Русская линия
Русская линия Андрей Хаустов25.12.2007 

В Оптину Пустынь
Репортаж одного дня

Посвящается:
Натали Балуевой — идейному вдохновителю;
Евгению Надтоке — верному компаньону;
Моей маме — замечательной женщине…

Часть I

Оптина Пустынь… Этот оплот русской православной веры на калужской земле явился символом духовного возрождения России в конце XVIII века и по сей день сохраняет статус духовного центра истинного православия.

В Оптину Пустынь. Илл.1Монастырь возник на пустынных холмистых землях, окружённых непроходимыми лесами. Место было избрано неспроста: обитель расположена вдали от шумных городов, окружена высокими холмами и непроходимым лесом, отрезана целиком от внешнего мира — идеальное место для уединённой аскетической жизни старцев.

***

…С Калужской площади Москвы, расположенной в центре города, мы отправляемся на экскурсионном автобусе в так приятное нашим натурам небольшое путешествие по святым землям калужской губернии. Проскочив половину мегаполиса без единой пробки и задержки по помпезному и большому Ленинскому проспекту, мы съезжаем на «старую калужскую дорогу», Калужское шоссе, и устремляемся в путь.

За окошком мелькают зелёные леса и поля, реки и деревни, сменяя друг друга в самых интересных и неожиданных последовательностях. Меняется и ландшафт местности. За пределами Московской области он изменяется более резко и заметно — песчаные обрывы с соснами; мелеющие местами речушки и озёра; крутые овраги; и холмы, холмы, холмы… В Жигулях такие возвышенности назвали бы «горами», а здесь — нет — холмы, и невероятные по размерам овраги! Если честно, в жизни не доводилось ещё таких огромных оврагов видеть, а самое главное, так много и в одном месте!

Вот мы подъезжаем к старинному городу Козельску.
Справа от нас — промышленная часть Калуги, а за мостом через реку Жиздру — виднеется из-за холмов, поросших лесом маленький, но древний Козельск. Официально — он на год старше самой Москвы, неофициально — населённым территориям Козельска свыше тысячи лет. Здесь ещё в дохристианский период жили многочисленные поселения славян-вятичей.

В Оптину Пустынь. Илл.2Козельск — город с богатой историей. В период нашествия татар он не единожды терпел многочисленные осады, горел, и утопал буквально в крови. Горожане стойко защищали свои дома и храмы. Против полуторатысячного населения города-крепости Козельска (вместе с детьми и стариками) была выставлена многотысячная армия-орда татар.

Город не сдавался. Воинам помогали женщины и дети. Снимали с мостовых булыжники (да-да, уже в то дикое средневековье в Козельске улицы мостили булыжником.) и бросали их во врага.

Крепость как-то держалась. У её стен росла гора тел неприятеля. Татары забрасывали город горящими стрелами. И вскоре полчища басурман ворвались в крепость по телам своих воинов и, мести ради, вырезали весь город целиком…

Геноцид. В архивах остались записи, свидетельствующие о том, что потоки крови в городе были настолько велики, что раненые горожане попросту тонули в ней, не в силах подняться…
Когда-то это было…

В Оптину Пустынь. Илл.3Ныне Козельск — небольшой и вроде бы ничем не примечательный городок. Маленькие пыльные улочки, дороги; двухэтажные домики, построенные не позднее 19 века; магазинчики — ничего, вроде бы особенного. Главная достопримечательность же — расположенная неподалёку Оптина Пустынь.
Мы у ворот обители.

Вокруг — невероятное количество приезжих. Стоянка целиком заполнена машинами, экскурсионными и паломническими автобусами. Люди идут в обитель. На мой взгляд, люди, устремившиеся сюда, делятся, как бы на три категории: полупраздные туристы с блеском в глазах, как и мы, жаждущие чего-то нового и интересного; истинные паломники-христиане; и помпезная публика, шагающая и едущая замаливать грехи и просить у Бога благополучия и ещё большего богатства. Все три категории прихожан довелось хорошо разглядеть вашему покорному слуге.

Люди, приезжающие в святую обитель с рёвом развесёлой музыки из салонов дорогущих Порше и Лексусов, направляются просить у Бога исключительно одного: финансового благополучия. Верхом цинизма был случайно услышанный обрывок разговора двух гламурного вида дам:

-Кать, чего просила?

— Парня богатого, и ещё хочу машину получше…

В Оптину Пустынь. Илл.4Мы же, любопытные туристы, бродим с фотокамерами на груди и охочим до всего нового взглядом, прикасаемся к старине, истории и памяти наших предков. Кто-то «оптом» скупает свечи и зажигает их чуть ли не перед каждым образом, кто-то — только «своему», а у кого-то просто взгляд застыл перед одной из икон и не может от неё оторваться… Все мы люди, и каждого из нас привела своя причина в эту святую обитель.

Паломников же мы оставим в покое. Их вера выше всей этой суетной мышиной возни…

***

Оптина Пустынь — место сильное и притягательное. Очень многие люди шли сюда временно «пожить» или же остаться «насовсем».
Это были и дворяне, бояре, писатели, учёные, и, конечно же, простой люд.

Сюда неоднократно приезжали Толстой, Гоголь, Пушкин, Тургенев, Некрасов… Просили благословления у святых старцев, искали ответы на вопросы, рождали шедевры, находили мир своей душе…

В Оптину Пустынь. Илл.5Святые старцы могли их как принять, так и отказать им. Описываются случаи, когда святые старцы (стоило им взглянуть на человека), сразу же молвили, что терзает его; «читали» прошлую жизнь, настоящую и возможные пути разворота будущей жизни. Они могли исцелять прихожан и творить чудеса. Однако снискать их внимания было отнюдь непросто. Старцы вели уединённый образ жизни в лесу, неподалёку от монастыря. В скит преподобного старца Амвросия — в это намоленное место до сих пор «простым смертным» непросто попасть — открыто оно только для паломников.

…Сейчас мы стоим под вековыми дубами неподалёку от скита, и слушаем рассказ экскурсовода.

Здесь есть один дуб, под кроной которого Гоголь дважды беседовал с одним из святых старцев в надежде получить ответы относительно своих незаконченных на тот момент «Мёртвых душ». Ответ он получил. Из двух вариантов этого произведения мы имеем честь знать только тот, который нам достался в наследство от великого мастера русского и украинского слова.
Значит, так было нужно…

Часть II

В Оптину Пустынь. Илл.6Следующий этап нашей экскурсии — посещение села Шамордино, или, если быть точным, Казанской Амвросиевской ставропигиальной женской Пустыни, близ Шамордино.

Нашему взору предстаёт величественный, строгий красавец казанский собор.

С северной стороны «каменным мостиком» собор соединяется с монастырской трапезной. Назначение этого каменного «проводника» следующее: монахини не должны своими стопами касаться «грешной земли», направляясь на трапезу после трудов духовных.

Мы видим, сколь велика была забота основателей монастыря оградить монахинь от всего «мирского».

В Оптину Пустынь. Илл.7Если пройти под этим мостиком и удалиться на некоторое расстояние, то мы увидим впереди ветхое, покосившееся под тяжестью времени небольшое и, казалось бы, на первый взгляд, ничем не примечательное строение начала 20 века.

Это… Домик, где в 60-х годах, в бытность свою учителем, жил Булат Окуджава!

А сейчас живут «оптом» трудолюбивые чернявые мигранты из «дружественных» соседних республик…

В Оптину Пустынь. Илл.8Здесь до сих пор нет никакой мемориальной доски, а нынешние хозяева с некоторым удивлением и непониманием ловят вспышки фотокамер таких же удивлённых немногочисленных туристов, рискнувших потревожить обыденную жизнь этого тихого дворика…

***

Домик Окуджавы остался где-то справа, а впереди мы видим те самые монастырские трапезные. Вообще, ощутимым «минусом» некоторых экскурсий бывает то, что в них не всегда бывает предусмотрен обед.
Так и в этот раз. И поблизости не найти ни магазинчика, ни палатки… Берите с собой в дорогу бутерброды и термосы, господа!

Но нам повезло. Любезная гид с принимающей стороны решила пойти нам навстречу — на несвойственное подобным экскурсиям «организационное новшество», а именно — накормить путников праздных (не паломников, заметьте, не прихожан! — А простых туристов!) монастырским обедом.

Пусть и скромным (как-никак, понедельник — день целиком постный), но душевным и вкусным!

Итак, мы открываем двери трапезной….

Огромное помещение. Длинные столы и лавки у стен освобождают одно-единственное свободное пространство — проход между ними. В конце помещения, со стороны кухни кипит работа — монахини всех возрастов, будто пчёлки в улье, что-то режут на столе, готовят, наполняют тарелки едой, моют, убирают посуду.

В Оптину Пустынь. Илл.9Мы присели на лавку за длинный-длинный стол. Нам подали густой фасолевый суп, макароны, размешанные с чудно приготовленной тушёной морковкой, и монастырский квас. Квас! Настоящий монастырский квас!

