Русская линия | Ольга Сидловская | 28.11.2007 |
В связи с этим хотелось бы напомнить усердным проектантам о том, что история центральной площади Петрозаводска начинается не с товарища Кирова, памятник которого возвышается на площади с 30-х годов прошлого столетия, а со славных времен Императора Петра Великого — основателя города. Добавим к этому, что исторический облик площади формировался постепенно, начиная с XVIII века, и связан с великими событиями в нашей родной истории и со знаменитыми именами.
В 1763 года, как известно, вышел знаменитый указ Екатерины II о специальных планах по каждой русской губернии, продолжавших градостроительную политику Петра I. Составлялись они специальной государственной комиссией, состоявшей из опытных архитекторов и геодезистов. В результате более чем 30-летней работы Комиссии новые, регулярные планы получили сотни губернских и уездных городов, в том числе и Петрозаводск.
«План Губернскому городу Петрозаводску», разработанный известным русским архитектором и градостроителем Иваном Лемом, был конфирмован Екатериной II в 1785 году. Его материальное воплощение курировал сам генерал-губернатор Олонецкой губернии Т. Тутолмин. На этом плане впервые были определены прямоугольные контуры второй главной площади города — Соборной, сохранившиеся поныне.
Застраивалась площадь с XVIII по XIX столетие. Третий храм на ней — Святодуховский кафедральный собор был возведен в 1872 году. Здесь же располагались еще два собора города — более древние Петропавловский и Воскресенский. По мнению петрозаводских архитекторов, эти старинные церкви украшали городскую панораму со всех сторон, «служили местными акцентами и являлись главными силуэтообразующими элементами города». С их утратой (все три собора города были уничтожены в богоборческие годы) силуэтные характеристики Петрозаводска, как пишут специалисты, ухудшились, несмотря на то, что с восточной стороны площадь замкнуло колоритное здание Музыкального и Русского драматического театров, сооруженное в 1953- 1955 годах.
Отметим, что потери Петрозаводска, как русского города, невосполнимы. Однако центральной площади города удалось сохранить свою уникальность, благодаря архитектурному ансамблю конца XVIII — XIX века — зданиям бывших мужской (1789) и женской (1858) гимназий (ныне в них располагаются музей ИЗО и ансамбль «Кантеле»), приходского училища ?2 (конец XIX века, ныне — городской Дом культуры). Но и эти черты национального своеобразия Петрозаводска могут быть безжалостно задавлены рыночной стихией. Поэтому столь важно публичное обсуждение выдвинутых на конкурс проектов.
Православный петрозаводчанин Иван Константинов, в частности, предупреждает, что строительство подземной автостоянки на площади Кирова может повторить история со строительством гостиницы «Маски». Гостиничное здание было запроектировано фактически вплотную к фундаментам самой древней в Петрозаводске деревянной церкви — Петропавловской, сгоревшей в 1924 году. Сначала построили гостиницу, а затем рядом стали возводить гаражи — на этот раз уже прямо на фундаментах старинной церкви Петровской эпохи, что оскорбляет чувства православных верующих. Подобное святотатство готовится и сейчас.
При обнаружении в августе 2006 года у Русского драматического и Музыкального театра фундаментов разрушенной часовни Св. Фаддея Петрозаводского доломать их не удалось. Горячее желание строителей не оставить и следа от православной святыни остановили более 25-ти обращений православной общественности в городскую прокуратуру. А затем, именно в день памяти блаженного Фаддея Петрозаводского, 3 сентября, началось трагическое противостояние в Кондопоге…
«Хотелось, чтобы эта история хоть чему-то нас научила», — говорит Иван Константинов. Он напоминает, что Святодуховский собор был построен в двух уровнях: нижний храм был зимний, а верхний — летний. После того как для отопления верхнего храма внизу поставили калориферы, нижнюю церковь упразднили. Остатки этого храма до сих пор сокрыты в земле, что необходимо учитывать в разрабатываемых проектах переустройства площади в первую очередь. Реорганизаторам городского пространства надо помнить о том, что на святых местах, где раньше стояли алтари, языческие капища не строят. Это грозит духовной катастрофой.
https://rusk.ru/st.php?idar=112242
|