Русская линия | 25.08.2007 |
Напомним также, что в марте этого года Святогорская Свято-Успенская Лавра отметила третью годовщину обретения свого нового, «лаврского» статуса. Это — самая молодая Лавра Русского Православия. Благотворителем возрождающегося монастыря, имя которого навсегда вписано в монастырские синодики, стал Премьер-министр Украины Виктор Федорович Янукович, в бытность которого еще главой Донецкой облгосадминистрации были решены многие проблемы святой обители. Святогорские иноки справедливо считают, что именно этому человеку на сердце Господь положил быть исполнителем предсказаний и пророчеств старцев о возрождении святыни. Именно его душа отозвалась на зов Божий и, руководимый рукою Господнею, он возложил на себя заботы по устроению и прославлению святой обители.
А 24 августа 1995 г., в день кончины, в год 200-летия со дня рождения, состоялось прославление подвижника Иоанна, Затворника Святогорского, для местного почитания. Венчая всенародное непрерывающееся почитание его как угодника Божия, совершилось долгожданное прославление преп. Иоанна Затворника в лике святых.
Теперь ежегодно в этот день совершается многотысячный торжественный крестный ход вокруг обители с его мощами — при чрезвычайно обильном стечении народа. Еженедельно, по четвергам перед Литургией служится святому молебен у его мощей, от которых подаются исцеления и помощь всем с верою притекающим.
Преподобный Иоанн Святогорский (1795−1867), в миру Иван Крюков, родился в Курске в семье мещан. С детства горел любовью к монашеству и подвижничеству, но его желание исполнилось только по достижении 38 лет.
В возрасте девяти лет Иван был отдан на обучение мастеру по изготовлению изразцов, долгое время переносил чудовищную жестокость своего хозяина.
Через некоторое время после завершения ученичества он женился, открыл собственную мастерскую по изготовлению изразцовых печей, а чуть позже — два постоялых двора и трактир. После смерти жены, в 38-летнем возрасте, поступил в Глинскую пустынь Курской епархии.
Полтора года являлся послушником, после чего получил право носить рясу. Уже в послушнический период Иоанн прославился способностью исцелять больных. В монастыре он овладевает грамотой. Хозяйственность послушника была замечена, и он вскоре становится экономом. Проведя 11 лет в этой обители и преуспев в ней духовно, получил приглашение от настоятеля древней Успенской Святогорской пустыни Харьковской епархии, восстановленной в 1844 г., куда и перешёл, получив послушание эконома. Был посвящён в сан иеромонаха.
Вот что о его деятельности пишет Василий Немирович-Данченко: «Иоанн и тут обнаружил присущие ему характер и решительность. Не предупредив, он распорядился „отсечь“ часть горы под гостиницу. Против него поднялось все, но он поборол препятствия, и гора была „отсечена“. Иоанн вел войну с управителем Потемкиных, вступался за ограбленное ими крестьянство, и хотя на сем пути был смиряем настоятелем, но как упорное козлище, исполнив наложенное на него послушание, вновь вступал в бой с господскими холопами и отсекал горы. Потом уж его и смирять перестали — махнули рукой. В конце концов, впрочем, оказалось, что Иоанн был прав, за что на него наложили мантию. Вообще, в эту пору своей деятельности, малограмотный, энергический, не знающий устали, упрямый и изобретательный, Иоанн совершенно подходит к типу северного монаха-соловчанина. Затем Иоанн, а в мантии Иоанникий, является опять гостинником, опять „отсекает“ горы, роется в земле, как крот, отыскивает и находит старые подземные храмы, собственноручно выбивает для них из цельных диких камней престолы».
Чуть позже Иоанникия рукоположили в иеромонахи и определили духовником к богомольцам. В этой должности он принимает активное участие в восстановлении подземных ходов.
Работая в пещерах по их расчистке, он полюбил одну из меловых келий, в которой затворился в 1850 году, получив благословение епископа (и преодолев сопротивление настоятеля монастыря). Спал в гробу, держал строгий пост.
Великая схима, или образ ангельский, — высшая степень иноческого деяния, очень часто ее сравнивают со смертью при жизни. При постриге в нее монах дает обет полного отречения от мира и всего мирского. Образ ангельский — великая честь для монаха, но требования, которым должен соответствовать принимающий великую схиму, настолько жесткие, что выдержать пробу способны единицы. Прежде всего будущий схимонах обязан доказать братии, что им движет смирение, а не гордыня.
«Убедившись, что Иоанникий не превозносится, — пишет Немирович-Данченко, — а жаждет подвига, Арсений приказал ему затвориться в простой жилой келье и запереть ставни. Трудно было одолеть Иоанникию в первое время ужас одиночества, особенно по ночам. Но он привык и затем перебрался в меловую скалу. Настоятель все еще отговаривал его. Стояли холода, печи там не было, и устраивать ее не дозволялось, но монах не внял. Наконец, ему разрешили затвориться совсем. Ввели в меловую пещеру — и заперли на замок. В дверях было проделано малое оконце для передачи пищи и пития.
Холод стоял там, как в леднике. Узкая щель в наружу — тьмы не разгоняла. В щели только брезжил свет, не озарявший кельи. Гроб, а в гробу немного соломы — вот все, что дали с собой затворнику. Он удвоил вес вериг и, измаривая себя, делал в сутки по семисот поклонов земных, по сто поясных, молитв Иисусовых произносил по тысяче, столько же Богородичных. Так прошел целый год безвыходного пребывания в затворе, самый трудный год, потому что тело заточника еще только привыкало к сырости и холоду. Утомленный ложился он в свой гроб — и вновь подымался от озноба. Сырость стояла такая, что одежда и белье более месяца не выдерживали, истлевали и распадались.
Пробовали его испытывать — выводили на свет, приказывали остаться, но Иоанникий неизменно уходил назад. Так прошло еще шесть месяцев, по истечении которых его постригли в схиму и опять назвали Иоанном, разрешили приобщаться два раза в месяц, а в посты еженедельно».
В таких трудах прожил подвижник в затворе 17 лет, причем 5 лет из них — без печного отопления.
Раз в месяц святой покидал затвор, чтобы причаститься Святых Тайн в монастырской церкви. Братия монастыря обвиняла подвижника в гордости и глумилась над ним, но Иоанн приобрёл много почитателей среди мирян.
С середины 1850-х годов Иоанн причащался раз в неделю, после службы благословляет толпящийся в церкви народ, ради бесед с посетителями открывает двери своей кельи.
За подвижническую, самоотверженную любовь к Богу и ближним Господь при земной еще его жизни сподобил благодатных даров непрестанной молитвы, дара рассуждения, прозорливости, даром целительства и чудотворений. От постоянного пребывания в темноте подвижник ослеп, и в последние годы жизни мог творить лишь непрестанную Иисусову молитву.
За неделю до кончины, сохраняя послушание воле настоятеля, тяжело больной старец был перевезен на больничный монастырский хутор, где 11 (24) августа 1867 г. мирно скончался. Вскоре на его могиле стали происходить чудеса, и многие недужные получали исцеления.
Был похоронен у алтаря больничной церкви. Широкое народное почитание Иоанна началось со дня его смерти. У мощей святого произошло множество чудесных исцелений, запись которых велась в монастыре. После большевистского переворота 1917 г., несмотря на препятствия, чинимые властями, паломничества к могиле Иоанна продолжались.
Его мощи теперь находятся в Успенском соборе Лавры, а могила стала местом паломничества. Каждый год, в день его почитанию, в Святогорскую обитель стекаются людские тысячи.
По благословению Преосвященного Иувеналия, митрополита Курского и Рыльского, в 2004 г., к празднованию юбилея 250-летия со дня рождения прп. Серафима Саровского, уроженца Курска, иконописной мастерской Курской духовной семинарии создан новый образ Собора святых, в земле Курской просиявших.
Празднование Собора Курских Святых было установлено по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в память празднования 100-летия канонизации святого Серафима в 2003 году. Память Собора святых земли Курской совершается 1 августа нов.ст. в день памяти прп. Серафима Саровского и всея России чудотворца.
Единую плоть Русской Церкви — не разъять. Ее объединяют, в том числе, и деяния, и имена знаменитых, возлюбленных православным людом подвижников, земной и духовный путь которых связан с нашими землями — курской, слободской, донецкой…
На новой иконе изображены и прп. Иоанн, Затворник Святогорский (Донецкий), и многие святые — подвижники духа и веры, родившиеся или просиявшие в своем служении Богу и людям: один из основателей общежительного монашества на Руси прп. Феодосий Печерский, прпп. Исаакий и Макарий Оптинские, прп. Серафим Саровский, прп. Илия Верхотурский, свт. Иоасаф Белгородский, священномученики архиепископы Курские Онуфрий (Гагалюк) и Дамиан (Воскресенский), сщмчч. Павлин (Крошечкин), Иоасаф (Жевахов), Антоний (Панкеев), Иоанн (Пашин), Иувеналий (Масловский) и другие подвижники и новомученики. Святые изображены на фоне Знаменского мужского монастыря Курска в осенении чудотворной иконы Божией Матери «Знамение» Курской-Коренной.
Подготовил Станислав Минаков
Справка РЛ:
19 марта 2004 г. Святогорский Свято-Успенский монастырь получил титул Лавры. Святогорская обитель стала, таким образом, третьей в Украине Лаврой после Киево-Печерской (с 1598 года) и Почаево-Успенской (с 1833 года), а также пятой в иерархии самых значимых обителей православного мира, к которым следует добавить еще и такие монастыри России, как Троице-Сергиева (с 1744 года) и Александро-Невская (с 1797 года) Лавры.
Фото Станислава Минакова.
На снимках: Cвятогорская Свято-Успенская лавра; скульптура «Святогорская Богородица» (уральский мрамор), автор — Николай Шматько (Луганск), вид с берега Северского Донца на Никольский храм; иконы — Собор Курских святых; св. Иоанн Святогорец.
https://rusk.ru/st.php?idar=111947
|