Нехитрый обед оказался очень даже вкусным. Особенно ржаной и пшеничный хлеб, выпекаемые из муки грубого помола с отрубями в монастырской пекарне.

Ах, какой, я вам скажу, вкусный хлеб!

Наверное, ничего подобного не приходилось кушать со времён детства, когда отец нам с братом приносил свеженький, хрустящий, тёплый, живой «лисичкин хлеб» — свежевыпеченный хлеб из небольшой сельской пекарни, когда мы проводили выходные на даче. В детстве всё кажется вкуснее…

Душевный и милый обед подкрепил наши силы и мы двинулись дальше!

***

На середине пути между Оптиной и Шамордино есть одно очень интересное место, уникальное для православных верующих, — храм Преображения Господня (конец 17 века — основная часть, и конец 18 века — колокольня).

Интересно то, что последний настоятель Оптиной Пустыни священномученик Исаакий, пророчествовал, что Преображенский храм «…будет стоять до второго Пришествия Христа…». И таких храмов в России всего четыре.

Заслуживает внимания и тот факт, что в гражданскую войну, в голод, в годы дикой власти безбожников и репрессий, храм, будучи официально закрытым, продолжал действовать, а с 1942 года — постоянно действует.

В храме собрано множество чудотворных и интересных икон.
На некоторых — заметны следы недавно собранного мира… Серебристые следы капелек мы видим под разными углами и на разных частях образов. Их много, много… Настоятели храма свидетельствуют о довольно частом и внезапном проявлении этого «маленького чуда»!
Ну что же, совершим экскурсию по храму дальше!

Над праздничным, светлым иконостасом цвета неба и золота, взгляду предстаёт потрясающая настенная роспись — главный элемент внутреннего убранства храма — Град Небесный Иерусалим!
Это центральная часть росписи Преображенского храма.

Справа мы увидим иконы, обложенные уральскими самоцветами и одну из главных почитаемых икон — Святителя Николая Чудотворца из серебра, а в другой части храма — образ Богоматери Медиоланской. Это образ был написан неизвестным художником. Во время Великой Отечественной войны местные мальчишки где-то на чердаках раскопали «картину», на которой была изображена «Женщина в голубых одеждах и белом платке». Совершенно не подразумевая, Кто это, они, «забавы ради», бросали в «картину» перочинные ножички… Один из священнослужителей, проходя мимо, заметил это неприглядное действо, и, желая спасти «картину» как произведение искусства остановил их. Чуть позже, он разглядел в этой работе… лик Девы Марии, и принёс этот образ в храм…

С тех пор она занимает в Преображенском соборе одно из главных мест и считается особо почитаемой уже много-много лет.
Почему?
Спросите прихожан, они вам ответят!

А храм этот, действительно, особенный. Почему-то даже просто сфотографировать собор рука дрогнула…
Москва — Оптина
2007

https://rusk.ru/st.php?idar=112330

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Юлия Иванова    06.05.2012 02:58
Андрей, спасибо за такую виртуальную экскурсию.
  Ella    01.06.2008 19:40
"простодушная гламурная дама" – совершенно нереальный образ. Противоречив до смешного.
А Толстого можно не любить, но в Оптиной он явно ничего плохого не делал и не просил у Бога.
  Ерофеич    16.04.2008 22:17
///Спасибо автору за летальное экскурсионное обозрение и Оптиной пустыни, и города Козельска///
Это как же понимать: летальное обозрение?…
  Копьева Ирина    16.04.2008 21:03
Написано живо и правдиво. Я тоже была в Оптиной пустыни в качестве паломницы, мы проехали через всю матушку-Россию на автобусе с церковным хором из Ижевска – церкви Александра Невского. Более того – именно оттуда, из Оптиной, и началось мое настоящее воцерковление. Это, действительно, святое место, где плачешь по своим грехам не ради исповеди перед священником , а перед Самим Богом. Спасибо автору за летальное экскурсионное обозрение и Оптиной пустыни, и города Козельска, который остается как бы в тени во время паломнического рейса, а потом и хотелось бы что-то о нем узнать, да уже, как говорится, "поезда ушли".
  Кущ Игорь Викторович    14.04.2008 01:31
А чем это вам толстой неугодил?
  Lucia    25.12.2007 01:00
Уж лучше простодушная гламурная дама с ее просьбами. чем Толстой…

Страницы: | 1 |

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика