Русская линия | Игумен Игнатий (Душеин), Андрей Сигутин | 27.12.2007 |
И думаю, что в данном случае мы можем задействовать и разум, а не только сердце. Вообще все, относящееся к вещам духовным, в некотором смысле тайна. Но Церковь всегда призывала не только к Богопознанию практическому — к тому, что Вы назвали «познаванием сердцем» — но и к постижению вопросов духовной жизни и богословия умом.
И о том, что мы называем «искуплением», тоже есть много мыслей святых Отцов, то есть тех, кто на практике узнал, что такое спасение. Кстати, я бы лучше употреблял это слово в отношении Жертвы Христовой.
Христос пришел «грешников спасти», по слову Апостола. В этой связи возникают вопросы: «Что произошло на Голгофе? Как именно Он нас спасает?», — которые мы вправе задавать и обсуждать. Только хорошо бы это делать в мире и любви, не спеша заклеймить своих оппонентов обидными ярлыками.
— Отец Игнатий, как бы Вы объяснили цель и суть искупительной жертвы Спасителя?
— Бог-Слово, воспринял на Себя поврежденное человеческое естество в воплощении, провел его через все этапы земной жизни и через смерть. Этим Он, по слову Апостола «совершил (довел до совершенства) через страдания» [1] воспринятую на Себя человеческую природу, исцелил ее в Себе Самом.
Воскресение Христа означало, что причины смерти людей — греховного повреждения — уже нет в воспринятой Богом человеческой природе.
Таким образом, человеческая природа Христа стала нетленной, бессмертной. Именно ей мы приобщаемся в Таинстве Евхаристии, именно это семя Нового Адама мы получаем в Крещении.
— Каковы спасительные плоды Искупления?
— Во Христе Бог воскресил погибшую человеческую природу. Теперь каждый человек на своем личном уровне может стать ее причастником и, следовательно, наследником вечной жизни.
— От священников приходилось слышать, что некоторые верующие причащаются, не понимая смысла Голгофской Жертвы Спасителя. И апостол Павел говорил о том, что многие причащаются, «не рассуждая о Теле и Крови Христовой». Хотя в Писании и святоотеческой литературе об оправдании Кровью Агнца сказано многократно (св. Василий Великий даже учил: «Цена человека есть Кровь Христова»).
Почему же среди широких масс верующих пока нет осознания величайшего значения Крови Христа для нашего спасения?
— А стоит ли от всех требовать академических знаний? Я думаю, что Апостол вообще имел в виду опасность неблагоговейного причастия, а не отсутствие догматических познаний.
Конечно, это вовсе не означает, что знание данного предмета излишне. Просто я бы очень удивился, если б наши приходские (особенно, деревенские) священники стали экзаменовать своих бабушек на предмет споров об «евхаристическом докетизме», например…
В Таинстве Причастия (как и во всех Таинствах) два главных условия — вера и покаяние. Вера в Бога Живого и Спасающего нас, и покаяние в том, что мы всю свою жизнь мешаем Ему нас спасать. Остальное — вторично.
— Благодаря искупительной Жертве Христа, апостол Петр смог сказать христианам: «Вы — род избранный, царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел…» (1 Петра 2:9). Как эти слова правильно понимать воцерковленным мирянам?
— Ранее эти слова относились к Ветхозаветному Израилю [2]. Этот народ был избран (а точнее — создан) для определенной цели, у него было особое служение. После пришествия Бога во плоти эти слова апостол Петр адресовал всем христианам — Новому Израилю — Церкви.
— В Новом Завете сказано, что «Христос искупил нас от клятвы (проклятия) закона…» (Гал. 3:13). Как видим, Христос искупил нас от проклятия закона. А что такое «проклятие закона» можно узнать, обратившись к Пятикнижию, первым пяти книгам Библии. Ознакомившись с ними — или законом, — мы узнаем, что проклятие или наказание за нарушение заповедей Божиих тройное: богооставленность и духовная смерть, полное расстройство земных дел («Прокляты будут житницы твои и кладовые твои» (ст. 17)), а также телесной крепости и здравия (см. Второзак. 28:15−22, 27−29, 35, 58−61). Можно ли говорить, что благодаря Искуплению, Господь открыл нам путь не только к спасению души, но и, вместе с тем, к богатству (на всякое доброе дело (см. 2 Кор. 9,8)) и к телесному здравию (во славу Божию)?
— Полностью это звучит у Апостола так: «А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет. А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им. Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою [ибо написано: проклят всяк, висящий на древе], дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою» [3].
Закон Моисея не спасал, он был дан для обнаружения греха, немощи человеческой, он был «детоводителем» ко Христу — к реальной возможности обновления человеческого естества. Христос не нарушил, но исполнил (довел до исполнения, до полноты) закон, добровольно понеся то, что невольно должны нести все потомки Адама — тленность, смертность. Я так понимаю это изречение Апостола.
— Позвольте продолжить изречение апостола Павла: «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою… Дабы благословение Авраамово чрез Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою…Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники» (Гал. 3:13−14, 29). Скажите, пожалуйста, как православному христианину понимать «благословение Авраамово», ведь оно включает в себя и материальное благополучие?
— Христос неоднократно говорил на эту тему. «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» [4]. Совершенно ясно сказано, что после того, как для людей открылось Небесное Царство в мире, вместо земных благ (которые в Ветхом Завете были лишь прообразами благ Небесных) любящим Бога предназначены скорби. Так что можно не обольщаться: эта часть «Аврамова благословения» нам не грозит.
— Пророк Исаия сказал о Христе: «Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились». (Ис. 53) Можно ли здесь под словом «исцелились» понимать как духовное исцеление, так и физическое?
— Думаю, здесь говорится как раз о всеобщей болезни детей Адама — последствиях грехопадения: тленности, смертности, удобосклонности к греху. А также об Исцелении всей полноты человека. Ведь Бог-Слово воспринял всего человека в полноте.
— О высоком достоинстве человека во Христе говорили многие святые, например: преп. Макарий Великий, свт. Феофан Затворник, св. Иоанн Кронштадтский. Почему же сейчас на эту тему мало кто из священников проповедует? Почему практически никто не призывает православных мирян быть сильными в Боге, в основном же, акцент ставится только на немощах и скорбях, хотя свт. Феофан Затворник учил: «Слово „не могу“ — не христианское, все могу, но не сам по себе, а в „укрепляющем меня Иисусе Христе“ (Флп. 4)».
— Наверное, потому, что мы и вправду не видим вокруг тех, кто «может». Людям свойственно говорить о том, что они видят. Во времена этих Святых Церковь изобиловала сильными о Христе. Теперь — время оскудения и обнищания. Нам бы свои немощи осознать, перестать превозноситься по любому поводу, стать «нищими духом» — и то было бы великое счастье!
— Один известный священник сказал: «Почему мы не радуемся, почему мы не благодарим, почему мы вечно недовольны? Почему мы угрюмы, сердиты, злы? Ведь это же состояние не искупленного человека… Но мы то ведь искуплены, мы то уже не падшие, нас то Он уже искупил! Он нам уже все дал. И наша жизнь должна быть вот этой радостью и благодарением. Если мы искуплены, если мы верующие, что еще нам нужно? Но нет, нет…
Искупленный человек, тот человек, за которого Христос отдал жизнь, тот человек, за которого Христос принес жертву, тот человек, которому Христос даровал Царство Божье, открыл врата Царства Божьего — это человек радостный, это человек евхаристичный, благодарящий. Это человек мирный и добрый…»
Отец Игнатий, как бы Вы прокомментировали эти слова?
— Необходимо внести ясность: мы находимся в состоянии, в котором МОЖЕМ усвоить себе плоды Спасительного подвига Христа. Но «можем» еще не означает, что уже усвоили эти плоды во всей полноте. Возможно, только начали их усваивать.
Из приведенного отрывка можно представить себе, что человек бывает в двух состояниях: «искупленный» — этакое веселящееся и ликующее чадо Божие, и «неискупленный» — совсем-совсем грустный…
Спасение во Христе происходит не сразу. Оно созревает в человеке, как семя, по мере усердия в труде возделывания себя. Радость, мир, долготерпение и т. д. — это уже ПЛОДЫ Духа. Но плоды еще надо вырастить.
Если мы почитаем жития даже великих святых, то увидим: какие «радостные» были они в начале своего духовного пути…. Тернии и волчцы производила им земля падшего человеческого сердца. Что же про нас говорить?
Нам бы не к радости и веселию стремиться, напротив, — стяжать сердце сокрушенное и нищету духовную — вот была бы настоящая радость.
— О чем еще Вы хотели бы сказать по теме Искупления, что не прозвучало в предлагаемых вопросах?
— Особое значение надо предавать, как мне кажется, не вопросу о том, «как нас искупил Христос», а практическому вопросу: «Как нам стать причастниками плодов Его Жертвы?». Мы ведь уже не на таком наивном уровне, чтобы верить в автоматизм Таинств или священнодействий. Хотя есть еще целый слой людей в Церкви, которые относятся к этому чисто по-язычески: пошел в Церковь, поставил свечку, подошел к Чаше…
Ведь самое главное: с каким сердцем пошел в храм и как искренне раскрыл свое сердце Богу. Никакие Таинства не совершаются автоматически. Тут недавно книга вышла о «непрестанном Причащении"… Можно сколь угодно часто причащаться без пользы. Не в количестве дело. Мария Египетская причастилась всего два раза за свою жизнь…
Заповеди! Труд по их исполнению, покаяние в неминуемых ошибках, рождающееся от этого «сердце сокрушенное и смиренное» — вот залог правильного Причастия и вообще правильной духовной жизни.
Беседовал Андрей Сигутин
ПРИМЕЧАНИЯ:
1 — Послание к Евреям гл. 2 ст. 10.
2 — Исход гл. 19 ст. 6.
3 — Послание к Галатам гл. 3 ст. 11 — 14.
4 — Евангелие от Иоанна гл. 16 ст. 33.
https://rusk.ru/st.php?idar=112340
|