Русская линия
Русская линия Станислав Минаков18.07.2007 

Новые иконы православного Харькова

Выставка церковного искусства «Православный Харьков», посвященная 15-летию Харьковского архиерейского собора, проходит с 10 по 24 июля в выставочном зале Свято-Покровского монастыря. На торжественном вернисаже вручались дипломы первым выпускникам православной иконописной школы Харьковской духовной семинарии.

Икона Богородицы "Донская" Светланы СьяновойНа открытии выставки присутствовало духовенство и множество посетителей. С окончанием учебы выпускниц поздравил митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим.

Экспозиция состоит из трех частей. Одна часть представленных работ выполнена студентами Харьковской государственной академии дизайна и искусств: сюда вошли стенды о реставрировании икон, а также фрагменты новейших мозаик, фресок и храмовых росписей.

Вторая часть подготовлена сотрудниками института «Харьковпроект». Это проекты православных храмов, воплощенные в жизнь — на Харьковщине и за ее пределами — или еще нет, но уже удостоенные призов на конкурсах разного уровня. Здесь и деревянная церковь Святой Равноапостольной Марии Магдалины в Липовой Роще (Харьков), и каменные, заимствующие стилистику разных эпох (порой выбор стиля определяет заказчик; например, храм в честь целителя Св. Валентина — архитекторы С. Г. Нестерова, отец и сын Чечельницкие — расположенный на территории для Харьковского национального фармацевтического университета, заказан как «сыновнее отражение» храма Святого Воскресения Христова в Форосе).

И конечно, центром выставки является собрание новых, только что законченных икон, написанных выпускниками живописной школы. Целью выставки организаторы называют знакомство харьковчан с традиционным церковным искусством.

Проекты храмовВсе это в совокупности настолько ново для жизни современного человека вообще, и для бытия нынешнего харьковчанина, да еще и молодого, в частности, что хочется перечислить имена всех восьми выпускников и их дипломные работы, то есть названия этих великолепных икон, представленных на вставке. Всё вместе звучит как музыка, тем паче, что все имена выпускников — женские.

Лариса Алешина, проучившись в школе, как и другие, положенных три с половиной года, представила к выпуску икону «Святая Троица», Юлия Веретина — «Спас в силах», Елена Гоголева — «Богородица Всецарица», Яна Данилюк — икону Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша», Юлия Денисова — «Святые Царственные страстотерпцы» (семья Государя императора Николая II), Елена Котельникова — «Господь Вседержитель на престоле», Ирина Слатина — «Покров Пресвятой Богородицы», Светлана Сьянова — «Богородица Донская».

В экспозиции представлены также иконы «Св. Андрей Рублев», «Преп. Серафим Вырицкий» и другие. Все иконы написаны в технике яичной темперы, преимущественно в стилистике мастеров Византии и Древней Руси.

Не исключено, что в будущем году в числе молодых иконописцев окажутся и мужчины. Руководитель школы Наталья Митрофановна Чурилова считает, что такое обилие выпускниц, возможно, случилось потому, что это мастерство требует огромной усидчивости, трудолюбия, концентрации.

Основной духовной и творческой задачей школы является возрождение древней канонической иконы. Здесь изучают не только специальное мастерство, иконографию, но и Священное Писание. Обязательна для слушательниц школы воцерковленность, то есть регулярное посещение храма и регулярное участие в Таинствах Церкви.

Молодые харьковские иконописцы используют в работе только натуральные пигменты и материалы, многие из которых изготовляют сами. Применяют малахит, лазурит, шунгит и другие. Используют и натуральное золото, памятуя о его особом значении в символике иконописи. (Вспомним знаменитый трактат «Иконостас» о. Павла Флоренского: «…из чистейшего света конструирует иконописец, но конструирует не что попало, а только невидимое, умопостигаемое, присутствующее в составе нашего опыта, но не чувственно, и потому на изображении долженствующее быть существенно обособленным от изображений чувственного… И притом эта церковная конструкция осуществляется не без реальности духовной, — в конструкции растекается самый свет, т. е. духовная реальность в натуре. Золото, металл солнца, потому-то и не имеет цвета, что почти тождественно с солнечным светом. Вот почему имеет глубокую правоту неоднократно слышанное мною от В. М. Васнецова указание, что небо нельзя изображать никакой краской, но — только золотом. Чем больше всматриваешься в небо, особенно возле солнца, тем тверже западает в голову мысль, что не голубизна — самый характерный признак его, а светоносность, напоенность пространства светом и что эта световая глубь может быть передана только золотом…».)

Сейчас мы пока можем называть имена авторов икон, но там, в храмах, куда уедут и эти «доски», эти «умозрения в красках», прихожане никогда не узнают их имен, как нередко остаются для нас безымянными авторы икон, к которым мы приходим поклоняться в наших храмах.

Скорее, это признак новых времен — такое изобилие среди иконописцев лиц женского пола. Можем привести примеры — те, что вспоминаются сразу: например, монахиню Леушинского монастыря Алипию, написавшую в начале ХХ в. по благословению преп. Иоанна Кронштадтского Богородичную икону «Аз есмь с вами и никтоже на вы». Уже давно и матушки Алипии нет на этом свете, и Леушинский монастырь скрыт водами искусственного моря у старинного русского города Череповца, а вот икона-то — жива среди людей, находится в Георгиевском монастыре на украинской Черниговщине. Или — монахиню-иконописца, реставратора и преподавателя Московских Духовных школ Иулианию (Соколову), столетие со дня рождения которой отмечалось в 1999 г. и которая до дня своей кончины в 1981 г. практически руководила всеми реставрационными работами в Троице-Сергиевой Лавре.

Елена Гоголева работает над иконойМожно вспомнить искусниц Шамординского монастыря, что близ Оптиной пустыни: там доводилось видеть удивительной красоты рукодельные иконы, шитые бисером. Но эта традиция как раз древняя: всегда русские монахини славились церковным шитьем. Имен, правда, их мы знаем мало. Разве что несчастная красавица и умница Ксения Годунова первой и вспомнится — девушка, принявшая мученическую кончину. (Кстати, на харьковской выставке одна и стен отведена под современную православную вышивку и минигобелены.)

Но вот иконы-то, да в таком изобилии, женщины раньше писали ль?

Потому столь заманчиво оказалось побеседовать с одной из выпускниц, Еленой Гоголевой.

Удивительное — рядом, но мы, как сказал наш главный классик, ленивы и нелюбопытны. Моя собеседница живет в моем подъезде, этажом ниже, но мне прежде не было известно, что Елена, выросшая, можно сказать, в моем поле зрения, пишет иконы.

— Лена, как ты пришла в иконописную школу?

— Как сейчас говорят, «так судьба сложилась»; но мы-то знаем, что это Бог привел. Я заканчивала факультет живописи Харьковской государственной академии дизайна и искусств, и у меня всегда было немало друзей и среди реставраторов, и среди монументалистов, и среди иконописцев. Зашла речь о создании такой школы, и я, поразмыслив, пришла сюда.

— Каков статус школы?

- Она считается художественным отделением Харьковской духовной семинарии. По аналогии с существующим музыкальным отделением, где готовят регентов православных хоров.

- Известны ли тебе подобные учебные заведения?

— В Харькове, понятно, таких больше нет. Мне известно, что есть такая школа при Киево-Печерской Лавре. Доводилось бывать в школе Свято-Троицкой Лавры, а когда мы ездили в Оптину пустынь, то остановились в Николо-Одринском женском монастыре Орловской епархии, рядом с брянскими лесами, и там посетили иконописную школу-мастерскую. В Росси таких школ много, а у нас — по пальцам перечтешь.

— Кстати, в Николо-Одринском монастыре в началось в середине XIX века прославление иконы Божией Матери «Споручница грешных"… Но в чем же все-таки особенность молодой харьковской школы и вообще вашей мастерской, существующей с 2000 года?

Икона Богородицы "Всецарица" Елены Гоголевой— Мы пишем только темперой. Масляных работ у нас нет. За образцы берем каноны икон не позднее XV—XVI вв.еков, поскольку после этого времени в иконописи сильно сказалось влияние светского письма. С начала XVIII века, от Петра ?, повсеместно насаждались западные образцы — в жизни, архитектуре. Конечно, в церковном искусстве это тоже проявилось. Мы же — изучаем критское, греческое старое иконное письмо, а в русской иконе наш высший образец — Андрей Рублев и мастера его круга.

— Сколько человек сейчас обучается в школе?

— Около сорока.

— Вот вас теперь восемь дипломированных выпускниц. Как ваша «иконописная судьба» будет складываться?

— Мечтаем о дальнейшей работе в мастерской, размышляем о формах и способах жизни в этой связи. Но — что Бог даст.

— Лена, кто еще из наставников, кроме требовательной Натальи Чуриловой, работал с вами?

— Азы на первом курсе преподавала Яна Юрьевна Данилюк, которая вот тоже получила официальный диплом. На этапе рисунка помогает Борис Иванович Чурилов, супруг Натальи Митрофановны, известный мастер графики, работающий по бересте.

— Вот вижу на стенах твоей квартиры живописные полотна… Когда начались занятия иконописью, что стало с твоей светской живописью?

— (Елена улыбается, она вообще улыбается на протяжении почти всей беседы.) Она ушла. Иногда, правда, если попросят сделать портрет… А вообще мне хватает «светского» и в работе с детворой, — я руковожу изобразительной студией в городском Дворце детского и юношеского творчества. А у меня там «дети» — от 5 до 20 лет, есть студенты. С ними я пишу иногда и натюрморты, и все что угодно.

— Понятно. Итак, уважаемый педагог Елена Евгеньевна, нет ли для вас противоречия между иконописью и детским творчеством? Последнее — не мешает?

— Наоборот, помогает. По-другому на все смотришь. Дети — разные и всякие, они порой словно пытаются «сбить с панталыку», словно проверить на устойчивость.

— А они знают о твоих иконах?

— Знают.

— Комментируют?

— Попали на эту выставку и были потрясены. Одна девочка притихла и только шептала: «Краси-и-во!» А вчера мальчишку видела: он все наши иконы «воздушно» перецеловал.

— Кто вам, писцам, изготовляет доски для письма?

Иконы выпускниц Харьковской школы на выставке— На практике перепробовали разные источники, но остановились на харьковской мастерской «Лира», которая поставляет для наших икон доски из липы. Надо сказать, что доска, на которой пишется икона, и используемая позолота составляют существенную затратную часть при «производстве» иконы, потому должны оплачиваться заказчиком отдельно.

— То есть можно к вам прийти и заказать домашнюю икону?

— Не только домашнюю. Есть доброхоты, которые из своих средств оплачивают икону для какого-нибудь храма. Это иконы большого размера. Однако мастер работает даже над небольшой иконой весьма продолжительное время. На одну только подготовку может уйти больше месяца…

— А вот такой, быть может, слишком интимный вопрос: тебе самой твоя «Всецарица» нравится? Ну, скажем, ты удовлетворена этой работой?

— Для меня это самый сложный вопрос, действительно. Я не знаю, какие критерии применить. Затрудняюсь сформулировать. А ведь многие — спрашивают. Сейчас, может быть, я что-то делала бы по-другому.

— А из икон совыпускниц какая больше всех нравится?
— (Пауза). Донская… Может быть, потому что она стилистически родней, что ли. Это ведь русская, наша икона. Моя «Всецарица», например, повторюсь, имеет прообразом критскую икону XV в.

— Да, наиболее известен как раз образ Богородицы «Донской» письма Феофана Грека, что хранится в Третьяковке… Кстати, о «русском, нашем»: из восьми выпускниц у семи — русские фамилии, у одной — украинская. Как-то можешь прокомментировать, так сказать, ваш «национальный состав«?

— Все наши мастерицы — граждане Украины, живут в Харькове, считают себя украинками, ну, а всяческую клевету и злобствования в адрес Русской православной церкви, которые тут порой имеют место, мы все воспринимаем с болью. Церковь у нас одна, единая, и другой быть не может.

На снимках: иконы выпускниц Харьковской школы на выставке; проекты храмов; «Донская Богородица» Светланы Сьяновой; Елена Гоголева работает над иконой; «Всецарица» Е. Гоголевой (почти закончена).

Фото автора.

https://rusk.ru/st.php?idar=111903

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика