Русская линия
Известия Евгений Ямбург14.04.2005 

Похороны Папы и детские вопросы

Буквально на следующий день после похорон папы ударила пролетарская пушка, которая, по слову поэта, стреляет туда и сюда. На сей раз известный тележурналист направил разделяющиеся боеголовки своего кумулятивного снаряда сразу в две цели. В истерию, что якобы развернули средства массовой информации по поводу смерти понтифика, протаскивая вредную мысль о преимуществе католицизма перед традиционным для нашей страны православием. И в самого папу, несущего ответственность за все грехи католической церкви: от крестовых походов до инквизиции, а также виновного в том, что не предотвратил агрессию в Сербию и Ирак.

Какое это имеет отношение к школе? Прямое, ибо подростки, как ни странно, смотрят телевизор и имеют привычку задавать учителям неприятные вопросы, от которых после таких передач не закроешься трюизмами типа: о мертвых или хорошо, или ничего. Но дело не только в сложном положении учителей, вынужденных вторгаться в тонкие деликатные сферы межконфессиональных отношений. Проблема гораздо глубже.

Двадцатый век убедительно доказал, что ценностная вертикаль неизменно рушится, коль скоро она не опирается на чувство Священного. Отсюда вполне понятное и оправданное стремление людей обратиться к вере отцов. Беда в том, что порой за веру отцов принимается вражда отцов друг к другу. Примеров, что называется, не счесть. В одной из школ с национальным компонентом автор этих строк увидел приказ директора, запрещающий изучение сказки «Три поросенка» в начальной школе в силу некошерности персонажей. Спрашивается: кто сам себя загоняет в культурное гетто? В другой гимназии прошел семинар православных физиков, определивший своеобразную педагогическую сверхзадачу: каждый урок физики должен приводить к идее бытия Божьего. Как это корреспондируется с заповедью «Не поминай имя Господа Бога своего всуе»? Наконец, не так давно средства массовой информации сообщили о том, что настоятель одного из монастырей договорился с РАО «ЕЭС» о божеских ценах на энергоносители для своего богоугодного заведения. Получается так, что для школ и больниц эти тарифы могут быть безбожными и даже дьявольскими.

Понятно, что в основе этих казусов грозная проблема восстановления утраченной идентичности. Но в условиях нашей многонациональной и поликонфессиональной страны чрезвычайно опасно объединять людей на основе взаимной ненависти, под знаком вопроса: против кого мы дружим? Ненависть — религия рабов. Вчерашний раб не в состоянии по-настоящему ни верить, ни ответственно строить даже собственную жизнь (и тем более государственность); он может только мстить. Не зря святой Силуан неоднократно повторял: кто не любит врагов своих, кто не молится за них, в том числе за врагов церкви, — тот не христианин".

Можно, конечно, не ведая греха, бросать камни во след ушедшему понтифику. Да только укрепим ли мы этим себя? Между тем для упрочения основ существуют более достойные способы. Минувшим летом ушел из жизни митрополит Сурожский Антоний. (В годы войны врач и офицер французского Сопротивления.) Его кончина почему-то широко не освящалась в прессе. А жаль! В одном из своих последних выступлений он высказал: «…Люди другие, времена другие, думается по-иному. И мне кажется, что надо вкорениться в Бога и не бояться думать и чувствовать свободно. «Свободно» не означает свободомыслия или презрения к прошлому, к традиционному, но — Бог рабов не хочет. «Я вас не называю больше рабами, Я вас называю друзьями…» И изверившимся взрослым и юношеству есть что почерпнуть в трудах этого выдающегося православного человека, испытавшего личную встречу с Богом.

Евгений ЯМБУРГ, директор школы

13.04.2005

http://www.izvestia.ru/columnist/article1583235


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
24/7 номер телефона похоронного бюро звоните!