Русская линия
Общенациональный Русский Журнал Владимир Кузнечевский08.06.2007 

ЕС по-прежнему хочет, но уже не может

Зарубежная пресса, да и большая часть российской, оценивая итоги Самарского саммита (17−18 мая с.г.), пестрит заголовками о провале встречи. Это — сильная передержка. На самом деле не решён только один вопрос: из-за польского вето не начата работа над Соглашением о партнёрстве и сотрудничестве. Вопрос важный, но не решающий.

Что за кулисами

"Общенациональный Русский Журнал" N 6, 2007Отсутствие этого документа не отменяет ни одного действующего торгового соглашения и совсем не мешает заключать другие на перспективу. Не помешало же, например, это обстоятельство канцлеру ФРГ выдвинуть инициативное предложение о создании специального института по развитию сотрудничества в инвестиционной сфере. Этот закон будет обсуждаться в Государственной думе и в институтах Евросоюза.

В остальном же, как совершенно верно подчеркнул Владимир Путин, впервые в истории взаимоотношений России и ЕС это был «равноправный диалог». Вот это и есть главный итог Самарского саммита (о нём я хочу сказать чуть позднее).

Оценивая итоги Самарского саммита, нельзя не сказать о том, что встреча лидеров, проходившая в 200 километрах от Самары, в санатории «Волжский утёс», в высокой степени испытывала на себе влияние общего кризиса взаимоотношений между Россией и Западом. Заступая в январе с.г. на дежурное полугодовое председательство в ЕС, канцлер ФРГ Ангела Меркель пообещала резко улучшить сотрудничество с Россией, а итогом её правления оказалась катастрофа с разработкой «стратегического Соглашения о партнёрстве и сотрудничестве», действие которого заканчивается в текущем году. Но на вопрос журналиста: не зашли ли отношения с Россией в тупик, она, задетая за живое, ответила довольно резко, в несвойственной ей манере:

— Я не согласна с вами… О тупике вообще не может быть никакой речи…Мы уже полностью находимся в состоянии стратегического партнёрства. Развиваем его дальше.

Причины указанного кризиса Запад склонен усматривать в том, что Россия в последние два года якобы «выходит из многих договоров, не подписывает Энергетическую Хартию», а российские власти во внутренней политике, мол, отходят от общепринятых норм демократической жизни.

Какие бы красивые слова в защиту демократии ни произносили политики из ЕС и США, сколь бы настойчиво ни писала западная пресса и часть российской о том, что с «польским мясом» давно уже всё в порядке и Москва просто капризничает, но причины кризиса во взаимоотношениях России и ЕС совсем в другом. О подлинной причине в последнее время стали проговариваться и западные специалисты. Так, 16 мая 2007 года директор программ России и стран СНГ Германского совета Александр Рар признал: «Проблема польского мяса, которая стоит на первом плане в переговорах между ЕС и Россией, на самом деле является предлогом для совсем других игр, которые происходят за кулисами». В чём они заключаются, А. Рар предпочёл не расшифровывать.

В мясе ли причина

«Есть области (во взаимоотношениях), в которых сейчас сложно, — констатировала канцлер ФРГ. — Но мы продвигаемся вперёд. Я считаю эти препятствия преодолимыми».
Все присутствующие понимали, что речь идёт о так называемом «польском вопросе», а точнее — о польском мясе. Позиция Польши была действительно одним из центральных вопросов саммита.

Россия, как известно, вот уже полтора года отказывается принимать идущую через территорию Польши буйволятину и прочее некачественное мясо из азиатских стран, которое не подвергается проверке национального польского санитарного контроля и на сегодняшний день в огромных количествах скопилось на польской границе. Варшава, в ответ на это эмбарго, наложила вето на разработку Соглашения о партнёрстве и сотрудничестве между ЕС и Россией на предстоящие 10 лет, а с 16 мая сего года и вообще прекратила всякие официальные контакты с Россией.

Сокращение объёмов товарооборота с Польшей на Россию практически не влияет. Доля всех польских товаров в российском импорте и экспорте составляет всего 3 процента. Из них доля продовольствия чуть больше 2 процентов. Среди наших европейских торговых партнёров Польша находится на 14 месте, а среди всех других — на 36-м.

Но вопрос оказался непростым в политическом плане. Ещё в декабре прошлого года А. Меркель заявляла, что проблема польского мяса — это сугубо двусторонние отношения России и Польши. Но на Самарском саммите вдруг круто переложила руль. «Вопрос об экспорте польского мяса и вопрос о защите потребителя — это вопрос Европейского союза», — заявила она. Чтобы понять причины такой резкой смены позиций, нужно немного отойти от Самарского саммита.

В январе 2007 года, когда к Германии перешло председательствование в ЕС, канцлер ФРГ выступила с широковещательной программной речью в Европарламенте. Из этого выступления следует, что ЕС находится в состоянии глубокого кризиса, преодолеть который можно только в том случае, если удастся преодолеть конституционный тупик ЕС и резко улучшить отношения с Россией. В противном случае в 2009 году, сказала она, Европу ожидает «неминуемый исторический крах».

Но задачи она перед собой поставила явно неподъёмные. К началу 2007 года только 12 стран ратифицировали текст общеевропейской конституции. Однако из этих 12 неожиданно выбыла Словакия. 55 и 66 процентов населения Франции и Нидерландов общеевропейскую конституцию отвергли. Правительства Великобритании, Ирландии и Дании вообще не стали ставить этот вопрос на голосование.

Евросоюз разваливается на глазах. Когда 16 мая сего года новый президент Франции Н. Саркози сразу после инаугурации совершил скоропалительный визит в Берлин, то в ответ на заявление А. Меркель, что Евросоюз стоит на пороге кризиса, он безапелляционно заявил: не на пороге кризиса, Евросоюз «находится в состоянии паралича».

И это действительно так. 26 марта 2007 года ЕС отмечал свой 50-летний юбилей. Предполагалось, что на празднование этой даты в Берлин съедутся главы 27 государств и правительств. Не приехал никто. Торжественную декларацию Германии пришлось писать в одиночку, а подписывать её пришлось только самой Ангеле Меркель, председателю Еврокомиссии Ж.М.Баррозу и председателю Европарламента Хансу Поттерингу.

Через четыре недели Германия сдаёт в Евросоюзе председательские полномочия Португалии, не выполнив ни одной заявленной канцлером ФРГ в январе задачи.

Таким образом, изменение поведения канцлера ФРГ по так называемому «польскому вопросу» объясняется «состоянием паралича» самого ЕС, а отнюдь не поведением руководства России, как об этом настойчиво пишет западная пресса.

Но «польским» ли мясом в действительности озабочен Евросоюз и какими бы он хотел видеть свои отношения с Россией?

Проверка на прочность

Складывается впечатление, что на самом? то деле Запад проверяет Россию на прочность как государство с самостоятельной суверенной внутренней и внешней политикой.

Под завесой заботных слов о коренных интересах россиян Запад (США и ЕС) поставил себе цель вернуть Россию в эпоху 1990-х годов, когда её, России, внутренняя и внешняя политика формировалась под решающим воздействием западных политических и государственных структур (тогда проблем с поставками некачественного мяса просто не могло возникнуть и его завозили в нашу страну десятками тысяч тонн). Ведь не случайно, что особенно острым атакам Запад стал подвергать Россию после мюнхенской речи Владимира Путина 10 февраля с.г., заявившего, что Россия не будет больше стоять на коленях.

Сейчас во взаимоотношениях России с Западом, судя по всему, наступает «момент истины».

Если российское руководство до марта 2008 года, т. е. до президентских выборов, не отступит от заявленных Владимиром Путиным в Мюнхене и в Послании Федеральному Собранию 26 апреля 2007 года позиций во внутренней и внешней политике, тогда уже в скором времени в конфигурации международных отношений может сложиться совсем новая модель, отличная от сегодняшней. Тогда эпоха модели взаимоотношений Россия-Запад 1990-х годов окончательно уйдёт в прошлое и останется только историческим эпизодом. Наступит эпоха равных партнёрских отношений.

Если же руководство России сломается и отступит перед давлением со стороны Запада, то в этом случае всё вернётся к модели 1990-х годов.

Не надо быть глубоким провидцем, чтобы прийти к выводу, что Россия в этом случае уйдёт в себя и к себе, как после Крымской войны 1854−1856 годов, и у нас наступит длительный период накапливания сил. Он, наверное, будет длиться до того исторического момента, пока в России не появится политик a la Сталин, который вновь выведет Россию на позиции сильной самостоятельной державы. И тогда в конфигурации взаимоотношений Россия — Запад всё начнётся сначала. По моей оценке, на это накопление сил будут затрачены следующие полтора? два десятка лет.

Но если российское руководство не отступит и не уступит давлению, тогда складывающаяся сейчас по инициативе Москвы новая (по сравнению с 1990-ми годами) модель взаимоотношений России с Западом (равные партнёры) утвердится уже через 2−3 года. Но это будет с неизбежностью означать конец PAX AMERICANA.

Самарский саммит, на мой взгляд, был всего лишь эпизодом в этом общем процессе. Но весьма знаменательно, что этот саммит впервые за последние 20 лет проходил как разговор равных партнёров.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика