Русская линия
Русская линия Андрей Сигутин04.04.2007 

Крестные страдания Христа — Победителя смерти и ада

Еще за 700 лет до Рождества Христова пророк Исаия предсказал крестный подвиг Спасителя: «Он был презрен и умален перед людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис. 53)

Какие мучения претерпел Христос ради нашего спасения, невозможно описать словами. Ведь Господь, взяв на Себя грехи всего человечества, испытывал не только телесные страдания (по выражению Псалмопевца, «адовы муки»), но и душевную боль Богооставленности. Его сердце было ранено чувством невосполнимой потери, которое пережили Адам и Ева после изгнания из Рая. А что может быть страшнее этого? К тому же уничижение Искупителя началось еще до Голгофы: когда Он — Царь царей, Творец Вселенной — принял на Себя образ человека… и более того — раба. Став изгоем, от коего почти все отвернулись. По иудейской традиции подвергнувшийся распятию считался проклятым; его останки даже не погребались.

Священное Писание гласит: «Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не измочь и не ослабеть душами вашими» (Евр. 12). Вот и давайте с Божьей помощью задумаемся над тем, что вынес ради нас Муж скорбей… (Однако необходимо понимать: за зверством палачей и агрессией народа стоял диавол. Истинный враг рода человеческого, который в агонии пытался руками людей выместить всю свою злобу на Сыне Человеческом, пришедшем князя мира сего изгнать вон. См. Ин. 12).

Физические страдания Христа, чему предшествовали плевки, пощёчины и оскорбления, начались после вынесения приговора римским правителем Иудеи — Пилатом. Этот двоедушный судья знал о невиновности Иисуса. Но под давлением шантажа первосвященников Израиля он испугался, что его могут обвинить в измене Кесарю и потому отдал приказ на казнь…

На голову Спасителя палачи надели терновый венец в форме шапки, похожей на митру (символ царской власти на Востоке). Когда легионеры глумились над Ним, от каждого удара палкой по «терновой митре» острые и крепкие четырехсантиметровые шипы вонзались все глубже, вызывая сильную боль и кровотечение…

Его били по Лицу палкой толщиной около 4,5 см. Специалисты, исследующие Туринскую плащаницу, констатировали многочисленные повреждения: разбитые брови, порванное правое веко, травма носового хряща, щек, подбородка; около 30 проколов, сделанных шипами…

Издевательство над Христом продолжалось. Его приковали к столбу и стали бичевать. Избивали с большой силой от плеч до ног. Ученые считают, что было нанесено 98 ударов плетью. В римский бич вплетались металлические шипы, когти хищных животных, на конце привязывался груз, чтобы хлыст лучше обвивал тело. При ударах такой плетью из человеческой плоти выдиралось мясо…

Процедура казни через распятие предусматривала еще и моральное уничтожение жертвы. Сам приговоренный к смерти полкилометра нес на плечах орудие пытки: поперечную перекладину (2,5 м) от креста. К ней же привязывались разведенные в стороны руки. Не зря дорога (550 м), по которой шел Страдалец, называется путем «скорби».

…Христос изможден и потерял много крови. Неотесанное бревно ранит разорванную кожу и мышцы на спине и плечах. Нестерпимая жара и жажда. Он спотыкается и падает. Балка больно ударяет по правому плечу и левой лопатке, так как ее конец веревкой соединен с правой ногой. Он плашмя лежит на земле и не может подняться. Тяжелая перекладина, к которой привязаны распростертые руки, плотно прижала голову к пыльным камням. Иисус пытается встать, но Его силы истощены… Ему нужна помощь. Однако набожные иудеи боятся оскверниться, прикоснувшись к Нему. Римские солдаты заставляют иноверца Симона Кириянина, проходившего мимо, нести крест. (Вот символ того, что благодать спасения распространится на язычников).

