Русская линия | Монахиня София (Ищенко) | 16.05.2007 |
Россия находится в более выгодном положении, нежели Древний Рим, так как имеет богатейшую историю, основанную на красоте и высоте духа христианской культуры. А кровь новомучеников российских, пролитая в годы гонений, во много раз обильнее, чем во многих христианских странах, вместе взятых.
Несколько десятков лет безбожной власти искривили ход развития народа, но не смогли уничтожить его. В то время искусство, как форма выражения мыслей и эмоций народа, а чаще как форма выражения социального заказа, претерпело те же изменения, что и все общество. Именно в этот сложный период активно стал развиваться новый вид искусства — кино. Это «дитя», взращенное в тот сложный период, естественно, впитало в себя все особенности духа коммунистической эпохи. Оно все больше входило в жизнь общества, в том числе и в жизнь православных христиан. И ныне, имея мощный психологический потенциал, кино активно влияет на мировосприятие человека, его мировоззрение, выбора смысла и целей жизни, социальных и духовных ценностей.
В советский период существовала четко сформулированная задача — отражать посредством искусства, как самого действенного средства, коммунистическую, безбожную идеологию. Была жесткая цензура, которая ломала и творчество, и жизни. Если же в тот период и создавались замечательные духовно-нравственные произведения, то скорее не благодаря, а вопреки складывавшейся ситуации. Как написал А. Вознесенский в одном из своих произведений:
«Тираны поэтов не понимают.
Когда понимают, тогда убивают».
Прожив в эпоху тирании большую или меньшую часть своей жизни и получив рабское воспитание, после многих лет информационной кабалы творческие работники обрадовались «свободе творчества» и кинулись «творить и ваять нетленку». Ну, как же, я же — гений! И никто мне, великому, не указ!
Результат не заставил себя ждать. Грязным потоком во все виды искусства хлынуло самое низкое, пошлое, примитивное. Но это было бы не так страшно, если бы вместо госзаказа в обществе возник заказ, основанный на исконно традиционных, православных, культурообразующих ценностях. И сейчас именно этот заказ должен стать цензором. Ведь власть предержащими декларировалось, что ведущим направлением реформ является возрождение России. А наша страна — государство православное. Следовательно, национальным, государственным заказом должна быть поддержка средствами искусства идеологии христианства, с его выработанными в течение тысячелетий нравственными канонами для разных видов человеческой деятельности. И «что такое хорошо и что такое плохо» регулировала бы не сумма денег, полученная за произведение и часто от врага твоего народа, а закон христианской морали, заложенный, кстати сказать, в душу каждого человека. Ведь, по слову Тертуллиана, душа по природе своей — христианка. Нужно добавить, что право, на котором основаны наши законы, основой имеет тоже христианскую мораль.
Превращение массы людей, живущих лишь под влиянием инстинктов, без высшего смысла и цели — в народ, имеющий и знающий свое предназначение, вспомнивший, кто он и откуда; осознающий, куда и с кем ему двигаться в будущее, — невозможно без четких ориентиров и духовного водительства.
И если демократия — это власть народа, а не бессмысленной животной толпы, то надо стать Народом, обрести Дух и через него диктовать волю Народную.
Мы сегодня живем в мире, где благодаря вседозволенности, легко прорастать как росткам зла, так и добра. И многое зависит от активности и духовного уровня каждого человека. Насколько будут активны люди нравственные, православные, настолько быстро и качественно изменится жизнь народная. А если эти люди имеют влияние на ум и сердце своего народа через сферу искусства, то их ответственность перед Богом и ближними неизмеримо возрастает.
Но вернемся к искусству, как форме выражения Духа.
Будучи продуктом человеческой деятельности, кино, как любой продукт греховной человеческой природы, может стать как полезным, так и вредным, а подчас и опасным. Как в торговой сфере для определения полезности, качественности, сортности продуктов существуют ГОСТы, так в искусстве существуют каноны, описанные определенными терминами и понятиями. Эти правила помогают творческим работникам отнести свое произведение к тому или иному жанру, определить его структуру, целевую аудиторию и т. д. Каноны сами по себе являются своеобразными цензорами авторов произведений, имея корректный, безличный вид.
Выработка канона — сложный и долговременный процесс. Но бывают ситуации, когда без него невозможно дальнейшее развитие вида искусства, и время настоятельно требует его выработки.
Киноведы, кинокритики и другие лица, так или иначе связанные с кино, упоминают в своих выступлениях термин «православное кино». Но для того, чтобы никого, да и самих себя не ввести в заблуждение, нужно четко определить канон данного жанра. Что же такое «православное кино»?
Очень своевременным в этом смысле оказался фильм П. Лунгина «Остров». Он разделил общество русской, и не только православной, интеллигенции на два лагеря: «Наконец-то рождается православное кино!» — и: «Какая ужасная, лживая подделка под православное кино!»
Кто же прав?
Пока не будут выработаны каноны рождающегося жанра — определение невозможно. Отсутствие их сильно тормозит развитие современного национального кино.
И наш Международный Сретенский православный кинофестиваль «Встреча» сегодня, быть может, больше всех заинтересован в определении, так как мы отбираем на конкурс фильмы православной тематики. Поэтому мы предлагаем провести проблемный семинар-конферецию на тему: «Православный взгляд на кино». Надеемся, что совместное осуждение проблемы кинематографистами, богословами, священниками и мирянами принесет свой достойный плод. Понимаем, что одной встречи, конечно же, недостаточно, и предлагаем обсудить эту тему широко.
Да поможет нам Господь обрести Истину, чтобы перестать быть рабами лжи.
* * *
По благословению митрополита Калужского и Боровского Климента семинар-конференция на тему «Православный взгляд на кино» будет проходить в третьей декаде августа 2007 года в Калужской области, Детчинском районе, в молодежном центре «Златоуст».
Желающих принять участие в данном мероприятии просим присылать заявки по адресу:
249 030 Калужская обл., г. Обнинск, ул. Любого, д. 5а ДПЦ «Вера, Надежда, Любовь» монахине Софии (Ищенко). Тел. (48 439) 6−48−99; 8−916−49−43−43−6 (матушка София). Е-mail: gayana81@mail.ru
Монахиня София (Ищенко), Президент Международного Сретенского православного кинофестиваля «Встреча»
https://rusk.ru/st.php?idar=111573
|