Русская линия
Столетие.Ru Сергей Перевезенцев01.02.2007 

Подвижник
Неустанная забота о просвещении и духовном единстве русского народа стала делом жизни митрополита Макария

В начале XVI века Московское великое княжество продолжало собирать под своей властью русские земли. В это время к Москве были присоединены Псков, Смоленск, Рязанское и Новгород-Северское княжества. Одновременно набирают силу тенденции по превращению Москвы в главный духовный центр не только Русского государства, но и всего православного мира. В Москве разворачивается небывалое до того строительство церквей, основывается Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь, устанавливаются празднования новых святых. XVI столетие — время государственного и духовно-политического утверждения России. И одним из самых активных вершителей государственных и духовно-политических процессов превращения Московского великого княжества в Российское царство был митрополит Московский и всея Руси Макарий.

Сеятель доброго, вечного

Родился он в Москве около 1482 года. При крещении его нарекли Михаилом. Мальчик рано остался один — его отец, Леонтий, умер, а мать ушла в монастырь, где приняла постриг под именем Евфросинии. Юный Михаил также решил посвятить себя Богу и поступил послушником в Пафнутьево-Боровский монастырь. Здесь он принял монашество под именем Макария. Монастырь, в котором иночествовал Макарий, был известен и очень почитаем на Руси. Эту обитель близ города Боровска (ныне в Калужской области) основал в 1444 году знаменитый православный подвижник Пафнутий. Старец обладал поразительным даром воздействия на любого, с кем ему приходилось общаться, умел по лицу человека узнавать скрытые желания и помыслы. Своим ученикам и духовным детям он внушал благоговейное уважение. Макарий, поселившийся в обители в конце XV века, уже не застал преподобного Пафнутия Боровского в живых, но монастырь продолжал жить по заветам старца. Именно в стенах Пафнутьево-Боровской обители и произошло духовное становление святителя Макария. Здесь он полюбил книжное чтение и иконописание. Здесь он обрел глубокое понимание святости русской православной веры.

В 1523 году монаха Макария возвели в чин архимандрита и назначили настоятелем Можайского Лужицкого монастыря, который находился в ста верстах от Москвы. Макарий управлял этим монастырем более трех лет. Здесь он заслужил славу мудрого духовного наставника и умелого управителя. Летописи свидетельствуют, что лужецкого архимандрита весьма почитал сам великий князь Василий III, часто бывавший в можайской обители.

В начале марта 1526 года Макарий был поставлен в архиепископы Новгорода и Пскова, на старейшую архиерейскую кафедру Московской митрополии. При отправлении Макария к месту своего архипастырского служения великий князь Василий III вручил ему «казну» новгородских святителей, взятую Иваном III при «покорении Новгорода» в 1478 году.

Архиепископ Макарий оставался во главе Новгородской епархии в течение шестнадцати лет. За эти годы новгородский владыка многое сделал для процветания православной веры в северо-западных русских землях, способствовал распространению христианства среди карело-финского населения северных окраин Руси, а также строительству там монастырей. Трудами святителя Макария в Новгороде строились храмы и монастыри. Для главного новгородского Софийского собора отлили большой колокол, поновили фрески собора, украсили иконостас. В Пскове, по указанию Макария, построили архиепископский дворец, в котором работали писцы и книжники.

По-отечески заботился святитель Макарий о своей пастве. Он собирал деньги для выкупа из татарского плена оказавшихся там соотечественников. А когда великий московский князь возводил опалу на кого-нибудь из новгородцев, то владыка ходатайствовал за них перед государем, нередко освобождал из тюрьмы.

Святитель собрал в Новгороде кружок талантливых церковных писателей, которые занимались написанием житий святых, переводили на русский язык различные греческие и латинские произведения, составляли летописные своды. Литературное окружение митрополита Макария ученые позднее назвали «Академией XVI века».

Советник царя

В начале 1542 года архиепископу Макарию пришлось покинуть Новгород — его призвали в Москву. Здесь 19 марта 1542 года по решению великого князя и собора епископов Макария поставили митрополитом Московским и всея Руси. С этого дня и до самой своей кончины святитель Макарий стоял во главе всей Русской Православной Церкви.


16 февраля 1547 года на Руси произошло знаменательное событие — великий князь Иван IV Васильевич принял царский титул. Исполнилось многолетнее чаяние русского народа: Московское великое княжество стало Российским царством. Чин «венчания на царство» Ивана IV подготовил митрополит Макарий, а затем он же совершил его в Успенском соборе Московского Кремля: торжественно, в присутствии всех иерархов Русской Православной Церкви, боярства и дворянства, возложил на юного государя бармы и царский венец.

А вскоре первый русский царь женился на боярышне Анастасии Романовне Захарьиной-Юрьевой. И вновь свадебный чин совершал митрополит Макарий.

В 1551 году митрополит Макарий и царь Иван Васильевич созвали в Москве церковный собор. На этом соборе был принят сборник постановлений, состоящий из ста глав («Стоглав»). По имени этого сборника и сам собор стали называть Стоглавым собором. Стоглавый собор стал важной вехой в истории Русской Православной Церкви. Решениями собора была закреплена «церковная старина» — своеобразные черты Русской Православной Церкви в области церковной обрядности и догматики.

Митрополит Макарий был ближайшим советником царя во всех его государственных начинаниях. В 1552 году святитель благословил Ивана IV на Казанский поход, во время которого было покорено Казанское царство. А 1 октября 1559 года он же освятил каменный Покровский собор на Красной площади, который был построен в честь Казанской победы.

Митрополит Макарий глубоко понимал значение святости в жизни русского общества, потому всячески поддерживал тех своих современников, кто уже при жизни почитался православным людом за поистине подвижническую жизнь. Так, святитель Макарий с огромной любовью относился к известному в те времена московскому юродивому Василию Блаженному, а после смерти блаженного самолично отпевал его, повелев похоронить близ церкви Святой Троицы, «что на рву». Позднее именно на этом месте был возведен Покровский собор, однако святые мощи Василия не просто сохранили, но перенесли в специально устроенный при новом храме придел.

Собиратель Святой Руси

Собирание Святой Руси, превращение Российского царства в Святую Русь — вот какую задачу поставил перед собой митрополит Макарий, вот на что направлял он своих многочисленных сподвижников. В русском понимании Святая Русь — это особое благодатное свойство русского народа, сделавшее его оплотом христианской веры во всем мире. Святая Русь — это и жертвенное служение православным идеалам, и сердечное следование Христовым заповедям, и стяжание Духа Святого, и устремленность к покаянию и совершенству, которые превратили русский народ, по представлениям древнерусских книжников, в новый богоизбранный народ. Святая Русь — это идеал, но это и земная реальность России, выраженная в духовных подвигах русских святых.

И потому само XVI столетие стало временем собирания русской святости, иначе говоря, в этом веке состоялось общецерковное прославление святых, которые до того времени, иногда на протяжении многих лет, были местночтимыми. Известно, что от Крещения Руси и до середины XVI века в русские месяцесловы были внесены имена 68 святых подвижников, которым было установлено общецерковное и местное почитание. И вот, только в 1547—1549 годы Русская Православная Церковь официально установила общецерковные праздники сразу в честь почти 40 святых!

Здесь крайне важен тот факт, что трудами митрополита Макария в русло общей московской религиозно-государственной идеологии были введены святые, прославлявшиеся издревле в городах, не имевших ранее к Москве никакого отношения. И жития их, соответственно, создавались в XVI веке заново, уже исходя из этих общегосударственных промосковских задач. Такими святыми были Варлаам Хутынский, Меркурий Смоленский, Петр и Феврония Муромские и многие другие.

Более того, митрополит Макарий старался привлечь в русские пределы и святость иных славянских народов, поэтому на церковных Соборах 1547−1549 годов было установлено всероссийское празднование и многих южнославянских святых — сербских и болгарских. Так Москва превращалась в духовный центр всей России и значительной части православного мира.

Великий книжник

Огромную роль в распространении русской святости сыграли составленные в середине XVI века «Великие Минеи Четьи», в которых были собраны уже существующие или заново написанные жития многих русских святых.

Более 25 лет святитель Макарий и привлеченные им русские писатели, переводчики, книжники, переписчики, известные публицисты (среди них — Зиновий Отенский, Лев Филолог, Василий Тучков, Ермолай Еразм, дьяк Дмитрий Герасимов, псковский священник Василий-Варлаам) трудились над 12 томами книг-миней. Работа была начата в Новгороде в 1529 году, где Макарий тогда был архиепископом, и закончилась в 1554 году.

Итогом работы за четверть века стали три собрания 12-томных беловых списков. Первое собрание (12 книг Софийского списка) были вложены святителем Макарием в Новгородский Софийский собор «на помин души» его родителей в 1541 году. Второе собрание (12 Успенских книг) святитель Макарий внес «на память своей души» в Успенский собор Московского Кремля в 1552 году. Работа над третьим, «Царским списком», завершилась в 1554 году. В XVII веке этот последний список хранился в Царских палатах.

Стараниями митрополита Макария был составлен также «Летописец начала царств». В этой рукописной книге обосновывалось величие всемирно-исторической миссии русского государя. В последние годы своей жизни Макарий занимался составлением «Степенной книги».

Именно при митрополите Макарии в России началось книгопечатание. Первые печатные книги в Москве появились в середине 1550-х годов. В 1563 году святитель благословил организацию Печатного двора (типографии) в Москве, в котором начали трудиться печатники Иван Федоров и Петр Мстиславец. Но результатов их труда святитель не увидел. Уже после его смерти, 1 марта 1564 года вышла в свет первая русская датированная печатная книга — «Апостол».

…В середине сентября 1563 года святитель Макарий совершал крестный ход, во время которого простудился и заболел. Все надеялись, что святитель выздоровеет. Но болезнь оказалась сильнее. 31 декабря 1563 года митрополит Московский и всея Руси Макарий скончался. Похоронили его в Успенском соборе Кремля.

Сохранилось предание, в котором говорится, что святитель предвидел беды, которые обрушатся на Россию вскоре после его смерти. «Грядет нечестие, и кровопролитие, и разделение земли», — плача, пророчествовал митрополит Макарий. И в самом деле, вскоре после его смерти царь Иван Васильевич устроил в своем царстве «опричнину». Вновь в русских землях начались казни и разорения. И не было рядом с государем мудрого пастыря, который столько лет умел сдерживать гнев царя.

Уже современники митрополита Макария видели в нем святого подвижника и почитали его. В 1988 году Русская Православная Церковь причислила его к лику святых.
Сергей Перевезенцев, доктор ист. наук

http://stoletie.ru/zodchiy/70 118 143 902.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика