Русская линия
Русская линия Ольга Куликовская-Романова,
Андрей Хвалин
02.04.2007 

«Духовность и патриотизм будут определять жизнь русского народа»
Об итогах своего очередного визита в Россию председатель Благотворительного фонда имени Е.И.В. Великой Княгини Ольги Александровны Ольга Николаевна Куликовская-Романова беседует с писателем Андреем Хвалиным

Андрей Хвалин: — Ольга Николаевна, завершается Ваш очередной визит в Россию. Он вместил в себя массу значимых событий. А его венцом стало проведение в Тюмени и Сургуте в декабре 2006 — феврале 2007 гг. выставки «Искусство Великой Княгини». Кроме того, в эти месяцы Вы успевали совершать краткие поездки и в другие места Сибири — Тобольск, Ялуторовск, встречались с главой города Ишима Тюменской области. После возвращения в столицу прошел уже некоторый срок, чтобы улеглись первые впечатления и можно было бы сделать какие-то общие выводы по результатам этой поездки. Хотел бы спросить: какие цели Вы ставили перед собой, организуя выставку «во глубине сибирских руд», и удалось ли их достичь?

Ольга Николаевна Куликовская-Романова: — Считаю, что поставленных целей мы достигли. Хотя потребовалась большая сила воли, чтобы пробыть в Сибири самые холодные месяцы — декабрь, январь и февраль. Свое пребывание там в шутку называла «добровольной ссылкой». Но главное — поездка дала мне возможность ближе познакомиться с замечательными русскими людьми — сибиряками. Встречалась с представителями всех социальных слоев и различных возрастов от десяти лет до моих ровесников — семинаристами, школьниками, студентами, рабочими, казаками, военнослужащими, государственными деятелями, интеллигенцией…

Наши встречи происходили повсеместно, но главным образом — на выставке художественных работ Великой Княгини Ольги Александровны. Именно в стенах музеев в Тюмени и Сургуте люди открывали для себя светлый, духоносный мир одного из достойных представителей Династии Романовых. Об этом же — о добром имени Императорской Фамилии — говорила и на своих лекциях, которые зачастую устраивались после просмотра экспозиции. Однажды мне пришлось выступить шесть раз с докладами в течение дня, что, конечно, тяжело для любого человека. Но с Божией помощью вынесла и Сибирь. К сожалению, иногда срывались поездки в те или иные места, потому что ударили сильные морозы: началось, когда приехала в Тюмень, с минус 12−17 градусов, во время Крещения дошло до — 19, а потом термометр показывал — 38−40 градусов. С таким морозом я не хотела шутить. Так что некоторые поездки пришлось отложить, например, в Ханты-Мансийск.

В целом же, сужу по отзывам и разговорам с людьми, должна сказать, что восприняли выставку сибиряки изумительно. В Сургуте, например, за двадцать с небольшим рабочих дней я прочла только в музее 25 докладов, помимо этого состоялись мои выступления и в других местах — на историческом и теологическом факультетах университета, в школах и т. д. Думаю, что всего в Сургуте было прочитано 30−35 докладов. Порядок везде был таков: каждые полчаса посетители осматривали выставку с экскурсоводом, потом их приглашали в зал, где они слушали мой доклад.

Особенно запомнились встречи с детьми. На выставке помимо знакомства с картинами ребята получали изданный нашим фондом художественный альбом о приключениях трех белых мишек с иллюстрациями Великой Княгини Ольги Александровны. Всем детям книжка очень нравилась. В Сургуте в музей пришла группа детей с синдромом Дауна от 12 до 17−18 лет из детского дома. Некоторые едва ходили и их на руках поднимали на третий этаж. Они преподнесли мне замечательный букетик ромашек и васильков из бисера на проволочке. Им я каждому подарила по альбому. Они были в восторге. Были дети и из лингва-центра, где они учат английский и французский языки. Большей частью, конечно, изучают английский — теперь это коммерческий язык, т.к. «янки-доллар» командует всем. Раньше деловым считался немецкий язык, а салонным, языком искусства — французский. Для учащихся лингва-центра специально прочла лекцию на английском языке.

На организацию и проведение выставки в Сибири были потрачены немалые деньги. Основные средства выделил из внебюджетного фонда городской голова Сургута Александр Леонидович Сидоров. Думаю, что за это ему благодарна не только я, но и все сибиряки, получившие возможность прикоснуться к удивительному и доброму миру, воплощенному в акварелях «багрянородного художника».

А.Х.: — Ольга Николаевна, хочу задать вопрос в продолжение начатой темы. Всегда выставки являются большим культурным и общественным событием в жизни тех городов, где они проводятся. Зачастую на них посетители не только встречаются с прекрасными художественными работами Великой Княгини Ольги Александровны, но и слушают Ваши доклады, задают вопросы, имеют возможность поговорить с Вами лично. Так возникают новые знакомства, просьбы для организации выставок в иных местах, предложения о сотрудничестве с фондом в других сферах жизни. Какие-нибудь новые инициативы для фонда родились на сибирской земле?

О.Н.: — Да, безусловно. Во-первых, в Тюмени при одном из православных храмов образовалось сестричество. Помимо катехизации составившие сестричество женщины прошли и медицинские курсы. Меня пригласили на их выпускное собрание и попросили стать попечителем, так как во время Первой мировой войны Великая Княгини Ольга Александровна была Августейшей сестрой милосердия и возглавляла созданный Ею госпиталь для раненных русских воинов. Ныне под Ее «духовным омофором» будет служить ближнему тюменское православное сестричество.

Во-вторых, договорились о сотрудничестве с фондом «Возрождение», который уже несколько лет поддерживает тюменских мастеров старинного искусства плетения ковров, проводя выставки их работ. О традиционно высоком уровне местных умельцев говорит хотя бы тот факт, что ковер работы тюменских мастеров коврового искусства изображен на знаменитой суриковской картине «Боярыня Морозова». Хочу поддержать их благое дело. Подарила им несколько репродукций картин Великой Княгини. И если Бог даст, на будущих наших выставках станем экспонировать тюменские ковры, выполненные по рисункам и сюжетам Великой Княгини Ольги Александровны.

Когда по приглашению Тобольского епископа Димитрия посетила этот город, где в губернаторском доме пребывала в узилище Царская Семья, то родилась идея помочь в создании там музея Царственных Страстотерпцев. Работы, в которых участвуют городские власти, Тобольский музей-заповедник и министерство культуры России, планируется завершить в 2008—2009 годах. Приняла предложение войти в Попечительский совет, возглавляемый Владыкой Димитрием. Хочу найти в своем семейном архиве и передать музею материалы, связанные с Августейшей Семьей и Тобольском, а также книги и труды о Царственных мучениках, написанные русскими беженцами.

Но пока еще тобольчане готовятся достойным образом почтить память Царской Семьи, впереди хорошей инициативы, как это нередко случается в жизни, идут беззастенчивые дельцы. И в этот раз, и еще раньше, посещая Тобольск, мы останавливались в гостинице «Славянка», в которой на одном из верхних этажей разместился ресторан «Романов», а внизу зазывает гостей ночной клуб «Распутин». Есть еще и другие помещения, названные именами Царских дочерей — «Анастасия» и «Мария». Все оформлено, по мнению владельцев, дорого и, я бы уточнила, страшно безвкусно — толстые ковры с изображениями личного вензеля с короной и крестом Государя Николая Александровича и Императрицы Александры Феодоровны постелены на полу, так что люди вынуждены топтать ногами один из символов Императорской России. Кроме того, при входе в холле установлен портрет Государя во весь рост в уланской форме, в центре зала сверху свисает церковное паникадило, которому точно не место в ресторане. Даже на потолке нарисовали бедную Царскую Семью. Посуда, стаканы сделаны с вензелями, кругом много позолоты.

Словом, местные рестораторы приватизировали, как сейчас бы сказали, чужой «раскрученный бренд» и осовременили его на свой «утонченный вкус». Это, по-моему, безобразие! По этому поводу я уже раньше высказала свое мнение Владыке Димитрию и просила его повлиять на хозяев, чтобы Царские имена не поминались всуе, а тем более в ресторанном окружении. Надеюсь, что и городские власти как-то отреагируют на мой протест. Лучше бы потраченные на подобное оформление ресторанного интерьера деньги вложили в восстановление мест, связанных с пребыванием в Тобольске Царской Семьи, того же Абалакского Свято-Знаменского мужского монастыря и расположенной рядом пристани, на которую высадились Августейшие узники. Таким образом, постепенно реконструировался бы Царский путь из Тюмени в Тобольск и далее на екатеринбургскую Голгофу.

А.Х.: — Подытожим: за время работы выставки Вам удалось познакомить сибиряков с жизнью и деятельностью Великой Княгини Ольги Александровны; хотя бы отчасти развеять мифы вокруг Династии Романовых, что особенно важно в местах, связанных с заточением Царской Семьи, Их крестным путем на Голгофу; посетители живо откликнулись на художественную экспозицию, на Ваши лекции. Таким образом, цели и задачи, которые ставились, были достигнуты кропотливым трудом, вокруг выставки сгруппировались люди разных сословий и возрастов

О.Н.:…и политических взглядов — иногда люди прямо спрашивали: когда будет Царь? Конечно, мои ответы всегда были одни и те же — готовы ли мы к этому, потому что Царя нельзя просто назначить. Поднимались вопросы и о легитимности перезахоронения т.н. «екатеринбургских останков» под видом царских, и праха Государыни Императрицы Марии Феодоровны. Был один очень забавный случай: один из посетителей заявил, что он работает на восстановление «православной монархии» и будет там первым президентом. Я говорю, что если будет монархия, то не может быть президента. «Нет, — отвечает мужчина, — стану именно президентом, а не монархом». Может быть, он имел в виду некий симбиоз властей по испанскому варианту? Точно не знаю. Сказала ему в шутку: «Хорошо, пригласите меня на свою инаугурацию». Что еще ему могла ответить?

А.Х.: — Несмотря на отдельные комичные случаи, в целом люди показывают возросший уровень информированности в вопросах монархической государственности по сравнению с тем, когда Вы начинали свою деятельность в России.

О.Н.: — Интересно, что за прошедшие годы, в которые вместилось и прославление святой Царской Семьи, и перезахоронение «екатеринбургских останков», и перенесение праха Императрицы Марии Феодоровны из Дании в Россию, и множество иных событий, связанных с Династией Романовых, с уяснением в общественном сознании монархического принципа государственности, русские люди стали и более верующими. Ведь покаяние в грехе цареотступничества невозможно без возращения к Богу и искреннего исповедания Господа нашего Иисуса Христа — небесного Царя всех царствующих на земле. Чем ближе православный народ приходит к Богу, тем яснее перед его духовным взором предстает светлый облик Августейших Страстотерпцев, тем сильнее любящее Христа сердце взыскует о Русском Царстве как земном подножии Господнего престола в Царствии Небесном.

