Русская линия | Станислав Минаков | 24.09.2007 |
Украинская Харьковщина и российская Белгородчина — не просто соседи-пограничники. Эта общая земля имеет и название общее — Слобожанщина. И села в этих областях перемешаны — русские и украинские. И говорят здесь на одном, характерном южнорусском говоре, в котором и фрикативное «г» изобильно, и — в зависимости от персоны — в большей или меньшей степени преобладает украинская и русская речь. И реки здесь текут общие — Псёл и Северский Донец, а значит, мы пьем одну и ту ж воду, и, следовательно, как образно (или буквально?) замечено, в нас течет одна кровь.
Немало белгородцев получило в советское время образование в харьковских прославленных вузах. Если говорить о художниках, то, например, Станислав Косенков (1941−1993) был в Харьковском худпроме (ныне — Академия дизайна и искусств) любимым учеником Василия Ермилова (1894−1968), знаменитого классика так называемого украинского авангарда 20−30-х гг., соучеником известного харьковчанина Виталия Куликова. Этот же вуз заканчивал и прибывший на теперешнюю выставку известный белгородский скульптор Анатолий Шишков, автор многих работ, установленных в Белгороде, работавший вместе со знаменитым Вячеславом Клыковым (1939−2006).
Белгородцы приехали на вернисаж очень представительно, что свидетельствует о серьезности их намерений. Делегация из 33 персон включала начальника Белгородского областного управления культуры Андрея Кулабухова, а также директора Белгородского государственного художественного музея (БГХМ) Валентину Павлову. Застрельщицей и устроителем акции со стороны гостей стала председатель Белгородской региональной организации Союза художников России Ольга Попова. А от хозяев — Валентина Мызгина, директор Харьковского областного художественного музея.
Выставка, представившая творчество белгородцев, организована по приглашению Русского национально-культурного общества Харьковской области и Харьковского художественного музея — в соответствии с планом мероприятий по реализации соглашения между администрациями Белгородской и Харьковской областей о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве. Спасибо доброхотам-инициаторам, а также помощникам — Российскому консульству в Харькове.
Звучит официозно, однако если дело делается с сердцем, то и официоз уходит на второй план. Да и как без официоза? Попробовали б вы привезти на три недели (именно такой срок продлится экспозиция) десятки художественных работ из этой самой «ближней заграницы»! Оставляем — до поры — за скобками все художественные эпитеты, которыми в кулуарах были награждены таможенные процедуры, потребовавшие не только значительных финансов с обеих сторон, но и невероятных нервных затрат и физических усилий! Странно, не правда ли: и соглашение существует меж областями, и груз транспортируется не коммерческий, а культурный (да еще и с возвратом), а вот, поди ж ты, надо и за это деньги платить! Абсурд какой-то — это в наше-то, алчное время, когда все вопиют о бездуховности и утрате культуры. А где же льготы для культурно-художественных акций? Ау, правительства и Украины и России, где вы?
Белгородцы подчеркивают, что для них является честью выставиться в Харькове, где сильны традиции изобразительных искусств. Белгородская творческая организация молода, создана в 1968 году, на несколько десятилетий моложе харьковской, а создание ее неразрывно связано с образованием и развитием области. В отсутствие в те годы на Белгородчине фундаментальной художественной школы на базе серьезного профессионального учебного заведения молодые творческие силы в лице дипломированных специалистов стекались в Белгород из разных городов — от Петрозаводска до Владивостока. В 1962 г. в Белгород приехали выпускники Харьковского государственного художественного института А. Мамонтов и М. Парахненко, которые положили начало формированию профессионального отношения к изобразительному искусству как в сфере выставочной деятельности, так и в сфере образования. В дальнейшем Союз белгородских художников формировался из прибывавших выпускников высших и средних художественных учебных заведений Москвы, Ленинграда, Курска, Орла, Иркутска, Екатеринбурга, Чебоксар, Пензы. Но многим белгородским художникам именно харьковские средние и высшие художественные учебные заведения дали путевку в творческую жизнь, в частности, выпускники именно Харьковского художественного института стали ядром молодой белгородской организации, сегодня насчитывающей 57 человек (46 участвуют в выставке), — считает Г. Половина, член СХР, заведующая отделом экспозиционно-выставочной работы БГХМ.
Экспозиция составлена из произведений, созданных в разные периоды — в живописи, графике, плакате, скульптуре, медальерном, декоративно-прикладном и храмовом искусстве, иконописи. Широко жанровое и тематическое разнообразие экспозиции — портрет, натюрморт, сюжетные композиции, исторический и бытовой жанр, остросоциальные размышления в живописи, графике, искусстве плаката. Тут встретишь и вид Святогорского монастыря (Владимир Желобок), и портрет знаменитого старца из Ракитного, архимандрита Серафима Тяпочкина (Владимир Нестерков), и икону «Андрей Рублев» (Владимир Кутявин), и саркастически подчеркивающий опустошительные тенденции плакат «Этнос» (Игорь Черный).
Скромным, глубинным достоинством обращает на себя внимание угол выставочного зала, представляющий черно-белые гравюры Владимира Козьмина, спокойно-сдержанные, самодостаточные, замечательно-консервативные, хранящие и излучающие тепло и знание — и в пейзажах, и в портрете С. Косенкова. В. Козьмин — мастер, творчески и дружески близкий к двум знаменитым Станиславам русской гравюры — Косенкову и Никирееву (1932−2007).
Неизменно интересен во всех своих проявлениях самобытный Владимир Аксенов.
Доминантой выставки, по меткому замечанию Г. Половиной, являются пейзажи, географически охватившие просторы от Москвы до Сибири: Ростова Великого, Костромы, Пскова, Вологды, Твери, Тобольска. На выставке много графических листов и живописных полотен, посвященных русским городам, где можно увидеть и широкие панорамы, и композиционные этюды, выстроенные на гармонии и пластике природы и архитектуры. Авторов пленяет также красота Байкала, Онежского озера и реки Великой на Псковщине, лесов средней полосы России.
Представленные в экспозиции работы, посвященные землям Белгородской области, например, «Сухарево. Каньон» Григория Новикова или «Белогорье» (Холкинский монастырь) Виктора Березина отличаются светлым колоритом, подчеркивающим, что художники видят эти земли преображенными, святыми, чистыми. К слову, на Белгородчине уже восьмой год работает Международный славянский пленэр, постоянными участниками коего являются харьковчане.
Прошлая выставка художников-белгородцев в Харькове экспонировалась в 2005 г.
Не скажем, что периодичность плоха. Все-таки, как бы нас ни старались разъять, единую Русь — Великую, Малую и Белую — расколоть не удастся. Американский «закадычный идеолог» Бжезинский говорил, что одну задачу они выполнили, СССР развалили, теперь остался главный враг — Православие.
А в другой раз, уже в оранжевые времена, как гость Харьковского университета (!), добавил, что они успокоятся, лишь когда танки НАТО будут стоять у границы Белгородской области. Да, мы видим, сколь решительно и беспардонно они действуют и кого они наняли в проводники своих ненавистнических планов. Но номер у них не пройдет. (См. на выставке плакат Ю. Бондарева «Мы победили! Мы всегда будем гордиться поколением победителей».)
А танки НАТО — здесь стоять не будут.
Здесь будут экспонироваться картины, читаться стихи на наших языках, звучать украинская и русская речи — свободно и дружественно.
На снимках: Г. Новиков, «Сухарево. Каньон»; Ольга Попова; на вернисаже; В. Козьмин у своих работ; В. Козьмин, «Степаныч» (портрет Заслуженного художника России С.С. Косенкова, 2007); В. Нестерков, «Архимандрит Серафим Тяпочкин»; В. Желобок, «Святогорский монастырь»; И. Черный, «Этноc».
Фото автора.
https://rusk.ru/st.php?idar=112037
Страницы: | 1 | |