Русская линия
Русская линия Андрей Хвалин,
Архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин (Пушкарь)
22.02.2007 

Святость — идеология Руси
Беседа Высокопреосвященнейшего ВЕНИАМИНА, Архиепископа Владивостокского и Приморского, с писателем Андреем Хвалиным

Андрей Хвалин: — Ваше Высокопреосвященство, более десяти лет Вы находитесь на Владивостокско-Приморской кафедре. Если сравнивать то, что было до Вашего назначения сюда с тем, что есть сейчас, то даже невооруженным глазом видно, как разрослась и расцвела епархия, как она благоустраивается. Мне бы хотелось, чтобы Вы охарактеризовали основные направления епархиальной жизни в настоящее время, что достигнуто и каковы перспективы развития Православия на земле Приморской?

Владыка Вениамин: — В октябре исполнилось четырнадцать лет, как прибыл во Владивосток. И с Божией помощью по благословению Святейшего Патриарха приступил к трудам архиерейским. В то время общий ход российской жизни повернулся на 180 градусов, и настали благоприятные условия для возрождения православной веры. На момент моего приезда в епархии насчитывалось всего около семи храмов и церковных общин. Постепенно началось их умножение на богоспасаемой земле Приморской. Когда хозяин дома, даже если он и не очень хозяйственный, то дом стоит, стекла в нем не бьют и все нормально. А как он уезжает из дома даже на неделю, и в доме никого нет, то все перебьют и переломают. Всегда помнил эту народную мудрость и старался не очень разъезжаться из епархиального «дома», а старался как можно больше сделать. Конечно, что мы есть, если не Господь? Так я считаю и не вижу за собой больших заслуг. Другой архиерей, может, сделал и больше за это время, нежели я и мои помощники. Но Господь судил мне занимать ныне эту кафедру и благословил, чтобы на приморской земле начали умножаться храмы, общинки. Хотя не все они сейчас мощные и полнокровные, но, тем не менее, их цифра перевалила уже за сто по краю.

Сейчас, слава Богу, строится большой храм Казанской иконы Божией Матери на самом краю нашего Отечества в городе Находке, возводится Никольский храм в Уссурийске, в Лесозаводске установили новую церковь на высоте прямо над рекой Уссури. Заложен фундамент нового храма в Спасске. В Покровском парке Владивостока восстанавливается с нуля храм, напоминающий мне своим голубыми куполами Свято-Троицкую Лавру. В краевом центре возведены красавицы-часовни с престолами: в Военно-морском госпитале в честь св. воина адмирала Феодора Ушакова; на Набережной, где проходят военные торжества, в честь святого апостола Андрея Первозванного. Спаси Господи командующего Тихоокеанским флотом Виктора Дмитриевича Федорова, который дал толчок этому благому делу; возле милиции у стадиона «Динамо» выстроена часовня, в память павшим защитникам правопорядка.

Строительство кафедрального собора, как кажется, сдвинулось с мертвой точки, благодаря нынешним краевым властям, которые повернулись к Церкви лицом. Мы молимся, чтобы Господь дал нам возможность на Набережной, в сердце Владивостока, возвести этот храм. Приедут иностранцы, посмотрят: да, это Россия, православная страна. Дай Бог!

Радуемся мы, что в епархии открыты пять монастырей — три женских и два мужских. Молимся Богу, чтобы они укреплялись и развивались.

Однако, думаю, не только в количестве новых храмов и общин наши успехи. Прежде всего, возрождается христианский народ, крепкий духом и верой. Со своей стороны, стремимся, чтобы новообращенные твердо усвоили основы православной веры и могли дать ответ в своем уповании на Господа нашего Иисуса Христа. Стараемся по мере сил просвещать народ, чтобы он не только обрядовую сторону видел в христианской жизни.

Вместе с новыми приходами открыли мы и православную гимназию при храме святых равноапостольных Кирилла и Мефодия во Владивостоке, где занимаются 150−160 детей. На ее работу уже поступают хорошие отзывы. Думаем, если будет такая возможность, на базе православной гимназии создать и военно-морской Кадетский корпус, придав ему государственно-епархиальный статус. До 4-го класса дети учатся вместе, а потом обучение станет раздельным: девочки — гимназистки, а мальчики — кадеты. Будет очень здорово. Настоятель храма и духовник гимназии о. Игорь Талько деятельно претворяет в жизнь это благое начинание.

Есть у нас и епархиальное Духовное училище. Его открыл еще мой предшественник Владыка Николай. В адресе училища он указал свою квартиру. Тогда ведь у нас ничего не было — ни епархиального здания, ни материальной базы, ничего. Он много сделал, чтобы создать училище. Теперь у нас появилось и здание, и кадры, и четырнадцатилетний опыт работы. Сейчас хотим перевести училище на более высокий уровень — в Духовную семинарию. Не просто обозначить, что теперь училище стало семинарией, но готовим для этого все необходимое.

Тем более, что у нас нет искусственности, постепенно создана крепкая преподавательская база — седьмой год в Дальневосточном государственном университете действует кафедра теологии и религиоведения. Вскоре состоится второй выпуск. Также прошел у нас и второй выпуск спецкурса по теологии для людей, имеющих уже первое высшее образование. Так что есть из кого выбрать преподавателей для семинарии. Конечно, желательно, чтобы в семинарии преподаватели были в сане и с семинарским образованием, чтобы дух передавать. В университете же это не обязательно. Сегодня в епархии есть такие священники с семинарским и даже академическим образованием. Таким образом, созданы все предпосылки, чтобы епархиальное Духовное училище стало семинарией.

О преобразовании мы просили Св. Синод и Святейшего Патриарха, но нам затормозили это деяние, потому что в Хабаровске внезапно открыли Духовную семинарию, благодаря усилиям губернатора В. Ишаева, который построил для нее целый комплекс. В Хабаровск забросили «десант» из преподавателей Московской Духовной семинарии и академии. Бог в помощь, мы радуемся за соседей, ведь на Дальнем Востоке не так просто устроить Духовную семинарию. Но я думаю, что со временем все встанет на свои места. Бог даст, и в нашей епархии тоже откроется семинария.

Сегодня в епархии создано более 15 отделов. На фоне остальных выделяется отдел по образованию, который возглавляет о. Ростислав Мороз. Стремимся ввести в школах г. Владивостока и других городах и селениях курс «Основы православной культуры». Есть препятствия, конечно, со стороны директоров, но теперь обстановка смягчилась. Преподаем «Основы» и на курсах повышения квалификации учителей, уже до 200 человек со всего края получили документы, что прослушали данный курс.

Ежегодно последние пять лет устраиваем Кирилло-Мефодиевские чтения в мае месяце. Теперь готовим эти чтения на 2007 год. В промежутке между маем и маем ездим по районам и собираем преподавательские конференции. Во многих местах, особенно в Лесозаводске, они проходят замечательно. В конце концов, на эти конференции ездит о. Ростислав, и преподаватели на месте проходят курс катехизации.

В деле христианизации, катехизации народа особенно велика роль прессы. Если бы она стояла за нас! Пока же краевые СМИ пассивны, особо епархии не помогают. Зато негативные стороны раздуваются в прессе, что отталкивает людей от веры.

Говоря в целом о работе епархиальных отделов, отмечу нехватку кадров. Возьмешь с дальнего прихода хорошего священника в епархию, а там образуется «прореха». Нет у меня «в кармане» достаточного количества батюшек, чтобы в любой момент и на всякий случай жизни их оттуда вытаскивать. Думаю, что проблема священников, «добрых пастырей» существует во всех епархиях, да и в светской жизни, полагаю, кадровый вопрос стоит не менее остро. Но меня всегда сопровождает такое чувство: не останавливайся на достигнутом, стремись вперед. Поэтому всегда говорю: мало, мало, надо делать больше.

А.Х.: — Владыко, Россия пришла на Дальний Восток с Крестом и Евангелием, как говорил священномученик о. Иоанн Восторгов. Хотелось бы, чтобы Вы подробнее остановились на связях с соседями. Я даже по телевизору видел, как у Вас проходили церковную практику два дьякона из Кореи. Знаю, что в Пхеньяне разрешили построить православный храм. Вы сами неоднократно выезжали за рубеж. Каковы взаимоотношения епархии с сопредельными странами? Какова эта сторона миссионерской деятельности?