Многие, имея какие-то поверхностные знания о Царской Семье, не знают вообще ничего о других членах Династии. Когда в завершении своего выступления, я рассказывала о ноте советского правительства датчанам о выдаче Великой Княгини Ольги Александровны уже в 1945−48 годах, то люди приходили в изумление, т.к. не могли поверить, что охота за Романовыми продолжалась до тех пор.

А.Х.: В ходе нынешнего визита Вы приняли деятельное участие в перезахоронении Бабушки Вашего Супруга Тихона Николаевича — Императрицы Марии Феодоровны из Дании в Россию. Ваши впечатления об этом важном церковно-государственном событии благодаря средствам массовой информации (в том числе и «Русской линии», опубликовавшей 25.11. 2006 г. Ваше интервью «Я сделала все, что могла») получили широкий отклик у православной общественности. Большой отрывок из этого материала настоятель одного из сибирских храмов даже поместил в настенном приходском календаре. До сих пор благодарные оклики продолжают поступать на Ваше имя.

Развивая тему, некоторые авторы высказывают собственное мнение о перезахоронении и затрагивают вопросы, представляющие общественный интерес. Например, в своем письме молодой кандидат исторических наук из Кабардино-Балкарии В.В. Шевчук пишет: «Должен сказать, что полностью согласен с замечаниями, высказанными Вами в отношении организации перезахоронения останков (Императрицы) Марии Федоровны герольдмейстером Российской Федерации Г. В. Вилинбаховым. Возникает впечатление, что устроители траурной церемонии не достаточно хорошо изучили богатый опыт таких мероприятий, накопленный, как за время существования Российской империи, так и Советского государства. Никогда еще не видел такого пренебрежения к статусу государственного деятеля, каковым и являлась Императрица. Похоронная процессия была очень слабо освещена российским телевидением. (…) Но даже из куцых телерепортажей можно было понять, что церемониал организован неважно. Отсутствовали и почетный караул и полагающиеся штандарты, а предложенный организаторами мероприятия автомобиль вряд ли мог выполнять функции катафалка Всероссийской Императрицы. На таких машинах в России принято провожать в последний путь криминальных авторитетов, а не государственных деятелей. Возмущает также отношение властей Санкт-Петербурга к рядовым жителям города, пожелавшим поклониться праху (Императрицы) Марии Федоровны. В одном из телерепортажей показано, как сотрудники правоохранительных органов грубо изгоняют с территории Императорской усыпальницы небольшую группу горожан, пришедших возложить цветы на могилу усопшей. Если вся затея с перезахоронением праха (Императрицы) Марии Федоровны была только частным делом рода Романовых, как было заявлено в интервью с одним из членов Императорской Фамилии, то тогда, наверно, не стоило придавать этому событию широкую огласку. Но если организаторы перезахоронения праха Императрицы претендовали на нечто большее, чем частное дело семьи Романовых, то и мероприятие должно было проходить по всем соответствующим правилам.

Самого меня очень интересует личность Императрицы Марии Федоровны прежде всего как политического деятеля и человека незаурядного ума, прилагавшего все свои силы для блага Российской Империи и укрепления авторитета Династии Романовых, пытавшейся спасти государство от постигшей его в 1917 году катастрофы. Мой интерес не только профессиональный. Меня, как всякого русского, интересует прошлое моей Родины. Ведь осмысление нашего прошлого дает нам ключ к пониманию настоящего и возможность избрать верное направление для будущего развития страны. Долгие годы дела наших предков отечественными историографами огульно осуждались, предавались анафеме и забвению. Так эпоха (Императора) Александра III советской исторической наукой определялась как время мракобесия, полицейского засилья, духовной и общественно-политической стагнации. Однако, изучая исторические источники, приходишь к выводу, что картина, предложенная историками-марксистами, совсем не отражает тех процессов, которые происходили в российском обществе в указанный период. Ведь именно в этот период были сделаны важные открытия в естественных и точных науках, предприняты попытки упорядочить отношения между трудом и капиталом (рабочее законодательство), Россия не участвовала ни в одном военном конфликте. Наконец, благодаря политике (Императора) Александра III, в стране воцарился мир, хрупкий, но все же мир и страна избежала революционной катастрофы. Полагаю, что немалая заслуга в этом принадлежит Императрице Марии Федоровне как государственному деятелю.

По мере ознакомления с издаваемыми источниками и научными трудами, посвященными жизни и деятельности этого во всех отношениях незаурядного человека, у меня возник ряд вопросов, которые я хотел бы адресовать Вам, уважаемая Ольга Николаевна».

Далее автор письма следующим образом формулирует свой вопрос, на который со своей стороны также просил бы Вас, уважаемая Ольга Николаевна, ответить: «В отечественной исторической литературе укоренилось мнение, что (Императрица) Мария Федоровна не вмешивалась в дела государственного управления, а лишь занималась представительской частью, династическими вопросами и делами благотворительности. Однако факты говорят о противном. (Императрице) Марии Федоровне регулярно доставлялись копии протоколов заседаний Государственного совета (См.: Боханов А.Н. Судьба Императрицы. 2-е изд. М.: Русское слово, 2005. С.202).

Имеются данные, что губернаторы информировали Императрицу о происходящих событиях во вверенных им губерниях (См.: Кудрина Ю.В. Императрица Мария Федоровна. Дневники, письма, воспоминания. М.: Олма-Пресс. 2005. С.7). Есть свидетельства современников о ее глубоком понимании вопросов, как внешней, так и внутренней политики (Коковцов В.Н. Из Моего прошлого (1903−1919): Воспоминания. Мемуары. Минск: Харвест. 2004. С. 155−156, 402−403, 466−467). Хотелось бы узнать, разделяете ли Вы вышеуказанную точку зрения, и не кажется ли Вам, что большинство исследователей недооценивает (Императрицу) Марию Федоровну как незаурядного политического деятеля?»

О.Н.: — Благодарю уважаемого Владимира Владимировича Шевчука за присланное мне письмо. Постараюсь по возможности ответить на его вопросы. Чтобы понять роль Императрицы Марии Феодоровны в жизни Российского государства, надо избегать современных информационных и политических клише. Согласно господствующей ныне теории государство отделено от общества и Церкви. И не поймешь, куда «приписать» жен и детей политиков, депутатов, государственных чиновников. При монархическом же принципе государственного устройства церковная семья неотделима от гражданского общества, державной скрепой которого является Царская власть.

Духовная основа власти Российских Императриц — Православная вера. А источник Ея власти — Император Всероссийский, которого Церковь помазует на Царство именем Господа нашего Иисуса Христа — единственного истинного источника власти православных Самодержцев. Согласно принятым Императором-мучеником Павлом Первым Основным законам Российской Империи Государь обязан хранить и защищать основы Православной веры и в этом отношении как «внешний епископ» является главой Церкви по древнему чину, принятому еще в Византийской Империи. В свою очередь по Чину помазания на Царство Император возлагает на свою Супругу Царскую корону, а Первосвятитель Русской Церкви помазует Ея малым чином, чем подчеркивается неразрывное единство Императорской Четы в несении бремени Царского Креста. Таким образом, Всероссийские Императрицы разделяли со своими Державными Супругами всю ответственность по управлению страной в любой сфере народной жизни. В данном смысле Царствующие Особы уподобляются пекущимся о своих детях — всех подданных — заботливым родителям, на главы которых в момент церковного таинства брака возлагаются «венцы царские, венцы мученические». Помощь и поддержка Императриц Своих Державных Супругов проявлялась зачастую и в повседневном быту, «за чашкой чая».

От себя считаю нужным отметить, что еще будучи принцессой датской Дагмарой и Невестой Наследника Русского Престола Мария Феодоровна, когда у Дании отняли Голштинию, обратилась за помощью к правящему Императору Александру Второму.

И хотя впоследствии Императрица Мария Феодоровна напрямую не вмешивалась в государственные дела Своего державного Супруга, но была всегда Его лояльной помощницей во всем остальном, беря на Себя также значительную долю царственных представительских обязанностей.

Наша замечательная Государыня возглавляла множество разных организаций и учреждений, покровительствовала громадному числу общественных, благотворительных, а также и учебных заведений, естественно, носивших Ея имя.

Так в царственных обязанностях протекали дни Императрицы Марии Феодоровны при жизни и после смерти Государя Императора Александра III в 1894 году, и во время Великой Войны, наступившей в 1914 году — вплоть до самой революции.

Даже овдовев, Императрицы Всероссийские не лишались своего помазаничества, что подчеркивалось Их местом в официальных государственных церемониях. Так, Вдовствующая Императрица Мария Феодоровна в Царских процессиях следовала под руку с Правящим Императором, Своим Державным Сыном Николаем Александровичем впереди всей Фамилии Романовых.

В изгнании Вдовствующая Императрица продолжала, по мере сил и катастрофически урезанных финансовых возможностей, помогать всем русским беженцам и датчанам, к Ней обращавшимся. И теперь, как и в царствование Своего Супруга, а затем и Ея Сына, со смертью Которых Она никогда не примирилась и продолжала думать о Них как о живых, — напрямую в политику Она не вмешивалась. Единственный раз Государыня нарушила Свое молчание, когда был попран династический принцип наследования Царской власти. Императрица Мария Феодоровна дала разрешение Великому Князю Николаю Николаевичу предать гласности Ея письмо, написанное ему по поводу произвольного выступления Великого Князя Кирилла Владимировича. Как мудро звучат и поныне слова Царицы-Матери:

«Ваше Императорское Высочество! Болезненно сжалось Мое сердце, когда Я прочла манифест Великого Князя Кирилла Владимировича, объявившего себя Императором Всероссийским. Боюсь, что этот манифест создаст раскол и уже тем самым не улучшит, а наоборот, ухудшит положение и без того истерзанной России. Если ГОСПОДУ БОГУ, по ЕГО неисповедимым путям, угодно было призвать к СЕБЕ Моих возлюбленных Сыновей и Внука, то Я полагаю, что Государь Император будет указан нашими основными Законами, в союзе с Церковью Православной, совместно с Русским Народом. Молю БОГА, чтобы ОН не прогневался на нас до конца и скоро послал нам спасение, путями ЕМУ только известными. Уверена, что Вы как старший член Дома Романовых одинаково со Мной мыслите. — Мария.
Хвидере, 21 сентября (4 октября по новому стилю) 1924 года».

Не только Великий Князь Николай Николаевич, но и последний вождь Русской Армии, генерал барон Врангель, и большинство истинных монархистов мыслили одинаково с Императрицей Марией Феодоровной. Ея моральный авторитет и статус Вдовствующей Императрицы оставались незыблемо высокими. Царское помазаничество не отменить никаким бунтам и революциям, поскольку Церковь Христова будет стоять до скончания века и врата адовы не одолеют Ее.

Императрица Мария Феодоровна навсегда осталась обрученной с Россией. Так что нет ничего удивительного в тех примерах участия Императрицы в делах государственного управления, которые приводит автор письма В.В. Шевчук.

А.Х.: — Теперь прокомментируйте второй вопрос историка из Кабардино-Балкарии: «Интересно, почему Вдовствующая Императрица в изгнании вынуждена была довольствоваться скромным содержанием в 10 тысяч фунтов годовых, выделенных Ей племянником королем Англии Георгом V? Ведь известно, что Царская Фамилия хранила немалую долю своих капиталов в иностранных банках».

О.Н.: — На самом деле к тому времени никаких личных счетов, по крайней мере, у Царской Семьи, Императрицы Марии Феодоровны и Великой Княгини Ольги Александровны в заграничных банках не существовало. Если ранее таковые счета и были для оплаты расходов в ходе заграничных выездов членов Императорской Династии, то с началом Первой мировой войны Государь Николай Александрович все семейные счета перевел в российские банки, показав тем самым пример остальным Романовым. В некоторых иностранных банках как гарантия оплаты займов на ведение войны осталось храниться золото из государственной казны Российской Империи. После падения Царской власти в России это золото было удачно «приватизировано» иностранными государствами как плата теперь уже за услуги, оказанные ими российским революционерам.

В изгнании Императрица Мария Феодоровна вынуждена была жить очень скромно, поскольку большая часть личных сбережений и фамильных драгоценностей была еще в России разворована представителями новой власти.

А.Х.: — Тематически к данному вопросу примыкает и следующий: «Почему при разделе имущества покойной Императрицы были нарушены законные права Ея младшей дочери (Великой Княгини) Ольги Александровны и, по непонятным причинам, чудом вывезенная уникальная коллекция драгоценностей (Императрицы) Марии Федоровны оказалась в руках у Ея племянника короля Георга V-го? Известно, что сын (Великой Княгини) Ольги Александровны, Гурий Николаевич обращался за разъяснением в английскую ювелирную фирму „Хеннел“, но ответа не получил» (Боханов А.Н. Указан. Соч. С. 347).

О.Н.: — Да, мне известен этот факт. Более того, после выхода в свет книги, название которой можно перевести как «Камушки Королевы», где речь шла о том, что после смерти своей бабушки королевы Мэри Тик, супруги короля Георга V-го, английская королева Елизавета получила в качестве бабушкиного наследства найденный в Виндзорском дворце пакет с прекрасными драгоценностями, принадлежавшими Императрице Марии Феодоровне. Фотографии этих фамильных романовских драгоценностей, созданных русскими ювелирами, были опубликованы в прессе. После чего мы с Тихоном Николаевичем встретились с известной английской писательницей Сьюзи Менкес, и разговор шел и об этих ювелирных вещах. Английский королевский двор был вынужден неуклюже оправдываться, каким образом уникальные драгоценности Династии Романовых оказались в руках королевы Мэри Тик и были якобы куплены за смехотворную цену.

А.Х.: — Четвертый вопрос: «Существует ли в действительности завещание Императрицы о перезахоронении останков ее в России? В интервью корреспонденту газеты „Московские новости“ (N37, 29.09.2006) глава Ассоциации рода Романовых Николай Романович заявил, что официального завещания на этот счет (Императрица) Мария Федоровна не делала. Хотелось также узнать, кто был в действительности инициатором перезахоронения

О.Н.: — Недавно мне передали одну петербургскую газету («Невское время» за 13.09.2006) с материалом о перезахоронении Императрицы Марии Феодоровны. Журналистскую статью комментирует главный герольдмейстер страны Г. Вилинбахов: «Первое практическое обсуждение возможности перезахоронения праха Марии Федоровны началось между Россией и Данией в 1999 году. Вопрос был на повестке во время официального визита тогдашнего губернатора Владимира Яковлева в Копенгаген в 2001 году. Перед этим Яковлев обсуждал вопрос с президентом, и у Владимира Путина никаких возражений не было. Как показал опыт 1998 года, когда проходило захоронение останков членов семьи Романовых, никаких политических дивидендов никто на этом не заработал („Не заработал“, потому что Русская Православная Церковь и Зарубежная комиссия не признали останки безвестных екатеринбургских мучеников царскими. Российские политики, поддержавшие фарс с т.н. „екатеринбургскими останками“, например, А. Собчак, Ю. Яров, Б. Немцов, В. Черномырдин и другие, давно уже сошли с политической арены, а иные ушли в мир иной. Не вышло и широкого международного резонанса, т.к. многие зарубежные ученые с мировым именем не поддержали выводы генетической экспертизы, представленной в государственную комиссию. Поэтому организаторам подлога, среди которых важная миссия принадлежит и герольдмейстеру Г. Вилинбахову, приходится до сих пор лгать и изворачиваться. Именно они и задумали прикрыть ложные царские останки подлинными останками Императрицы Марии Феодоровны — О.Н. К.-Р.). Шоу не было, были похороны — строгая церемония без лишней пышности и декоративности. Идет нормальная работа, и ваши коллеги-журналисты, между прочим, все время жалуются, что ажиотажа вокруг этого как-то маловато.

Мы привыкли к тому, что, если где-то находят останки солдат (Г. Вилинбахов Императорскую Семью сравнивает с солдатами! — О.Н. К-Р.), их потом кладут в гробы и хоронят по-человечески, как положено (а как можно по-другому хоронить людей, как ни по человечески? — О.Н. К-Р.). Я был одним из инициаторов перезахоронения императрицы и считаю, что если прах жены будет похоронен рядом с прахом мужа — это нормальная человеческая справедливость (кто ты такой, чем прославлен в Отечестве, чтобы быть „инициатором перезахоронения Императрицы“ и рассуждать, где должен быть похоронен Помазанник Божий со своей Супругой? Беззастенчивая наглость этих господ просто поражает — О.Н. К.-Р.).

Я не считаю правильным мнение, что надо все русские кладбища за рубежом перетащить сюда, в Россию (откуда он это взял? Никто подобных бредовых идей никогда не высказывал. — О.Н. К.-Р.). Это безумная идея. Хотя ее часто озвучивают, в первую очередь применительно к парижскому кладбищу в Сент-Женевьев-де-Буа. Для русской диаспоры (этого слова вообще не было в лексиконе русских за рубежом — О.Н. К.-Р.) это святое место — кладбище создавалось рядом с Русским домом, специально организованным там для наших пожилых соотечественников (этого слова также мы не употребляем. Понятия „диаспора“ и „соотечественники“ появились только в 90-х годах прошлого века, когда на Запад хлынула диссидентская толпа евэмиграции, и поэтому эти словечки режут мне уши. В Русском доме доживали свой век и на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа упокоились старые русские беженцы — О.Н. К.-Р.). Но это уже своя история, которая связана с Францией. И просто брать французское кладбище и переносить в Россию не надо (Определенно, это идея самого Г. Вилинбахова — перемещать усопших из страны в страну целыми кладбищами — и он к ней постоянно возвращается. Вместо того, чтобы сражаться с ветряными кладбищенскими мельницами, нашел бы денег и отдал их на поддержание в надлежащем виде русских могил за рубежом. Ведь там, где русские могилы, там — наша земля! А из сумбурной вилинбаховской речи абсолютно неясно: так чье же это все-таки дело заботиться о наших „соотечественниках“, упокоившихся на Сент-Женевьев-де-Буа — Франции или России? — О.Н. К.-Р.).

При подобных перезахоронениях имеет значение, во-первых, собственное желание человека — где он сам хотел упокоиться. Во-вторых, нельзя не учитывать желание родственников (старший из правнуков Марии Федоровны высказал от имени своих близких согласие с идеей перезахоронения)».

Однако оставим в стороне частности. Отметим главное: вилинбаховский комментарий пронизан тонкой ложью и подтасовкой фактов в целом. Начнем с того, что герольдмейстер с ходу солгал о времени и причинах начала интриги вокруг перезахоронения Императрицы Марии Феодоровны. В письме от 19.06.2001 г. губернатора Санкт-Петербурга В.А. Яковлева на имя президента прямо указано другое время и «группа товарищей», выступивших «инициаторами», а именно: «Идея перезахоронения впервые была высказана в 1993 г. группой директоров крупных петербургских музеев (выделено мной — О.Н. К.-Р.), побывавших в Дании и посетивших могилу Марии Федоровны. В дальнейшем эта идея была обсуждена с ныне живущими потомками Романовых, в частности, с кн. Николаем Романовичем Романовым — праправнуком Императора Николая I».

В ответе губернатора В.А. Яковлева на Запрос депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга А.А. Щелканова за N 2203-Д от 04.07.2001 г. о перезахоронении останков супруги Императора Александра ΙΙΙ Государыни Императрицы Марии Федоровны (07−062/6255 04.07.01.) прямо указываются фамилии людей, входящих в «группу директоров крупных петербургских музеев» — В.В. Знаменов, И.П. Саутов, Г. В. Вилинбахов.

Иными словами, параллельно с возней вокруг так называемых «екатеринбургских останков», которые никак не удается выдать за царские, начинает раскручиваться интрига с перезахоронением праха Императрицы Марии Феодоровны. Ни о каком «завещании Императрицы» речи поначалу вообще не идет. «Группа директоров крупных петербургских музеев» вместо того, чтобы радеть о сохранности вверенных им драгоценных экспонатов, озаботилась возвращением на родину Императрицы-изгнанницы. Бывший петербургский градоначальник хотел приурочить столь славное событие к периоду своего местечкового «царствования». Не вышло. Но предложенная им кандидатура распорядителя торжеств — герольдмейстера Г. В. Вилинбахова прочно закрепилась в списках образованной госкомиссии по перезахоронению.

Губернатор В.А. Яковлев по простоте чиновней прямо объяснил президенту: «Выбор кандидатуры Г. В. Вилинбахова основан на том, что он был главным церемониймейстером при захоронении останков Императора Николая II, членов семьи и приближенных». То есть, один раз Г. В. Вилинбахов уже опозорился, пусть или исправляет свои и «группы товарищей» ошибки, или окончательно покажет всему миру, что он человек «с прожженной совестью». В конечном итоге, к сожалению, так все и получилось: Г. В. Вилинбахову не удалось разработать и провести достойную церемонию перезахоронения — это даже из Кабардино-Балкарии было видно, не надо и в Санкт-Петербург ездить. А уж какой международный конфуз произошел на званном приеме, мне и вспоминать не хочется.

Но как будто ничего не ведая о провале перезахоронения «екатеринбургских останков» под видом царских в соборе Петропавловской крепости, губернатор В.А. Яковлев в своих «письмах президенту» продолжает его подталкивать к скорейшему началу работы по подготовке церемониала перезахоронения, созданию рабочей группы, началу финансирования, привлечению соответствующих министерств и ведомств, а во главе столь масштабного действа незаменимый Г. В. Вилинбахов — Председатель геральдического совета при Президенте Российской Федерации, Государственный герольдмейстер, Первый заместитель директора Государственного Эрмитажа, чей выбор основан «на успешном опыте проведения подобных масштабных церемоний (захоронение останков императора Николая ΙΙ, членов его семьи и приближенных) и его знаниях в этой области».

В цитируемом письме от 18.07.2001 за N 07−062/6255 губернатор, докладывая президенту о своей недавней поездке в Данию, называет еще одну причину, по которой ему бы хотелось вернуть Императрицу Марию Феодоровну в Россию: «Этот вопрос я обсуждал с министром иностранных дел Дании господином Могенсом Люккетофтом и с первым заместителем министра иностранных дел Дании господином Фриисом Арне Петерсеном. Они отметили, что это интересное событие является не только династическим, но и политическим и может быть использовано для развития различных программ сотрудничества между Россией и Данией (выделено мной — О.Н. К.-Р.). Они поддерживают нашу инициативу по этому вопросу и готовы способствовать ее осуществлению, что обеспечит развитие добрососедских отношений как деловых, культурных, так и личных».

Бедная Императрица Мария Феодоровна! Разве можно рассуждать о Ея последней воле, о несуществующем посмертном завещании, о желании ближайших родственников, когда речь прямо и цинично идет о политических выгодах и «личных отношениях» чиновников и музейщиков. Мне недавно стало известно, что в распоряжение создателей одного из фильмов об Императрице Марии Феодоровне между другими документами попала копия письма Государыни, которое Она написала своей родственнице королеве Элиннов Ольге Константиновне: «Ни духом, ни телом не хотела бы быть в этой стране, где так жестоко поступили с моей семьей». Фразу режиссер хотел поместить в свой фильм, но ему категорически запретили это сделать.

Между прочим, как доверительно сообщил в цитируемом выше письме петербургский губернатор президенту, в состоявшейся с 25 по 28 июня 2001 г. поездке в Данию его сопровождал герольдмейстер Г. В. Вилинбахов. Надо понимать — «по царской надобности» за казенный счет российских налогоплательщиков.

Не обошлись «инициаторы» и без помощи князя Николая Романовича, также скомпрометированного участием в подлоге с так называемыми «екатеринбургскими останками». Князь-республиканец стал главным толкователем посмертной воли Императрицы Марии Феодоровны. Иные мнения отбрасывались и замалчивались.

Ничтоже сумняшеся в письме, отправленном из Рима 6-го мая 2001 г., на имя губернатора В.А. Яковлева князь Николай Романович вводит высокого чиновника, а в его лице российские власти в заблуждение, утверждая, что «все мы Романовы издавна желали что бы желание Императрицы Марии Федоровны быть похороненой рядом с ея мужем Императором Александром ΙΙΙ „когда обстоятельства это позволят“, могло бы исполнится.

Это время уже наступило. (…)

Имея так же согласие князя Михаила Андреевича старшего из правнуков Императрицы я 10-го апреля с.г. обратился к Президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину, излагая наше убеждение что наступило время исполнить желание Императрицы Марии Федоровны» (сохраняю орфографию и пунктуацию автора — О.Н. К.-Р.).

Утверждение князя о том, что все Романовы «издавна» желали перезахоронить Императрицу рядом с Супругом, мягко говоря, выглядит явным преувеличением. Да и знали ли они вообще о таком «желании» самой Государыни? Однако и тогда и по прошествии церемонии перезахоронения князь продолжает твердить одно и то же: Императрица, мол, желала, и ему это доподлинно известно. Неумная, наивная ложь князя Николая Романовича, может быть, даже помимо его воли отнюдь не способствует историческому единению русских в Отечестве и в рассеянии сущих. Ведь ныне среди русских за рубежом широко известно Обращение князя Михаила Феодоровича, направленное против людей типа Г. В. Вилинбахова «с группой товарищей» и появившееся на свет в том числе и «вследствие личных заявлений, сделанных моим двоюродным братом, князем Николаем Романовичем». Со всей ответственностью князь Михаил Феодорович заявляет следующее:

«Во имя всего нашего рода… (…)

Я, Михаил Феодорович, Князь Российского Императорского Дома, родившийся в 1924 году в Париже, сын Князя Феодора Александровича и его супруги, Княгини Ирины Павловны Палей, делаю это заявление от своего собственного имени, будучи единственным, во всей нашей семье имеющим, как со стороны родителей отца, так и со стороны родителей матери, двух Великих Князей и Великую Княгиню, и являющимся также наиболее близким родственником последнего Императора.

Мой род наиболее пострадал во время устроенной большевиками резни.

Моя мать потеряла отца (Великого Князя Павла Александровича) и брата (Князя Владимира Павловича Палей). Мой дед по отцу потерял трёх братьев (Великие Князья Николай, Сергей и Георгий Михайловичи). Моя бабушка по отцу лишилась двух братьев (Государь Император и Великий Князь Михаил Александрович), невестки (Государыня Императрица Александра Феодоровна) и пяти племянников (Августейшие Дети Государя).

Во имя всех этих мучеников, памятуя о том, что род Романовых символизирует и представляет перед Историей, я восстаю против, (когда) эти люди присваивают себе всякого рода права, будь то перенесение праха Государыни Императрицы Марии Феодоровны с её датской гробницы в Санкт-Петербург (где в своё время императорские могилы были осквернены), или же захват семейного достояния, находящегося в эмиграции, которое будто „должно“ им принадлежать де факто (выделено мной — О.Н. К.-Р.).

Но следует ли забывать, что эти люди сперва изгнали, а затем поносили тех, кто бежал от революции, кто отрекался от них!

Так — что это? Попытка восстановить свою подорванную репутацию? Придать ей лоску? (…)

Неужели достаточно выставлять двуглавого орла (к тому же — с короной!) при каждом случае, вернуть из забвения трёхцветный русский флаг, явить незаконных престолонаследников, лже-дворян, носящих ложные титулы, чтобы претендовать на роль воскресителей России?

На самом деле, рвение неофитов создаёт о России лишь карикатуру, которую дано наблюдать в несметном количестве фильмов, сочинений, кружков памяти лишённых всякой законности.

Не порождает ли всё это то чувство неловкости, которое, испытывают постсоветские люди по отношению к прошлому, которое им больше не принадлежит?

Что за дурная шутка? Что за ряженная Россия?

Таким образом сводится на нет истинный „долг памяти“, который не может быть ничем иным, как истинной памятью о бывшем, то есть погашением нравственного долга, воздаянием должного за всё прошедшее» («Наша страна» (Аргентина) 14 июля 2006 г. Текст Обращения князя Михаила Феодоровича приводится в сокращении — О.Н. К.-Р.).

Но Бог поругаем не бывает. Пока русский народ не принесет истинного, а не по вилинбаховскому церемониалу покаяния в грехе Бого- и цареотступничества, до тех пор кровавая страница революции не перевернута и не забыта. Как расплавленная магма разбуженного Везувия накрыла Помпею-блудницу, так перезахоронение Императрицы Марии Феодоровны отозвалось прошедшими недавно в Копенгагене и Санкт-Петербурге беспорядками. Лично я вижу в этом духовную связь.

Однако каковыми бы ни были узкие, своекорыстные интересы питерских музейщиков и чиновников, значение этого события — возвращение по воле Божией в Россию Императрицы Марии Феодоровны — далеко выходит за расставленные «инициаторами» запретные флажки. Оно стало, воистину, общенародным, общецерковным событием, подлинное значение которого, как сказал мне один питерский священник, мы поймем лишь с течением времени.

А.Х.: — И последний вопрос к Вам молодого историка: «Уважаемая Ольга Николаевна, не могли бы Вы дать ответ, допустимо ли с точки зрения Православной Церкви беспокоить прах усопших, как это было сделано с останками (Императрицы) Марии Федоровны?»

О.Н.: — На этот вопрос мне ответить очень просто. В свое время мой супруг Тихон Николаевич, родной внук Государыни Марии Феодоровны, был категорически против Ея перезахоронения. Он считал, что там, где Господь Ея упокоил, там Она и должна лежать. Хотя православная традиция в принципе не воспрещает переносить останки усопших. Важно кем и с какой целью это делается. Считаю, что в случае с перезахоронением Императрицы Марии Феодоровны цели его инициаторов были отнюдь не духовными. Они хотели задуманным действом прикрыть свой провал с царскими лже-мощами. Но повторяю: их нечистым помыслам не суждено было осуществиться. Возвращение Императрицы Марии Феодоровны в Россию вылилось в подлинное народно-церковное торжество. А искатели своекорыстных интересов оказались посрамлены — многих Императрица изгнала с насиженных мест, других ждет та же участь. Не прикасайтесь к помазанным Моим, — говорит Господь (Пс.104:15).

А.Х.: — Через несколько дней Вы отправитесь в Канаду для краткого отдыха. Но совсем скоро вернетесь опять в Россию. Каковы Ваши дальнейшие планы и чего ожидать нам от возглавляемого Вами Благотворительного фонда имени Е.И.В. Великой Княгини Ольги Александровны?

О.Н.: — Действительно, пора, наконец, уделить немного внимания дочери и внучке, провести с ними хотя бы Пасхальные праздники, потому что и Рождество Христово, и Новый год я была в Сибири. Но уже в мае должна вернуться в Россию. Хочу лично присутствовать на важнейшем церковно-государственном событии — подписании Акта о каноническом общении между двумя ветвями Русской Православной Церкви. Смею надеяться, что для нашего объединения я внесла свой посильный вклад. Кроме того, предстоит много сделать, чтобы подготовить выставку «Искусство Великой Княгини», которая пройдет летом сначала в Третьяковской галерее, а затем в Русском музее Санкт-Петербурга и будет приурочена к 125-летию со дня рождения Великой Княгини Ольги Александровны. Девизом выставки станут слова «Духовность и Патриотизм», отражающие самую суть русского человека-богоносца и нашего Отечества как подножия небесного Царского Престола.

Специально для «Русской линии»

29 марта 2007 г.
г. Москва

https://rusk.ru/st.php?idar=111426

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Александр С.    02.04.2007 14:40
Братья! У кого-нибудь имеется информация об оставшихся после ревлюции в России фотографиях , сделанных Прокудиным-Горским? Те что вывезены, мы имеем возможность видеть уже и а сайтах, и на выставках. Но ведь он НАВЕРНЯКА фотографировал царскую семью, он много с ними встречался, показывал свои работы.
Наверняка где-то в архивах Лубянки хранятся, если не уничтожили. У кого есть возможности или связи – посодействуйте, может, информация появится какая-то.
Если еще кто-то не видел это чудо цветного фото царских времен – вот ссылка:
http://www.museum.ru/museum/1812/Memorial/PG/
Там все найдете.

Страницы: | 1 |

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика