Русская линия | Елена Малер-Матьязова | 19.05.2007 |
ДВЕ МИССИИ — ОДНА ИСТОРИЯ
На протяжении большей части XX века Русская Православная Церковь находилась в разделенном состоянии, существуя в виде двух отдельных частей: «отечественной» — РПЦ Московского Патриархата и «зарубежной» — РПЦ за рубежом. Разделение Русской Православной Церкви произошло вследствие событий 1917 г. При этом важно отметить, что трагическое, вынужденное и временное раздельное существование обеих частей Русской Православной Церкви было, при этом, весьма и весьма достойным.
Зарубежная Церковь на протяжении восьми с лишним десятилетий добросовестно вела свое главное дело по управлению заграничными епархиями и окормлению православных русских, а в последствии и не только русских людей вне России. В состав Заграничной русской церкви сразу после ее образования вошли не только епископы-эмигранты, но и те части Русской церкви, которые оказались за границами Советской России: многочисленные приходы в Западной Европе, епархия в Америке, две епархии на Дальнем Востоке, а также Православная Духовная Миссия в Палестине. Архиерейский Зарубежный Синод провел широкую организационную и миссионерскую работу и добился полного объединения всех русских заграничных епархий в Китае, Японии, Северной Америке и Западной Европе.
Зарубежная Церковь на протяжении всего своего существования стояла на позиции последовательного церковного консерватизма, что проявилось в радикальной критике любых форм церковного обновленчества и экуменизма и его основных проводников в XX веке — представителей экуменического Константинопольского патриархата. Кроме того, с момента своего основания Зарубежная Церковь стояла на позиции последовательного традиционализма, бережно сохраняя свою русскую историческую и культурную идентичность во всех ее аспектах, причем в ситуации ее пребывания в чуждом, западном, секулярном мире. Русская Православная Церковь в России, несмотря на сложнейшие исторические обстоятельства, смогла занять и последовательно отстаивать антиобновленческую и антиэкуменическую позицию, проявившуюся в радикальном осуждении обновленчества и экуменизма Святейшими Патриархами Тихоном и Сергием и прозвучавшую во всеправославном осуждении обновленчества, экуменизма, новоюлианской календарной реформы и в целом политики Ватикана и константинопольского Патриархата на созванном Святейшим Патриархом Алексием I Всеправославном Московском Совещании 1948 года; причем эти позиции заявлялись и поддерживались в ситуации радикально атеистического режима.
Нужно отметить и тот важнейший факт, что на протяжении XX века в обеих разъединенных частях Русской Православной Церкви были явлены многочисленные случаи святости: например, святой Иоанн (Максимович), архиепископ Сан-Францисский в РПЦЗ или, помимо многочисленного сонма святых мучеников за веру, святая Матрона Московская и святой Лука (Войно-Ясенецкий) в РПЦ, случаи, являющиеся бесспорным свидетельством сохраненной благодатности обеих частей Русской Православной Церкви. Важнейшим церковно-политическим деянием РПЦЗ была совершенная в 1981 г. канонизация Новомучеников и исповедников Российских и Свв. Царственных Мучеников, канонизация которых в России произошла спустя два десятилетия.
ПУТЬ К СОГЛАСИЮ
В 1991 г. внутриполитическая и, естественно, околоцерковная ситуация в России кардинально изменилась. И Русская Православная Церковь в России, невероятно ослабленная многократными гонениями и репрессиями, а в то же время невероятно окрепшая многочисленным сонмом Новомучеников, действительно невероятно быстро возродилась и приступила к разрешению самых наболевших внутрицерковных проблем, и прежде всего проблемы объединения разрозненных частей Русской Православной Церкви.
Ключевую роль в решении этой проблемы сыграл Архиерейский Собор РПЦ 2000 г., на котором было принято несколько важнейших соборных постановлений: во-первых, документ «Об отношениях Церкви и государства», в котором была отмечена необходимость церковного отказа в доверии любой богоборческой государственной власти, а во-вторых, документ «Принципы отношения к инославию», который устанавливал границы каноничных отношений православных с инославными, резко осуждая ересь экуменизма. В связи с принятием этих соборных документов, на Архиерейском Соборе Зарубежной Церкви в октябре 2000 года были сняты соответствующие претензии к Московскому Патриархату. В связи с этим, по решению представителей обеих разделенных частей Русской Православной Церкви, в целях достижения церковного единства, для разрешения всех накопившихся спорных вопросов и претензий были организованы совместные заседания комиссий Зарубежной и Российской Церкви, где был выработан общий подход к дискуссионным темам, а также найдена каноническая форма полного единства при сохранении внутреннего самоуправления.