— Конечно, мы помним и о. Иоанна Восторгова, и его прекрасные слова о том, что не с оружием в руках надо идти в этот восточный регион, а с Крестом, и налаживать добрососедские отношения. И тогда они тоже не возьмут в руки оружие. А на оружие соседи ответят оружием, и это будет бессмысленная, убийственная война. Поэтому внешняя миссия Русской Православной Церкви заключается также и в том, чтобы укреплялся мир между народами.

В прошлом веке Россия пережила длительный период безбожия. В 1917 году страна впала в беснование смуты: все, что наши предки строили со слезами радости, топталось ногами, разрушались храмы. И это еще полбеды, что разбросали, развалили кирпичи. Но вот то, что храмы сердец наших были попраны, — это беда. И вышли мы из этой атеистической атмосферы больными, духовными калеками. Поэтому, прежде всего, нужно заниматься ремонтом своего корабля — Российской Церкви и миссионерство направлять внутрь страны, на свой народ. Если все силы бросим, допустим, на Китай или Корею, а в училищах будем учить только восточным языкам и посылать туда миссионеров, собственный народ останется без должного окормления. Первая задача — своих атеистов призвать ко Христу. Но в то же время это не значит, что мы должны отвернуться от наших соседей, ни в коем случае. Мы живем рядом, должны с ними общаться.

Наше желание состоит в том, чтобы хотя бы познакомить их с нашей религией. Поэтому епархиальные интересы есть и в Японии, и в Корее, и в Китае. Мы при возможности, если найдутся такие талантливые люди, пойдем в Университет, на факультет, где изучают восточные языки, и там будем искать достойных молодых людей. Может, кто-нибудь из них станет священником, а если нет, то просто добрым христианином, чтобы, находясь в Китае, Японии, Корее, он помогал нашей епархии и таким образом, Русской Церкви.

Но и сейчас у нас есть рабочие контакты, например, с Японией. В 90 километрах от Токио создали небольшой монастырёчек. В нем две сестры из нашего Рождество-Богородичного монастыря четвертый год несут послушание — опекают Владыку Николая Японского, проживающего там на покое. Сестры периодически меняются, и матушка Варвара, настоятельница Рождество-Богородичного монастыря, ездит к ним, чтобы, так сказать, поддержать их. У нас мало сил, поэтому послали в Японию только двух сестер, а так бы можно и больше… Возможно, землю, на которой находится монастырь, передадут нашей Московской Патриархии. Владыка Николай там все приготовил. Также ездили со Святейшим Патриархом туда возводить митрополита Даниила на митрополичий престол. Таковы наши взаимоотношения с Японией.

Что касается Южной Кореи, то ее мы посещали в 100-летнюю годовщину гибели «Варяга», и там установили памятник нашим погибшим морякам. Говоря в целом о ситуации в этой стране, надо отметить, что из-за проводимой Советским Союзом политики мы утеряли русскую миссию в Сеуле. Южная Корея сейчас находится под покровительством американцев, которые и отдали все в руки Константинопольского Патриархата, и таким образом на эту территорию, где имеется совсем немного православных храмов, распространяется его юрисдикция. Я знаком с епископом Сатириусом, которого ныне сделали митрополитом всея Кореи.

По желанию руководства Северной Кореи при российском посольстве в Пхеньяне выстроен православный храм с участием Русской Православной Церкви. Для отправления там службы в Московской духовной семинарии обучалось несколько корейцев, но только двоих из них рукоположили в дьяконы. Затем они у нас во Владивостоке прошли практику и вернулись на родину. При освящении храма совместно с Владыкой Кириллом, митрополитом Смоленским и Калининградским, мы этих дьяконов рукоположили во священников. Теперь ждем их опять с визитом, чтобы они у нас в епархии прошли священническую практику.

Понимая, как непросто в существующих условиях православным северокорейцам, по мере сил опекаем их, помогаем храму. В последний раз купили машину, передали другое имущество. Стремимся, по возможности, чаще проведывать их, ободрять. В очередной раз поедем в Пхеньян перед Рождеством. Думаю, что каждое большое дело так всегда начиналось — с малого.

Что касается Китая, то в Харбине сохранились православные храмы, но там нет ни одного священника. Последний китаец-священник умер. Поскольку епископа в Харбине не было, священники из местных не рукополагались, и таким образом сегодня там некому служить. И политика руководства Китая заключается в том, чтобы ситуацию «заморозить». Хотя власти приграничных китайских территорий зачастую к нам благожелательно настроены. Так, предприниматель Геннадий Иванович Лысак, наш известный церковный ктитор, купил землю в Суйфунхэ и построил храм на границе с Китаем. Однако дальнейшее развитие связей зависит от «благословения» Пекина, изменения политики центрального руководства, а это вопрос непростой. Даже при российском посольстве в Пекине не разрешают построить храм.

Дозволительны только частные поездки, которыми мы пользуемся по необходимости. Так, в Харбине умирала одна старая эмигрантка и попросила священника из России. По туристической визе отправили туда о. Александра, который и отслужил литургию в маленькой комнатке. Это вроде дозволяется. А так, конечно… Даже если храм выстроить, то он будет как музей, священника не пустят. В Харбине есть большая синагога, большая мечеть (в городе проживает до 10 тысяч мусульман), а русских нет, к тому же, как я говорил, последний православный священник-китаец умер, и больше присылать не разрешают. Но, тем не менее, мы граничим с ними, отношения надо каким-то образом поддерживать, и даст Бог, «замороженная» атмосфера со временем смягчится.

В целом, думаю, с благословения Святейшего Патриарха и совместно с Отделом внешних церковных связей епархии нужно повернуться лицом и к Корее, и к Китаю, и к Японии.

А.Х.: — Многие политологи и геополитики, как отечественные, так и зарубежные, в их числе особым кликушеством отличается американец З. Бжезинский, сейчас пророчат, что Сибирь и Дальний Восток захватят китайцы. Ваше Высокопреосвященство, Вы ощущаете такую опасность?

— Нет, я этого не ощущаю. На все воля Божия. Думаю, такие прогнозы делаются, чтобы волновать народы, чтобы они были неспокойные, и в этом состоянии проводить свою политику. Что касается народов и жизни их между собой, то положение ныне стабильно, хотя все до поры, до времени. Если мы не покаемся и не будем лучше, то могут сдвинуться все законы, и народы пойдут на народы, и тогда не поймешь, что будет. Локальные конфликты могут перерасти в глобальное столкновение, и завяжется целая мировая война, как это было во время Второй мировой. Тогда и Бжезинскому достанется, и всем достанется.

А.Х.: — Ваше Высокопреосвященство, в связи с существующими военно-террористическими угрозами для жизни государств и народов, в том числе и для нашей страны, позвольте задать Вам следующий вопрос. Сейчас много говорят о введении в Российской Армии военного духовенства. Как родилась эта идея и что надо сделать, чтобы наша Армия, переживающая непростой этап реформ, унаследовала победные традиции Русской Императорской Армии и превратилась в христолюбивое воинство?

— Думаю, что инициатива введения военного духовенства в Армии возникла и снизу, и сверху. Есть желание нашей церковной администрации и церковного народа — зажить так, как жила наша доблестная, христолюбивая Армия всегда и во все века. По моему мнению, движение все-таки больше снизу идет. И батюшки на местах, на приходах проявляют инициативу по развитию отношений с армейскими структурами, и в епархиях мы образовываем такие отделы по связям с нашими российскими воинами и т. д. и т. д. Конечно, Патриарх небезразличен к этому. Иногда он даже «подогревает» владык. Есть желание и у светской власти. А иначе, что будет с Армией?

Сегодня мы видим дедовщину, идеологическую пустоту как следствие недавних времен, когда отпустили все тормоза и на смену былой строгости пришла распущенность. Поэтому необходимо вдохнуть евангельское, православное учение в наших воинов. Конечно, когда молодые люди приходят в Армию и не слышали до 18 лет о христианстве, то здесь трудно что-либо сделать. Надо начинать с семей, с детских садов, надо начинать со школы. Поэтому введение курса «Основ православной культуры» в школе, безусловно, необходимо. Будущим воинам надо знать свою историю, знать, что Александр Суворов, по мнению многих, был просто святым человеком, и как он с Богом побеждал.

А возьмите непобедимого адмирала Феодора Ушакова и других христолюбивых военноначальников. По имеющимся свидетельствам даже в советское время летчики, а они были в большинстве коммунистами, в пылающем самолете падали и, не успев выключить радиосвязь, молили: «Господи, прими душу мою».

Думаю, христианское учение, христианская религия укрепила бы Армию. Дело в том, что без учения Христова, без вечности, без Воскресения ты идешь на смерть во имя чего? За этих, за тех, как животное, защищающее своих детенышей. А здесь идеология другая: если ты — верный христианин, а не просто обрядовер, то ты знаешь, что с этой жизнью она не кончается, ты переходишь в другую жизнь. Если этой идеологией будут руководствоваться наши воины, наши офицеры, то какова будет наша Армия!

А.Х.: — Церковь Христова существует при любых земных властях, и врата адовы не одолеют ее до скончания века. Краеугольный камень в основу ее существования заложен Господом, правила жизни определены апостолами и Церковными Соборами. Действуя в мире сем, Церковь в своем историческом бытовании неизбежно сталкивается с различными формами государственности и общества. Ныне Русская Православная Церковь живет со Святейшим Патриархом, но без Помазанника Божьего — Царя Самодержавного. Последний на сегодняшний день Император Всероссийский Николай Второй прославлен всей Полнотой нашей Церкви, почитаем и любим русским народом, которому хорошо известно, что весомый вклад в богоугодное дело канонизации Святого Царя-Мученика внесла и Владивостокско-Приморская епархия. В связи с этим, Ваше Высокопреосвященство, у меня несколько вопросов, объединенных единой темой — Церковь и Царство: принесла ли духовные плоды канонизация Царской Семьи и получило ли развитие их почитание в епархии? Какое место занимает монархия среди форм государственности по предпочтительности для Православной Церкви? Возможна ли у нас конституционная монархия и нужна ли она нам?

— Святая Царская Семья во главе с Государем почитаема в нашей епархии. В центре Владивостока восстановлена памятная Арка в честь посещения города в 1891 году тогда еще Наследником Цесаревичем Николаем Александровичем. В честь Святых Царственных Мучеников у нас освящены храмы, например, в п. Кавалерово действует уже несколько лет. Благочинный о. Александр очень почитает Царственных Страстотерпцев.

Положил на сердце мне Господь в лесочке возле Рождество-Богородицкого женского монастыря, что под Уссурийском, построить часовенку в честь святых Царственных Мучеников. Думаю, когда она будет готова, там мы станем отмечать, как и во всех храмах епархии, день рождения Царя Николая и день кончины Царской Семьи. В самой часовенке можно совершать литургию в дни памяти Царственных Мучеников, а молящиеся в основном сосредоточатся в лесу. Получится, как на Красной площади: Храм Василия Блаженного Покрова Божией Матери на Рву — это своеобразная алтарная часть, а продолжение храма — вся площадь, так и у нас лесочек — продолжение часовни.

Если говорить о монархии в целом и определять ее место среди форм государственного устройства, то в первую очередь надо отметить, что наилучшей, самой идеальной для людей формой правления является теократия (т.е. Боговластие — прим. А.Х.). Мы так и молимся в молитве «Отче наш»: Отче наш, да будет воля Твоя, как на небе, так и на земле. Бог и на небе Царь, и на земле Царь. Так и было у древних евреев от Синая и Моисея до эпохи Судей. Прошло время, Самуил — последний судия, выдающийся, духовный, состарился (1 Цар. 8, 1−22). И собрался еврейский народ и говорит: мы тебя уважаем, но ты стар, и управлять нами уже не можешь, а сыновья твои не идут по путям твоим, поэтому избери нам царя, как у других народов. И опечалился Самуил и помолился Богу. Господь и говорит: да что ты печалишься — ни тебя они отвергли, а Меня. Выбери им царя, Я пошлю тебе юношу, и ты помажешь его на царство, и пусть слушают его, как Меня. То есть Бог делегирует монарху Свою власть, и он — помазанник. Не так, как у язычников, а по воле Божией. Монархия — это уже вторая ступень, она дана нам по снисхождению Божиему. Так было у древних евреев, так было и в России. А потом мы подняли руку на монарха и попустили цареубийство, и вот теперь страдаем. Хотели ограничить нашего монарха перед тем убийством, сделать конституционную монархию, но это была бы фикция. И сегодня нам не нужна конституционная монархия. Зачем играть, лучше сразу — самодержавие.

Что касается демократии… Думаю, и у Платона не получилось идеальной демократии. Да она и не может быть. Когда Бог будет всяческая во всех, тогда будет теократия. Но теократию мы не сможем удержать, поскольку надо всецело положиться на волю Божию — и будет воля Твоя, как небе, так и на земле. Да, Господи, делай со мной, что хочешь, и я буду Твою волю исполнять. Но где теперь в людях такая вера? Все хотят творить свою волю. Поэтому никогда теократия, при наших грехах, не устоит. А вот монархия — да, поскольку естественна. Представьте себе — семья, десять детей. Мама, папа, дети сели, беседуют на семейном совете. Дети говорят: папа иди за хлебом, мама — туалет чистить, а мы демократией будем заниматься. Да когда такое было в истории человечества?! Было и есть так: отец — глава, мать — помощница, дети — на послушаниях. Вот это — монархия. Она есть в самой обыденной жизни, она естественна. Отсюда, из семьи, произошли и племя, и княжество и т. д. и т. д. Естественно!

Правда, были и среди царей, и императоров узурпаторы и тираны, если они не руководствовались «конституцией неба». Любые цари, и наши российские тоже, придерживались небесной конституции. Царь воспитывался и приуготовлялся к правлению, он мученик уже по рождению, он берет крест страшный — волю Божию нести среди народа. Вот кто такой монарх по-настоящему. А демократия с ее банкирами, думцами — это все муть на воде. Она существует до определенных кризисов. Как только война или большая беда, так сразу берут рычаги управления в одни руки. Поэтому монархия — лучшая форма среди всех других ныне претворяемых на земле. Лучшая.

А.Х.: — Какие Вы, Ваше Высокопреосвященство, видите пути для возрождения русского народа?

— Если Русь не станет православной, не обратится к Богу, то все вкривь и вкось пойдет. А если мы будем жить с Богом, то тогда все встанет на свои места. Сегодня многие ищут национальную идею в бездуховном мире: примеряют на Россию или американскую, или французскую, или немецкую… Но зачем это нам, когда у нас давно есть своя идея, идеология, которой живет Русь вот уже тысячу лет. С того времени, как Великий Князь Владимир Красное Солнышко крестил Русь в великой купели Днепра и сказал: «Вот тебе, Русь, стратегическая дорога. Храни веру православную, в ней же тебе спасение, и утверждение, и величие».

Идея русского человека, православного христианина — святость. И жила Русь по этой идее, поэтому и называли ее Святой Русью, а народ наш — народом христоносцем и богоносцем. Не потому, что у него не было грехов и не было грязи, много всего налипло, и на солнце есть пятна. Но потому, что Русь полюбила Христа, Божию Матерь, святых и пожелала в своей жизни осуществить христианские идеалы. И получалось у нее: земля наша родила небу столько святых, сколько не родило никакое другое государство. Это не гордость, не национализм, а констатация фактов истории.
октябрь 2006 — февраль 2007 гг.
Владивосток-Москва

https://rusk.ru/st.php?idar=111269

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Поручик Лукаш    06.05.2012 14:08
К чему так активно защищать самодержавие? Любая форма правления (кроме ветхозаветной теократии) – земного происхождения, и самодержавие – не исключение. И демократия может быть разной.

Страницы: | 1 |

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика