Русская линия
Русская линияИгумен Кирилл (Илюхин)15.05.2007 

Эсхатологические моменты в пророчествах прп. Серафима Саровского в контексте святоотеческого учения

Вопросы будущего видимого мира, вопросы нашего будущего, как и сотни лет назад, продолжают волновать, наверное, каждого человека. Но благодаря тому сокровищу, какое мы имеем и бережно храним, благодаря Преданию Церкви, каждый человек способен найти ответ на любой вопрос.

Для нас с вами, православных христиан, грозная проповедь о кончине времен — не отвлеченные рассуждения и не теоретические познания из учебников по богословию.

Эсхатология Православной Церкви чрезвычайно развита и богата. С самого начала своего существования христианство свидетельствовало и по сей день не перестает свидетельствовать о неизбежной кончине всего существующего в материальном мире.

Все мы прекрасно осознаем, что Православие — смысл, содержание русской истории. Русское государство на протяжении своего тысячелетнего существования никогда не мыслилось вне православного христианства. Пожалуй, только Россию можно назвать Святой наравне со Святой Землей Палестины. Она свята своей верностью идеалу Христову; она свята своими подвижниками благочестия. И благодаря этой святости она становилась, крепла, отражала нашествия иноплеменников, развивалась и процветала. Будущее нашей Родины, будущее России зависит от того, насколько мы будем верны евангельским заповедям, насколько мы будем тверды в отеческом благочестии. Именно для нас, живущих на земле, для укрепления нашей веры, для пробуждения совести, для поддержания духовной бодрости и трезвения святые по внушению Духа Святого произносили пророческие речи о последних временах. Одним из таких святых был преподобный Серафим, светильник земли русской, которого поистине можно назвать пророком, возвестившим нам с вами тайны последних времен.

Преп. Серафим Саровский: «Мне, убогому Серафиму, Господь открыл, что на земле Русской будут великие бедствия, православная вера будет попрана, люди отступят от чистоты Православия, и за это Господь тяжко их накажет…».

Это одно из пророческих слов Преподобного находится в полном согласии с высказываниями других подвижников благочестия, живших ранее. Действительно, по всеобщему святоотеческому мнению, одним из признаков «последних времен» является отступление христиан от истинной веры. О падении нравственности в христианах и даже в среде духовенства пророчествовали многие широко известные святые, такие как, например, свт. Кирилл Иерусалимский (IV в.) [3, с. 228−229]; преп. Нил Афонский Мироточивый (XVI в.) [9, с. 14 -15]; свт. Нифонт Цареградский (XV в.) [12, с. 128] и другие.

Множество раз в беседе со своими духовными чадами преподобный Серафим говорил о жесточайших бедствиях и гонениях на христиан в «последние времена»: «…кровопролитие будет ужаснейшее, великие бедствия, православная вера будет попрана… Во дни той великой скорби, о которой сказано, что не спаслась бы никакая плоть, если бы, избранных ради, не сократились оные дни, <…> в те дни… остатку верных предстоит испытать на себе нечто подобное тому, что было испытано некогда Самим Господом, когда Он, на кресте вися… почувствовал Себя Своим Божеством настолько оставленным, что возопил: Боже мой! Для чего Ты Меня оставил! Подобное же оставление человечества Благодатью Божией должны испытать на себе последние христиане». И здесь Серафим Саровский вторил древним отцам и учителям.

Лактанций, учитель Церкви (III-IV в.): «Когда приблизится последний конец для мира, тогда зло возрастет, все виды пороков и злодеяний участятся, справедливость исчезнет, вера, милосердие, мир, скромность и истина перестанут существовать. Насилие и дерзость будут изобиловать. Никто не будет проявлять сыновних чувств к родителям <…>. Будут убийства и кровопролития. Будут войны, войны не только между чужими и пограничными государствами, но и междоусобные. Достоинство власти не будет уважаться, <…> все будет иметь сходство с разбоем, будут расхищения и опустошения <…>. Коротко сказать, такие настанут условия жизни, что живущих будут провожать слезами, а умирающих приветствовать. Города будут уничтожаемы — иногда огнем, иногда мечом, иногда частыми землетрясениями, иногда наводнениями, иногда эпидемией и голодом. Земля ничего не будет рождать, оголенная или крайним холодом, или чрезмерной жарой. Воды не будут ни полезны для употребления в пищу, ни годны для питья <…>. И когда все так случится, то надо будет знать, что крайне близко время, когда Господь придет для того, чтобы изменить мир» [11, с. 345−346].

Преп. Нил Афонский Мироточивый, святой XVI века: «В то будущее время, благодаря силе величайшей преступности и распутства, люди лишатся благодати Святаго Духа, какую они получили во святом крещении, а равно потеряют и угрызения совести…» [2, с. 172−173].

Преп. Антоний Великий в наставлении к инокам говорит: «Придет время, возлюбленные дети мои, когда вместо нищеты возрастет любовь к собиранию богатств; смирение заменится гордостию; многие будут гордиться знанием, но голым, чуждым добрых дел, любовь охладеет; вместо воздержания умножится чревоугодие… Настанет некогда время, и человеки вознегодуют» [4, с. 21].

Как мы можем видеть, все слова Преподобного о «великой скорби» последних времен, об оскудении нравственности, об отступлении людей от истины вполне традиционны для святоотеческой мысли и находятся в полном соответствии с пророчествами подвижников благочестия и учителей Церкви.

Единство эсхатологической мысли обусловлено действием Духа Святаго, не перестающего, по слову Евангелия, устами праведников, стяжавших Его благодать, наставлять верных чад Божиих «на всякую истину» (Ин 16:13) и обличать мир «о грехе и о правде и о суде» (Ин 16:8).

Кроме общих характеристик религиозно-нравственного облика людей, описания катаклизмов и скорбей «последних дней» великий Саровский подвижник говорил и о времени пришествия Христова. Можно с уверенностью сказать, что преподобный Серафим знал о высказываниях некоторых святых отцов и учителей Церкви по вопросу о 7000-летнем существовании мира: «Милостынями, облегчением трудов, а не ранами, — говорил старец Серафим, — можно сохранить нравственность людей. Господь терпит. Бог знает, может и еще протерпит восьмую тысячу».

У прп. Иоанна Дамаскина читаем: «Глаголют же ся убо сего мира седмь век. Рекше от небесного и земного сотворения, даже до общего человеком скончания и восстания».

Свт. Василий Великий так высказывается по этому вопросу: «Будущий век — восьмой день — будет отличаться от настоящей жизни настолько, насколько отличается первый день миробытия от последущих».

Свт. Григорий Нисский также говорит о моменте, в котором завершится течение настоящего времени. По словам святителя, оно заключено в «седмице»: «Когда прекратится это время, преходящее и быстро совершающее свое течение, в которое одно приходит в бытие, а другое разрушается; когда прекратится нужда приходить в бытие и не станет того, что подлежит разрушению, когда прекратится это преходящее свойство времени, потому что уже перестанет существовать сила, приводящая предметы в бытие и разрушение: тогда без сомнения закончит свое существование и эта седмица, измеряющая время, — и тогда наступит будущий век» [5, с. 497].

Святые отцы и писатели церковные, рассуждая о «седмице» времен, о 7000-летнем существовании вселенной, не имеют в виду установление конкретного срока Второго Пришествия. Понимать подобное исчисление следует иносказательно, как, например, поучает преп. Иосиф Волоцкий, объясняя семь тысяч лет не как дату простого человеческого летоисчисления, а как число высшего сакрального порядка: «Иже глаголют тако, яко святии отцы солгали, то тии суть уста отца их сатаны, яко не хотяще потрудитися в ширине Божественного Писания и поискати в нем Божественного Духа сокровенных тайн…».

Именно духовно, иносказательно относился преподобный Серафим к любым святоотеческим исчислениям, а ищущим конкретных цифр и привязанным к «семи тысящам» отвечал: «Мню, батюшка, что восьмая-то тысяча пройдет. Мню, что пройдет».

В совершенном согласии с Откровением и святоотеческим учением рассуждал Дивеевский Старец о конце времен: «…мне ли знать, когда будет конец миру сему, — говорил он, — и тот великий день, в который Господь будет судить живых и мертвых и воздаст каждому по делам его? Нет, сего мне знать невозможно» [14, с. 212].

Много и подробно рассуждая о признаках Второго Пришествия Христа, пророчествуя об особых явлениях «последних времен», преподобный Серафим, как и его великие предшественники, не преступает пределов, установленных Господом. Так, например, святитель Иоанн Златоуст говорит о внезапной кончине мира и о том, что времени наступления ее не знает никто, кроме Бога: «Если же хотите знать, для чего сокрыт этот день и почему он придет как тать в нощи, то я, как мне кажется, справедливо скажу вам: никто никогда во всю свою жизнь не стал бы заботиться о добродетели, если бы этот день был известен и не был сокрыт, но всякий, зная последний свой день, совершал бы бесчисленные преступления и уже в тот день приступал бы к купели, когда бы стал отходить (из этого мира)».

Весьма разнообразны и многочисленны пророчества Преподобного об антихристе, извлеченные из записок Николая Александровича Мотовилова. «Сатана, — говорил старец Серафим, — был первый революционер и через то спал с неба, и между учением последователей его и учением Господа Иисуса Христа нет ничего общего, здесь огромная пропасть; Господь через делание данных Им заповедей призывает человечество на небо, где обитает правда, сатана же обещает устройство рая на земле. Так все тайные революционные общества имеют общую цель — борьбу и разрушение христианства, подготавливая почву антихристианству в лице грядущего в мир антихриста» [11, с. 550−551].

Таким образом, из слов преп. Серафима мы видим основные черты врага Христова: антихрист — полная противоположность Христа, пытающийся присвоить себе божественные почести, ненавидящий последователей Христа и Его учение. Так же характеризует антихриста и отеческое предание.

Блаж. Иероним пишет о том, что прообраз антихриста подается нам в Священном Писании: «Это обычай Св. Писания, что оно истину будущего предпосылает в типах… Так и об антихристе должно думать, что он своим образом имеет гнуснейшего царя Антиоха, который преследовал святых и осквернил храм» [1, с. 257].

Сщмч. Ипполит Римский так отзывается об антихристе: «Он, коварный и надменный в отношении к рабам Божиим, желает истребить и изгнать их из мира за то, что они не воздают ему славы» [6, с. 237].

«Учение двенадцати апостолов», или «Дидахи», живо изображает нам картину времени, предшествующего появлению антихриста: «В последние дни умножатся лжепророки и губители, овцы обратятся в волков и любовь превратится в ненависть, потому что когда усилится неправда, то люди будут ненавидеть друг друга, преследовать и предавать, — и тогда, подобно Сыну Божьему, явится обманщик мира (антихрист) и совершит знамения и чудеса, и земля будет предана в его руки, и он сотворит такие преступления, каких никогда не было от века» [7, с. 54].

Блаж. Феодорит пишет: «Ради не поверивших проповеди истины придет отец и учитель лукавства».

Далее преподобный Серафим подробно говорит о происхождении антихриста и его естестве: «Во Израиле родился Иисус Христос — истинный Богочеловек — Сын Бога Отца — наитием Св. Духа, а среди славян и русских родится истинный антихрист — бесочеловек, сын жены блудницы из колена Данова и сын диавола, через искусственное перенесение к ней мужского семени, с которым вместе вселится в утробу ее дух тьмы» [11, с. 465].

Еще раннехристианские отцы и учители Церкви говорили о происхождении антихриста из колена Данова, опираясь при этом на пророчество Иеремии.

Вот какие рассуждения по этому вопросу находим мы у священномученика Ипполита Римского: «Вообще антихрист проявит желание во всем уподобиться Богу и Его Сыну. Царь — Христос, царь — хотя земной — и антихрист. Явился Спаситель как Агнец; подобным же образом и тот покажется как агнец, хотя внутри будет оставаться волком. Обрезанным пришел Спаситель в мир, подобным же образом явится и тот. Послал Господь апостолов ко всем народам, подобным же образом пошлет и он своих лжепророков. Собрал Спаситель своих рассеянных овец, подобным же образом соберет и тот рассеянный иудейский народ. Дал Господь печать верующим в Него, подобным же образом даст и тот. В образе человека явился Господь, в образе человека придет и он. Воскресил и показал Спаситель Свою святую плоть, как храм; восстановит также и он каменный храм в Иерусалиме. Как Христос произошел от колена Иудина, так и антихрист имеет произойти из колена Данова» [10, с. 240].

Святитель Ириней Лионский также говорит о том, что антихрист произойдет из колена Дана: «Иеремия открыл не только внезапное пришествие, но и колено, из которого придет (антихрист), говоря: от Дана мы услышим ржание его быстрых коней, и от звука ржания скачущих коней его потрясется земля, и он придет и потрясет землю с тем, что наполняет ее, и город с его обитателями (Иер 8:16). И поэтому сие племя не считается в Апокалипсисе в числе спасаемых (Откр. 7:5−7)» [1, с. 138].

О том же свидетельствует и св. Андрей Кесарийский: «…колено Даново не упоминается с прочими потому, что из него произойдет антихрист. Вместо него упоминается колено Левиино, издревле священническое, не входящее в число колен» [10, с. 57].

Из истории святоотеческой письменности нам известно, что антихрист будет истинным человеком, но исполненным сатанинским безбожием и злобною гордостью — так считали св. Иустин, блаж. Феодорит Кирский, Евсевий, Тертуллиан, Ориген и другие.

Свт. Иоанн Златоуст, рассуждая об антихристе, задается вопросом: «Кто же он будет? Ужели сатана?», — и отвечает: «Нет, — но человек некий, который восприимет всю его силу». «Предсказано (2Фес 2:9), что пришествие его (антихриста) по действу сатанину будет» [1, с. 220].

Свт. Кирилл Иерусалимский так представляет антихриста: «…Перед вторым пришествием истинного Христа, — пишет он, — противник, обратив в пользу свою ожидание простых людей, и особенно обрезанных (т.е. иудеев), явит некоторого человека волхва, весьма опытного в обманчивом и злом искусстве чародеяния и волшебства, который похитит себе власть, ложно назовет себя Христом и наименованием Христа будет обольщать иудеев, ожидающих Мессию, а язычников обманывать мнимыми волхованиями… Сатана употребит его орудием, действуя в нем сам собою» [3, с. 231−232].

Прп. Иоанн Дамаскин в «Точном изложении православной веры» также говорит: «Не сам диавол сделается человеком, подобно тому, как вочеловечился Господь, — да не будет! Но родится человек от блудодеяния и примет на себя все действования сатаны; ибо Бог, предвидя будущее развращение его воли, попустит диаволу поселиться в нем» [8, с. 447].

Блаж. Иероним пишет: «Не следует думать, что антихрист есть или диавол, или демон, но — один из людей, в котором имеет телесно обитать весь сатана» [10, с. 27].

О том же предсказывал и прп. Ефрем Сирин: «Действительно от скверной девы родится его (диавола) орудие, но сие не значит, что он воплотится: придет же всескверный, как тать, в таком образе, чтобы прельстить всех…» [10, с. 35].

В своих предсказаниях старец Серафим особое место уделял России и славянскому народу и многократно предсказывал его величие в сохранении Православия. Также Преподобный говорил и об особенной роли евреев в конечных судьбах мира. «Евреи и славяне суть два народа судеб Божиих, сосуды и свидетели Его, ковчеги нерушимые; прочие же все народы — как бы слюна, которую извергает Господь из уст Своих. За то, что евреи не приняли и не признали Господа Иисуса Христа, они рассеяны по лицу всей земли. Но во времена антихриста множество евреев обратится ко Христу, так как они поймут, что ошибочно ожидаемый ими мессия — не кто иной, как тот, про которого Господь наш Иисус Христос сказал: „Я пришел во имя Отца Моего, и не приняли Меня, иной же придет во имя свое, и примут его“. Но, несмотря на великое их пред Богом преступление, евреи были и есть возлюбленный пред Богом народ. Славяне же любимы Богом за то, что до конца сохраняют истинную веру в Господа Иисуса Христа. Во времена антихриста они совершенно отвергнут и не признают его Мессией, и за то удостоятся великого благодеяния Божия…» [11, с. 465].

У святых отцов также наблюдается особенное отношение к иудеям. С одной стороны, это сознательные противники Христа, «синагога сатаны», с другой — у них есть возможность покаяться и стать истинными чадами Божиими. Но массовое покаяние возможно лишь в результате чрезвычайных событий, и то спасутся лишь достойные. Места «званных» иудеев, отвергнувших Христа, по евангельской притче, займут «избранные» из языческих народов.

В 10-й главе послания «К магнезийцам» сщмч. Игнатий Богоносец пишет: «Нелепо призывать Иисуса Христа, а жить по-иудейски; ибо не в иудейство уверовало христианство, напротив, иудейство в христианство, в котором соединились все языки, уверовавшие в Бога» [7, с. 45].

Св. Иустин Философ пишет: «…Те, которые гнали Христа и гонят еще, и не раскаиваются, не получат никакого наследства на Святой Горе. Напротив, народы, уверовавшие во Христа и раскаявшиеся, в чем согрешили, получат наследство вместе с патриархами, пророками и праведниками, рожденными от Иакова; хотя не субботствуют, не обрезываются и не соблюдают праздников, однако несомненно получат святое наследство Божие» [7, с. 283].

Блаж. Феофилакт Болгарский: «…Спасутся не все израильтяне, но достойные спасения, которых Бог оставил и отделил как достойных <…>. Все пророки предвозвещают, что не все достойны спасения» [11, с. 385−386].
Как уже было отмечено ранее, особое место в пророчествах Саровского Чудотворца занимает русское государство и русский народ, который призван стать «вторым Израилем», хранителем истинного Православия, и объединить вокруг себя всех, сохранивших истину до последних времен. В России, согласно предсказанию Преподобного, произойдут события, которые подготовят православный мир к эсхатологическим временам. «До рождения антихриста в Церкви Русской будет Патриарх, затем будет созван VIII Вселенский Собор, цель которого: [1] дать последнее предупреждение миру против всеобщего отступления от Господа Иисуса Христа…; [2] объединение и воссоединение всех Христовых Церквей…; [3] для окончательного проклятия масонства, франкмасонства… и подобных партий, под какими бы названиями они ни появлялись, главные руководители которых имеют одну единую цель: под предлогом полного равноправного благоустройства земли с помощью лукавых людей вызвать анархию во всех государствах и разрушить христианство во всем мире, и, наконец, силою золота, сосредоточенного в их руках, подчинить весь мир антихристианству в лице единого самодержавного богоборного царя — одного над всем миром». Преп. Серафим в данном пророчестве показывает начало воцарения антихриста и политические процессы, предшествующие его воцарению. И в этом Саровский подвижник вторит древним церковным отцам и учителям, указывая на благовидные предлоги, хитрость и коварство, посредством которых антихрист придет к власти. Особую роль в воцарении антихриста будут играть тайные общества и масонские организации, иудейские по происхождению, и символом «новой эры» станет восстановление Соломонова храма.

У прп. Иоанна Дамаскина в «Точном изложении» читаем: «…он (антихрист) рождается от блуда и тайно воспитывается, и внезапно возмущается, и восстает, и царствует. И в начале царствования своего, вернее же — тирании, притворно усвояет себе наружность святости; когда же он сделается победоносным, то будет преследовать Церковь Божию и выкажет всю свою злобу» [8, с. 338].

Св. Ириней Лионский в своем толковании на книгу пророка Даниила пишет о явлении из четвертого и последнего всемирного царства десяти царей и антихриста: «Имеющий прийти (антихрист) трех из них умертвит, а остальных подчинит своей власти, и он будет восьмой между ними; и они опустошат Вавилон (это есть вообще земное царство, как бы в одном теле, или город, имеющий царствовать пред пришествием антихриста), и сожгут его огнем, и предадут свое царство зверю, и будут гнать Церковь, а потом будут сокрушены пришествием Господа нашего…» [1, с. 138].

Свт. Кирилл Иерусалимский учит: «…Он (антихрист) придет к иудеям под именем Христа и захочет, чтобы иудеи поклонялись ему; дабы больше обольстить их, особенно позаботится о храме, показывая им, что он, будучи из рода Давидова, хочет создать храм, построенный Соломоном. А придет антихрист тогда, когда в храме иудейском не останется камня на камне по изречению Спасителя; когда или сам он падет от ветхости, или разрушен будет с тою целью, чтобы создать новый, либо по другим причинам, а потому будут разметаны все камни. Тогда придет антихрист со всеми чудесами и знамениями ложными» [3, с. 233].

Свт. Григорий Богослов: «…Говорят, что опять будет восстановлен Иерусалимский храм и антихрист будет принят иудеями за Христа, сядет в храме и будет царем по всей земле. Затем дойдет до опустошения мира, потому что он — мерзость запустения мира» [1, с. 237].

«Кто перенесет дни сии, кто стерпит невыносимую скорбь, как скоро увидит смешение народов, которые от конец земли идут увидеть мучителя, и многие поклоняются мучителю, с трепетом взывая: «ты наш спаситель»? Бесстыдный же, приняв тогда власть, пошлет бесов во все концы смело проповедовать: «великий царь явился во славе, идите и видите его"…. Приидет же всескверный, как тать, в таком образе, чтобы прельстить всех, приидет смиренный, кроткий, ненавистник, как скажет о себе, неправды, отвращающийся идолов, предпочитающий благочестие, добрый, нищелюбивый, в высокой степени благообразный, постоянный, ко всем ласковый. А при всем этом с великою властию совершит он знамения и чудеса и примет хитрые меры всем угодить, чтобы в скором времени полюбил его народ. Не будет брать даров, говорить гневно, показывать пасмурного вида, но благочинною наружностью станет обольщать мир, пока не воцарится. Поэтому, когда многие сословия и народы увидят такие добродетели и силы, все вдруг возымеют одну мысль и с великою радостью провозгласят его царем, говоря друг другу: «найдется ли еще человек столь добрый и правдивый?». И скоро утвердится царство его» [10, с. 38]. Так описывает воцарение врага христиан прп. Ефрем Сирин.

Нельзя не отметить, что особое место в пророчествах преп. Серафима занимает Дивеево. Он много раз повторял в беседах с различными людьми мысль о той славе, какой будет удостоен этот земной уголок, «четвертый удел Божией Матери», во дни антихриста. В святоотеческих текстах вряд ли удастся отыскать возможные параллели этого учения. Мы знаем из Священного Писания и Предания лишь об «избранном остатке», о тех немногих верных, которым удастся избежать прельщения. В Откровении Иоанна Богослова Церковь представлена в образе жены, убежавшей в пустыню, «где приготовлено было для нее место от Бога» (Откр. 12:6). Очевидно, старец Серафим прозрел эту «пустыню» именно в месте своих земных подвигов и поэтому называл окрестности своей кельи священными именами: Афонская Гора, Иерусалим, Назарет, Вифлеем, река Иордан, Фавор. Весьма интересный факт: само название Дивеево можно возвести к слову «Диво», которое, по объяснению словаря прот. Григория Дьяченко, означает чудо, диковину, невидаль и, в свою очередь, происходит от слова «Див» — блистать, быть прекрасным [13, с. 144]. Можно сказать с уверенностью — сегодня многие понимают особое мистическое значение этого святого места.

Одному человеку, ищущему ответы на вопросы, связанные с последними временами и вторым пришествием Христовым, преп. Серафим сказал краткую, но очень содержательную речь, обращенную и ко всем, кому небезразличны судьбы человечества, христианства и родного отечества: «Мы, живущие во грехах, далеко отступили от путей спасения; мы невоздержанны, не храним постов святых; не соблюдаем ни среды, ни пятницы, едим мясо даже во святую Четыредесятницу, не думая о том, что этим нарушаем церковные и апостольские правила, гневим Господа, широко отворяя для входа в лукавое сердце свое двери страстям и порокам, а вслед за ними и казням Божиим. Исправимся, да Господь нас помилует! Возлюбим Церковь Святую и Православную, возлюбим веру, как наше твердое и благодатное ограждение; да будет правда нам в броню и благочестие — в щит спасения. Ими Россия будет славна, крепка и необорима, и врата адовы не одолеют нас!».

Об авторе:

Игумен Кирилл (Илюхин)Игумен Кирилл родился 27 июля 1980 года в городе Талица Свердловской области. Учился в Талицком профессиональном лицее, который окончил в 1997 году. В том же году поступил в Костромскую Духовную Семинарию (период обучения 1997−2001), где нес послушания иподиакона и уставщика семинарского храма, вел воспитательные работы в летних детских православных лагерях, организуемых отделом по делам молодежи Русской Православной Церкви.

23 октября 2001 года архиепископом Херсонским и Таврическим Ионафаном рукоположен в сан диакона, 12 ноября 2001 года тем же Высокопреосвященным рукоположен в сан иерея. Нес послушание клирика кафедрального собора, заместителя секретаря епархии и являлся руководителем центральной воскресной школы.10 января 2002 года пострижен в монашество с именем Кирилл в честь равноап. Кирилла, просветителя славян. Ко дню Святой Пасхи 2002 года удостоин права ношения наперстного креста. 27 июля 2002 года награжден благословенной архиерейской грамотой.

В августе 2002 года поступил в Киевскую Духовную Академию на сектор заочного обучения.

Указом N71 от 1 сентября 2003 года Архиепископом Казанским и Татарстанским Анастасием назначен инспектором Казанской Духовной Семинарии.

25 января 2004 года архиепископом Анастасием назначен проректором по воспитательной работе.

22 апреля 2005 года указом архиепископа Анастасия назначен главным редактором Интернет-сайтов Казанской епархии.

24 апреля 2006 г. ко дню Святой Пасхи возведен в сан игумена.

В 2006 году окончил Киевскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия.

В Казанской Духовной Семинарии преподает практикум (I курс) и патрологию (IV-V курс).

Впервые опубликовано на официальном сайте Казанской епархии РПЦ

https://rusk.ru/st.php?idar=111569

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Lucia    22.05.2007 13:25
"У Церкви нет примеров брака, способных лечь в основу просвещения современных семей." А св.Иулиания Муромская? Ксенофонт и Мария? Семья Царственных мучеников?
  Виктор Шипилов    22.05.2007 03:11
Юрию Запятину
У меня не получается дать Вам ответ – как только его напишу – все слетает. Два часа пишу – два часа все пропадает. К этому я уже привык, поэтому и прошу Вас подождать ответа до завтра. Прочтите это письмо, которое я написал своему батюшке год назад, а затем посылал в газету " Благовест". С Уважением. Виктор
Сердце чувствует теплоту и сладость…»
Делание молитвы Иисусовой – великое, трудное делание, к которому нельзя подходить без подготовки. Но и обойтись совсем без этой молитвы тому, кто всерьез хочет заработать в земной жизни спасение в Вечности, – тоже, по-видимому, нельзя. Святые Отцы оставили нам развернутое учение о прохождении умного делания, где расписали, казалось бы, все необходимое о том, как нам это делание проходить. Но меняются жизненные условия. Сам воздух, которым мы дышим, становится другим. Те подвижники, которые учили в своих книгах об умной молитве, не предполагали, конечно, что нам придется учиться творить эту молитву не в тишине монастырской келии, а среди рекламных испарений шумных мегаполисов. В домах-коробках, отравленных телевидением и сквернословием. Что тишина в условиях современного города – недостижимая роскошь, и никакие пластиковые окна тут не помогут… И все же интерес к Иисусовой молитве с каждым годом все возрастает. И так будет всегда, покуда будут люди, выбравшие для себя единственно спасительный и потому тесный путь. А такие люди будут до самой кончины мира.Это замечательное письмо своему духовному отцу православного человека, начавшего творить Иисусову молитву, – очень показательно. Это современный опыт, взятый не из достославного прошлого (описанного хотя бы Странником в известной книге про Иисусову молитву), но из наших дней. Тут все узнаваемо. Все – нам близко. .Его устремленность в небо, его желание жить вечностью уже сейчас, каждую минуту своей такой молодой духовной и такой уже настоящей жизни. Думаю, этот неожиданный опыт кому-то пригодится – но не как «урок», не как техническое «пособие» по прохождению умного делания (для этого есть статьи и книги более основательные!) – а как призыв каждый час своей жизни посвятить главному.Антон Жоголев Уважаемая редакция!С удовольствием читаю вашу газету – очень нравится. Но вот самого главного – о молитве Иисусовой – мало. А ведь это основа Православия. Что Господь просил у нас: «Сыне! даждь ми сердце свое». Сейчас настолько важно приучить себя молиться сей молитвой, что большего и не стоит добиваться. Все остальное придет с молитвой. Еще раз повторюсь – через молитву придет вера истинная, а вера истинная – когда сердцем начнешь все понимать, когда возгреется у тебя сердце от благодати Божией и начнешь хранить это тепло. Это не кровяное тепло – другое. Никто сейчас не учит сей молитве, а все о ней пишут как о спасительном луче, рекомендуют ею заниматься, но как это делать в наши дни, об этом молчат, потому что не знают. Лучших книг и статей, чем те, что написал Архимандрит Рафаил (Карелин), я не встречал. Это – старец. Кто молится Иисусовой молитвой – тому обязательно надо читать все, что им написано. У него есть официальный сайт, где есть все. Я с ним веду переписку и о большем и не мечтаю. Может, и глупо поступаю, но решил вам послать письмо, которое отписал своему духовному отцу. Смысл этого письма в том, что Господь любит нас всех и никогда не оставляет одних. Кто я – мирянин, грешник, который с 28 ноября 2000 года начал свой первый пост (этот день считаю днем моего воцерковления). По «Страннику» (книга «Откровенные рассказы странника своему духовному отцу» – ред.) начал проходить молитву – так и шел, только шел не один, а под руководством своего духовного отца, а конечную настройку произвел Архимандрит Рафаил (Карелин). Что дает сия молитва? Веру – но веру не внешнюю, а внутреннюю.Я столкнулся с тем, о чем предупреждали старцы – при прохождении молитвы – практически не на кого было опереться, хотя все описано, но литература одно, а старец – другое. И это был крик души, выраженный в письме к своему духовному отцу. Благодаря Архимандриту Рафаилу Карелину все встало на свои места. У нас идет постоянная переписка ( я делюсь с тем что со мной происходит, а батюшка корректирует ). Того материала, который собрался от переписки – достаточно чтобы предостеречь многих от тех подводных камней, которых не избежать при прохождении сей молитвы. Батюшка!Я вижу Ваше охлаждение к себе, понимаю, что со мной как духовным чадом Вам не повезло (в семье не без урода), но как бы то ни было – Вы мой духовный отец, и все, что со мной происходит, я должен доводить до Вас, что и делаю. Так как у меня с речью проблема (маленьким от недоедания был болен рахитом, ходить начал с семи месяцев, а говорить с восьми лет, но речь так и осталась неуклюжей), да и пишу плохо, но подумал, да и решил – напишу как есть, что давно накопилось, то, что давно меня давит, словами не смогу, а так попробую, вдруг да получится. В 2002 году летом Вы стали моим духовным отцом. С этого времени жизнь моя духовная потекла по Вашему благословению, помня, что «если человек не все говорит духовнику, то его дорога кривая и не ведет ко спасению, а кто все говорит, тот прямо пойдет в Царство Небесное». В начале 2004 года по своей воле начал проходить устами Иисусову молитву, но в сентябре пал, да так, что иконы дома поснимал и в храм два месяца не ходил. Не забывали меня и постоянно звонили Мария Ивановна, Анна Михайловна, Владимир Митрофанович, мощная поддержка была – она и вернула меня обратно. В этот период у меня была очень серьезная ломка – или в бизнес уходить, или же к Богу. Определился, что последнее мне дороже, о чем Вам и поведал, как только вернулся и у нас с Вами состоялся серьезный разговор. И в ближайшие дни меня свалила болезнь (грипп). Температура под 40. Лежу, состояние никудышное, почему-то беру четки и с закрытыми глазами устами начинаю произносить Иисусову молитву – пошла молитва, она пошла – и сразу тысяча. На второй день – две тысячи. Сразу звоню Вам и получаю благословение – по две тысячи ежедневно на ближайшую неделю. С этого момента под Вашим руководством мы начали прохождение молитвы. «Кто хочет непрестанно молиться, должен быть мужественным и мудрым и во всем спрашивать духовного отца. И если духовник сам не проходил опытом молитву, то все равно спроси, и за твое смирение Господь помилует тебя и сохранит от всякой неправды; а если ты подумаешь, что духовник неопытен, что он в суете, буду я сам руководиться по книгам, то ты на опасном пути и недалек от прелести».В январе Вы мне благословили прохождение молитвы самому, так как не знали, что делать, ибо сами опытно не проходили Иисусову молитву. С этого времени, руководствуясь строго Святыми Отцами и ни шагу в сторону, к маю 2005 года молитва пошла умная (тема эта отдельная и не это суть сейчас). С мая, по Вашему совету, пришел в храм к Вам в непосредственное послушание.Продолжая молиться, я каждый шаг согласовывал с Вами. «От любви Божией отрывают подвижника протесты рассудка, его же собственного рассудка, не могущего вместить или принять закон Христов, который ему, рассудку, представляется безумием. В минуты богооставленности протесты эти могут приобретать чрезвычайную силу».Пошли и у меня протесты, да еще какие. Бог миловал и не отнимал молитвы. Я вставал в пять утра, брал собак и уходил в парк, а дорогой молился. Подошло время перевода часов, и Вы мне порекомендовали часы не переводить, что я и сделал, правда, подниматься пришлось уже в четыре утра. Представьте на миг это осеннее время – низко несущиеся тучи, сильный ветер (жуть, да и только). Рассудок противился полностью, но уму надо молиться, и я шел, – а какое значение для молитвы имеет уединенность, только опытно познаешь, где ничто тебя не отвлекает – лишь осиный рой помыслов, и являются они тогда, когда ты встаешь на молитву.«В форме помысла, то есть мысли, связанной с тем или иным образом, является энергия того или иного духа. Когда же кончается молитва, то обычно помыслы удаляются, оставляя нас в покое».Начинается борьба, нешуточная борьба. В этот момент мне нужна была поддержка, без нее я бы просто сломался. Господь явил благодатную помощь в виде очищенного неба (огромного круга) по ходу моего движения. Я смотрел на эти звезды и обливался слезами. Вот я, грешник, открыт в своих грехах пред Небом, и все смотрят на меня, и я каюсь пред Господом, и больно и горько за содеянное, и прошу молитв святых за меня… Одним словом, все и не передать. Было это пару-тройку раз, да мне уже более и не требовалось. «Соединение ума с сердцем испытывает всякий верующий, когда он внимательно, «от сердца», молится; еще в большей степени он познает его, когда приходит к нему умиление и сладостное чувство любви Божией. Плач умиления при молитве есть верный показатель того, что ум соединился с сердцем и что настоящая молитва нашла свое первое место, первую степень восхождения к Богу; вот почему он так ценится всеми подвижниками».Почему я начал писать письма? Да потому что понял (не сразу осознал, что признак покаянных слез есть вхождение ума в сердце): ум в сердце входить начал по утрам и оттуда молиться, хоть это не каждый день происходило, но происходить начало, и грудь у меня начала болеть, и эта боль никуда не делась и сегодня присутствует, почти что ежедневно, а бывает, так заболит – хоть на стенку лезь, сейчас пишу, а она болит. Мне нужна была помощь, совет, хоть что-то, только не пустота. Вместо этого в храме начало происходить что-то не так, пошла всевозрастающая волна агрессии в отношении меня, и я совсем растерялся, к этому не был готов.Ваше охлаждение к себе я почувствовал в это время. Я никуда не уходил и не собирался уходить из храма, но мне жутко больно было от Вашего отношения ко мне, больно было от того, как Вы стали последнее время со мной общаться. Я сорвался, но никто мне не звонил, никто обо мне не вспомнил, мой духовный отец обо мне полностью забыл. Я ждал, что Вы хотя бы поинтересуетесь, что со мной происходит, а в ответ – тишина. Трудно жить без духовного отца.«Всегда надо помнить, что духовник совершает служение свое в Духе Святом, и потому должно благоговеть пред ним. Верьте, братья, что если кому случится умирать при духовнике и скажет умирающий духовнику: «Отче святый, благослови меня видеть Господа в Царстве Небесном». И скажет духовник: «Иди, чадо, и зри Господа»; то будет ему по благословению духовника, потому что Дух Святой и на Небе, и на земле тот же».«В условиях современного мира молитва требует сверхчеловеческого мужества, так как ей противится совокупность космических энергий. Устоять в нерассеянной молитве означает победу на всех уровнях натурального существования. Путь сей долог и тернист, но приходит момент, когда луч Божественного Света прорежет густой мрак и создаст пред нами прорыв, сквозь который мы увидим Источник этого Света. Тогда молитва Иисусова принимает измерения космические и метакосмические».Прошло два месяца. В пятницу, перед Прощеным воскресеньем, я сам к Вам пришел. Была натянутость в нашей встрече, и когда Вы определили, что я в прелести (не видясь со мной два месяца), то Вы меня этим добили. Послушание я выполнил. Слезы душили меня всю неделю, так как молитва фактически Вами была остановлена. В субботу первой постовой недели, в обед, сердце стало просить молитву, да так сильно, что места себе не находил, и решаюсь на мытареву молитву. Такое творилось в сердце, что и не объяснить словами. С этого времени я молюсь так: встаю в 4 утра, одеваюсь и ухожу в парк, устами творя Иисусову молитву. Домой прихожу где-то в 6.45 утра. Затем в течение дня произносится умом «Боже, милостив буди мне грешному» и «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Мне изготовили скамеечку по размерам, указанным исихастами Святой Горы Афон, на которой в туалете первого этажа, где полная темнота и тишина, по мере возможности молюсь, стремясь к чистой молитве без помыслов. Вообще, весь день – это молитва, стремление к чистой молитве без помыслов. Самое главное – с Рождества Христова в сердце ощущается Божественный тихий огонь, сердце чувствует теплоту и сладость присутствия Святого Духа, а это – словами Святых Отцов – как малое зерно. Напротив, отсутствие благодати узнается по равнодушию и холодности сердца, что и проверено опытно. Я все это пишу не для красного словца, а делюсь со своим Духовным Отцом, чтобы он, будучи на Святой Горе Афон, мог прояснить те или иные вопросы в отношении меня. «Отцы повелевают пребывать в том делании, в котором приходят слезы, потому что слезы – это плод». Те слезы, которые пришли в начале Великого поста от обиды на Вас, постепенно перешли в покаянные. Первый раз от души наревелся на шестой неделе Великого поста 2005 года, а потом время от времени начали приходить они после переведения часов в начале ноября, а с началом Великого поста идут ежеутренне. После того как утешишься слезами, голова раскалывается, тело болит, и нужно ложиться, необходимо поспать, чтобы восстановиться. Но потом слезы становятся чаще и обильнее, и начинаешь осознавать, что в парк, вставая рано, какая бы ни была погода, ты стремишься за слезным утешением, за тем покаянием и тем состоянием, какое присутствует в тебе в этот момент. Чудно это.Ум настолько привык к молитве, что, где бы я ни находился, везде молюсь. Если еду в общественном транспорте – молюсь, иду – молюсь, говорю с кем-то, когда заканчиваю свою речь – слушая собеседника – молюсь, если приходится смотреть телевизор (хотя рассматривать помыслы во время молитвы есть прелюбодейство) – молюсь. А вот что со мной было недавно, когда я ходил в фирму на собеседование по поводу работы. Встретила меня женщина, провела в офис, начала мне рассказывать про бизнес (это китайский чай, все помещение увешано рекламными плакатами) и не умолкает, я пытаюсь остановить ее или перехватить инициативу – безполезно. И смотрит на меня неотрывно. Молюсь умом, ибо понял – идет обработка сознания, и очень мощная. Молитва еле идет, чувствую – начинаю плыть, держусь за молитву, как за соломинку утопающий. Тела не чувствую, только молитва и ее слова, как гвозди, вгоняемые в крышку моего гроба. Испугался, не на шутку испугался. И вот наступает переломный момент: вижу – ничего она со мной сделать не может, и она это поняла, и пошел теперь я в наступление. Рассказал ей о том, что живу на Руси, которая является Святой, по вере наших предков, что не чай здоровье восстанавливает, а верою во Отца, Сына и Святого Духа жив человек и по вере его и тело освящается, и душа торжествует. Как же она на глазах изменилась, сразу опала (обмякла как-то), так и ушел от нее, растерянной. Цель делателя Иисусовой молитвы – «достигнуть непрерывного умно-сердечного внимания. И когда после многих лет такого подвига, труднейшего всех других подвигов, чувство сердца утончится, а ум, от многого плача, получит силу отталкиваться от всякого приражения страстных помыслов, тогда молитвенное состояние становится непрестанным, и чувство Бога, присутствующего и действующего, – великой силы и ясности».Я ждал окончания Поста, оттягивал момент – но ничего не сделаешь, мне надо кормить семью, поэтому буду устраиваться на работу, хотя здесь очень серьезная опасность меня поджидает. Скажу честно – происходит какая-то перестройка внутри меня, я боюсь этот мир, боюсь туда идти, былого горения уже нет, речь моя все хуже и хуже. Раньше я мог уболтать любого – слова сами сыпались как из рога изобилия, а сейчас на собеседованиях два слова связать не могу. Смешно и в то же время печально. Понимаю, что начинаю закрываться в самом себе, и мне так комфортно, я дома, и выходить наружу не очень хочется. Осознаю, что (пишу не вымысел, не для того, чтобы расчувствовать, а то, что есть) все происходящее вокруг меня – неспроста, да и встреча не идет с отцом Николаем, а после прочтенной книги у меня и вопросов-то больше нет. Да и отец Николай с 26 апреля на три недели в отпуске (уехал в Бари), хотя по его возвращении я обязательно встречусь с ним, так как на мне благословение и Ваше, и Владыки. «А кто предался воле Божией, тот только и занят Богом. Благодать Божия помогает ему всегда пребывать в молитве. Он хотя и работает, и разговаривает, но душа его занята Богом, потому что она предалась воле Божией, и за это Господь взял ее в Свое попечение». Гоню эту мысль от себя, чтобы в прелесть не впасть, а Воли Божией не разумею, да и дерзать боюсь. Начал на страничке делать подборку о том, что со мной происходило, а потом одумался и удалил, повеяло тщеславием, и не забываю: «Смиряхся, и спасешься». Это письмо я начал писать на Пасху, во второй половине дня, а заканчиваю в субботу, то есть писалось оно всю Пасхальную неделю.В шестую неделю Великого поста 2005 года, когда я умом произносил Иисусову молитву, то вдруг – я и не понял, как это произошло, – все тело стало как бы едиными устами, произносящими молитву, и ум находился в центре, а вокруг свора помыслов, отталкивая друг друга, спешила донести свое что-то очень важное, а я отдыхал, необезпокоенный этими помыслами, наблюдая за их суетой. Продолжалось это минут пятнадцать. Сладость, что и не описать, стоит отвлечься – ум на выход, – сразу боль, но теперь я знаю, что делать. Молиться надо стараться только в темноте и без посторонних звуков, что интересно – дыхание почти прекращается, – пока хватает сил не выплескивать на один час, но на все воля Господа. Все так подробно я указал Вам, надеясь, что это письмо будет Вами взято на Афон к исихастам, где сможете по мне определиться. Решайте сами, ибо Вы мой духовный отец. На все недостающие вопросы я нашел ответы в книге отца Софрония (Сахарова) «Старец Силуан Афонский», бывшего келейника, а позднее Архимандрита (все цитаты взяты из этой книги – ред.).Простите мя многогрешного и, если можно, помолитесь!Виктор Шипилов
  Юрий Запятин.    21.05.2007 22:00
Виктору Шипилову.
Спасибо за ответ. Полностью с Вами согласен. Творение Иисусовой молитвы, по словам Св. Отцов, это искусство из искусств. К тому же дело это сугубо индивидуальное: нельзя всех мерить одним аршином. Слава Богу, что у Вас есть такой опытный духовник, и Вы идете этим узким путем… Меня же, например, один старец не благословил «заниматься» этой молитвенной практикой, т.к. нет духовного руководителя. А тот же, условно скажем, православный бизнесмен, которого я приводил в пример, рассказывал, что когда его знакомые начинали заниматься сей молитвой, у них в жизни начинались большие проблемы… Так что не всё так просто. К каждому случаю нужно подходить строго индивидуально…
И в правду: "Ныне почти нет истинного благочестия, ныне — одно лицемерство". Однако хотелось бы сказать немного о другом (не имею в виду Вас). А именно о том, что написал игумен Петр(Мещеринов) в майском «Церковном вестнике»: «Православная Церковь содержит высокое учение о таинстве брака, «семья — малая Церковь», утверждаем мы. НО СВЯТООТЕЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ ПОЧТИ НЕ ГОВОРИТ ОБ ЭТОМ…
ТРАДИЦИОННОЕ СВЯТООТЕЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ СОДЕРЖИТ ИДЕАЛ АСКЕТИЧЕСКИЙ, МОНАШЕСКИЙ, НО НИКАК НЕ СЕМЕЙНЫЙ. «Или обладая всецело Христом, человек нерадит о жене, или, дав в себе место любви к праху, забывает о Христе» (святитель Григорий Богослов). «Брак есть смертная и рабская одежда» (святитель Иоанн Златоуст).
Лишь единичные святоотеческие тексты указывают на положительное значение семьи (лучший и известнейший пример — анафора св. Василия Великого). В лучшем случае святые отцы принимают семью как данность, но общепринятой оценкой у них является меньшая важность семьи сравнительно с индивидуальным аскетическим деланием.
Итак, налицо коллизия двух богословий: «семья — домашняя Церковь» и «семья — преходящая ценность».
В настоящее время тезис о том, что Церковь заботится о семье, должен быть богословски подтвержден, и, по-видимому, нам следует ревизовать всю систему назидания…

Существует проблема своеобразного манихейства в церковной жизни. Не получает практического воплощения богословская мысль о том, что сама СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ И ЕСТЬ ПУСТЬ СПАСЕНИЯ. Популярна идея о том, что в семье спастись трудно или невозможно. В сознании многих верующих аскетика стала прокрустовым ложем для семейной жизни.
В 1935 году протопресвитер Георгий Шавельский писал о церковном мировоззрении дореволюционной России: «Церковь, не откликавшаяся на все нужды и явления действительной жизни, в значительной степени оторвалась от общества…. Не оказывая, вследствие этого, всего благотворного влияния на жизнь государственную, общественную и частную, Церковь теряла значительную долю авторитета, уважения и влияния. Односторонняя, сводившаяся к проповеди аскетизма и отречения от мира церковная идеология для одних была неприемлема, для других — непосильна». Эти слова актуальны и сейчас.

У Церкви нет примеров брака, способных лечь в основу просвещения современных семей. Нет канонизированных христиан, жизнь которых была бы примером не жизни в браке «как брат и сестра» и не совместного ухода в монастырь, а именно духовного возрастания в семье как в малой Церкви…»
То есть истинное благочестие нужно научиться сочетать с семейной жизнью, тем более, если брак освящен Церковью.
  Елена Николаевна    21.05.2007 17:02
Провинциалу.
Да… Можно я перейду на прозу?
Стихи хорошие, правда первое четверостишье стилистически отличается, но зато оно подняло мне настроение на весь день. Хожу и смеюсь над собой, спасибо Вам…
Может я привела неудачный пример, согласна, специально утрировала немного, чтобы вытащить беседу из благочестиво-назидательного русла. Мы живём в удивительное время, когда информации много и она доступна. Моя бабушка и десятой доли не прочла из того, что читаю я, но веры и смирения в ней гораздо больше. За то время, что Господь привёл меня к пониманию, что он есть, я много и без особенного разбора, читала всю ту литературу, которую продают в церковных лавках. Иногда читаю что-нибудь, а в голове грустно так отражается : и это ты, и это. Когда, в общих чертах, стал понятен масштаб моей греховности, то цитировать некоторые, духовно выстраданные чужие мысли, стало как-то . . . стыдно, что-ли. Зайдёшь на некоторые форумы, а там каждый второй – профессор Богословия. Сами верят в то, что говорят? Книги я и сама читаю. Мне люди, мои современники интересны, и не изложение чужих нравственно-духовных критериев, а правдивое, искреннее понимание жизни сегодняшней.
Знаете какой вывод я сделала для себя из подобных бесед ? Все ждут каких-то невероятных гонений на христиан, а мне кажется всё будет гораздо проще. Устрой завтра откровенные гонения и праведников наберётся …
Мы сейчас настолько разложены духом мира сего, мы такие невероятные потребители и так же воспитываем своих детей, что никакие гонения не понадобятся.
Отлучи завтра всех от розетки, супермаркета и всё… Найдётся целый взвод толкователей Апокалипсиса. В нужном ключе…
С праздником апостола и евангелиста Иоанна Богослова!
  Провинциал    21.05.2007 12:12
Заведите себе огородик,
Заведите себе козу -
И не будет ваш пухнуть животик,
Не придется глодать лозу.
А земля в нашей местности тощая -
И собрать ее трудно в комок.
Пашни рыжие, кочки, да рощи -
Супесчаник, суглинок, песок.
И осталось крестьян – кот наплакал,
А кто пашет – и вовсе тех горсть.
То ли ворон что злое накаркал,
То ли мы кому в горло, как кость…
Затянула озёра чистые
С поймы вспоротой вязкая грязь.
Так глаза молодые, лучистые
Меркнут, старости чуя власть.
Завершилась страда огородная,
Кто хотел – посадил, как мог.
Что ж стоишь ты, бабуленька родная,
В даль глядя с перекрестья дорог?
Оперлась на клюку сукастую
Узловатыми пальцами рук.
Вспоминаешь ли жизнь несчастную,
Всех ушедших родных и подруг?
Что проходит пред взором вне времени:
Жизнь былая, убитый ли муж?
Эх, досталося русскому племени,
Сколько было погублено душ!
Комары все лицо облепили,
Но спокоен, вне времени взор.
Губы Бога беззвучно молили
Отвести от России позор.
Капля крови от лопнувшей твари
Замешалась с незваной слезой.
Что с того, коль нездешние дали
Ей видны. И не здешний покой.
Ну а мы – посадили картошечку,
Как смогли, возвели огород.
Так и Русь: по чуть-чуть, понемножечку
Восстановит, быть может, народ.
Не оставим мы землю отчую,
Восстановим разрушенный храм.
Будет вера – приложится прочее!
Пусть хоть детям. Хоть внукам. Не нам.
  Виктор Шипилов    21.05.2007 02:21
Ответ Юрию Запятину. мой ( sales@souvenirs.vrn.ru )
Вы привели два примера из жизни двух православных христиан, которые пошли путем св. отцов ( Тому, кто узрел близкий конец вещественного мира и кто в чувстве сердца узрел и свой близкий конец, неизбежный и неотвратимый, какая иная молитва может более приличествовать и более удовлетворять, кроме сей краткословной и многовместительной? Кто помышляет о смерти и о скором предстоянии перед Судом Божиим, у того может быть только одна неустанная забота: прежде конца успеть испросить себе милость у Господа Бога
А потому сия молитва в процессе делания и превращается в немолчный вопль души: "Помилуй!"
Это делание и есть "Тайна спасения" Апостольского Корабля, в котором спасались древние Отцы). Но оба примера, которые Вы привели, увы, неудачны. И один, и второй брат не на верном пути.
Душе, проходящей путем слезным по юдоли сей земной и взыскующей Искомого с болезнью сердечной, Душе, взывающей среди мрака: "Где Ты еси, Свете Незаходимый? Объяла мя смертная тьма, окаянную, — Но к Свету заповедей пути моя направи, молюся".
Душе, во всех скорбностях взывающей немолчно со креста молитвы: "Достойное по делом моим приемлю. Помилуй и защити от лютого соперника. Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем".Таковой душе бывает дарование сего Умного Залога — умной молитвы.
Святитель Тихон Задонский уже 200 лет тому назад изрек слово грозной правды о России. Он сказал: "Ныне почти нет истинного благочестия, ныне — одно лицемерство".
А подвижники благочестия о последних временах сказали, что враг с особым успехом будет обольщать христиан в последних временах этим лицемерством, наружным, внешним, вещественным житием (свт. Игнатий Брянчанинов и др.).
Только внутренняя жизнь есть истинно христианская жизнь. О сем свидетельствуют все Отцы" (Доброт. II стр. 36—43).

И св. Макарий Великий уясняет ту же мысль такими словами: "Кто хочет приступить ко Господу, сподобиться вечной жизни, соделаться обителью Христовой, исполниться Духом, чисто и неукоризненно исполнять заповеди Христовы: тому надлежит непрестанно пребывать в молитве. Ибо единственное охранение и врачевство для души — с любовию памятовать о Боге. А у сопротивника нашего все усилия к тому, чтобы отвлечь наш ум от памятования о Боге".
Это Ангельское делание принадлежит тем, кто ухватится за него изнутри, кто обретает внутренний путь к Богу Узкий путь умной Тесноты. Это и есть монашество внутреннее, сокровенное. Ибо сия сокровенная Тайна Царствия Божия внешним не вверяется. Она для них недоступна, "Умное делание" есть по существу делание внутреннее, сокровенное, Ангельское. Оно же и есть "Трезвение".
Мы с Вами об одном и том же пишем ( Юрий Запятин.18.05.2007 15:12), и это радует. В течении года ведусь архимандритом Рафаилом ( Карелин ) и очень этому рад, что Господь дал мне такого старца. Мне 47 лет, женат, 4 июня серебряная свадьба. У меня дочь замужем, внучке 2 годика скоро. Работаю ( в леса и деревни при монастырях переезжать не собираюсь ) ибо спасаться можно всюду, да и что рабу Божьему можно бояться, кроме как нарушить заповеди Божии? Господь лучше знает где мне находиться, а я денно и нощно взываю " Помилуй мя".
Если Вы священник, то простите мя за это письмо и помолитесь за мя окаянного.
С Уважением . Виктор. г. Воронеж
  р.Б. Антоний    19.05.2007 01:06
Я никуда не пойду из города, если только не решу совсем в деревню переселиться на жительство. Зачем куда-то бегать? От себя не убежишь, сам себе худший враг, воля моя порочная – враг мой.
  Lucia    18.05.2007 22:59
В давние времена были люди, которые бегали от паспорта. Потом все настолько привыкли, что все получали его. Наверняка, у Серафима Саровского, свт.Игнатия Брянчанинова, Ксении Петербургской, Марии Гатчинской они были. Теперь новая мода -
тот паспорт был хорош, новый получать нельзя. Если считать, что теперь уже самое время. то вначале упоминается зверь с его чудесами и знамениями. Где они? Кроме того, почему-то мне кажется. что не будет такой идиллии – немногие верные возятся в своих огородиках… Да понимаете ли, что значит полностью всем себя обеспечить? Лопатами, солью, гвоздями… Пахать на себе? А семена на посев где брать? Нет, никаких огородиков не будет. Комочек земли в рот положили – и сыты. Так старец Лаврентий говорил.
  Елена Николаевна    18.05.2007 17:10
Провинциалу.
Очень давно не была в поликлиннике. Недавно зашла, стою в очереди в регистратуру. Передо мной бабушка спрашивает карту, на что ей отвечают : Назовите номер полиса… Мг.. К какому врачу идёте ? ( Сидит за компьютером и печатает специализацию врача ). И вдруг до меня дошло : номер полиса – это ведь номер файла ! Раньше ведь этого не было. Ведь всех долго и тщательно убеждали, что эта пронумерованная система ничего плохого не представляет! Вдруг стало ясно, что это начало. Скоро и врачи ,и лекарства, которые мне выписывают ,и ещё (мало какие) личные данные будут сходятся к одному моему личному номерному файлу.
А что будет венчать эту систему? Карточка москвича со штрих-кодом. Конечно опять “ничего страшного”. Никто не задаёт вопрос : А зачем сетевые маркеты типа Метро? Вот я, вот наличность моя, что же мешает мне войти и оставить там мои деньги?
Основное население сосредоточено в городах и навыка натурального хозяйства почти никто не имеет. Незаметно прошла приватизация земли (через скупку паёв у нищих колхозников).Так что всё кругом не ничьё, а конкретно чьё-то. Да и современный потребитель ни за что не откажется от своего привычного высокого жизненного уровня . Продовольствие в стране на 60% привозное и в случае финансового кризиса( кто-нибудь ещё сомневается в его неизбежности ?) проблема распределения обязательно появится. Очень удобно: а мы уже всех посчитали! Карточка потерялась, ненадёжна, куда лучше на лоб, ну или на руку? Верующий ? Так верь себе на здоровье! Главное ведь не в этом! Верь обязательно, но завтра в 9.00 приходи зарегистрироваться по месту жительства. А дети ? Ты что, оставишь их умирать?
Все так здорово научились разглагольствовать и о покаянии, и о смирении, и о любви к ближнему. Я часто задаю конкретный и вполне материальный вопрос : что Вы употребляете на завтрак? Тут все охотно делятся своими гастрономическими вкусами : бутерброды, яичница, кофе, чай. Завтра вы просыпаетесь, а ничего этого нет. Точнее есть, но в специальных магазинах. Вы, несомненно перетерпите, а дети? Вы выглядываете в окно : все тихо -мирно, на улице люди также идут на работу, и второго пришествия не видно. День прошёл, начался второй, третий…
Знаете что в этот момент сказал мне мой (воцерковлённый!) родной брат? Если ты будешь морить голодом мою племянницу, я сдам тебя в психушку…
  Репьёв    18.05.2007 17:02
У старца Паисия много чего есть. Я же сказал, что главное содержание его бесед всё-таки не антихрист, а Христос в нашей повседневной жизни.
А насчёт участка земли, оливковой рощицы на нём да скотины – кто ж против?
И тысячу раз прав старец – "Бог не оставит людей без помощи”.

Страницы: | 1 | 2 | 3 | Следующая >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика