Русская линия
Русская линия Владимир Кириллин18.01.2007 

Спасет ли нас культура?
Размышления по поводу одной публикации

Весной прошлого года почтеннейшая «Литературная газета» (N 10, 15−21 марта 2006 г.) опубликовала большую статью «Исцеление культурой», представляющую собой, по определению авторов И. Кобзона и Ю. Агешина, «напутствие» президенту России В. В. Путину. Почти сразу же этот материал был приветственно обсуждён за «круглым столом» в Московском государственном университете культуры и искусств. Нет сомнения, уважаемые авторы очень интересно и содержательно изложили свои соображения, я полностью с ними солидарен, подписываюсь под каждым их словом и считаю их выступление чрезвычайно своевременным и уместным. В статье всё тщательно продумано, важно, продуктивно. Профессионально с этим документом вряд ли поспоришь, но к размышлениям он побуждает.

Культура как составляющая общественного бытия, действительно, есть «духовно-нравственная субстанция». Хотя сферу её реализации я бы не сводил только к «духовной жизни народа», к одному лишь художеству, музеям и библиотекам. А именно об этом, прежде всего, идёт речь в «напутствии».

Мне кажется, культура есть понятие более всеобъемлющее. В сущности, она пронизывает и освещает всю человеческую деятельность. Ибо как творческий импульс Создателя она воплощается в трех различных, но нераздельных и равно значимых ипостасях жизни человека и общества — материальной, интеллектуальной и духовной. Поэтому, говоря о культуре, надо, на мой взгляд, яснее и настоятельнее иметь в виду то, что она сопряжена не только с областью художественной деятельности, но так же и настолько же с областью экономики, производства, науки, образования, религии (разумеется, в её традиционных формах), морали, — вообще со сферой положительного созидания, в которой человек, как известно, богоподобен.

Да, совершенно согласен с авторами статьи: мы должны беречь и поддерживать культуру и мы можем ею исцелиться! Но позволю себе уточнить: только если, во-первых, будем соотносить её со всей нашей жизнью, а во-вторых, не будем разделяться так, что люди творческих профессий будут сами по себе, педагоги и учёные — сами по себе, предприниматели, инженеры, изобретатели, рабочие, крестьяне — сами по себе. Я уж не говорю о представителях власти — этих жителях Олимпа… Нам разделяться совсем не нужно! Не целесообразно нам разделяться! Вредно нам это! Да не будет как в известной басне о лебеде, раке и щуке! Общество, разделённое по цеховым, корпоративным интересам, обречено!

И вот ещё что надо бы иметь в виду. Мы сегодняшние, осознанно или нет разбившиеся на разъединённые группы или слои, даже уже и не сами по себе! Мы все вместе, смею полагать, вне себя! Мы уже как бы и не народ, а население страны, электорат какой-то, вроде как нужный, но постольку поскольку… У нас всех — правителей, олигархов, прочих труждающихся и обремененных — нет общего интереса, идеи, задач, целей ни в нашем настоящем, ни в нашем будущем. Во всяком случае, таковые весьма слабо декларированы нам и ощущаются нами. У нас есть только прошлое. Да и к нему мы по-разному относимся — кто с ненавистью, кто с благоговением, кто равнодушно. Мы как сообщество не любим, не понимаем, не ценим себя… Мы чуть ли не утратили инстинкт самосохранения! Во всяком случае, мы последовательно разрушаем доставшееся нам наследие, вместе с плохим безоглядно и легкомысленно выкидывая на помойку хорошее. Как раб нерадивый, мы тупо зарываем оставленные нам нашими пращурами «таланты», наивно полагаясь на «авось» или надеясь на помощь какого-то доброго дяди. В частности, ученически следуя Западу или на Запад, мы неуклонно теряем свои некогда весьма мощные самобытные позиции. Например, в образовании ориентируемся на Болонское соглашение, отметая собственные замечательные, более чем трёхсотлетние образовательные традиции, причём совокупно с парадоксально низкой оценкой пока ещё имеющихся специалистов. В науке лишаемся лучших умов, технологий, направлений, ибо сегодня она не обеспечена и не престижна, к тому же значительно лучшие возможности для интеллектуальной самореализации есть и вновь создаются вне нашей страны. В духовно-художественной сфере всё чаще потворствуем низким и подчас нездоровым запросам потребительской среды, забывая ради презренной выгоды о высоком назначении искусства и религии. В экономике, производстве, сельском хозяйстве всё больше уподобляемся птичкам небесным, которые не сеют и не жнут, или той самой стрекозе, которая лето целое пропела, или туземцу, который за стеклянные бусы отдаёт золотоносную жилу. Мы самоуничтожаемся, пристрастившись превозносить чужое и низвергать своё, теряя хозяйское чувство в собственном доме, уничижая в себе ощущение исконной причастности к своей земле, своей Родине, к её истории. Мы нравственно деградируем, подменив принцип служения ради всех принципом служения только ради себя лично, декларировав демократические свободы, но в реальности не умея элементарно уважать друг друга и сведя общественные интересы и вкусы к гибельной потребности лишь в хлебе и зрелищах. Мы, ко всему прочему, безмятежно забыли о судьбе Великой Римской империи или о конце Византийской империи, которые исчезли с лица земли не только под воздействием извне, но главным образом в результате внутренних противоречий и разделения, в результате утраты обществом единых ценностных опор. А ведь это были государства с весьма высоко развитой культурой!

Видимо, дело не совсем в культуре. Хотя конкретно культурной сфере деятельности, равно, как образовательной, научной, хозяйственной, несомненно, государство должно оказывать куда большую поддержку. Видимо, дело в более общих, сущностных, недугах.

К сожалению, у меня нет рецепта для борьбы с губящими нас всех болезнями. Я обычный гражданин, испытывающий на себе, как и миллионы моих соотечественников все их тяготы; тот самый гражданин, о достоинстве которого, а равно и других простых людей нашей страны, кроме личных друзей и родных мало кто и редко вспоминает (разве что в программных и отчётных речах наших избранников: именно о достоинстве человека как общественной ценности акцентно говорят авторы «напутствия»). Но я твёрдо знаю: без главенства в жизни нашего общества великого нравственного императива «возлюби ближнего своего, как самого себя», без самоуважения, предполагающего столь же почтительное отношение к другим, без самоорганизации на основе всеопределяющего постулата «во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними», без утверждения прерогативы личной и взаимной ответственности друг за друга, за землю в которой мы родились и которую оставим своим детям, без наших единых созидательных усилий во имя нашего общего благоденствия, без всех этих краеугольных камней культуры — ничего у нас не получится путного!

Хотя конечно же, пока существует мир, жизнь всегда продолжалась вопреки всему… исторически очень медленно и трудно улучшаясь при молниеносных крахах.

Не думаю, однако, что данный факт утешителен!
Владимир Михайлович Кириллин, доктор филологических наук, специалист по древнерусской литературе, вед. науч. сотр. ИМЛИ им. А. М. Горького, профессор и зав. кафедрой филологии Московской Духовной Академии, профессор ф-та МАСС МЕДИА Мог. гос. ун-та культ. и искусств

https://rusk.ru/st.php?idar=111043

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Александр Турик    07.02.2007 06:46
На сайте вывешена статья некоего Дворцова "Мы терем наших детей". Так как она не сопровождена форумом, хочу высказать несколько слов на этом родственном по теме форуме. Меня особенно позабавили причитания автора о том, что будто бы "кремль и белый дом живут в разных мирах". Это детский лепет. Путин и Фурсенко и Швыдкой и Греф и Кудрин и Абрамович – это одно целое. И назначили эту компанию в вашингтонском обкоме как сегодня говорят. Какой бы не был Путин чекистом-конспиратором, но время от времени пробалтывается о своей подлинной сути. Так в последнем своем политшоу под названием пресс-конференция он прямо поддержал содомитов и лесбиянок "во имя свободы" (а до этого наградил главного пропагандиста содомитства орденом), он "постеснялся" произнести слово "русский народ" а туманно обозначил нас "одной из основных национальных групп" – вот так мы создатели и хранители России теперь одна из национальных групп – чистейший троцкизм, Гитлер был более благороден, он презирал русский народ, попавший поджидовское иго, но не отрицал его существование. Еще древними замечено, то, что не имеет имени, то не существует. В государственном пространстве нет такого понятия "русский народ", и дело времени, когда это явление исчезнет. Сегодня как и уже десятки лет главным препятствием на пути освобождения русского народ являются сергиане, которые, беззаконно воссев на святом месте, страха ради иудейска пытаются "спастись", смешивая до неразличимости оккупационный политический аппарат всемирного антихристианства со святым для русского человека понятием Родина. Хватит сопли жевать, отцы, братья. Хватит лукавить.
  В.Н.Шульгин    07.02.2007 01:23
C автором невозможно не согласиться. Сразу вспомнилось астафьевское из "Печального детектива": "дитя, замученное культурой". Наша жизнь все больше ложнокультурна: гигантское число образованных людей занимается какой-то ерундой вроде упомянутого кстати "болонского процсса". На заседании нашей кафедры уже было объявлено, что грядут времена, когда в соответствии с духом этого "процесса" наши программы, написанные по-английски мы будем утверждать где-то за рубежом. Интересно, утвердят ли мои спецкурсы по русскому консерватизму? Сердца наших управленцев (в том числе в столь культурной сфере, как образование) пребывают где-то на Альпах-Пиринеях, в любом случае – не на наших горах. Роботизация сознания наших министерских и их аппарата на местах просто поражает. Для них главное процесс сам по себе, безотносительно к его целям. На деле это служба у неких чужеземных сил, которые как раз знают, что им надо в России. Даллес со товарищи давно все сказал. А надобна малость – изничтожить нашу самобытность, которая только и дает России творческую силу. Одна надежда, что Русь переварит и это повально симулякристое поветрие, благо, что с творческой силой на западе слабовато и духовной роботизации там все же больше. Печально, что наша политическая элита не понимает всего этого. Прогрессистские глупости типа "догоним" Запад продолжают ее вдохновлять. Проблема в том, сумеют ли русские культурные круги (в самом широком смысле слова, от честных архиереев до честных писателей, профессоров) убедить самоуверенную политическую кремлевскую молодежь в ценности того русского самостояния, которое было осознано после наших первых ста лет подражательности Карамзиным и Пушкиным, с боем покинувшим французский культурный лагерь? Недавно ТВ показало творческий обмен мнениями между известными политиками, Сурковым и Медведевым. Обсуждали сурковское понятие "суверенная демократия". Несмотря на расхождения, сошлись в том, что мировоззренческая база у них общая, поскольку им обоим очень по душе одна поп-группа (американская или английская, Диппепл, что-то в этом тарабарском роде). А вот помыслить, что всякая чистая демократия без ее уравновешивания монархическими и аристократическими началами является мерзостью, давно заклейменной мудрецами от Сократа и Платона до Пушкина и Токвиля и дальше, – до этого не доходят. Стесняются почему-то оторваться ментально от принудительной западной моды трепетать от всего "демократического", хотя к тому есть все основания и в собственной традиции, и в западной тож. Какое-то стадное скотство получается. Скотство же потому, что нам очень ведомо, сколь глубоки произошедшие прогрессивные перемены с западным человеком и гражданином. В Стокгольме, например, есть Скорая презервативная помошь с разъездными автомобилями и штатом демократов, действующих на передовом краю борьбы за "человеческие ценности", главной из которых признается спаривание любою ценой, безотносительно к полу и роду одушевленного существа, к которому вы влечетесь. Гораздо больше половины тамошних граждан наслаждается демократической бессемейной жизнью, не желая даже и думать о рождении детей.
  Анна Григорьева    05.02.2007 01:41
Размышлять о культуре и в ней – дело хорошее, полезное и благодарное… Жить ею – гораздо труднее… Но, может быть,не стоит сокрушаться и руки опускать с тяжелыми вздохами сожалений?.. Может не стоит искать нам рецепта выздоровления общества, а просто попытаться жить по законам любви?
Работая в области культуры, подчас задаешь себе вопрос – « А зачем?»
Зачем кладешь жизнь, личное время, силы, стремления – ради нескольких концертов для сироток? Зачем тратишь средства на подарки пожилым людям в социальные центры? Зачем готовишь все новые программы для детей и с их участием? Зачем вообще учишь детей и чему? Преподавая фортепиано, зачем объясняешь, казалось бы, очевидное: необходимость взаимопомощи, понимания, уважения к старшим, сострадания болящим и немощным. Что изменится в мире, если эти двадцать, тридцать…сорок детей не научатся играть гаммы, не сдадут зачет, не сыграют хорошо программу?- да ничего! А если научатся – по большому счету, тоже ничего не изменится. Но если они еще и почувствуют необходимость сострадать и со-радоваться, понимать друг друга и уважать, будь то на сцене или в жизни… Если они увидят, что их занятия нужны и, в конечном итоге, приносят пользу и радость, кто знает- может быть, каждый из них, повзрослев, построит свой маленький мирок по законам любви. А от этого большой мир станет чуточку добрее и чище.
С тоскою взирая на свою зарплату, читаю я о необходимости возрождения культурных традиций. Только одна отрада, когда работаешь за «спасибо», и вся она в тех словах, что люди православные в ответ на «спасибо» произносят: «Во славу Божию!». А значит в том и ответ, а может – и рецепт: радостно и славно делать то, что можется, а остальное – приложится. Пусть в одном только маленьком мирке, а кто сказал, что только в одном?
Анна Григорьева. Преподаватель фортепиано, лауреат конкурса "Лучший преподаватель школы искусств-2005".

Страницы: | 1 |

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика