Русская линия | Анна Минакова | 21.02.2007 |
Первый концерт Князева открывался увертюрой Роберта Шумана к поэме Байрона «Манфред», которая была исполнена симфоническим оркестром филармонии под управлением Юрия Янко. В дальнейшем оркестр сопровождал солиста. В первом отделении Александр Князев играл концерт Шумана, во втором — концерт Дворжака для виолончели с оркестром.
На следующий день состоялся сольный концерт виолончелиста, в котором прозвучали две сонаты Брамса и соната Франка. Партию фортепиано исполнил артист Харьковской филармонии, «главный» органист города Станислав Калинин. Вне всякого сомнения, это был один из лучших концертов, прошедших в филармонии за последние годы.
Приезд музыканта столь высокого уровня — всегда большое событие для профессионалов и любителей музыки. Правда, зачастую мэтры приезжают в провинцию не в лучшей форме. Но оба вечера Александра Князева в Харькове — из тех, что запоминаются слушателям на всю жизнь, потому что озарены присутствием чуда, откровения.
Князев очень эмоционален. Его экспрессивность поражает и ошеломляет, но она ни в чем не чрезмерна. Его стиль — мужественный, весьма чувственный. Он переживает музыку страстно, если не сказать эротично, и эта страсть не остается в музыканте — где-то между сердцем и смычком — а претворяется в звук. И интенсивность наполнения содержанием каждого звука — чрезвычайна. Слушатель естественным образом вовлекается в процесс: он становится соучастником мистического переживания, а не сторонним наблюдателем. И в этом контексте кажется совершенно органичным случай, который произошел во время исполнения Князевым концерта Шумана: у музыканта сломался смычок. Пришлось приостановить концерт. Публика охнула и перевела дыхание. Князев попросил смычок у кого-то из оркестрантов. Похоже, материя не всегда выдерживает подобного накала страстей. Однако как его выдерживает человек, являясь, к тому же, его источником? Играющий Князев сопит, рычит, его взлохмаченные кудри намокают, пот катится градом, на смычке постоянно рвется конский волос. Может показаться, что музыка вот-вот разорвет виолончелиста, но нет: он предельно собран каждое мгновение, он весь — в каждом звуке, цельный, исчерпывающий. Такой ценой музыка у него становится первостепенной полнокровной реальностью и, благодаря этой наполненности, в слушателе рождается ощущение счастья.
Концерты Князева в Харькове закончились овациями, зал оба вечера был полон, зрители приветствовали музыканта стоя. В первый день виолончелист сыграл на бис дважды, а во второй — трижды. Публика его «не отпускала», но казалось, что ему и самому не хочется уходить.
Князев играл для харьковской публики охотно, с радостью, воодушевлением. Отметим, что его приезд в Харьков стал возможен благодаря благотворительному фонду «Ренессанс» (в октябре прошлого года при содействии этого фонда в город был приглашен другой музыкант мирового масштаба — Михаил Плетнев).
Следует непременно сказать добрые слова в адрес пианиста Станислава Калинина, который не просто «не мешал» Князеву (как известно, уже это является критерием высокого уровня концертмейстера), но был внимателен и чуток к душевным движениям виолончелиста.
Харьковчане надеются, что следующий приезд Александра Князева — не за горами. И уж тогда — запасной смычок будет наготове.
Из интервью Александра Князева:
«Мое первое музыкальное впечатление незабываемо. Мне было 3−4 года. Это был Бранденбургский концерт Баха на старой пластинке. Когда я дома вдруг услышал это сочинение, у меня, по воспоминаниям родителей, было потрясение. Я попросил ставить эту запись вновь и вновь, и слушал ее раз 50. После этого мои родители поняли: что-то связывает меня с классической музыкой. Они не были музыкантами, но были подлинными ценителями музыкальной классики. И, надо сказать, что Бах так и остался моим самым любимым композитором… Я — консервативный человек. Музыку ХХ-го века я считаю очень интересной, но играю ее мало. Когда есть выбор, я всегда с большим удовольствием сыграю Моцарта, Бетховена или Баха. Чувствую невероятную актуальность этой музыки… Бах дал нашему искусству космический импульс…»
Справка
Александр Князев родился в Москве в 1961 г. Заниматься музыкой начал с шести лет. С 1979 по 1986 учился в МГК им. П. И. Чайковского (класс проф. А. Федорченко). В 1991 г. стажировался в Нижегородской консерватории по специальности «орган» (класс проф. Г. Козловой). Лауреат ряда престижнейших конкурсов, среди которых Международный конкурс им. П. И. Чайковского в Москве (1990).
С 1978 г. А. Князев ведет активную международную концертную деятельность. Выступал с такими выдающимися дирижерами как М. Ростропович, Ю. Темирканов, Е. Светланов, М. Шостакович. Вместе с женой, пианисткой Екатериной Воскресенской (погибла в марте 1994 г.), принимал участие в крупнейших международных музыкальных фестивалях. Репертуар Князева включает практически полную антологию произведений для виолончели и многие произведения для органа. Артист отдает предпочтение композиторам-романтикам.
В 1995—2004 гг. А. Князев преподавал в Московской консерватории. Регулярно проводит мастер-классы во Франции, Испании, Южной Корее, на Филиппинах. Среди его студентов есть лауреаты международных конкурсов. Участвовал в жюри II международного юношеского конкурса имени П. И. Чайковского в Японии, а также XI и XII Международных конкурсов имени П. И. Чайковского в Москве.
Среди компакт-дисков, записанных музыкантом, есть такие раритеты, как виолончельные сонаты Макса Регера, записанные совместно с пианистом Эдуардом Оганесяном (2004). В 2005 г. запись фортепианных трио Рахманинова и Шостаковича с участием А. Князева, Д. Махтина и Б. Березовского (фирма Warner Classics) была награждена престижной немецкой премией Echo klassiks.
Фото Станислава Минакова
https://rusk.ru/st.php?idar=111262
|