Русская линия
Православие.Ru Антон Поспелов24.01.2007 

Хроника миссионерской поездки «Наш Дальний Восток»
Часть I. Военная база «Украинка»

С 16 по 21 декабря 2006 года, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по приглашению архиепископа Благовещенского и Тындинского Гавриила, братия, хор и сотрудники московского Сретенского монастыря, а также студенты Сретенской духовной семинарии находились в миссионерской поездке в Приамурье.

Братия монастыря совершала богослужения в походных условиях и в храмах русского Дальнего Востока. Происходили встречи с жителями Приамурья в высших учебных заведениях, в воинских частях, в зале областной филармонии, на местном телевидении. Хор обители несколько раз в день давал концерты, пользовавшиеся неизменным успехом.

Во время миссионерской поездкиПредполагается, что такие поездки, только уже расширенные и по тематике, и по составу — с участием деятелей культуры и ученых, политиков и общественных деятелей, представителей промышленности и сельского хозяйства — в будущем могут стать регулярными. Для подобного рода ежегодных форумов, которые могут проходить в больших городах самого отдаленного региона России, предложено название «Наш Дальний Восток».

Редакция сайта приглашает очевидцев этой приамурской миссии поделиться своими впечатлениями, рассказать о тех недочетах и неиспользованных возможностях, которые они заметили. Это будет неоценимой для нас помощью.

В нынешней поездке принимал участие сотрудник интернет-портала Православие.Ru Антон Поспелов, очерки которого мы начинаем публиковать на нашем сайте.

Собрать 35 человек хористов, братии и работников монастыря, довезти их до Дальнего Востока, организовать богослужения, встречи и концерты не так уж просто. Вот что рассказал о целях поездки наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон.

«Сегодня для Церкви главное — миссия, просвещение и возрождение Православия внутри России. Ведь для нас, православных людей, не секрет, что множество наших братьев и сестер, крещеных и называющих себя христианами, имеют о Спасителе и о вере Христовой самые смутные представления. Как донести до них те драгоценные знания, которые для нас являются истиной и жизнью, а для них часто остаются чем-то отвлеченным и непонятным?

Наш малый опыт подсказывает, что к людям постхристианского общества очень важно обращаться с проповедью истины, любви и красоты, которая предварила бы собственно проповедь евангельскую. Ведь недаром наши предки 1000 лет назад, пораженные неземной гармонией и красотой богослужения в храме Святой Софии Константинопольской, избрали святое Православие для себя и своих потомков. Вряд ли посланцы князя Владимира хорошо знали греческий язык и тонкости византийского богослужения. Но они были потрясены навсегда поразившей их души красотой: „Мы убо не можем забыти красоты тоя“. Также и сегодня, скажем честно, отторгнутые от Христа души наших современников, воспитанных порой на самых вульгарных и низких образчиках массовой культуры, зачастую не могут сразу воспринять высоту спасительного христианского благовестия.

Душу современного человека надо подготовить, размягчить. А что может быть для этого лучше, чем навеянная, вдохновленная и пропитанная духом Православия русская художественная культура, благодаря которой множество наших современников, особенно в 1950—1970 годы, пришли к Богу и в Церковь?

Мы говорим здесь и о той культуре, от истоков которой питались гении Пушкина, Гоголя и Достоевского, — о великой русской песенной культуре, включающей народные песни и романсы, а также о песенной классике и даже лучших произведениях песенного искусства XX века. Сказанное Ф. М. Достоевским о красоте, которая спасет мир, относится во многом и к тому, что красота творчества подводит человеческую душу к невыразимой красоте мира небесного, красоте Божественной, красоте, которую может постичь христианская душа, общаясь со своим Богом и Отцом.

Даже в советское время песня, несомненно, была поразительной сублимацией молитвы. В то время как люди были оторваны от Церкви и духовной жизни, их живая и болезнующая душа искала и находила доступные ей формы чистого и высокого чувства устремления к чистоте, к неведанному ею Богу.

Вот и во время нашей поездки по региону, исторически и территориально далекому от Центральной России с ее традициями, где намного более, чем на Дальнем Востоке, сохранились и вера и традиции, миссия начиналась с раскрытия души навстречу „разумному, доброму и вечному“, заключенному в великом русском культурном наследии. Кроме концертов мы привезли для бесплатной раздачи жителям Благовещенской епархии несколько тысяч экземпляров издаваемой Сретенским монастырем духовной литературы, в первую очередь, выдержавшую испытания миллионным тиражом нашу книгу „Непознанный мир веры“. По опыту мы знаем, что эта книга, представляющая сборник фактов и познавательных рассказов о христианской вере, может стать той ступенью, которая приводит человека в Церковь, к Богу и спасению.

Особенно хотелось бы выразить самую искреннюю благодарность архиепископу Благовещенскому и Тындинскому Гавриилу за помощь в осуществлении этой поездки».

Братия Сретенского монастыря, семинаристы, хор и сотрудники обители уже неоднократно осуществляли подобные миссионерские поездки. Они были несколько раз в Чечне, Рязанской области, Тамбове, Париже, Риме и Нью-Йорке. Но впервые пришлось выехать так далеко на восток.

1-й день. 16 декабря 2006 г. Москва-Рязань-Серышево

5:00. Подъем. В Москве темно и сыро. Кругом лужи, зимы нет.
6:50. Сбор у автобуса. Чуть было не промочил ботинки. С трудом верится, что где-то мороз.
7:20. Выезд. Хор приглушенно поет «Царю Небесный». Мощь. Только сейчас понимаю, с каким хором полечу.
10:20. Рязань. Территория военной базы. Красивые самолеты и вертолеты по сторонам дороги. Фотографировать не разрешают.
10:40. Вылетаем. Военные переживают за центровку самолета. И правильно: самолет битком набит книгами. Несколько тысяч экземпляров «Непознанного мира веры» не просто летят с нами, но даже занимают наши места. Приходится перекладывать книги, чтобы выпрямить спинку кресла.
17:40. За разговорами и кратким сном проходит полет. Местное время 23:40 (+ 6 часов к московскому времени). Вот так можно потерять целый день: 7 часов полета «съели» 13 часов времени.

Приземлились. На улице -37?. Щиплет нос и щеки. У отца Тихона побелела от инея борода. Ура! Мы на военной базе стратегической авиации Украинка (пос. Серышево Амурской области). Здесь зима, мороз — все по-настоящему.

2-й день. 17 декабря 2006 г. Серышево-Благовещенск

0:15. Просто и сытно ужинаем: рыба с рисом, сухие галеты, чай — стаканы в алюминиевых подстаканниках. Давно таких не видел. Чайники им под стать — огромные и тоже алюминиевые. Вся посуда подписана, на столовых приборах выбиты номера. Размещаемся в профилактории. Перед сном прогуливаюсь. Воздух обжигает, под ногами скрипят мельчайшие кристаллики снега.

8:00. Быстро собираемся и едем в Дом офицеров на воскресную литургию. Ребята из хора шутят: «Никогда в три ночи не пели литургию, а в 9 утра не давали концерт». Пока сложно привыкнуть к новому времени.

9:30. Начало службы. Народ стекается в большую залу, приспособленную для богослужения (литургия служится на переносном престоле). Перед иконой святителя Иннокентия (Вениаминова), первого амурского архиерея, — подсвечники, изготовленные из распиленных гильз. Кажется, что свечи «выстреливают» из них прямо в небо.

10:00. Закончили чтение часов. Архимандрит Тихон говорит собравшимся, что так же просто, в походных условиях, молились их благочестивые предки — первопроходцы дальневосточных земель. Народу становится все больше. Подтягиваются офицеры и солдаты. Просторный зал всех не вмещает.

«Благословенно Царство…», — начинает отец Тихон. «Аминь», — вторит ему хор. Мал, мал зал для таких голосов! Игумен Иннокентий, основатель прихода, исповедует народ. Дети, бабушки, солдаты склоняют головы под его епитрахилью, вот и генерал получает отпущение грехов. Слава Тебе, Господи! Много причастников. Немало тех, кто причащается впервые.