Вся процессия с отрядом легионеров постепенно поднялась на Голгофу («Лобное место», где по преданию был погребен череп Адама, первого человека). То, что Сына Человеческого вывели на казнь из города, не случайно. Это свидетельство: Христос есть «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1:29). Так как, по закону Моисея, «для очищения греха» заклание жертвенных животных совершалось вне стана, «то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат. Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание; ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр. 13:12−14).

Иудеи по милосердию давали пить осужденным на распятие вино со смирною и другими благовонными веществами. Такой напиток не только утолял жажду и подкреплял силы, но и омрачал рассудок, притуплял чувство невыносимой боли при ужасных крестных страданиях. Однако Христос от него отказался. Он хотел чашу скорбей и страданий за род человеческий испить без одурманивающего, мнимого «дара» греховного мира.

…И новое издевательство: с узников срывают одежду, что, особенно для иудейского религиозного чувства, является великим позором… Солдаты приступили к казни. (Не будем останавливаться на «технических» подробностях экзекуции. По одной версии, Спасителя прибивали ко Кресту на земле и потом только Его поднимали вместе с древом, по другой — сначала поднимали Сына Божия, а затем прибивали уже ко вкопанному Жертвеннику. В принципе такие детали не важны, ибо независимо от метода казни боль и страдания Христа от этого меньше не становились).

Легионер прижимает Его руку к перекладине и вгоняет Ему в запястье толстый граненый гвоздь из кованого железа. Гвоздь задевает срединный нерв, и большой палец самопроизвольно подгибается (что доказано исследователями Плащаницы). Затем то же самое солдат производил и с другим запястьем. Потом левую стопу накладывают на правую и тоже прибивают к древу… Считаю, будет не тактично с моей стороны описывать в ярких красках и деталях страдания Бога. Посему постараюсь далее «выражаться» более хладнокровно, не затрагивая Личность Христа.

Чисто с медицинской точки зрения у распятого из-за неестественного положения тела нарушалось кровообращение, возникало головокружение. Кровь приливала то к голове, то застаивалась в области сердца: это вызывало у человека чувство тоски и тревоги. При такой пытке мышцы грудной клетки парализованы, воздуха не хватает. Каждый вдох сопровождается судорожным напряжением, стонами. Чтобы не задохнуться, истязаемый, опираясь на гвозди, выпрямлял согнутые ноги и подтягивался сначала на одной, потом на другой руке, ударяясь затылком в место пересечения перекладин. В этот момент, помимо боли от трения поврежденной кожи спины о поверхность креста, из-за того, что тяжесть тела переносится на гвозди, начинают разрываться ткани и нервы в запястьях и стопах, вызывая агонию, пробегающую волной судорогу и адскую боль. Все это повторяется даже при маленьком вдохе. А еще надо учесть испепеляющую жару, нестерпимую жажду, беснующуюся толпу, окружившую Агнца Божьего, «как псы» (Пс. 21), и злословящую Его. На место казни легионеры брали много уксуса (кислого вина), чтобы утолять жажду истязаемых. Но над Христом они поиздевались и в данном случае, дав Ему непригодный для питья уксус с желчью. Правда, солдаты подносили Иисусу и чистый уксус, но с целью еще больше раздражить Его жажду.

Неописуемы были страдания Христа, продолжавшиеся в течение шести часов. А люди, за которых Он умирал на Кресте, своими насмешками, издевательствами и злобой вливали новые капли мучений в чашу скорбей Спасителя мира. Накануне Пасхи великое множество народа стекалось в Иерусалим, проходя мимо Голгофы. Над головой Господа была прибита табличка, где на трех языках указывалась Его «вина»: «Иисус Назорей, Царь иудейский». Этой надписью Пилат решил отомстить первосвященникам, всенародно опозорив их даже перед язычниками. Получалось, что иудеи распяли своего Царя, с приходом Которого было связано столько надежд на освобождение, да еще возле столицы Иудеи и в преддверии праздника. Поэтому обиженные и оскорбленные старейшины, книжники, фарисеи все негодование вымещали на Спасителе. Хотя, когда они торжествовали победу над Христом, самодовольно заявляя Всемогущему Богу: «Спаси Самого Себя!» — их устами говорил диавол. По преданию святых Отцов, Иисус, прикрыв величие Божества, под немощью плоти сокрыл от лукавого, что Он — Новый Адам, не имеющий первородного греха. Воистину, Искупление — это тайна, сокрытая «от веков и родов…» (Кол. 1:26). Крест для Спасителя был как бы новой сорокадневной пустыней искушений. Только на этот раз лукавый вызывал Господа на чудеса через своих сынов погибели. Голгофа — место, где Христос раз и навсегда упразднил власть и державу врага рода человеческого (Кол. 2:14). Если бы диавол знал, что он делает, распиная по Божьему допущению Господа Славы, то никогда бы так не поступил. Поняв собственную оплошность, лукавый хотел только одного: чтобы Христос сошел с Креста, «дабы не сошел к нему в ад и не разрушил его Крестом» (Св. Лев Великий). Сие желание можно было услышать даже из уст римского солдата: «Если Ты Царь Иудейский, спаси Себя!», то есть дерзкий призыв: «Яви чудо!». А Бог, по Своему Всемогуществу, явил превращение зла во благо. Зверь, устроивший козни против Иисуса, понял, что сам запнулся в сети. Змея ужалила собственный хвост. Грубо говоря, вселенское зло захлебнулось собственной злобой. Христос, «отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собой» (Кол. 2:15).

Господь чему учил других, то же выполнял и Сам. Агнец Божий победил зло любовью, смирением и кротостью. Как тяжко страдал Господь, однако ни от кого не требовал помощи. Сам среди скорбей ни на секунду не переставал с Креста утешать других. Все мучения переносил безропотно. «Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал…» А лишь молился за тех, кто выливал на Него потоки своей ненависти и злобы: «Отче! Прости им, ибо не знают что делают» (Лк. 23). Иисус Христос, «будучи образом Божиим… уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних…» (Флп. 2). Воистину, «…все возвеличение наше и вся слава наша — в смирении Бога» [1]. Св. Отцы говорили: «…смирением истребил Христос диавола, так как-то, чем искушал и искусил враг первого человека — „будете как боги“ — то самое путем смирения совершил Господь: сойдя на землю и став человеком, Он обожествил человека и влил в него пролитую за него Божественную кровь Свою».

Искупление человечества Господом — событие Вселенского масштаба. Природа не была безучастна в этой тайне. После покаяния разбойника, висевшего справа от Спасителя, началось солнечное затмение, продолжавшееся три часа! По нашему времени было 12 часов дня, полдень. Когда солнце померкло, на землю опустился мрак и на небе были видны звезды. (Помимо Евангелистов об этом свидетельствуют еще жившие тогда Флетон, Юрий Африканский, Дионисий Ареопатит. Он, будучи еще язычником, учился астрологии в Египте и, быв очевидцем сего страшного затмения, воскликнул: «Или Бог, Создатель всего мира страждет, или видимый мир сей оканчивается!»).

После того, как Господь на Кресте возопил: «Свершилось!», — произошли и другие знамения.1. Завеса в храме разорвалась сверху донизу, обнажив Святая Святых. Что сие означало для иудеев, представить нетрудно. Ведь во Святая Святых, где находился Ковчег Завета, лишь один раз в год мог войти первосвященник с жертвенной кровью животных, приносимых за грехи всего народа. Более того, если священнослужитель был недостоин совершить данный обряд, он мог запросто умереть от святости Присутствия Божия. Поэтому к одной ноге ходатая привязывали колокольчик, а к другой — веревку, чтобы в случае его гибели тело можно было вытащить из Святыни. А тут вдруг завеса (из дубленой кожи) разорвалась, да еще накануне великого праздника Пасхи (установленного в честь освобождения из Египетского рабства)… Это символ того, что Жертва Христа убрала преграду между Богом и человеком. Прообраз освобождения от рабства диавола. 2. Земля потряслась и камни расселись. «Утес Голгофский раскололся. Волнение сделалось всеобщим». 3. Гробы отверзлись и многие тела усопших святых воскресли (Мф. 27). 4. Произошли перемены в настроении людей. Сотник, видевший происходившее, «прославил Бога и сказал: истинно Человек Этот был праведник. И весь народ, сшедшийся на сие зрелище. Видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь» (Лк. 23), то есть с чувством сожаления и раскаяния в соделанном… Согласно Священному Преданию, сотник по имени Лонгин, пронзивший копьем распятого Христа, впоследствии стал святым мучеником [2].

Вот когда полезно вспомнить слова святителя Игнатия Брянчанинова: «… нет греха человеческого, которого бы не могла омыть Кровь Господа Бога Спасителя нaшего Иисуса Христа. Сколько бы раз ни повторился грех человеческий — Кровь Богочеловека может омыть его. Грехи всего мира ничего не значат перед всесвятою Кровию вочеловечившегося Господа, пролитой за нас… Пребывает неисцеленным только тот, кто сам отвергает дарованное ему и всем человекам исцеление и спасение. Так обильно излилась на нас милость Божия, что самый тягчайший грех, повторенный человеком тысячу раз, может быть изглажен покаянием человека. Человек должен избегать со всею тщательностью всех вообще грехов. В тех же грехах, в которые по немощи впадает… должен ежедневно приносить раскаяние перед Богом…».

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 — Преподобный Симеон Новый Богослов

2 — Честная рука св. Лонгина Сотника находится в Риме, в Ватиканском соборе апостола Петра (память святого празднуется Православной Церковью 16 октября).

КРАТКО О СМИРЕНИИ И КРОТОСТИ


В святоотеческой литературе много говорится о смирении и кротости. Но, к сожалению, мало кто из мирян понимает, что это такое. И одна из причин данного непонимания состоит в том, что смирение (как и кротость) есть опытное (а не теоретическое) сверхъестественное внутреннее устроение человека, которое, в принципе, невозможно передать словами. К примеру, в Евангелии Христос учит как власть имеющий и, вместе с тем, Он обладает наивысшим смирением… В общем, такое ангельское свойство души нужно вымаливать.

Посему проще и правильнее сказать: смирение — дар Божий, стяжаемый через великие труды подвижничества. А значит, вряд ли его можно достичь только своими собственными усилиями. Смирение — это полная отдача себя в руки Божии, т. е. внутренняя нищета духа, согласно первой из заповедей блаженства. Каковы же основные признаки сей добродетели? Во-первых, смирение — это усмирение себя в своем сердце, а не игра в самоуничижение. «Истинное смирение рождается от видения Божией святости, мы же часто пытаемся заставить себя почувствовать смирение, искусственно умаляя себя… Таким образом, смирение вовсе не заключается в постоянном усилии принизить себя и отвергнуть человеческое достоинство, которым Бог наделил нас, которого он требует от нас, потому что мы Ему дети, а не рабы» (Митр. Антоний Сурожский). Во-вторых, смирение — венец мужества. Нельзя свою трусость оправдывать смирением. Как говорил митрополит Антоний Сурожский: «Смирение — одна из самых мужественных евангельских добродетелей, мы же умудрились превратить его в жалкое свойство раба».

Перейдем теперь к рассмотрению кротости. Это, по сути, божественное, качество заключается в том, чтобы никого не раздражать и самому не раздражаться. (Или, как писал свт. Николай Сербский: «…никого не обижать и терпеливо сносить обиды»). Иначе говоря, если у человека нет кротости, то в душе у него всегда присутствуют беспокойство, раздражительность и недовольство, то есть на личность воздвигается бесовская брань через помыслы. Ведь без смирения и кротости к верующему не может приблизиться благодать, потому что Бог — Кроткий и Смиренный!

Как прекрасно сказал преп. Иоанн Лествичник: «Кротость есть неизменное устроение ума, который и в чести и в бесчестии пребывает одинаковым… Кротость есть скала, возвышающаяся над морем раздражительности, о которую разбиваются все волны, к ней приражающиеся. А сама она не колеблется». В этом смысле понятие «кротость» в какой-то степени раскрывает изречение Апостола: «Великое приобретение — быть благочестивым и довольным» (1 Тим. 6).

Однако нельзя забывать: цель приобретения смирения и кротости — достижение евангельской любви, посредством стяжания благодати Божией. Ибо именно эти добродетели дают возможность ничем невозмутимой, непоколебимой, как скала, душе стать вместилищем Духа Святого. А в этом, по словам преп. Серафима Саровского, и заключается смысл христианской жизни.

Андрей Сигутин
www.obninsk-lit.nm.ru

https://rusk.ru/st.php?idar=111430

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Родька    06.04.2007 19:33
А никаких мнений у меня, необразованного. Прослезился только слегка, прочитамши. 'Червь я, грязь я пред Твоими ногами, Господи', вот и все мое мнение.
  Ирина Андреева    05.04.2007 10:55
«Всмотримся внимательнее. На плащанице имеются два изображения. Одно из них — отпечаток правой ступни почти в полный след с оттиском пятки и пальцев ног, в центре которого находится квадратная рана от гвоздя со следами крови. Отпечаток же левой ноги слабо различим, а ее пятка приподнята выше правой. Предполагают, ЧТО ПРАВАЯ СТУПНЯ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОПИРАЛАСЬ НА СТОЛБ КРЕСТА, ЛЕВАЯ НОГА БЫЛА СОГНУТА В КОЛЕНЕ, А ЕЕ СТУПНЯ ПОВЕРНУТА ТАК, ЧТОБЫ ОПИРАТЬСЯ НА ВЕРХНЮЮ ЧАСТЬ ПРАВОЙ СТОПЫ…»
из книги «Туринская плащаница. На заре новой эры».(по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия) Священник Вячеслав Синельников. Издание Сретенского монастыря. 2001 г. Стр. 25
  Ирина Андреева    04.04.2007 18:27
«…Для этой цели ноги или складывали внизу одна на другую и через обе разом вбивали один огромный гвоздь, или употребляли два гвоздя, прибивая ими каждую ногу отдельно. Как были прибиты ноги Спасителя, одним или двумя гвоздями, ТОЧНО НЕ ИЗВЕСТНО. Одни отцы Церкви (св. Григорий Назианзин, египетский епископ Нонн) указывают на один гвоздь для ног Спасителя, а другие (свв. Григорий Турский, Киприан) говорят о четырех гвоздях — двух для рук и двух для ног [5]. Но при этом единогласно отцы Церкви свидетельствуют, что при распятии Спасителя были пригвождены не одни только руки, но и ноги.»
http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=460&did=17311&p_comment=history&call_action=print1(sedmiza )
  Сергей_Н    04.04.2007 17:21
Досадный и труднообъяснимый промах Андрея в описании распинания….
…Надо поправить в соответствии в православным исповеданием
А написано хорошо.
  Ю.Кулаковский    04.04.2007 16:03
Автор утверждает, что распинание Господа происходило, в частности, так: "…потом левую стопу накладывают на правую и тоже прибивают к древу…" Вообще-то эта мысль взята из недр католической догматики, тогда как Православная Церковь учит, что Пречистому телу Спасителя было нанесено пять язв следующим образом: четыре от гвоздий и одна от копья воина. Кстати, судьба каждого из тех четырех Гвоздей в церковной истории прослеживается. Мы даже конфессиональную принадлежность определяем по расположению Пречистых ног в распятии на нательном крестике.
Может, он, Сигутин, католик? Очень на Гибсона похож…

Страницы: | 1 |

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика