Русская линия
Русская линия Сергей Заруднев14.09.2007 

Узкими вратами.
Беседа с духовником православной гимназии имени сщмч. Кукши

27 августа / 9 сентября Православная Церковь вспоминала преподобного священномученика Кукшу — просветителя вятичей — языческого народа, жившего на территории нынешних Орловской и Калужской областей. Фигура святого Кукши столь значительна для нашего Отечества, что присутствует в монументальной композиции «Тысячелетие России», вобравшей скульптурные изображения самых выдающихся деятелей нашей Родины, повлиявших на ее духовный облик.

Как день святого отмечается у нас? Можно сказать, что за пределами церкви — никак. И дело не в том, знают или не знают потомки бывших язычников имя одного святого, а в том, что вера так и не стала духовной потребностью большинства. В массовом сознании Церковь до сих пор воспринимается как разновидность некоего этнографического заповедника, возрожденного так, как возрождаются, например, народные промыслы. Бог в таком отношении к Церкви отсутствует, а человек, говорящий о вере, рассматривается как чудак, не имеющий никакого представления о том, по каким законам на самом деле живет мир.

Как же относиться к родителям, которые не только верят, но и отдают своих детей в православную гимназию имени священномученика Кукши? Ведь ее выпускники окажутся в мире, враждебном их идеологии. Какие задачи ставит перед собой это учебное заведение? Какими хочет видеть своих учеников? Об этом в начале сентября мы сочли уместным поговорить с духовником гимназии о. Николаем.

— Отец Николай, набору гимназистов предшествует собеседование. На что прежде всего обращается внимание?

- Прежде всего мы должны убедиться, что родители действительно хотят, чтобы их ребенок воспитывался в православной среде. Случается, что к нам приходят с такими соображениями: здесь спокойно, немноголюдно, хорошие преподаватели, вкусно кормят и следят за дисциплиной — это нам подходит. А потом, когда гимназист начинает жить церковной жизнью, возникают конфликты, поскольку и папа и мама, оказывается, к вере равнодушны и требований, предъявляемых к их ребенку, попросту не понимают.

- Чем отличается учебная программа гимназии от программы общеобразовательной школы?

- Программа гимназии соответствует общеобразовательному стандарту, но расширена за счет добавления нескольких предметов: Закона Божьего, церковнославянского языка — в младших классах, греческого и латыни — в старших.

- Лет семь-восемь тому назад было ощущение, что возрождающаяся Церковь захватит в свою орбиту всю страну, но Христово стадо как было малым, так им и осталось и, наверное, будет таким всегда. У вас нет опасения, что, выйдя из гимназии — до сих пор единственного православного учебного заведения в области, — выпускники испытают некое подобие шока — настолько их мировоззрение будет отличаться от общепринятых взглядов на жизнь?

- Христово стадо мало не потому, что этого хочет Господь, Он всех бы принял в рай, но войти туда можно только узкими вратами. Чтобы выполнять заповеди Божии, нужно ограничивать себя в мыслях и поступках, обуздывать прежде всего свои амбиции: самость, гордость, тщеславие. Это трудно, людям становится тесно, а трудный путь никогда не бывает дорогой большинства. Но значит ли это, что мы должны учить детей хитрости, беспринципности, эгоизму — всему, что так ценится в мире? Дети испытают шок, если им прививать розовое восприятие действительности. Но вера в Бога — это не обязательно вера в справедливость людей, а христианская любовь далеко не бездумна. Подвижники первых веков Антоний Великий и преподобный Макарий, например, высшей добродетелью христианина считали рассудительность.

Сегодня пытаются внушить, что человек — сам творец своего счастья. Да ничего подобного! В жизни каждого действует промысел Божий, и хорошо, если человек это чувствует. А чтобы чувствовать, нужна вера. Промысел Божий может вести через большие испытания, но именно вера позволяет их преодолевать, не опускаясь до хамства, лжи, предательства; она помогает остаться человеком. Верующий чувствует себя человеком не потому, что свободен для делания греха, а потому, что осознает себя творением Божиим. И только такой человек по-настоящему свободен, потому что он твердо знает, где истина, и не зависит ни от чего, кроме своей веры. Первая заповедь христианина: «Возлюби Господа Бога твоего…». Я не устаю повторять своим ученикам, чтобы они торопились взращивать в себе стержень веры, пока у них есть такая возможность, пока они живут в согласии со своим выбором, своей совестью, не вынуждаемые никакими жизненными обстоятельствами предавать убеждения. Дело священника — сеять, прорастут ли семена — дело Божье. Если хотя бы несколько человек из класса, став взрослыми, смогут противостоять внешнему давлению и устоят в вере, я буду счастлив.

- У вас был откровенный разговор со старшеклассниками о том, что успех в обывательском понимании этого слова и в понимании православного христианина — это далеко не одно и то же, а в большинстве случаев — понятия диаметрально противоположные?

- Глупо было бы отрицать необходимость зарабатывания денег. Главное — не делать это занятие целью жизни. Богатство само по себе не является грехом: ножом можно резать хлеб, а можно — людей, — все зависит от того, для каких целей нож применять. Но сам нож не виноват в том, что им не так воспользовались. Я хочу, чтобы гимназисты выросли счастливыми, живыми людьми, ищущими радость не в плотских утехах, а в труде, общении, природе, искусстве, самовыражении; чтобы никакие трудности не лишали их позитивного настроя. А главный жизненный позитив заключается в том, что Бог есть. Может измениться политическая система, изменится весь мир, уйдет сама жизнь, но все, что сказал Бог, будет. И если ты останешься верен Богу, он будет верен тебе всегда. Что может быть большим успехом, чем любовь Бога всемогущего? Только не нужно забывать, что, испрашивая что-то у Творца, хорошо бы спросить самого себя: «А что я дал взамен?».

- Набор в нынешний первый класс гимназии оказался рекордным по количеству учеников. В прошлом году состоялся первый выпуск девятого класса. Большинство продолжило учебу в десятом, двое решили поступить в другие учебные заведения. Попытки увенчались успехом?

- Да. Один наш выпускник поступил в строительный колледж, еще одна выпускница — в медицинский техникум. Оба успешно закончили первый курс и учатся на втором.

- Каков в вашем представлении идеальный гимназист?

- Идеальный — это не церковное слово. Очень многие приходят в Церковь в поисках идеала и разочаровываются. Стремящийся к идеалу сам себя оценивает, определяет, насколько он совершенен. Это типичное проявление гордости. Мы должны осознавать степень своей ничтожности перед Богом, а Бог дает прощение и надежду. Почитайте святых отцов, «Добротолюбие»: святые, воскресавшие мертвых, плакали на смертном одре и каждый говорил про себя: «Вы не представляете, насколько я грешен!». И ведь они не лукавили, потому что лукавый не может творить чудеса. Я хочу, чтобы наши дети осознавали, какое великое счастье подарил им Господь — дал возможность наследовать Царство Небесное; осознавали это и любовью к Богу и людям оправдывали дар.
Сергей ЗАРУДНЕВ, газета «Город Орел»

https://rusk.ru/st.php?idar=112009

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика