Русская линия | 27.11.2007 |
Между тем, российский МИД выступил с заявлением о том, что в случившемся виновата сама ОБСЕ. В заявлении говорится: «Если что и помешало наблюдателям по линии Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) приехать в Россию, так это неразбериха в Бюро и пренебрежительный образ действий его руководства, не обращающего внимания на общепринятые процедуры».
«Бюро вправе само решать, посылать или нет наблюдателей на парламентские выборы в России», — заявил официальный представитель МИД Михаил Камынин. «Мы не драматизируем такое решение. Выборы — это наше суверенное право, и они направлены на укрепление демократии в нашей стране», — добавил он.
По словам члена ЦИК России И.Б.Борисова избирком сделал все возможное для того, чтобы Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ смогло участвовать в мониторинге российских выборов. Однако принципы политической целесообразности в очередной раз превалировали над международными демократическими стандартами по реализации и защите политических прав граждан.
Поняв, что российское избирательное законодательство и сама организация выборов не могут быть поставлены под сомнение, БДИПЧ использовало единственно оставшуюся возможность бросить камень в наш огород — отказаться от участия в мониторинге якобы по причине задержки выдачи виз.
Кстати, представители БДИПЧ ОБСЕ уже с 14 ноября находились в Москве и фактически приступили к мониторингу избирательного процесса, поскольку около трети запланированных наблюдателей от БДИПЧ ОБСЕ не нуждаются в визах, т.к. имеют дипломатические паспорта или являются гражданами государств СНГ и пользуются правом безвизового въезда в Российскую Федерацию.
Отсутствие наблюдателей БДИПЧ ОБСЕ (так же как их присутствие) не порождает никаких правовых последствий для России по вопросам организации и проведения национальных выборов.
Утверждения о том, что Москва чинила препятствия наблюдателям опроверг и представитель президента России Дмитрий Песков, заявивший, что: «Российская Федерация полностью выполняет свои обязательства в рамках ОБСЕ».
К скандальчику немедленно подключился один из лидеров российской оппозиционной коалиции «Другая Россия» Гарри Каспаров, который назвал отказ ОБСЕ присылать своих представителей на выборы поворотным моментом в «отношениях между путинской Россией и демократическим миром». Бывший шахматный чемпион, а ныне оппозиционный политик, известный своей склонностью к конспирологии, псевдонаучным историческим теориям, а также не чуждый мании преследования (и мании величия) не смог сдержать радости по поводу отказа ОБСЕ послать наблюдателей на выборы в Госдуму.
«Решение ОБСЕ открывает дорогу для реальной оценки выборов, которые пройдут в России 2 декабря и 2 марта. Остается только надеяться, что западные правительства последуют примеру Бюро по правам человека и осознают, что выборы превратились в декорацию, которая прикрывает тоталитарную сущность режима» — «прокукарекал» Гарри Каспаров, главный поборник свободы и демократии в России. При этом стоит напомнить слушателям, что семья Каспарова проживает в США, а самому Гарри — уроженцу Азербайджана, почему-то глубоко безразлично как продвигаются демократические процессы на его «исторической родине».
Однако, главный «другой» в нынешней России малость поторопился, ибо наблюдатели Парламентской ассамблеи той же ОБСЕ в количестве 30 человек приедут в Россию для мониторинга выборов в Госдуму 2 декабря. Об этом 16 ноября заявил председатель Парламентской ассамблеи Йоран Леннмаркер, и отметил, что: «Миссия наших наблюдателей приедет в Россию, никаких проблем с российскими визами у них не было».
И все-таки, как можно оценить «демарш» чиновников из Бюро по демократическим институтам и правам человека, отказавшихся от того, чего им в общем-то никто и не предлагал? Да просто — как полную профанацию. Ибо, по большому счету и 70 и ста и даже четырехсот наблюдателей для того, чтобы проводить всесторонний мониторинг избирательного процесса в России, недостаточно.
Эксперты высказываю мнение, что отказ Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ от участия в российских парламентских выборах — это просто лишний повод для того, чтобы придать легитимности своему заранее подготовленному отчету и выводам, не более того. Потому что реальный мониторинг силами даже 400 наблюдателей сделать невозможно. Представители мониторинговых структур ОБСЕ уже неоднократно применяли такой способ: их приглашали в непризнанные республики, они заранее отказывались приезжать, при этом объявляли эти выборы априори нелегитимными, недемократичными. Здесь та же самая ситуация. Но почему-то к Польше у ОБСЕ претензий нет, хотя их туда приглашали очень неохотно и в ограниченном количестве, или к Соединенным Штатам, где на прошлых президентских выборах было всего 18 наблюдателей. В США населения почти в два раза больше, чем в России, но 18-ти человек для Соединенных Штатов ОБСЕ было достаточно.
Такая вот политика, вернее, чистой воды спекуляция.
Отказ наблюдателей ОБСЕ приехать в Россию собственно никак не отразиться на признании легитимности наших парламентских выборов.
Мониторинговая миссия ОБСЕ — абсолютно ангажированная американцами и европейской бюрократией структура. Все, что они скажут, можно прогнозировать заранее, заранее, как правило, пишутся и отчеты. Естественно, они заявят о том, что в России не было свободных выборов, что страна скатывается к тоталитаризму. Это все голословные утверждения, абсолютно ничем не подкрепленные, чистая пропаганда.
Так что, получается и не нужны нам на выборах никакие наблюдатели? Нет, наблюдение за выборами, безусловно, нужно. Только заниматься этим должны общественные структуры, представители гражданского общества, а не ангажированные «евробюрократы» из ОБСЕ. Потому что любые государственные, межгосударственные и надгосударственные структуры все равно будут придерживаться определенных целей и задач, которые перед ними ставятся. Грубо говоря, чиновник никогда не может быть объективен, потому что чиновник, как и военнослужащий, выполняет приказы.
А вот общественных наблюдателей нужно привлекать как можно больше. Присутствие наблюдателей само по себе резко снижает уровень злоупотреблений и нарушений на выборах. Потому что в присутствии наблюдателей очень сложно манипулировать чем бы то ни было, нарушать законы, заниматься незаконной агитацией, устраивать какие-то подтасовки.
Кстати, многие эксперты и юристы считают, что российское избирательное законодательство сейчас более совершенно, чем законодательства большинства стран старой демократии. В Великобритании, например, вообще нет института международных наблюдателей, в принципе нет, никогда не было и не будет, наверное. Почему же эти страны считают возможным нас в чем-то упрекать?
Впрочем, стоит отметить, что подавляющее большинство западных политиков всех рангов относятся к предстоящим российским выборам абсолютно спокойно. Можно даже сказать — безразлично. Никаких жестких комментариев и «предупреждений о недопустимости» с Запада не слышно. Немногочисленные высказывания корректны и немногословны.
Зато на днях, как сейчас модно говорить в Интернете, «отожгли» лидеры одной «маленькой, но очень гордой» восточной страны «недавно окончательно победившей разум демократии».
Предстоящие выборы в Государственную Думу вызывают беспокойство в Грузии. Российского посла в Тбилиси Вячеслава Коноваленко пригласили в грузинский МИД в связи с намерением России организовать в Абхазии и Южной Осетии выборы в Государственную думу без согласия грузинских властей.
В сообщении МИД Грузии отмечается, что «организация любых выборов РФ на грузинской территории должна осуществляться только с согласия центральных властей Грузии. В противном случае действия РФ будут рассмотрены как грубое нарушение общепринятых норм международного права и посягательство на суверенитет Грузии».
Если кто не понял — поясним. Право голосовать на выборах имеют все граждане России (кроме тех, кто лишен этого права по закону), независимо от их конкретного местонахождения в данный момент. Гражданин России имеет такое право, находясь хоть в США, хоть среди дикарей племени «мумбу-юмбу». Само собой имеют такое право и российские граждане, проживающие в Абхазии и Южной Осетии. Кстати и в Грузии тоже. Около 80% жителей этих двух непризнанных республик являются гражданами России, поэтому на предстоящих выборах они должны голосовать наравне с другими российскими гражданами, проживающими за рубежом.
Жители Грузии 2 декабря смогут прийти в российское посольство в Тбилиси и опустить там в урну свои бюллетени — так поступают наши сограждане во всех странах мира. Но едва ли можно предположить, что практически всё население Абхазии и Южной Осетии сможет попасть в российское посольство на территории враждебной Грузии, отделенное от них охраняемыми границами. Естественно, что в данной ситуации России ничего не остается, как отрыть избирательные участки «по месту жительства» граждан России на территории хоть и не признанных, но дружественных нам республик.
Отметим, что во время российских выборов 2003—2004 годов на территории Абхазии было образовано пять участков для голосования, три — в Южной Осетии и один — в Тбилиси, при российском посольстве.
Но руководству «маленькой, но очень гордой» суверенной и демократической Грузии (кстати, в ее демократичности совсем недавно усомнился даже главный хозяин грузинской демократии — президент США) на избирательные права российских граждан похоже наплевать. Главное — погромче крикнуть о «нарушениях общепринятых норм международного права и посягательстве на суверенитет Грузии».
Хотя, кому он нужен-то, такой суверенитет, чтобы на него посягать?
С вами был Максим Котов, программа «Оранжевая западня», радио «Русский край».
https://rusk.ru/st.php?idar=112238
|