Не удержался и расплакался. Вспомнил, как сам в бытность свою молодым офицером впервые причастился. Вспомнил, как иеродиаконом посетил московский Сретенский монастырь, нуждавшийся тогда в помощи и молитвах. Теперь же братия и хор окрепшего монастыря пролетели восемь тысяч километров, чтобы помочь приходу отца Иннокентия.

12:30. Ослепительное солнце. Говорят, что среди российских городов наибольшее количество солнечных дней в году — в Приамурье. Суровый и красивый край. Мы — на площадке, где стоят стратегические бомбардировщики ТУ-95 МС. Оттуда едем в музей полка. В красном углу — икона пророка Илии, возносящегося на огненной колеснице, в центре комнаты — точная копия крылатой ядерной ракеты. На красно-оранжевом фоне ее обшивки надпись: «Осторожно! Не повреждать!» Начинаю сомневаться, муляж ли это… Офицер с указкой что-то рассказывает о полке, стратегической авиации и ядерных зарядах. Впечатлений так много, что слова проходят мимодумно.

13:30. Обед. Офицеры, некоторые после первого в их жизни причастия, благодушны и кротки. Стараются проявить к нам внимание. Видно, что в этом гарнизоне не привыкли к гостям. К нам приглядываются, После слова отца Тихона о том, что все люди работают и лишь военные и священники служат, отношения теплеют. На «Вечную память», возглашенную о погибших летчиках, все встают. Исчезает настороженность — и уже сыплются тосты за святое Православие, Церковь и Родину. Нарасхват семинаристы: их спрашивают, как они пришли к вере, тяжело ли и сколько лет учиться, можно ли курить, какова дисциплина? Хор прямо за столом исполняет две казачьи песни.

15:15. Сразу после обеда едем на концерт. Актовый зал Дома офицеров полон: все готовятся услышать один из лучших мужских хоров России. Собственно, ради них и прилетел хор в заснеженный дальневосточный поселок. Офицеры, бывшие на обеде, устраиваются поудобнее, они уже знают, что их ждет. Остальные чинно рассаживаются по местам, часть солдат уходит на галерку, многие стоят в проходах.

После краткого вступительного слова звучат церковные песнопения. Затем — народные песни. Чутка к ним русская душа! С каким же вниманием слушают песни о войне, долге и чести те, кто остался верен Родине в смутные 90-е годы XX века!

Проходя по рядам, изредка слышу шепот: «Вот-вот, и эту песню тоже!» И звучат любимые, истинно народные песни о чести, покаянии и спасении, об ушедшей молодости и любви, о смерти, о готовности умереть за Родину. Военные слушают молча, женщины тихо подпевают.

17:00. Концерт окончен. Радостно видеть, насколько все потрясены. Долго не дают разойтись. Благодарят, берут автографы. Все получают от имени Святейшего Патриарха по книге Сретенского монастыря «Непознанный мир веры». Многие сразу же начинают её просматривать, просят еще один экземпляр для знакомых. Дай-то Бог, чтобы в каждом эта книга пробудила желание обрести веру. Дай Бог, чтобы построили в поселке храм и был он всегда полон.

Во время прощального чая хор вновь поет для офицеров полка. Генералы задумчиво слушают «Ой, то не ветер ветку клонит» и «Песню о тревожной молодости». После провозглашения «Многая лета» всем присутствующим мы отправляемся на автобусе в Благовещенск.

10:30. Ночной Благовещенск. Позади 150 км. Нас размещают в опрятной гостинице «Зея». Повсюду надписи на трех языках — русском, английском и китайском. На этаже сталкиваюсь с владыкой Гавриилом. Решаюсь подойти под благословение. Бывший грозный наместник Псково-Печерского монастыря вблизи не так суров, как писали о нем в книгах.

Впереди четыре дня богослужений и концертов. Святитель Иннокентий, миссионер амурский, моли Бога о нас!
(Продолжение следует)

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/70 122 112 604


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика