинный смысл?
Именно об этом и будет рассказано в настоящей статье.
Красный цвет. С незапамятных времен этот цвет является символом жизни, энергии, огня, Солнца и лета, но одновременно обозначает опасность и кровь.
На Руси слово «красный» обозначало «красивый», символизируя собой все самое лучшее: Красная площадь, красный угол, красное крыльцо и т. п. При этом эмблематическим символом дореволюционной России был белый.
В эмоциональной сфере красный выступает олицетворением, любви радости, страсти, а также агрессии, ярости, бешенства, гнева.
В социально-политической сфере красный цвет выступает синонимом общественных потрясений: революций и войн.
В Древней Греции красный цвет был связан с фаллическим культом Приапа, в Древнем Риме — с богом войны Марсом.
В египетской мифологии этот цвет принадлежал богам зла Анопу и Сету. У древних кельтов красный являлся символом смерти, которая изображалась в виде красного всадника.
В средневековом европейском фольклоре красный символизировал огненную геенну и многочисленные ее порождения.
Красный цвет у евреев является «цветом Эсава» (греха) или телицы, родившей золотого тельца. «Красными» иудеи называли евреев-отступников от Иеговы. Христа во время его истязаний мучители облачили в багряницу.
Исследователь Ю.М. Каныгин в своей работе «Сатанизм в ХХ веке» раскрывает еще один, глубинный, оккультный смысл данного символа: «это — знак крови как носителя живой души (дживы), роднящего человека с животным миром». [1]
Пятиконечная звезда. Отличительный знак военнослужащих Красной Армии, впервые введенный приказом Наркомата по военным делам от 19 апреля 1918 года как нагрудный знак красноармейцев и командиров. Ношение данного знака было подтверждено приказом Реввоенсовета Советской Республики N 310 от 7 мая 1918 года.
Согласно приказу Наркомата по военным делам N 321 от 7 мая 1918 года за подписями Троцкого, Мехоношина, Подвойского и Склянского, «красноармейский значок есть принадлежность лиц, состоящих на службе в войсках Красной армии. Лицам, не состоящим на службе в составе Красной армии, указанные знаки предлагается немедленно снять. За неисполнение сего приказа виновные будут преданы суду военного трибунала».
Пятиконечная звезда является одним из наиболее древних магических символов, история возникновения которого уходит в глубины веков. Изначально звезда служила символом вечности, позднее стала олицетворять собой высокие устремления, идеалы.
В 300−150 г. г. до н. э. пятиконечная звезда (называемая также звездой Соломона) считалась официальной эмблемой Иерусалима.
В магии, как в белой, так и в черной, пентаграмма использовалась, соответственно, как для защиты от демонов, так и для взывания к силам зла.
Пять лучей пентаграммы символизировали живой мир природы, вернее, четыре основных элемента, из которых, как полагали, состоял окружающий мир — землю, огонь, воздух, воду — и их совокупную общность. Также лучи пентаграммы обозначали четыре стороны света и его центр.
Но больше всего пятиконечная звезда отождествлялась именно с человеком, который считался воплощением всей природы, ее микрокосмом.
Перевернутая пентаграмма использовалась исключительно для взывания к силам зла. За сходство перевернутой звезды с козлиной головой эту фигуру называли Козлом Мендеса, а также следом дьявола или следом раздвоенного копыта. [2]
Любопытно, что на ордене Красного Знамени, учрежденном по настоянию наркома по военным делам Л.Д. Троцкого, изображена именно перевернутая звезда (верхние ее лучи закрыты знаменем, три луча устремлены вниз).
Перевернутую звезду также можно встретить и на некоторых советских плакатах времен Гражданской войны, как например, на плакате художника Д. Моора «Советская Россия — осажденный лагерь. Все на оборону» (1919 г.).
В масонстве пятиконечная звезда символизировала мистический центр: звезда с помещенной внутри нее человеческой фигурой олицетворяла пять человеческих чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. [3]
В советской символике красная звезда появилась после того, как Всероссийская коллегия по организации и формированию Красной Армии, предложила ее в качестве эмблемы.
Согласно официальной трактовке, красная звезда олицетворяла борьбу трудящихся за освобождение «от голода…, войны, нищеты и рабства», являлась символом «рабоче-крестьянской Советской власти, защитницы бедноты и равенства всех трудящихся». [4]
Пять лучей красной звезды обозначали солидарность трудящихся пяти частей света, а плуг и молот — союз крестьян и рабочих.
В оккультно-мистическом плане избрание пятиконечной звезды эмблемой Республики Советов как бы знаменовало собой окончание Царствия Божьего и начало Царствия Человека.
Серп и молот. Главная советская государственная эмблема, одновременно являющаяся символом социализма. Официально, сочетание серпа и молота обозначало собой единение трудящихся: крестьян и рабочих.
Знак серпа и молота был утвержден лично Лениным. Когда в январе 1918 года СНК дал указание изготовить государственную печать, художниками и скульпторами было предложено множество вариантов государственной эмблемы, среди которых были и совсем фантастичные.
По воспоминаниям скульптора Н.А. Андреева (1873−1932), делавшего зарисовки в кабинете «вождя мирового пролетариата», Лениным был отвергнут проект герба, в котором за основу был «взят тот же самый двуглавый орел, причем у орла повыщипаны крылья, вместо маленьких корон на головах поставлены красные звезды, а вместо большой короны, которая высится над двумя головами орла, надета шапка красноармейца. В лапах вместо скипетра и державы камень и палка. И в этом чудовищном, ужасном виде се это должно было изображать герб». [5]
И таких неудачных вариантов государственного герба было великое множество! Ситуация с главной советской эмблемой прояснилась только к апрелю 1918 года, когда художником А. Лео был предложен подходящий проект.
…На красном фоне сияли лучи восходящего солнца, обрамленные полукругом снопами пшеницы, внутри которых виднелись скрещенные серп и молот, а над ними — острый булатный клинок.
Ленину герб в целом понравился, однако по его настоянию меч с эмблемы Советской республики был в конце концов убран.
10 июля 1918 г. скрещенные серп и молот были утверждены в качестве главной государственной эмблемы V съездом Советов.
26 июля 1918 г. эта эмблема была впервые изображена на печати Совнаркома РСФСР.
На первый взгляд, серп и молот кажутся вполне «безобидными» символами, лишенными оккультно-мистической подоплеки. Но это лишь кажется.
Оба эти символа обладают богатой историей; происхождение их уходит корнями в глубины веков.
Так, серп является одной из старинных европейских эмблем, применявшихся в австрийской, швейцарской и южно-германской геральдике со средних веков.
Как один из элементов малого герба Советской России, серп служит (опять же, согласно официальной трактовке) эмблемой трудящегося крестьянства. Действительно, к моменту прихода большевиков к власти серп был наиболее массовым орудием крестьянского труда, имеющимся в каждой крестьянской семье.
До 1917 года серп можно было увидеть на гербах Красноярска, Вознесенска, Умани, Лиды, Щигры, Серпейска, Закатал, Камышлова.
Вроде бы, все пристойно.
Но есть и другое значение данного символа: уничтожение всего живого, сатанинская жатва.
Как и коса, серп является олицетворением Смерти. Одновременно это астрологический символ Сатурна — античного бога земли и посевов, изображаемого в виде бородатого мужика, снимающего серпом жатву времени. В оккультном и астрологическом смысле Сатурн выступает покровителем старчества, мест заключения, кладбищ и склепов, его камень — гранит (оникс, обсидиан и все черные), цвет черный, металл — свинец.
Зная о том, какие потоки крови были пролиты большевиками во имя построения «царствия всеобщего счастья», любые вопросы об истинном назначении данного символа отпадают сами собой.
Не менее интересна другая составляющая советской эмблемы — молот. Символ этот имеет двойственную природу, обозначая собой как разрушение и грубую силу, так и производительный труд.
В античной мифологии молот в руках богов Гефеста и Вулкана олицетворял творческий потенциал.
В верованиях африканских народов молот выступает символом зла.
В Японии молот служит символом процветания и богатства, в Китае и Индии, напротив, молот является олицетворением торжества темных сил.
В западном христианстве молот выступал как грозное орудие церкви, призванное безжалостно уничтожать ее заклятых врагов.
В масонстве молот является главным атрибутом мастера ложи и символизирует творческий ум.
Молот также является одной из старейших эмблем ремесла. Впервые изображение молота встречается в качестве эмблемы на территории Римской империи в надгробии кузнеца (441 г.). Начиная со средних веков, молот постепенно становится наиболее употребляемым ремесленным символом, используемым не только кузнецами, но и архитекторами, каменотесами, ваятелями, сапожниками, рудокопами. В Новое и Новейшее время эту эмблему взяли на вооружение машиностроители, техники, инженеры и прочие специалисты.
В период революции 1905 — 1907 гг. молот в рядах русского революционного движения сделался общепринятым символом, используемым для обозначения рабочего класса. А поскольку многие приверженцы идеи насильственного свержения царского строя были прямо или косвенно связаны с тайными обществами (в том числе и с масонами), заимствование ими символики этих обществ выглядит совершенно логичным.
Что остается добавить ко всему вышесказанному? Пожалуй, лишь то, что сама по себе эмблема скрещенных серпа и молота представляет видоизмененный знак «вольных каменщиков» — скрещенные молот и мастерок.
Определенные указания на антихристианский характер советского государства содержат и более поздние символы. В частности, является весьма показательным, что изображенный на государственном гербе СССР земной шар освещается лучами солнца не сверху, а именно снизу.
* * *
Примечания:
1 — Каныгин Ю.М. Сатанизм в XX веке: Ист.-публицист. исслед. — К.: МАУП, 2004. (Б-ка журн. «Персонал»). — с.447
2 — Мазелло Р. История магии и колдовства — М.:ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. — с. 32
3 — Вовк О.В. Знаки и символы в истории цивилизаций — М.: Вече, 2005. — с.54
4 — Гражданская война и военная интервенция в СССР: Энциклопедия. — М.: Сов. Энциклопедия, 1987. — с.304
5 — Цит. по: Можейко И.В. Награды. — М.: «Хронос», 1998 — с. 280
https://rusk.ru/st.php?idar=112449
Страницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | Следующая >> |