Русская линия | Максим Степаненко | 26.09.2007 |
Речь идет о государственном заповеднике «Аркаим», который расположен в Челябинской области, Брединском районе, в 8,2 км к северо-западу от поселка Амурский, в 2,3 км к юго-востоку от поселка Александровского.
Заповедник «Аркаим» (основан в 1991 году) является уникальным памятником древней цивилизации Южного Урала, материальным следом одной из древнейших цивилизаций на планете (XVII-XVI вв. до н.э.) и представляет собой огромную ценность для отечественной и мировой науки. На небольшой территории сосредоточено более 70 памятников древней истории различных исторических эпох. Мезолитические и неолитические стоянки, несколько крупных поселений эпохи бронзы, курганные захоронения сарматов и гуннов. Имеет относительно нетронутую природу.
Поселение было расположено на левом берегу реки Большая Караганка, в месте слияния с рекой Утяганкой, у ее устья. Открыто в 1987 г. отрядом археологической экспедиции Челябинского ГУ под руководством С.Г. Баталова. С 1987 по 1994 г. исследовалось под руководством Г. Б. Здановича сотрудниками археологической лаборатории Челябинского ГУ (А.И. Гутков, С.А. Григорьев, Н.О. Иванова, А.М. Кисленко, В.С. Мосин) дешифрирование аэрофотоснимков — И.М. Батанина. Геофизические исследования В.Я. Тибелиус, Б.Н. Пунегов. Палеопочвоведение — И.В. Иванов (Институт почвоведения и фотосинтеза РАН), четвертичная геология — Ю.А. Лаврушин (Институт геологии РАН), палеоботаника — Е.А. Спиридонова (Институт археологии РАН), антропология — Р. Линдстром (Чикагский университет), палеозоология — Л.Л. Гайдученко (Кустанайский университет), П.А. Косинцев (Институт экологии животных и растений) УрО РАН.
Однослойное поселение имеет округлую форму, диаметр 145 м. Оборонительные сооружения состоят из внутреннего и внешних валов и рвов, примыкающих к ним с наружной стороны. Общая площадь поселения в пределах фиксируемой визуально оборонительной системы составляет около 20.000 кв. м. Современная высота развала обводной стены 0,6 — 0,9 м.
За 5 лет раскопок (1987 — 1991 гг.) на поселении Аркаим было вскрыто 8055 кв. м площади, исследовано 28 жилищ, отдельные участки оборонительных сооружений, северо-западный вход и прилегающие к нему фрагменты фортификационных конструкций. Собранная археологическая коллекция насчитывает 10 120 единиц, которые позволяют датировать памятник второй четвертью II тыс. до н. э. (XVIII — XVI вв. до н.э.).
На современной степной поверхности хорошо прослеживается обводной ров, за ним — два кольца земляных валов, центральная площадь. Археологические исследования показали, что валы — это остатки оборонительных стен, сложенных из грунта сырцовых блоков и дерева. Внутри каждого кольца, словно спицы в колесе, расположены жилища, которые строились из бревенчатых каркасов и грунтовых блоков. В хозяйственных отсеках домов — очаги, колодцы, ямы для хранения продуктов, металлургические печи. Перед выходами — крытые дворики. Сегодня исследовано 29 жилищ. Геофизические методы позволили установить, что весь комплекс состоял из 60 построек (35 — во внешнем круге и 25 — во внутреннем). Круговые и радиальные улицы, система водосброса и канализации, основания надвратных башен, ниши и переходы внутри мощных оборонительных стен — все это представляет собой необычайно яркую картину. На поселении собрана большая коллекция керамики, изделий из кости и камня, металлических орудий труда и многочисленные предметы, связанные с металлургическим производством.
Хозяйство жителей городов базировалось на пастушеском скотоводстве с элементами земледелия. Археологические находки говорят о высоком уровне металлургии и металлообработки. На керамических изделиях встречаются пиктограммы — элементы зарождающейся письменности. Аркаим — является мощной крепостью с храмом, ремесленным центром и жилым поселком.
Могильник Аркаима расположен на левом берегу реки Б. Караганка, в 1−1,5 км к северо-востоку от поселения Аркаим. Исследовано 5 курганов. Господствующее положение в могильнике занимают крупные, диаметром 17−19 м, могильные поля, объединяющие 12−20 ям. Своеобразие погребальной архитектуры определяют глубокие — до 3,5 м — могильные ямы с обширными полыми погребальными камерами, уступами, несколькими деревянными перекрытиями. Сверху ямы были перекрыты индивидуальными грунтовыми насыпными конструкциями, либо ложносводчатыми куполами из глинобитных блоков. Захоронения в ямах одиночные, парные, групповые. Антропологический тип погребенных — протоевропеоидный. Погребения сопровождаются богатым инвентарем, особенно в центральных ямах: бронзовые листовидные ножи, топоры-тесла, долота, шилья, гарпун, наконечник копья, другие изделия из бронзы, наконечники стрел из камня и кости, каменная булава, принадлежности конской упряжи, украшения и т. д. В керамических комплексах доминируют острореберные горшки, украшенные геометрическим орнаментом. Многочисленны останки жертвенных животных (лошадь, крупный и мелкий рогатый скот, собака).
По мнению Г. Б. Здановича жители Аркаима были огнепоклонники.
Заповедник работает с 1 июня по 30 октября.
Сотрудниками заповедника организовываются платные экскурсии, судя по названиям, в большинстве случаев без оккультной подоплеки (впрочем, не исключено, что даже на экскурсиях с невинными названиями, экскурсоводы могут преподносить слушателям массу оккультных откровений а-ля «Аркаим»):
Экскурсия с элементами практики «Древние технологии ткацкого производства»,
«Технологии гончарного производства»
«Историческая и современная геология»,
«Птицы музея-заповедника «Аркаим»,
«Каменное сырьё и технологии производства каменных орудий в древности»,
Практическое занятие «Древние технологии плетения поясов и оберегов»,
«Экскурсия по музею «Природы и Человека»,
«Археологический памятник поселение Аркаим»,
«Курган Темир»
«Жилище каменного века» и т. п.
В заповеднике также идет бойкая торговля сувенирами, буклетами, фотография, книгами, а также… амулетами (?!) с аркаимской символикой.
По сообщению агентства АСИ в 2003 году заповеднику Евросоюз в знак признания его мировой культурной ценности выделил 300 тыс. евро.
Директором заповедника ныне является Зданович Геннадий Борисович — кандидат исторических наук, заведующий кафедрой истории и этнографии Челябинского государственного университета, человек немало сделавший для научного исследования, сохранения и создания этого действительно уникального природно-ландшафтного и историко-археологического заповедника.
Аркаим, как Мекка для оккультистов и сектантов
Впечатляющая древность раскопанного города — 17 — 20 век до н.э. (эпоха Крито-Микенской цивилизации и Среднего царства Египта), сложность и загадочность сооружений, принадлежащих к древнейшей индоевропейской (точнее, индоиранской) цивилизации, давшей миру Веды и Авесту, будоражит умы не только ученых со всего мира, но и всевозможных оккультистов и сект, чье учение имеет хоть малейшую принадлежность культам и религиям Нового и Древнего Востока и Индии. Версия астроархеолога К.К. Быструшина о том, что Аркаим является оригинальной пригоризонтной обсерваторией, добавляет интерес к нему и астрологов.
Ежегодно в Аркаим со всей страны, и особенно, с близлежащих регионов — Башкортостана, Челябинской, Оренбургской, Свердловской и др. областей в заповедник «Аркаим» снаряжаются группы людей, как правило, оккультно настроенных, изучающих учения и практики в духе «Нью Эйдж», а также адепты ряда сект (теософы, последователи Саи Бабы, славянские неоязычники и т. п.). Известны случаи, когда некоторые уфимские «целители», направляли своих пациентов в этот заповедник.
Место, где расположены археологические раскопки такие «туристами» считается «святым», имеющим «положительную энергетику», способную облагородить человека духовно и исцелить некоторые болезни. Медитация, упражнения Агни-йоги, обряды магии и неспешные беседы «наставников» со своими учениками — повсеместное явление.
Появились откровения об Аркаиме от «Майтрейя — Владыки Духовной Обители Шамбалой» и т. п., получаемых от контактеров вроде некоего «учителя Юста».
К сожалению, масло в огонь подливают и сами ученые. Статья «Магия Мандалы» доцента кафедры археологии Уральского ГУ (г. Екатеринбург) Валентины Ковалевой, статьи Геннадия Здановича «Аркаим: Культурное и Духовное Пространство», «Аркаим в контексте современности» и т. п. хотя и являются во всех отношениях научными, но имеют очень сильный акцент и восторженный тон на разъяснении оккультно-религиозных мировоззрений жителей Аркаима и соответствующей символики архитектурных строений Аркаима. Все это создает питательную среду для всевозможных мифов и псевдонаучных теорий, пророчеств и видений российских оккультистов. И в итоге появляются заявления вроде: Аркаим — место, с которого начнется духовное возрождение России, а зороастрийская Авеста будет ее «новым и светлым Путем».
Неоязыческая святыня
С начала девяностых «Аркаим» оказался на щите славянских неоязычников, и органично вплелся в оккультную и псевдонаучную теорию «Гипербореи», согласно которой прародина «белых людей» — «арийцев» располагалась на Северном полюсе. Похолодание и наступление ледников заставили этих «арийцев» искать новое пристанище южнее. Пройдя вдоль Урала, они остановились в благодатном крае, который отдельные авторы связывают как с «Семиречьем», упоминаемым в «Авесте», так и с таинственным «Беловодьем» русских сказаний.
Южный Урал является, по мнению неоязычников, «второй прародиной арийцев», впоследствии расселившихся оттуда по просторам Евразии от Карпат на западе и до Китая на востоке. Этот регион стал рассматриваться, как источник ведических верований и местом древнейшей в мире государственности, столицей которой будто бы являлся «священный» Аркаим. Было время, когда в заповеднике стоял щит «Здесь родился Заратустра».
Некоторые идут еще дальше, и называют эту государственность «славянской», «русской», не скупясь на патетические определения. «Была Русь, была грамота, были свои духовные ценности, и доказательством тому — Аркаим», — заявляет Е. Щукин из ультранационалистической питерской газеты «Наше Отечество». Автор «Народной защиты» В. Маликов, считает Аркаим «неотъемлемой частью истории русского народа». Представитель иркутского отделения Национал-республиканской партии России Леонид Нечипуренко в газете «Русскiй Востокъ» называет Аркаим «символом русской славы».
Неоязыческая концепция, безусловно, пропитана расизмом, апеллирует к «великой арийской цивилизации — матери русского племени», призывает русских вспомнить о своих «расовых корнях» и «арийском происхождении», объявляет Аркаим «местом исхода протославянской группы арийского народа». И в то же время ее идеологи сокрушается по поводу современной духовной зависимости «белой расы» от чуждой ей жидовской культуры, идущей «от пророка Моисея».
Тема Аркаима освящена на многих российских прославянских неоязыческих internet-ресурсов.
Однако неожиданно у славянских неоязычников появились тюркские конкуренты. С середины 1990-х годов в паломничестве на Аркаим стали участвовать жители Башкортостана. Местные СМИ также начали проявлять интерес к Аркаиму, соблазняя читателя псевдонаучными сюжетами о якобы особом климате на Аркаиме, о присутствующей там «биоэнергии», о расположенном там «святом месте» и т. д.
Все это не могло пройти мимо башкирских националистов, которые подобно русским начали лихорадочный поиск своих далеких первобытных предков. Некоторые из них также обращаются к старой «арийской теории» — они либо возводят всех башкир к арийским корням, либо стремятся связать с арийцами какое-либо из отдельных башкирских племен.
Так, руководитель магнитогорской фирмы «Абзелил» Аль-Фатих Фазылов, избранный в 1994 году вождем башкирского племени тамьян, отождествляет Южный Урал с мифической Атлантидой, а исходной территорией арийцев называет Абзелиловский район Башкортостана, где до сих пор живут члены его племени. Это кажется ему достаточным для того, чтобы называть Аркаим и родственные ему памятники духовным наследием коренного, т. е. башкирского, народа. В известно свастике он пытается видеть в свастике отражение сути древнейшего башкирского мировоззрения. Он придает огромное значение и тому факту, что в основе планировки Аркаима лежит якобы особая «башкирская свастика».
Скандально известный башкирский историк Салават Галямов, автор книг «Основы башкордской индо-германской философии», «Сопоставительная грамматика башкордского, курдского, английского, шумерского языков», также не обходит Аркаим вниманием — строительство поселения он приписывает прямым предкам башкир, а Заратустру объявляет башкирским пророком (?!), жившим на Южном Урале.
По мнению С. Галямова мировая философия зародилась не в Индии, Греции или Китае, ее родина — Башкирия. Он приписал башкирам почти все достижения человеческой цивилизации и обвинил мировую науку в «своровывании» их с целью приписки к другим народам. Согласно его теории, древние индийцы и греки до того, как заселили Индию и Грецию, обитали на Урале и в Западной Сибири. Следовательно, их философия родилась именно здесь. Ученый утверждает, что одним из источников возникновения древнеиндийской философии является башкирский эпос «Урал-Батыр». Так, среди древних индогерманских племен, которые вторглись четыре тысячи лет тому назад на территорию Индии, был знаменитый род куру из племени Бхаратов. Именно к этому древнеиндийскому этнониму «куру» и восходит название двух современных народов — курдов и башкурдов (башкир). На уровне мифологии это родство доказывается тем, что древние ведические народы, как и башкорды, считали, что их небесной матерью является богиня Хомай. Археологические раскопки на Урале последних лет доказали, что башкорды издревле проживают на своей земле, а лингвистическая наука подтверждает, что в древности башкордский язык относился к иранской группе индогерманских языков, утверждает ученый.
С. Галямов в Башкирии не одинок, местный «историк-публицист» Г. Шафиков объявил башкир прямыми потомками «аркаимцев-ариев», а «Урал — это мозговой центр мира, границы двух его полушариев».
И масоны тут как тут
В Республике Башкортостан с 1997 года создана общественная организация «Орден Мира» — классическая масонская секта, которая под видом организации благотворительных социальным программ пытается внедрить свою оккультно-сектантскую идеологию в молодежное движение Башкирии. Существует на зарубежные гранты.
Аркаим стал обязательным местом для посвящения в «миротворцы». И вот как этот обряд описывается в уставе этой неомасонской ложи:
2.3.5. Церемонии.
2.3.5.2. Присвоение статуса (степенного статуса, должностного статуса):
— присвоение степенного статуса «Подмастерье» производится после прохождения церемониала «Посвящение в Миротворцы», который включает в себя следующее: а) церемониал распространяется на представителей организации прошедших адаптационный период в степенном статуе «Ученик», т. е. кандидата в Миротворцы, выполнивших процедуру 2.3.4.1. Книги Конституций Ордена б) время и дата проведения церемониала утверждается на Расширенном Капитуле в) проводится под руководством «Мастера Ордена» не реже одного раза в год г) основные требования к церемониалу:
1 — приезд в город Солнца «Аркаим»,
2 — вхождение на гору «Покаяния», где необходимо вспомнить о сотворенном зле и покаяться,
3 — «Очищение Огнем», т. е. прохождение босыми ногами по трехметровой дорожке сложенной из горящих углей,
4 -«Очищение водой», т. е. войти в воду реки Караганка и три раза окунуться с головой,
5 — прохождение на городище и перед очагом священного огня предков нашей земли, произнести «Обет Миротворца» и там же в качестве кульминации церемониала произнести гармоничную вибрацию созидательного звука «Ом».
Максим Степаненко, руководитель Миссионерского отдела Уфимской епархии Русской Православной Церкви
Миссионерско-апологетический проект «К Истине»
Использованная литература
1. Глоба Т. Русский астрологический сборник «Тамара», Москва, 1993.
2. Зданович Г. Б. Феномен протоцивилизации бронзового века Урало-Казахстанских степей. Культурная и социальная обусловленность // Взаимодействие кочевых культур и древних цивилизаций. — Алма-Ата, 1989.
3. Зданович Г. Б. Архитектура поселения Аркаим // Маргулановские чтения // Сборник материалов конференции. Москва, 1992. 4. Зданович Г. Б. Аркаим: арии на Урале. Гипотеза или установленный факт? // Фантастика и наука (Гипотезы. Прогнозы). Международный ежегодник. Вып.25. — Москва, 1992.
5. Зданович Г. Б. Аркаим: культурное и духовное Пространство // www.steppe.ru
6. Зданович Г. Б. Аркаим в контексте современности // www.steppe.ru
7. Ковалева В.Т. Магия Мандалы // www.steppe.ru
8. Кураев А., диакон. Сатанизм для интеллигенции. Том 1. Религия без Бога. -М.: Отчий Дом, 1997. -С. 227−228; 331−352.
9. Миссионерский путеводитель по Библии. -Киев: ИИЦ Украинской Православной Церкви, 2001. -208с.
10. Реверсов И.П. Апологеты защитники христианства. -С.-Пб.: Сатисъ, 2002. -С. 159.
11. Шнирельман В. Аркаим, археология, национализм… // www.anikina.com/vragi/ancient/arkaim.htm
12. www.southural.ru
13. www.astrolab.ru
14. www.steppe.ru
15. www.pagan.ru
16. www.vgolikov.hotmail.ru
Фото: природа заповедника, снимок раскопок и неошаманские камлания
https://rusk.ru/st.php?idar=112050
Страницы: | 1 | |