Русская линия
Русская линия13.10.2007 

«Каждый имеет право на жизнь..»
Обращение к субъектам права по проблеме абортов

31 августа отделом по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии был организован международный семинар под названием «Универсальные нормы международного гуманитарного права как основание противоабортной политики и общественной деятельности». Вел семинар сотрудник отдела, главный редактор Интернет-портала «Социальное богословие» Сергей Волобуев. Он сообщил, что поводом для встречи стала находка петербургских юристов, обнаруживших, что российское законодательство в сфере абортов не соответствует международному праву.

Согласно Конституции РФ, законодательство России выстраивается в соответствии с международными законами и договорами. Однако в соответствующих международных правовых актах написано, что эмбрион уже считается человеком, а внутриутробная жизнь — человеческой жизнью. То есть аборт, с точки зрения международного законодательства, — это убийство. В то же время, как известно, в современной России нет запрета на аборты.

По итогам семинара подготовлено публикуемое Русской линией Обращение к субъектам права с законодательной инициативой

Президенту Российской Федерации
Председателю Правительства Российской Федерации
Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
Членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
Председателю Государственной Думы Российской Федерации
Депутатам Государственной Думы Российской Федерации
Депутатам органов законодательной власти субъектов Российской Федерации

ОБРАЩЕНИЕ

Важнейшими задачами современной России являются духовное возрождение общества и проведение системной правовой реформы. Связь этих задач очевидна: духовно-нравственное возрождение общества должно выражаться и в совершенствовании правового порядка, приведении действующего законодательства в соответствие с нравственными императивами, требованиями естественного права.

В деле реформирования современного российского законодательства, как и в деле духовно-нравственного просвещения общества, увы, приходится начинать с азов, — настолько катастрофичны последствия социально-политических экспериментов ХХ века! В коммунистической России были попраны и поруганы все коренящиеся в естественном нравственном законе права человека (право на жизнь, право на свободу совести и убеждений, право на собственность, политические и культурные права). В ходе посткоммунистических преобразований многие из перечисленных прав были восстановлены, что зафиксировано в действующей Конституции и в иных законодательных актах.

Однако правовая система Российской Федерации продолжает нести на себе следы безбожного периода нашей истории. В частности, в ней отсутствуют государственные гарантии защиты права на жизнь человека в первые ее недели и месяцы. Следствием этого является массовая практика искусственных абортов. Только по официальным данным в России ежегодно делается более полутора миллионов абортов. А по неофициальным оценкам, ежегодно аборты убивают в России до 6 миллионов будущих граждан (от 5 до 13 тысяч абортов в день!). Около 70% беременностей в нашей стране прерывается, число абортов превышает число родов.

Очевидно, что обозначенная проблема коренится в нашем тоталитарном прошлом. Советская Россия была первой страной мира, где была осуществлена полная легализация абортов. Сформировавшиеся в предыдущие десятилетия ложные материалистические стереотипы мешают осознать сегодня значительной части нашего общества, что абортируемое существо — это человек, а, следовательно, аборт есть убийство человека.

Необходимо подчеркнуть, что на протяжении всей истории человеческой цивилизации искусственный аборт не квалифицировался иначе как человекоубийство. Всеми религиями мира искусственный аборт рассматривается как убийство ребенка. Клятва Гиппократа категорически запрещала врачам делать аборт. Европейская правовая традиция предусматривала уголовную ответственность женщины, врача и иных лиц, причастных к совершению аборта. До октябрьского переворота 1917 года изгнание плода в российском уголовном законодательстве квалифицировалось как вид смертоубийства.

Современные научные данные подтверждают традиционные религиозные и философские представления о начале собственно человеческой жизни в момент зачатия и, соответственно, справедливость распространения естественно-правового, гиппократовского и библейского императива «не убий» на находящийся в чреве матери зародыш.

В данной связи, с сожалением приходится констатировать, что принятая в 1993 году Конституция Российской Федерации закрепляет момент наступления правосубъектности человека вполне однозначно — «от рождения» (Ст. 17). Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан прямо предоставляют женщине право распорядиться судьбой своей беременности «самостоятельно» (Ст. 36). Действующее законодательство не запрещает использование тканей убитых младенцев в фетальной терапии и фетальной косметологии, чем активно пользуются различные коммерческие структуры. При этом гражданское законодательство все же признает человеческий статус «эмбриона», например, включая зачатого при жизни, но еще не рожденного в момент смерти наследодателя ребенка в круг законных наследников (Гражданский кодекс, ст. 1116). То есть на протяжении первых девяти месяцев своей жизни человек в Российской Федерации обладает гражданскими правами, но не обладает конституционными, поэтому может быть безнаказанно убит и использован для чьего-то «омоложения»!

Следует отметить, что, несмотря на общий упадок нравов и пересмотр традиционных представлений о человеке, по сию пору основные зарубежные и международные правовые акты либо прямо предполагают правовую и государственную защиту права на жизнь с момента зачатия, либо не предполагают иного толкования. Так, Американская конвенция о правах человека в статье 4 закрепляет: «Каждый человек имеет право на уважение его жизни. Это право защищается как правило с момента зачатия». Декларация прав ребенка, принятая Резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеей ООН от 20 ноября 1959 года, подчеркивает: «… ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения». Аналогичную формулировку использует и Конвенция о правах ребенка 1989 года. Поэтому 17 статья Конституции Российской Федерации содержит внутреннее противоречие, поскольку, провозглашая в части 1 гарантии прав человека «согласно общепризнанным принципам и нормам международного права», все же связывает в части 2 наступление правосубъектности с моментом рождения.

Указанные обстоятельства требуют внесения принципиальных поправок в Конституцию Российской Федерации и в другие нормативно-правовые акты. Промедление в этом вопросе «оплачивается» тысячами человеческих жизней — ежедневно, и миллионами — ежегодно! В тревожной демографической ситуации, в которой находится наша страна, отсутствие законодательной защиты человеческого права на жизнь с момента зачатия является не только нравственно-преступным, но и прямо абсурдным!

В связи с изложенным, просим Вас использовать принадлежащее Вам право законодательной инициативы для приведения Конституции Российской Федерации и других нормативно-правовых актов в рассматриваемой сфере в соответствие с требованиями естественного нравственного закона, российскими правовыми традициями и с общепризнанными нормами международного права.

Со своей стороны предлагаем следующие поправки к 17 и 20 статьям Конституции Российской Федерации:

Статья 17

Действующая редакция

1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Предлагаемые поправки

1. — в действующей редакции.
2. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому человеку.
3. — в действующей редакции.

Статья 20

Действующая редакция

1. Каждый имеет право на жизнь.
2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Предлагаемые поправки

1. Каждый имеет право на жизнь.
2. Государство гарантирует охрану человеческой жизни с момента зачатия. Осуществление искусственного прерывания беременности возможно только в случае медицинских показаний в строго установленном законом порядке.
3. Лишение человека жизни по его желанию, желанию его родственников или иных лиц, запрещается и преследуется по закону.
4. — ч.2 ст. 20 Конституции Российской Федерации в действующей редакции.

Волобуев Сергей Григорьевич,
главный редактор общественно-научного портала «Социальное богословие», координатор «Константиновского проекта»

Габриелян Георг Леонович,
политолог, председатель Санкт-Петербургского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Христианско-демократическая перспектива»

Малер Аркадий Маркович,
философ, глава Византистского Клуба «Катехон» при Институте философии РАН

Малер-Матьязова Елена Сергеевна,
философ, публицист

Новиков Алексей Игоревич,
руководитель православной инициативной группы «ОМЕГА»


Перевозчикова Елена Вячеславовна,
к.ю.н., доцент Муромского филиала Владимирского государственного Университета

диакон Михаил Першин,
председатель комиссии по биомедицинской этике и медицинскому праву Всероссийского православного молодежного движения

Пивоварова Галина Михайловна,
проректор Санкт-Петербургской Государственной Медицинской Академии им. И.И. Мечникова

Риммер Игорь Сергеевич,
депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, представитель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга по связям с религиозными объединениями

Рязанцев Игорь Павлович,
д.э.н., профессор, заместитель декана по научной работе социологического факультета МГУ, декан социологического факультета ПСТГУ, вице-президент Российской социологической ассоциации

Семенов Валентин Евгеньевич,
д.псих.н., профессор, заслуженный деятель науки, директор Научно-исследовательского института комплексных социальных исследований Санкт-Петербургского государственного университета

Слезин Валерий Борисович,
д.биол.н., к.мед.н., руководитель лаборатории нейро- и психофизиологии Санкт-Петербургского психоневрологического НИИ им. В.М.Бехтерева

Фролов Кирилл Александрович,
пресс-секретарь Союза Православных Граждан России, директор департамента Института стран СНГ

КОНСТАНТИНОВСКИЙ ПРОЕКТ (www.soctheol.ru) — инициатива группы граждан (ученых, политиков, общественных деятелей) по проведению серии научных исследований и общественных мероприятий, призванных выявить и обозначить позитивный потенциал различных философских и религиозных идей в контексте реформирования правовой системы современной России.
Проект реализуется в перспективе 1700-летнего Юбилея Миланского эдикта Святого Равноапостольного Императора Константина Великого.
Координатор «КОНСТАНТИНОВСКОГО ПРОЕКТА» — главный редактор общественно-научного портала «Социальное богословие» — Волобуев Сергей Григорьевич
(197 000, Санкт-Петербург, а/я. 576, тел.: (812) 973−68−79, факс: (812) 571−87−87, эл. почта: soctheol@gmail.com)

27 сентября 2007 года
г. Санкт-Петербург

https://rusk.ru/st.php?idar=112105

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика