Русская линия | Анна Минакова | 19.12.2007 |
Родион Щедрин родился в семье профессиональных музыкантов. В 1941 году он был принят в Центральную музыкальную школу-десятилетку при Московской консерватории. Но учебу пришлось прекратить почти сразу — в связи с началом войны. Вместе с семьей будущий композитор был эвакуирован в Куйбышев. По возвращении в Москву продолжил учебу в ЦМШ, а с 1944 года — в Московском хоровом училище Свешникова. Будучи студентом училища, он победил на конкурсе композиторов, где председателем жюри был Арам Хачатурян.
С 1950 по 1955 гг. Щедрин учился в Московской консерватории сразу на двух факультетах: фортепианном (класс Я. В. Флиэра) и теоретико-композиторском (класс Ю. А. Шапорина). С 1964 по 1969 гг. Щедрин преподавал композицию в Московской консерватории, а с 1973 по 1993 гг. — возглавлял Союз композиторов.
Вклад Щедрина в развитие музыкального театра в ХХ веке неоценим. Хочется отметить, что почти все оперы и балеты композитор написал, основываясь на сюжетах русской литературы. Среди его сочинений — балеты «Анна Каренина», «Чайка» и «Дама с собачкой», оперы «Мертвые души», «Лолита» и др. Все балеты композитор создал для своей супруги — балерины Майи Плисецкой. Исключение составляет только первый балет Щедрина — «Конек-горбунок», который был сочинен до женитьбы с Майей Михайловной. Но она танцевала и в этом балете и стала первой исполнительницей партии Царь-девицы. А вот знаменитая «Кармен-сюита», созданная на основе музыкального материала оперы Бизе, была написана не для Плисецкой (вопреки расхожему мнению), а для примы кубинского балета Алисии Алонсо. Хотя именно постановка с участием Майи Михайловны стала классической. «Меня считают большим любителем балета, — говорит Щедрин, — но это не так. До сих пор балетоманом я себя назвать не могу. Я — Майяман…»
Музыка Щедрина основана на необычном смешении чуждых друг другу элементов. Сам композитор определяет свой стиль как «пост-авангардный». С одной стороны — Щедрин использует открытые на западе техники композиторского письма, которые предполагают рассудочный, почти математический подход к процессу сочинения. С другой — Щедрин опирается на традиции русской музыки, национального фольклора. Причем здесь он находит оригинальные способы для воплощения своих идей. В частности — впервые в истории академической музыки использует простонародный жанр частушки. «Озорные частушки» для оркестра — одно из самых популярных сочинений Родиона Константиновича. Жанр частушки не раз встречается в произведениях композитора, в частности, таких как Первый фортепианный концерт, опера «Не только любовь» и др.
Композитор создал «Поэторию» — сочинение для чтеца, женского голоса, хора и оркестра — на стихи Андрея Вознесенского. При ее исполнении стихи читал сам поэт, а Людмила Зыкина исполняла ведущую вокальную партию в одной из частей сочинения — «Матери Владимирской». Сам композитор уверяет, что голос легендарной певицы потребовался ему как уникальный музыкальный инструмент, не имеющий аналогов.
Несмотря на свою «авангардность» Родион Щедрин так отзывается о новейших технологиях, применяющихся в современном композиторском творчестве: «Компьютер облегчает работу композиторов, занимающихся прикладными жанрами. Но я всегда с первых же звуков слышу, если музыка записана на компьютере: наше ухо и наш мозг устроены гораздо более умно, чем самый совершенный компьютер. Поэтому можно восторгаться техническими достижениями, но компьютерами никогда не будут пользоваться те, кто всерьез занимается современной классической музыкой».
Вслед за Бахом и Шостаковичем Щедрин создал свой цикл прелюдий и фуг для фортепиано. Сейчас его прелюдии и фуги исполняются не только в рамках концертов, но входят в программы международных конкурсов, а также — в экзаменационные программы музыкальных учебных заведений. Щедрин трактует фортепиано как ударный инструмент, поэтому его сочинения носят жесткий конструктивный характер. Эта тенденция развилась и закрепилась в пяти концертах для фортепиано с оркестром. Надо добавить, что нередко Щедрин выступал как пианист с исполнением собственных произведений.
Среди наград знаменитого композитора Государственная и Ленинская премия Советского Союза, Государственная премия России, Премия имени Шостаковича, Crystal Award Всемирного экономического форума и Орден «За заслуги перед отечеством» третьей степени. Родион Щедрин — член-корреспондент Баварской академии изящных искусств, почетный член общества Ференца Листа, народный артист Советского Союза, почетный член Международного музыкального совета, член Берлинской академии искусств, почетный профессор Московской консерватории и др. С 1991 года Родион Константинович живет в Мюнхене, но при этом сохраняет российское гражданство.
Чуть приподнимая завесу свой творческой лаборатории, Щедрин поясняет: «Я слышал от творческих людей, что, когда им приходит ночью хорошая мысль, они вскакивают и записывают ее. У меня все по-другому. Если идея хорошая, то утром я ее сразу вспомню, если же она того не стоит, то сама стирается из памяти. Я надеюсь на свое внутреннее „сито“».
https://rusk.ru/st.php?idar=112315
|