Русская линия | Священник Георгий Скубак | 21.07.2007 |
В поселке Сурско-Михайловка Солонянского района Днепропетровской области местные краеведы обрели захоронение основателя села — легендарного запорожского казака Никиты Коржа. Наибольшую известность этому казаку, на удивление, принесли не блистательные победы в сложных баталиях, а уникальнейший письменный труд — «Устное повествование бывшего запорожца, жителя Екатеринославской губернии и уезда, селения Михайловки, Никиты Леонтьевича Коржа», являющийся наиболее известным источником по истории слободы Половицы, предшественницы Днепропетровска. Именно на эту повествование ссылаются в своих научных работах практически все исследователи, изучающие быт, жизнь и обычаи запорожской вольницы.
Настоящая фамилия Никиты Леонтьевича — Таран. Но общество запорожцев назвало его «Коржом» и именно с этим прозвищем он больше всего известен любителям истории.
Основатель Сурско-Михайловки
Помимо самых полных воспоминаний о Запорожской Сечи Никита Корж еще известен жителям Днепропетровщины как основатель села Сурско- Михайловки. Почти двести лет назад умер знаменитый казак, но жители этого села до сих пор чтят его память. Именем Никиты Коржа поселенцы когда-то хотели назвать село (и называлась бы Сурско-Михайловка — Коржовкой), однако он отказался из скромности. Село назвали в честь новорожденного сына российского государя Павла I — Михаила. И все же односельчане увековечили его имя. Та часть села, где жили Никита Леонтьевич и его потомки, до сих пор зовется в народе Коржовкой. А тополя, выросшие на месте его усадьбы, — любимое место отдыха сурскомихайловцев.
Родился Никита Корж в 1731 году в знаменитой слободе Новые Кайдаки. В семилетнем возрасте он был отправлен на Сечь к своему крестному отцу. Там, где впоследствии возникнет село Сурско-Михайловка, у крестного отца Никиты — запорожского казака Якова Качалова был зимовник. После смерти Якова — Никита, тоже запорожский казак, стал полноправным хозяином зимовника. А через несколько лет вокруг казачьего жилища начали селиться люди. Многие из них бежали в свободные земли от гнета окрестных помещиков, поэтому в современной Сурско-Михайловке одна из самых распространенных фамилий — Бижко. Назвали это поселение Большие Вольные хутора. И сейчас в старой части села улиц как таковых нет: дома далеко отстоят один от другого. Здесь никогда не было крепостного права, земля принадлежала тем, кто на ней жил и трудился. Поэтому село всегда было не только свободным, но и богатым. В начале ХХ века в Сурско-Михайловке было четыре учебных заведения, кредитное общество — показатель достатка селян. И положил всему этому начало Никита Корж.
Известен также факт, что именно он ходил к государю Павлу I и в Сенат хлопотать о вольной для кодацких земель и добился своего — царь подписал необходимую бумагу. За это Коржа и его наследников уважали земляки.
Умер Никита Корж в 1835 году на сто пятом году жизни: он простудился, собирая деньги на новую сельскую церковь. В год его смерти благодарные односельчане построили новый храм и похоронили основателя в усыпальнице храма под алтарем.
Кто и почему перезахоронил Никиту Коржа?
Сто лет могила оставалась нетронутой, несмотря на войны и революции. А в 1935 году, когда начались гонения на религию, храм разрушили. Очевидцы тех событий говорят, что он простояла бы и дольше, но большевикам не давал покоя золотой крест, который положили в гроб Никиты Коржа односельчане. Местный житель Иван Стовбун в том году был еще школьником и очень хорошо помнит, как вскрывали могилу Коржа и осквернили его останки: «В тридцатые годы из церкви сделали зернохранилище. Помню, школьниками бегали в нее играть. Прыгали с хоров прямо в кучи зерна. Взрослые запретили эту забаву, сказали, что в зерне можно утонуть, захлебнуться. Потом церковь разрушили. В этой церкви был склеп, где похоронили Коржа. Когда разрушали могилу, сняли крышку склепа, она была двухметровая, мраморная, на ней было написано, кто такой Корж, что он основатель Сурско-Михайловки. Когда гроб открыли, я лично видел золотой крест размером с ладонь, цепочку, серебряную лампаду и бутылочку, в которой была рукопись. Корж там писал, что он казак, сын казачий из Кайдак. Все уже прогнило, ведь сто лет прошло, и крест с цепочкой лежали на дне гробницы. Быстро забрали и крест, и цепочку, и лампаду и увезли в Соленое. После того как опустошили склеп, останки Коржа разбросали по полю. Отец Дмитрий Тяпочкин собрал их и перезахоронил на местном кладбище». Вот таким вот страшным образом свела судьба двух известнейших людей, живших в разное историческое время.
Архимандрит Серафим (Тяпочкин) — сохранитель могилы Никиты Коржа.
Иерей Дмитрий Тяпочкин — еще одна легендарная личность в истории Сурско-Михайловки. Многим верующим этот человек известен как Белгородский старец Серафим. Всю свою долгую жизнь он защищал православную веру. Родился он 1/14 августа 1894 года в благочестивой дворянской семье. При крещении младенец был наречен Дмитрием, в честь великомученика Дмитрия Солунского. В семь лет был принят в духовное училище, в 1911 году зачислен в Холмскую духовную семинарию, где окончательно утвердился в стремлении к пастырскому служению. По окончанию семинарии, как лучший воспитанник, в 1917 году он был направлен стипендиатом в Московскую духовную академию, где проучился всего один год, так как в 1918 г. Академия была закрыта.
После закрытия Академии в 1919 году Дмитрий Тяпочкин приезжает в Екатеринослав. Здесь он знакомится со своей будущей супругой Антониной. Они обвенчались в 1920 году, и в том же году Димитрий викарием Екатеринославской епархии епископом Евлампием был рукоположен во диакона, затем и во пресвитера. С 1921 по 1936 годы был благочинным церквей Салонянского района Днепропетровской области. Это были годы самой жестокой борьбы безбожной советской власти с Церковью.
Первые шаги своего пастырского служения молодого священника проходили в местной церкви святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Сурско-Михайловке. Отца Дмитрия в селе любили все: шли к нему и в радости, и в горе. В голодные годы он спас от смерти многих односельчан, но не смог уберечь от смерти свою семью. Его жена Антонина и три дочери, умершие в годы голодомора, покоятся на старом сельском кладбище.
В 30-е годы о. Дмитрий был вынужден служить, переходя из храма в храм. Об этом донесли властям, и ему приходилось постоянно скрываться. Но в 1941 году он был арестован и осужден на десять лет ссылки за совершение тайных богослужений на дому. После истечения срока на вопрос следователя, чем он будет заниматься на воле, отец Димитрий сказал: «Тем же, чем и занимался — служить Богу и людям». «Ну, тогда посиди еще», — последовал ответ, и батюшка был отправлен в ссылку сроком на пять лет на Игарку в Красноярский край. После освобождения из ссылки в 1955 г. о. Дмитрий служил в Куйбышевской епархии, был одним из участников знаменитого «Зоиного стояния» в Куйбышеве, чуда, происшедшего в 1956 г. и обратившего ко Христу множество людей. В 1960 г. о. Серафим был назначен настоятелем Днепропетровского кафедрального собора, а в июле того же года — направлен в Курскую епархию настоятелем храма Успения Пресвятой Богородицы в селе Сосновка.
Вскоре он подал прошение о принятии иночества: «Если не будет с моей стороны нарушением послушания, то дерзаю просить при постриге мне святое имя Преподобного Серафима Саровского, которого с детства почитаю небесным покровителем. В назначении меня его святейшеством в Курскую епархию, земную родину Преподобного Серафима, тоже вижу промысел Божий». Прошение было принято, и 26 октября 1960 году епископ Курский и Белгородский Леонид (Поляков) постриг о. Дмитрия в монашество с именем Серафим. Благословение на постриг отец Димитрий получил в Глинской пустыни от ныне покойного знаменитого старца — архимандрита Андроника (Лукаша), который в свое время так же был сослан на Колыму и претерпел всевозможные испытания лагерной жизни.
В 1961 году иеромонах Серафим был возведён в сан игумена. В октябре 1961 года старец Серафим стал настоятелем Свято-Николаевского храма в селе Ракитном Белгородской области. В 1970 г. он был удостоен сана архимандрита. Очевидцы подвижнической жизни старца свидетельствуют о его прозорливости, даре исцеления, о его кротости, смирении и беспредельной любви к каждому человеку.
Умер отец Серафим 19 апреля 1982 года, на второй день Светлого Христова Воскресения. Могила о. Серафима находится вблизи Свято-Николаевского храма в Ракитном. Сегодня в России стоит вопрос о канонизации Белгородского старца архимандрита Серафима
Память легендарного земляка
Сегодня на месте, где когда-то стояла церковь, — школьный стадион. Еще раньше здесь пытались заложить сад, но деревья не прижились. В 1976 г. на этом месте ученики случайно обнаружили разрушенный склеп Никиты Коржа. Учитель информатики Татьяна Бижко рассказала: «Однажды мы собирали хворост для пионерского костра. И один из ребят провалился под землю. Сначала мы думали, что это фундамент церкви, а потом пришла бабушка Плыска и сказала, что здесь когда-то была могила Никиты Коржа. Внутри склеп был выложен кирпичом. В углу стояли три иконы. Две из них я не помню, а одна была икона Самарской Божьей Матери, покровительницы казаков. Иконы тогда забрал учитель истории, где они сейчас, я не знаю».
Безусловно, старые люди в селе знали место на кладбище, где отец Дмитрий Тяпочкин перезахоронил останки Никиты Коржа. Но официальные власти никогда не интересовались историей. Совсем недавно учитель истории Сурско-Михайловской школы, отличник образования Украины, депутат сельсовета Ирина Бижко установила место перезахоронения Никиты Коржа — его останки покоятся в родовом захоронении знатной сельской семьи. По ее словам, «несколько лет назад наш краеведческий кружок включился в экспедицию „Храмы Приднепровья“. Мы готовили материалы по истории нашего храма, встречались со сторожилами села. И когда углубились в тему, узнали, что почти в каждой хате вспоминают имя Дмитрия Тяпочкина. Старые жители молятся на его фотографию как на икону. Когда мы работали над историей нашей Сурско-Михайловской церкви, мы вышли на основателя нашего села Никиту Коржа».
Она сразу же поставила перед депутатами сельсовета вопрос об увековечивании памяти великого земляка. Но, к сожалению, финансов на то, чтобы привести могилу в порядок, у сельсовета нет. Могила заросла травой, каменные кресты разбиты, часть металлической ограды унесли «охотники за металлом». Но, «я верю, что наступит время, — говорит с оптимизмом Ирина Бижко, — когда имена Никиты Коржа и Серафима Тяпочкина будут увековечены и подняты из забвения. И я также надеюсь, что вскоре на этом месте будет мемориал их памяти, где пришедшие смогли бы поставить свечку и помолиться и задуматься о вечной жизни».
По материалам СМИ подготовил диакон Георгий Скубак
Днепропетровская область
https://rusk.ru/st.php?idar=111916
Страницы: | 1 | |