Основные спорные вопросы между РПЦ и РПЦЗ касались таких проблем, как:
1) проблема политической и идеологической несвободы РПЦ, которая была разрешена в соборном документе РПЦ 2000 г. «Об отношениях Церкви и государства», обозначением РПЦ собственного свободного идеологического отношения к советскому режиму, прославлением многочисленного сонма Новомучеников и Исповедников Российских, и прежде всего Святых царственных страстотерпцев;
2) проблема «сергианства» — идеологии компромисса с советской властью, вынужденно провозглашенной митрополитом, а затем Святейшим Патриархом Сергием — проблема, которая была разрешена в «Социальной концепции РПЦ» 2004 г., согласно которой личность Патриарха Сергия была отделена от его вынужденной Декларации, в свою очередь расцененной как «не соответствующая подлинной норме церковно-государственных отношений»;
3) проблема экуменизма, касающаяся неканоничной формы общения с инославными, которая получила однозначное осуждение со стороны РПЦ еще на Всеправославном Московском Совещании 1948 года и которая была разрешена в соборном документе РПЦ 2000 г. «Принципы отношения к инославию», четко определяющем каноничные границы возможного общения православных с инославными;
4) проблема имущественных споров, связанная с существованием определенного числа приходов Зарубежной Церкви на территории Московского Патриархата, которая будет решена исходя из канонического запрета на подобную форму церковного «сосуществования», но при этом, персональные дела священнослужителей и епископов, действующих в параллельных структурах, будут решаться в духе церковной икономии — снисхождения и практической пользы при решении недогматических вопросов, допускающих не подрывающие вероучения отклонения;
5) проблема статуса Русской Православной Зарубежной Церкви, которая была разрешена в совместно выработанном «Акте о каноническом единстве», по которому РПЦЗ «пребывает неотъемлемой самоуправляемой частью Поместной Русской Православной Церкви» и будет «самостоятельна в делах пастырских, просветительных, административных, хозяйственных, имущественных и гражданских, состоя при этом в каноническом единстве со всей Полнотой Русской Православной Церкви».
Таким образом, в результате работы совместных заседаний комиссий Русской Православной Церкви и Русской Православной Зарубежной Церкви были окончательно разрешены все канонические препятствия, спорные вопросы и взаимные претензии, мешающие воссоединению двух частей единой Русской Православной Церкви, а также выработаны все необходимые документы, одобренные Священным Синодом Русской Православной Церкви и Зарубежным Синодом.
ЗНАКОВЫЕ СОБЫТИЯ
Одновременно с важнейшей совместной работой по разрешению всех канонических препятствий, в 2000-х гг. благодаря взаимодействию РПЦ и РПЦЗ был осуществлен целый ряд проектов, активно способствующих осуществлению грядущего воссоединения Русской Православной Церкви в Отечестве и за рубежом.
В апреле 2003 г. Патриарх Московский Алексий II обратился с важнейшим Посланием к «архипастырям и всем православным приходам русской традиции в Западной Европе», в котором призвал их к возвращению в каноническую юрисдикцию Московского Патриархата и созданию единой Митрополии РПЦ, объединившей бы три ветви русской церковной эмиграции: РПЦЗ, евлогианскую Западноевропейскую архиепископию и различные западноевропейские епархии Московского Патриархата.
В сентябре 2003 г. в Генеральном консульстве РФ в Нью-Йорке состоялась историческая встреча Первоиерарха РПЦЗ митрополита Лавра и членов Архиерейского Синода с главой России Президентом В.В. Путиным, выразившим свою непосредственную заинтересованность и поддержку налаживанию взаимодействия и итогового объединения частей Русской Православной Церкви.
В мае следующего 2004 г. состоялся грандиозный визит в Москву председателя Зарубежного Синода митрополита Лавра, который включал в себя собеседование под председательством Святейшего Патриарха Московского Алексия II, посещение делегацией Зарубежной Церкви московских и российских православных святынь — особенно мест, связанных со святыми царственными страстотерпцами, Святейшим Патриархом Московским и Первоиерархом РПЦЗ Лавром была осуществлена совместная закладка храма Новомучеников Российских в Бутово и освящение храма Живоначальной Троицы в честь Тысячелетия Крещения Руси; кроме того, окончательно было восстановлено молитвенное общение между РПЦ и РПЦЗ.
Наконец, в 2006 г. состоялись весьма символические исторические и церковно-политические события. В сентябре 2006 г. в Санкт-Петербурге состоялось перезахоронение праха вдовствующей Императрицы Марии Федоровны в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга, при содействии Президента России В.В. Путина и королевы Дании Маргрете II и при непосредственном участии представителей духовенства Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви.
А в октябре 2006 г. в Москве состоялась церемония перезахоронения праха генерала Антона Деникина и философа Ивана Ильина — двух во многих отношениях знаковых фигур русской эмиграции — в некрополе древнего Донского монастыря. Патриарх Московский Алексий II совершил панихиду по русским эмигрантам и освятил на территории монастыря Мемориал национального примирения и согласия — часовню, призванную, по его словам, «символизировать примирение и соединение всех ветвей россиян, которые живут в Отечестве и в рассеянии».
СИЛЫ ПРОТИВЛЕНИЯ
На фоне всего выше представленного невероятно важного и плодотворного взаимообщения и взаимодействия, у проекта воссоединения частей Русской Православной Церкви имеются критики и противники. Можно сказать, что процесс воссоединения РПЦ и РПЦЗ стал настоящей «лакмусовой бумажкой» для различных противников Московского Патриархата. И это не удивительно — абсолютное большинство подобных критиков и противников оказались представителями различных современных раскольнических и обновленческих околоцерковных группировок. Это представители так называемой «русской православной автономной церкви» — РПАЦ, или «суздальского раскола», — организации, возникшей в 1994 г. и возглавляемой Валентином Русанцовым, запрещенной и непризнанной и Российской, и Зарубежной Церковью. Это представители так называемой «российской истинно-православной церкви» — РИПЦ — организации, возникшей в 1996 г. и возглавляемой Тихоном Пасечником, также запрещенной и непризнанной и Российской, и Зарубежной Церковью. Это некоторые отдельные священослужители, поссорившиеся с собственным священноначалием, лишенные сана, запрещенные одной из или обеими частями Русской Православной Церкви. Ну и конечно, это интернет-портал Credo.ru — главный информационный орган РПАЦ, возникший в 2002 г., возглавляемый радикально антицерковным журналистом Александром Солдатовым, проводящий позицию этой раскольнической группировки по всем церковно-политическим вопросам. Группа противников воссоединения частей Русской Православной Церкви есть и в Зарубежной Церкви. Это представители отделившейся от Зарубежной Церкви в 2001 г. части во главе с митрополитом Виталием — так называемой РПЦЗ (В); причем если подавляющее большинство духовенства и мирян за границей остались верны Архиерейскому Синоду во главе с митрополитом Лавром — РПЦЗ (Л), к митрополиту Виталию — РПЦЗ (В) примкнули лишь несколько священников и клириков в Америке, Канаде и Франции. В числе не желающих воссоединения оказались также представители русской эмиграции, которые до сих пор игнорируют и не желают признавать перемены, произошедшие в России с 1991 г., и всячески предостерегают представителей РПЦЗ объединяться с РПЦ.
В преддверии воссоединения двух частей Русской Православной Церкви со стороны противников этого события постоянно осуществляется всевозможная критика и различные провокации. Подписание исторического «Акта о каноническом общении» получало с их стороны невероятно критичную и мрачную трактовку чуть ли не «капитуляции РПЦЗ перед Московским Патриархатом». В среде протестующих зарубежников постоянно озвучиваются угрозы и предостережения в связи с осуществлением грандиозного раскола внутри Зарубежной Церкви, а точнее отделения от нее огромной не согласной с «подчинением Московской Патриархии» части. Попытка осуществления подобного скандала произошла и в Русской Православной Церкви в связи с публикацией и распространением нашумевшего Послания епископа Анадырского и Чукотского Диомида, содержащего в себе 10 пунктов различных абсолютно надуманных обвинений в адрес современной Московской Патриархии. А совсем недавно в различных печатных и интернет-изданиях появилось провокационное сообщение о внезапном сильном ухудшении здоровья и даже смерти Патриарха Московского. Конечно, и Послание епископа Диомида, и нелепые слухи о здоровье Предстоятеля Русской Православной Церкви были однозначно расценены нашим священноначалием как намеренные провокативные действия, направленные на срыв грядущего подписания «Акта о каноническом общении» и грядущего объединения.
ДЕНЬ, ПРИНАДЛЕЖАЩИЙ ИСТОРИИ
Основная же часть представителей Русской Православной Церкви и в Отечестве, и за рубежом среди и священнослужителей, и мирян, в отличие от выше представленных раскольнических маргинальных группировок, активно поддерживает событие воссоединения. Только в московских церковных торжествах 17 мая 2007 г. принимает участие более половины иерархов и около трети священнослужителей Русской Зарубежной Церкви. В этот же день по благословению Патриарха Московского по территории всей России начинается восемь многодневных крестных ходов параллельно из Санкт-Петербурга, Архангельска, Ростова-на-Дону, Барнаула, Якутска, Владивостока, а также из двух центров вселенского православия — Иерусалима и Афона. Отметим также, что важнейшей составляющей московских церковных торжеств, связанных с событием воссоединения, является посещение и совместное сослужение священников РПЦ и РПЦЗ в самых важных государство- и культурообразующих духовных центрах Москвы и России — в Храме Христа Спасителя, в Успенском Соборе Кремля, в Свято-Троице-Сергиевой Лавре, в Свято-Даниловом и Донском монастырях, наконец, в храме Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Российских в Бутово.
Воссоединение разъединенных частей Русской Православной Церкви выходит далеко за рамки внутрицерковных отношений и является важнейшим историческим событием нашего времени. Очевидно, воссоединение частей Русской Православной Церкви станет знаковым событием в восстановлении потерянной в результате гражданской войны церковной, национальной и культурной целостности, в достижении долгожданного единства разделенной русской Церкви и разделенного русского народа. А благодаря воссоединению с Русской Православной Церковью Дальневосточной, Западно-Европейской, Северо-Американской, Восточно-Американской, Австралийской и Новозеландской зарубежных епархий зона канонической юрисдикции Московского Патриархата на все континенты мира, чем невероятно увеличит область русского православного геополитического влияния и станет сильнейшим фактором православного возрождения во всем мире.
https://rusk.ru/st.php?idar=111583
Страницы: | 1 | |