Русская линия
Седмицa.Ru18.01.2007 

«Христовых учеников лик седмьдесят в песнех восхвалим..»

17 января Русская Православная Церковь отмечает Предпразднство Богоявления и память Собора 70-ти апостолов: Иакова, брата Господня, Марка и Луки евангелистов, Клеопы, Симеона, Варнавы, Иосии (Иуста), Фаддея, Анании, первомч. архидиакона Стефана, Филиппа, Прохора, Никанора, Тимона, Пармена, Тимофея, Тита, Филимона, Онисима, Епафраса, Архиппа, Силы, Силуана, Крискента, Криспа, Епенета, Андроника, Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия, Аристовула, Родиона (Иродиона), Агава, Руфа, Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия, Лина, Гаия, Филолога, Лукия, Иасона, Сосипатра, Олимпа (Олимпана), Тертия, Ераста, Куарта, Евода, Онисифора, Климента, Сосфена, Аполлоса, Тихика, Епафродита, Карпа, Кодрата, Марка, Зины, Аристарха, Пуда, Трофима, Марка, Артемы, Акилы, Фортуната и Ахаика; Дионисия Ареопагита и Симеона Нигера.

Апостолы

Статья из III тома «Православной энциклопедии»

Собор 70-ти апостоловАпостолы [от греч. — aрostolos [посланник, вестник], ближайшие ученики Иисуса Христа, избранные, наученные и посланные Им на проповедь Евангелия и устроение Церкви. История термина. В античной литературе слово aрostolos (понимаемое как прилагательное и как существительное) употреблялось преимущественно для обозначения морской экспедиции, группы колонистов и т. п. Лишь Геродот (История. I 21.4; V 38. 8) и Иосиф Флавий (Иуд. древн. XVII 300) используют это слово в значении «посланник» применительно к конкретному должностному лицу. В религиозном значении слово практически не встречается. Эпиктет, не употребляя само слово aрostolos, говорит об идеальном философе-кинике как о посланнике (angelos или kataskopos) Зевса и использует глагол aрostollo на правах общеупотребимого термина, приложимого к человеку, посланному Богом и облеченному правом проповеди (Беседы. 3. 22. 3; 4. 8. 31). Однако этот пример остается единственным случаем употребления понятия апостолы в религиозном контексте, поэтому об институте посланников у киников и о каком-либо преемстве христианским институтом апостолов речи идти не может.

В Септуагинте глаголом apostollo передается еврейский глагол, который помимо общего значения (простирать, посылать) употребляется для обозначения послания пророков на проповедь слова Божия Израилю (Ис 6; Исх 3. 10; Иер 1. 7; Иез 2. 3; 3. 4). Aрostolosв Септуагинте встречается лишь раз (3 Цар 14. 6), в словах прор. Ахаии: «Я грозный посланник (aрostolos) тебе», обращенных к жене царя Иеровоама, которая пришла спросить пророка о судьбе своего больного сына.

Уже блж. Иероним (Ad. Gal 1. 1) предположил, что слово aрostolos — это перевод евр. термина «шалиах», обозначающего посланника, уполномоченное лицо. Оба слова, и греческое и еврейское, представляют собой отглагольные существительные, образованные по одному и тому же морфологическому образцу. Термин «шалиах» следует понимать в контексте правовых представлений, истоки которых укоренены в древнесемитском праве вестника, согласно которому к посланцу надо относиться так же, как и к пославшему его (напр., так поступает Авигея, когда она омывает ноги рабам Давида, которые пришли взять ее в жены царю (1 Цар 25. 40); оскорбление посланников Давида аммонитянами становится причиной войны против них (2 Цар 10. 1−5)). Впоследствии эта идея была четко сформулирована в следующем положении: «Посланник человека как и сам пославший» (Берахот V. 5), т. е. он уполномочен в правовом отношении и лично есть представитель того, кто его послал. Возникновение правового института посланничества. В Деян 9. 2 говорится о том, что Савл, заручившись письмом от первосвященника, прибыл в Дамаск с особым поручением, что, возможно, свидетельствует о существовании посланников синедриона в качестве должностных лиц уже в первые годы существования христианской Церкви (ср.: Деян 28. 21). Со всей определенностью об институте «шалиах» можно говорить только после 70 г. по Р.Х., когда этим словом обозначались лица, имеющие известные служебные обязанности и официально уполномоченные на это синедрионом. В сферу их деятельности входили осуществление связи между синедрионом и общинами диаспоры, сбор и доставка пожертвований в пользу палестинских раввинов, посещение общин и т. п. (Idem. S. 414−420). Однако, несмотря на близость терминов «шалиах» и «апостол», разница между служениями обозначаемых ими групп остается существенной: послание «шалухим» было основано на авторитете какого-либо человека или группы людей; носило скорее юридический, а не религиозный характер; оно никогда не имело своей целью миссионерскую проповедь или основание новых общин; по времени ограничивалось конкретным данным им заданием. Т.о., очевидно, что апостолы — это чисто христианский институт, не имевший прототипов ни в греческой, ни в иудейской религиозных традициях. Это служение было установлено Самим Господом Иисусом Христом для устроения Церкви (Еф 2. 20).

В НЗ слово aрostolos в ряде случаев все еще сохраняет общее значение — «посланный кем-либо с определенной целью» (напр., Ин 13. 16: «Раб не больше Господина своего, и посланник (aрostolos) не больше пославшего его», ср.: Мф 10. 40). Апостолами могут называться уполномоченные христианских общин (напр., Тит и др. христиане в 2 Кор 8. 23 названы «посланниками церквей»), сопровождающие в Иерусалим пожертвования, собранные общинами Греции. В этом же смысле ап. Павел называет апостолом Епафродита как апостола филиппийцев. Однако основным становится новое значение, которое выражено в словах ап. Петра перед избранием ап. Матфия: «Один из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его» (Деян 1. 21−22). Апостолами в НЗ в большинстве случаев называются 12 наиболее близких учеников Господа и ап. Павел. В отдельных случаях это наименование прилагается и к др. лицам: к Варнаве наряду с Павлом (Деян 14. 4, 14), к Андронику и Юнии (Рим 16. 7). Ап. Павел говорит об «Иакове и всех апостолах», явно отличая их от двенадцати (1 Кор 15. 5, 7).

Вплоть до кон. II в. по Р.Х. странствующие проповедники Евангелия все еще назывались апостола. О них говорится в 11-й гл. «Учения двенадцати апостолов» — Дидахе. Служение в Церкви по распространению евангельской веры среди непросвещенных народов подобно тому, как это делали апостолы. Христа, и сегодня называется равноапостольным. Так, Церковь почитает равноапостольными Марию Магдалину, имп. Константина Великого, Нину, просветительницу Грузии, вел. кн. Владимира, свт. Николая Японского. Встречается и иная форма этого именования, напр. свт. Стефан Пермский — «апостол зырян».

Служение Апостолов

Духовный смысл христианского апостольства может быть понят только в связи со спасительным посланием в мир Самого Господа Иисуса Христа, которое предшествует и является основанием посланничества апостолов: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» (Ин 20. 21); «принимающий того, кого я пошлю, Меня принимает, а принимающий Меня принимает Пославшего Меня» (Ин 13. 20; ср.: Ин 3. 17, 34; 5. 36; 7. 29; 8. 42; 11. 42; 17. 18; Лк 4. 18−19; 10. 16). «Посланничество Господа, как средство для человеческого спасения, и это спасение, как цель посланничества, являются весьма тесно соединенными одно с другим, выражая собою живое благоизволение Божие о спасении „всех человеков“ (1 Тим 2. 4)» (Аквилонов. С. 143−144). Служение апостолов, находящееся, т.о., в преемственной связи со служением Господа, Который возвещал то, что слышал от «Пославшего» Его (Ин 12. 49; 14. 24), и продолжающее мессианское свидетельство о спасении мира, которое осуществилось в Лице Иисуса Христа, является частью плана спасения всего мира (Венедикт. С. 22).

На апостольское служение может поставить только Сам Бог через Своего Сына: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал» (Ин 15. 16; ср.: Ин 6. 70; 15. 19; Мк 2. 14; 4. 19; Гал 1. 1; 1 Кор 12. 28). Именно поэтому восполнение апостольского лика происходит с помощью жребия, подтверждающего избрание апостола Самим Господом (Деян 1. 24). В этом призвании от Бога полагается и отличие апостолов Христа от апостолов Церквей (2 Кор 8. 23) и от апостолов «от человек» (Гал 1. 1). Несмотря на всю высоту миссии последних, их нельзя назвать носителями особой апостольской печати — личного призвания Иисусом Христом. Каждый апостол — личный посланник Господа, поэтому ап. Павел подчеркивает высоту и исключительность своего служения в Церкви как полученного от Отца через Иисуса Христа (Гал 1. 1). Избрание в апостолы имеет основание в вечных планах, предрешенных «прежде создания мира» (Евр 1. 4). Кроме ап. Павла, предызбранного от «утробы матери» (Гал 1. 15), пример такого предначертательного призвания дает рассказ о встрече Господа с Нафанаилом (Ин 1. 48): «Прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницей, Я видел тебя» (Венедикт. С. 23−24).

Вместе с тем призвание к апостольскому служению требует и своего «восполнения» — освящения Св. Духом. Еще до Своего вознесения Спаситель дал ученикам обетование послать от Отца Духа — Утешителя, Который их «научит… всему и напомнит… все», что говорил Сам Господь (Ин 14. 26); «вы приимите силу, когда сойдет на вас Дух Святый» (Деян 1. 8; ср.: 13. 3). Это исполнилось в событии Пятидесятницы. Книга Деяний показывает, как Св. Дух участвовал в деле распространения Евангелия, руководил в апостольской проповеди, избирая апостолов на то или иное дело (Деян 13. 2), наставляя и укрепляя их (Деян 15. 28), определяя направление миссионерских путешествий (Деян 16. 7). Т.о., «подлинной гарантией вхождения в апостольство является участие в этом акте трех лиц Святой Троицы: избрание от Отца, призвание через Сына и освящение Святым Духом» (Патронос. С. 10).

Апостольское служение (Мф 28. 19) не ограничено определенным местом и состоит в соработничестве Христу (1 Кор 3. 9) в деле устроения Церкви по всей земле (1 Кор 3. 10−11; в Еф 2. 20 и Откр 21. 14 апостолы сравниваются с основанием церковного здания).

Как «очевидцы Слова» (Деян 1. 2; ср.: 1 Кор 9. 1) апостолы должны были стать свидетелями того, что сами видели (1 Ин 1. 1; ср.: Лк 24. 48; Деян 1. 8). Апостольское служение по устроению Церкви на земле есть прежде всего служение словом. Избирая 7 мужей Церкви Иерусалима, апостолы указывают: «Нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах» (Деян 6. 2). Ап. Павел говорит об апостольской проповеди как о своей «необходимой обязанности» и «вверенном ему служении» (1 Кор 9. 16−17). «Горе мне, если я не благовествую», — восклицает он (Там же). По словам апостола языков, центром апостольского благовестия является «слово о Кресте» (1 Кор 1. 18) и слово о Воскресшем Господе (1 Кор 15. 14−15). Кроме проповеди об Иисусе Христе неотъемлемой частью апостольства является учительство — научение верующих истинному богопочитанию (Мф 28. 19).

Совершение таинств и др. богослужений также является одной из задач апостолов. Сам Господь посылает их крестить (Мф 28. 19; Ин 4. 2; 1 Кор 1. 14.16). Они преломляют Хлеб (Деян 2. 42; 20. 11), совершая Евхаристию. Апостолы рукополагают своих преемников (Деян 14. 23; 2 Тим 1. 6). Им дана власть «вязать» и «разрешать» грехи (Мф 18. 18). Свое священство апостолы получили в даре Пятидесятницы от «Первосвященника по чину Мелхиседекову» (Евр 5. 10).

Апостольское служение предполагало полную преданность воле Божией, готовность отдать даже свою жизнь. Страдание во имя Христа неразрывно связано с апостольством (Мф 10. 16−23; 20. 22−23). Христос сравнивает своих посланников с агнцами посреди волков (Лк 10. 3). Ап. Павел также говорит о ежечасных бедствиях, сопровождающих его служение (1 Кор 15. 31).

Апостольство, будучи послушанием и служением Господу, в отношении ко всем христианам первенствующей Церкви представляло собой особую власть. Она проявлялась прежде всего в пастырстве и чудотворении. Пастырская власть вручена апостолам Спасителем для управления Церковью Божией. Слова Христа «паси агнцев Моих» (Ин 2. 15) обращены непосредственно к ап. Петру, но содержат повеление всем апостолам. Важнейшая прерогатива пастырской власти «вязать и решать» дана была сначала ап. Петру (Мф 16. 19), а потом и остальным ученикам (Мф 18. 18). Природу власти апостолов над созданными ими Церквами раскрывают Послания ап. Павла, где указывается прежде всего на ее Божественный источник (2 Кор 13. 10). С др. стороны, апостолы ощущают себя отцами Церквам, которые они «родили во Христе» (1 Кор 4. 15).

Особым видом власти апостолов была данная им вместе с апостольским званием сила творить чудеса (Мф 10. 8; Лк 9. 2.6; 10. 1.19), которые свидетельствовали о Божественном характере проповедуемого учения и были могучим средством обращения народов. «Не осмелюсь сказать что-нибудь такое, чего не совершил Христос через меня, в покорении язычников вере, словом и делом, силою знамений и чудес, силою Духа Божия», — пишет ап. Павел (Рим 15. 18−19). «Знамения, чудеса и силы» он называет отличительными признаками апостола (2 Кор 12. 12).

Особым делом апостолов, возложенным на них Господом, было запечатлеть жизнь, дела и учение Иисуса Христа и передать это знание в различных формах всей Церкви. Будучи свидетелями Слова, они составили книги, принятые Церковью как священные (2 Петр 3. 16) и ставшие основанием христианской веры и жизни. Богодухновенные писания апостолов собраны Церковью в единый корпус НЗ. В состав НЗ включены следующие апостольские писания: из 12 апостолов — Евангелие ап. Матфея, Евангелие, 3 послания и Откровение ап. Иоанна Богослова, послания апостолов Иакова, Иуды, Петра; из 70 апостолов — 1 Евангелие принадлежит ап. Марку, 1 — ап. Луке; 14 посланий принадлежат ап. Павлу. Кроме того, апостолам приписываются ряд апокрифических Евангелий, Посланий и Откровений (см. Апокрифы). Существует ряд памятников послеапостольского времени (II-III вв.), надписанные именами 12 апостолов («Учение двенадцати Апостолов» — Дидахе, Апостольские постановления, Апостольские правила, Апостольское предание), которые продолжают апостольскую традицию. Церковь продолжает сохранять полноту апостольского предания. Богодухновенные писания апостолов вместе с основанием ими Церкви являются одной из причин, почему Никео-Цареградский Символ веры называет одним из существенных свойств Церкви ее апостольство. Церковь признает за апостольским преданием непререкаемый догматический и учительный авторитет. Соборные определения предписывают: «Хранити неприкосновенну нововведениям и изменениям веру, преданную нам от самовидцев и служителей Слова, богоизбранных апостолов» (VI Всел. 1).

12 апостолов

В Евангелиях более 30 раз вместо слова «апостолы» употребляется слово «Двенадцать», которое, т. о., является его синонимом. Сам Господь после избрания 12 Своих ближайших учеников называет их апостолами (Лк 6. 13). Синонимия обоих терминов особенно характерна для Евангелия от Иоанна, в котором слово «апостол» встречается всего раз в общем значении «посланник» (Ин 13. 16). Число 12 глубоко символично (см. Число, символика). Подобно сыновьям Иакова, основоположникам 12 колен богоизбранного народа, апостолы должны стать во главе Церкви Христовой — центром, вокруг которого соберется новый эсхатологический Израиль; именно они будут в последний день судить 12 колен нового Израиля (Мф 19. 28; ср.: Лк 22. 30). Небесный Иерусалим из Откровения св. Иоанна Богослова имеет 12 ворот с написанными именами 12 колен Израилевых (Откр 21. 12) и 12 оснований, которыми являются 12 апостолов (Откр 21. 14).

Двенадцать избраны, чтобы пребывать со Христом, проповедовать и свидетельствовать об исполнении во Христе древних пророчеств (Мк 3. 14; Лк 24. 46−48). Причем если во время земной жизни Господа им запрещается идти к язычникам (Мф 10. 5), а их проповедь ограничивается «погибшими овцами дома Израилева» (Мф 10. 6), то после Воскресения эта задача коренным образом меняется: апостольское провозвестие должно охватить весь мир (Мф 28. 18; Лк 24. 47). Апостолы должны быть вестниками того, что с пришествием Христа началась окончательная победа Бога над сатаной (Лк 10. 18). Им поручено делом (Мф 10. 8) свидетельствовать, что «враг мира сего изгнан будет вон» (Ин 12. 31). Данной им силой (Мк 6. 7) апостолы изгоняют бесов и исцеляют больных (Мк 6. 13), им не может повредить никакое зло (Мк 16. 18). Господь дает апостолам власть провозглашать мир либо суд (Мф 10. 12−13; Лк 10. 5−6), прощать либо удерживать грехи (Ин 20. 23).

Неотложность миссии апостолов как проповедников приблизившегося Царствия (Мф 4. 17; 10. 7; Лк 10. 9) определяет особо строгие наставления, данные им Господом. «Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания» (Мф 10. 9−10; Мк 6. 8−9; Лк 9. 3; 10. 4). Ничего не должно отвлекать их во время выполнения поручения, данного им Господом, поскольку они — «ловцы человеков"(Мк 1. 17).

Само выделение учеников из числа постоянно окружавшего Христа народа происходило достаточно длительное время. Если толпа может быть настроена ко Христу как положительно, так и отрицательно (ср. Ин 7. 12), то ученики Господа (mathetai) — это те, кто уже уверовал в Него. Однако не все ученики стали апостолами, ибо Господь избрал в апостолы «кого Сам хотел» (Мк 3. 13).

Согласно Евангельской истории (см. Гармония евангельская), первыми к апостольству были призваны Андрей, Иоанн (евангелист не называет своего имени), Иаков, Симон, нареченный Петром, Филипп и Нафанаил (Ин 1. 35−49), из которых по крайней мере Андрей и Иоанн прежде были учениками Иоанна Крестителя (Ин 1. 35−40). Хотя пребывание со Христом уже пробудило в них веру (Ин 2. 11), после первой встречи с Учителем они еще на некоторое время возвращаются к своим привычным делам. Следуя описанию призвания апостолов, предложенному евангелистом Лукой, можно предположить, что, продолжая заниматься рыболовством, будущие апостолы, как и прочие ученики, видели чудеса Господа в Галилее, слышали Его проповедь (ср.: Лк 4. 31 — 5. 1). Переломным событием, после которого рыбаки превратились в «ловцов человеков» (Мк 1. 17; Лк 5. 10), явился чудесный улов рыбы (Лк 5. 2−12). Пережив мистический «ужас» (Лк 5. 9), они смогли «оставить все» (Лк 5. 11) и последовать за Учителем. Евангелист Лука в этом рассказе говорит о Петре, Иакове и Иоанне (Лк 5. 10), др. синоптики еще указывают и на четвертого — Андрея (ср.: Мф 4. 18−22; Мк 1. 16−20). По сообщению синоптических Евангелий, следующим был призван Матфей в Капернауме (Мф 9. 9; Мк 2. 14; Лк 5. 27), что произошло еще до 2-й пасхи общественного служения Господа. И наконец, уже после 2-й пасхи, когда число последователей Христа умножилось и люди, жаждавшие назидания, были «изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря» (Мф 9. 36), из множества учеников (ср. Лк 6. 13) Господь избрал 12 апостолов. Перед этим событием Он молился Отцу всю ночь (Лк 6. 12). С этого времени и вплоть до ареста Христа двенадцать уже не отлучались от Господа, даже когда от Него уходили многие смутившиеся новым учением (ср.: Ин 6. 66−69).

Окончательное избрание апостолов произошло между 2-й и 3-й пасхами общественного служения Господа, когда устами ап. Петра (Мф 16. 16) была исповедана их общая вера в мессианское достоинство Спасителя. Однако и после этого события Христос продолжал укреплять их веру (Мк 4. 34). В Евангелиях описаны примеры маловерия апостолов (ср.: Мф 14. 25−31; 16. 8; 17. 20; Мк 4. 37−40), непонимания ими слов и дел Христа (ср.: Мф 15. 15−16; 26. 7−13; Лк 9. 45; 18. 34; Ин 12. 16). Понимая учение о Царствии Божием как о земном царстве восстановленного Израиля (ср.: Мк 10. 32−37), они ставят вопрос о человеческих привилегиях, которые можно получить, следуя за Господом (Мф 20. 20−24; Мк 9. 33; Лк 9. 46). Во время Тайной вечери, когда Христос открыто изобличил предателя, они продолжали спорить о том, «кто из них должен почитаться большим» (Лк 22. 24). Слабость их веры доходит до того, что в момент ареста все они оставляют своего Учителя (Мф 26. 56; Ин 16. 32), а Петр трижды отрекается от Него (Мф 26. 69−75). Один из двенадцати стал предателем (Мф 26. 14−16; 27. 3−10 и пар.). Даже после Воскресения Христа некоторые из них еще могут сомневаться (Мф 28. 17), продолжают по-земному понимать учение о Царствии (ср.: Деян 1. 6). Однако и в этом состоянии несовершенства и человеческой слабости их апостольство есть особое избранничество, их отношения со Христом характеризуются близостью и доверительностью. «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин 15. 15). Окончательно апостолы стали теми, кем Христос «уловил вселенную» (тропарь Пятидесятницы), лишь получив в день Пятидесятницы дар Св. Духа, Который «научил их всему» (Ин 14. 26).

Имена 12 апостолов в синоптических Евангелиях перечислены в рассказе об их избрании и послании на проповедь (в Деян 1. 13−26 этот список повторяется, за исключением имени Иуды Искариота, который заменяется на Матфия (ст. 26)).
Мф 10. 2−4 Мк 3. 16−19 Лк 6. 14−16 Деян 1. 13, 26 1. Симон (Петр) 1. Симон (Петр) 1. Симон (Петр) 1. Симон 2. Андрей 2. Иаков Зеведеев 2. Андрей 2. Иаков 3. Иаков Зеведеев 3. Иоанн (брат его) 3. Иаков 3. Иоанн 4. Иоанн (брат его) 4. Андрей 4. Иоанн 4. Андрей 5. Филипп 5. Филипп 5. Филипп 5. Филипп 6. Варфоломей 6. Варфоломей 6. Варфоломей 6. Фома 7. Фома 7. Матфей 7. Матфей 7. Варфоломей 8. Матфей, мытарь 8. Фома 8. Фома 8. Матфей 9. Иаков Алфеев 9. Иаков Алфеев 9. Иаков Алфеев 9. Иаков Алфеев 10. Леввей (Фаддей) 10. Фаддей 10. Симон Зилот 10. Симон Зилот 11. Симон Кананит 11. Симон Кананит 11. Иуда Иаковлев 11. Иуда брат Иакова 12. Иуда Искариот 12. Иуда Искариот 12. Иуда Искариот 12. Матфий Несмотря на расхождения в порядке имен и некоторых вторых именах, можно с уверенностью утверждать, что в новозаветных апостолов списках речь идет об одних и тех же лицах. Все исчисления начинаются с ап. Петра, при этом приводится его первое имя Симон. Имя Петр было дано Симону Спасителем, когда его брат Андрей привел его к Иисусу (Ин 1. 42). Во всех списках названы Филипп (N 5), Иаков Алфеев (N 9) и на последнем месте — впосл. отпавший Иуда Искариот (не упомянутый в Деян 1. 13 и замененный в 1. 26 на Матфия). В разной последовательности названы: Андрей (брат ап. Петра, названный Церковью Первозванным), Иаков Зеведеев, его брат Иоанн (Богослов), Варфоломей, Фома (который в Ин 20. 24; 21. 2 назван «близнецом») и Матфей (согл. Мк 2. 14 и Лк 5. 27 его звали Левий).

Упомянутый во всех 4 списках ап. Варфоломей обычно отождествляется с отсутствующим в этих списках Нафанаилом, о котором сообщает евангелист Иоанн. Их отождествление основано на том, что все списки 12 апостолов синоптических Евангелий и Деяний называют только Варфоломея, тогда как Иоанн, который вообще не упоминает Варфоломея, относит к апостолам Нафанаила (Ин 1. 35−51; 21. 1−2). Кроме того, в списках 12 апостолов синоптических Евангелий Варфоломей всегда упоминается вместе с Филиппом, и объяснением этой связи может служить рассказ Ин 1. 43−51 о том, что Филипп привел Нафанаила, чтобы он увидел Мессию Иисуса (Ин 1. 35−51). Иоанн, возможно, предпочитает употреблять более выразительное имя «Натанаил» (евр. — дар Божий), а «Варфоломей» опускает, т.к. последнее является отчеством (арам. ?- сын Толами (ср.: LXX Нав 15. 14)). Полное арам. имя ап. Варфоломея в таком случае было Натанаэль бар-Толами.

Употреблением нескольких имен для обозначения одного и того же лица объясняется и тот факт, что ап. Иуда, которого Лука, чтобы избежать путаницы с предателем Иудой Искариотом (ср.: Ин 14. 22), называет Иудой Иаковлевым (братом Иакова), в перечнях Мф и Мк назван Фаддеем (хвалящий от евр. — хвалить) или Леввеем (сердечный от евр.- сердце).

Ап. Симон у Мф и Мк назван Кананитом (евр./арам. — ревновать) (некоторые ранние рукописи дают вариант — прозванием, которое указывает на его приверженность закону Моисееву или принадлежность к партии «ревнителей» — зилотов. Для читателей евангелиста Луки, видимо, требовалось дать перевод этого прозвища, поэтому у него апостол назван Симон Зилот (dzelotes от dzeloo — ревновать).

На формально-иерархические различия среди апостолов Священное Писание нигде не указывает. Этому не противоречат рассказы евангелистов о том, что Петра, Иоанна и Иакова Спаситель неоднократно выделял, делая их свидетелями важнейших событий: воскрешения дочери Иаира (Мк 5. 27; Лк 8. 52), Преображения (Мф 17. 1; Мк 9. 2; Лк 9. 28), ночной молитвы в Гефсиманском саду накануне взятия под стражу (Мф 26. 37; Мк 14. 33). В ряде мест Свящ. Писания показано первенствующее положение ап. Петра. Не только в общих списках апостолов он называется первым, но также среди 3 избранных (Лк 8. 51; Мф 17. 1; Мк 14. 33 и др.). Выражение «Петр же и бывши с ним» (Лк 9. 32), несколько раз встречающееся в Евангелии, также подтверждает его авторитет среди др. учеников. Господь особым образом выделял и дом Петра (Мф 8. 14; Мк 1. 29−30; Лк 4. 38). Христос совершает чудо, чтобы заплатить за Себя и Петра подать на храм (Мф 17. 25−27). От имени Двенадцати Петр исповедует Иисуса Христом и Сыном Божиим (Мф 16. 16), за что особым образом ублажается Спасителем (Мф 16. 17−19). Евангелие от Матфея чаще др. акцентирует эту особую роль Петра в кругу Двенадцати. Деяния также рассказывают о его руководящей роли избрания 12-го Апостола (Деян 1. 15−22) в день Пятидесятницы (Деян 2. 14−36) и др. случаях. Но когда Петр по-человечески не понимает слов Христа о грядущих страданиях и пытается Его остановить, Господь резко обрывает его (Мф 16. 23). Евангелия рассказывают о падении Петра и о том, что Христос восстановил его в апостольском лике (ср.: Ин 21. 15−19). «Сопоставление новозаветных текстов убеждает нас, что Петру апостолу принадлежало, действительно, особливое, первое место среди Двенадцати, но это был примат не власти, а авторитета, старшинства, первостоятельства, который притом принадлежал ему в соединении со всеми, но не без всех и не помимо всех» (Булгаков. С. 30). Православное богословие решительно стоит на том, что особое место Петра среди апостолов не дает ни малейшего основания для утверждения примата Римской кафедры. По мнению прот. Сергия Булгакова, речь должна скорее идти о «двух приматах двух первоапостолов — примата любви (ап. Иоанн) и примата авторитета (ап. Петр)» (Там же. С. 46).

70 апостолов

Евангелист Лука сообщает также о том, что Господь «избрал и других 70 учеников и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда сам хотел идти» (Лк 10. 1). Причина появления этого круга избранных учеников приводится в следующем стихе: «Жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву свою» (Лк 10. 2). Имена этих апостолов в НЗ не указываются. Как и 12, число 70 имеет глубокую религиозную символику. В Быт 10 говорится о 70 народах, живущих на земле: «из чресл» детей Ноя вышли народы — от Иафета 14 (ст. 2−5), от Сима — 26 (ст. 21−31), от Хама — 30 (ст. 6−20); в Исх 11. 16 Моисей собрал «семьдесят мужей из старейшин Израилевых» и «поставил их около скинии» (ст. 24), и др. «Библейская символика числа 70, с одной стороны, указывает на полноту и завершенность, с др.- употребляется как метафорическое определение всех языческих народов, населяющих землю. Использование этого числа в кругу учеников Христа отражает характер их миссии — проповедь язычникам» (Венедикт. С. 53). Некоторые древние рукописи НЗ (Ватиканский кодекс, Кодекс Безы и др.) и цитаты из древних христианских писателей (Адамантий, св. Епифаний Кипрский) в этом месте приводят др. число апостолов — 72. Символика этого числа также имеет основание в Священном Писании: оно соответствует шестикратно умноженному числу колен Израилевых; число народов в Быт 10 в Септуагинте — 72.

Событие послания 70 апостолов произошло уже после 3-й пасхи общественного служения Господа (см. Гармония евангельская), перед началом Его пути на Страсти. После избрания Господь дает апостолам наставления, во многом схожие с наставлениями, данными 12 апостолам (ср.: Лк 10 и Мф 10). Служение 70, временное и краткое, может быть не выходившее за пределы галилейского служения Христова, заключалось, возможно, в подготовлении пути Христова на Страсти (Кассиан. С. 49).

Полного списка 70 апостолов не существовало еще в IV в. Согласно Евсевию Кесарийскому, «имена апостолов Спасителя известны из Евангелия каждому, списка же семидесяти учеников никакого нигде нет» (Церк. Ист. I 12). Среди них он называет Варнаву (Деян 4. 36; Гал 2. 1, 9), Сосфена (Деян 18. 17; 1 Кор 1. 1), Кифу (Гал 2. 11; по мнению Климента Римского, «тезка апостола Петра и один из семидесяти»), Матфия, причисленного вместо Иуды к апостолам, «тот, кто вместе с ним почтен был жребием», Фаддея. Предание о принадлежности списков, известных с более позднего времени (на Западе с VI в., на Востоке не ранее VIII в.) либо сщмч. Ипполиту Римскому, либо сщмч. Дорофею, еп. Тирскому (ум. ок. 362), исследователями отвергается, т. к. туда включены имена людей, существование которых ставится под сомнение, например Кифа (имя, данное Петру, — Гал 2. 9), Кесарь («из Кесарева дома», т. е. уверовавшие во Христа от царского дома — Флп 4. 22) (Собор св. 70 апостолов. С. 20; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 6−11), однако это не исключает того, что в них присутствуют имена современников Иисуса Христа, действительно избранных Им в числе 70 учеников.

Несовпадениями перечислений имен 70 апостолов в древних списках обусловлены и некоторые различия в православных богослужебных книгах — Апостоле (Апостол. С. 7−11) и Минее (Минея. Январь. Ч. 1. С. 124−143: перечисление апостолов в тропарях 2-го канона). (Об истории развития этой традиции см. ст. «Учеников списки».) На основании Священного Писания, предания святых отцов и трудов древних церковных авторов определился сонм благовестников, которых Церковь чествует 4 янв. как Собор 70 апостолов. Слав. Четьи-Минеи указывают следующие имена: Иаков, брат Господень, Марк евангелист, Лука евангелист, Клеопа, брат Иосифа Обручника, Симеон, сын Клеопы, Варнава, Иосиф, или Иосия, прозываемый Варсавой или Иустом, Фаддей, Анания, Стефан архидиакон, Филипп, Прохор, Никанор, Тимон, Пармен, Тимофей, Тит, Филимон, Онисим, Епафрас, Архипп, Сила, Силуан, Крискент, или Криск, Крисп, Епенет, Андроник, Стахий, Амплий, Урван, Наркисс, Апеллий, или Апелл, Аристовул, Иродион, или Родион, Агав, Руф, Асинкрит, Флегонт, Ерм, Патров, Ермий, Лин, Гаий, Филолог, Лукий, Иасон, Соси-патр, Олимпан, или Олимп, Тертий, Ераст, Куарт, или Кварт, Евод, Онисифор, Климент, или Клим, Сосфен, Аполлос, Тихик, Епафродит, Карп, Кондрат, Марк, он же Иоанн, Зина, Аристарх, Пуд, Трофим, Марк, племянник Варнавы, Артема, Акила, Фортунат, Ахаик. Св. Димитрий Ростовский внес в список еще 2 имени: Дионисий Ареопагит и Симеон, по прозванию Нигер.

Необходимо отметить, что мн. из них не входили в число тех 70 учеников, которых Господь избрал перед началом пути на Страсти, т. к. они упоминаются в более поздних текстах НЗ. Так, напр., об обращении Варнавы говорится только в кн. Деяний (4. 36−37), Аполлос пришел из Александрии уже во время миссионерских путешествий ап. Павла (Деян 18. 24−25), Онисима ко Христу привел ап. Павел (Флм 1. 10), Акила во время земной проповеди Христа не мог быть в Галилее (ср.: Деян 18. 2), и др. Стремление отождествить их с теми 70 учениками, которых Христос избрал, и именование их апостолами означает, что в их служении Церковь видела продолжение того дела, на которое Господь послал 12 и 70 апостолов.

Апостольское служение ап. Павла.

Савл был призван Христом после Вознесения Господа. Но несмотря на исключительность обстоятельств, при которых он стал благовестником, именование его апостолом вполне согласуется с общими принципами апостольства и, более того, позволяет уточнить саму природу этого служения.

Как и Двенадцать, Павел был призван Самим Господом. И к нему в полной мере относятся слова Христа: «Не вы Меня избрали, а Я вас» (Ин 15. 16). Хотя Савл был призван через неск. лет после Воскресения (Деян 9; 22; 26), принципиально важно, что это произошло «не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцом» (Гал 1. 1). По дороге в Дамаск совершилось то, к чему он был предназначен еще «от утробы матери» (Гал 1. 15). Но поскольку чудесное призвание Павла было сокрыто от мира, ему приходилось настойчиво говорить о своем апостольстве и убеждать всех, что он в полной мере соответствует его критериям. «Не Апостол ли я… Не видел ли я Иисуса Христа Господа нашего?» (1 Кор 9. 1), «у меня ни в чем нет недостатка против высших апостолов» (2 Кор 11. 5). Ап. Павел обращается к авторитету Самого Христа, когда ему необходимо подтвердить законность своего служения, поскольку источником его, как и для Двенадцати, является Сам Господь.

Двенадцать до выхода на проповедь длительное время обучались и готовились к служению, пребывая в постоянном общении с Господом. Приготовление Павла к благовествованию было также продолжительным. От видения на пути в Дамаск до начала его первого миссионерского путешествия прошло несколько лет, в течение которых «Савл более и более укреплялся» (Деян 9. 22). Свящ. Писание впервые называет его «апостолом» только в Деян 14. 4. Этому предшествовала проповедь в Дамаске и Аравии, служение Антиохийской Церкви и прямое указание Св. Духа на его избранничество (Деян 13. 2).

В служении ап. Павла со всей силой раскрылся всемирный характер апостольской проповеди. «Уделом, который назначил [ему]… Бог» (2 Кор 10. 13), стали для него языческие страны. Во многом благодаря проповеди ап. Павла о том, что и язычники призваны быть сонаследниками неисследимого богатства Христова, составляя в Нем единое тело (Еф 3. 2−12; Кол 1. 24−29), слово о Христе было проповедано «от Иерусалима до Иллирика» (Рим 15. 19); о себе Павел говорит как об «апостоле язычников» (Рим 11. 13).

В своих посланиях ап. Павел значительно углубляет по сравнению с Евангелиями понимание сущности апостольства. Ему принадлежит определение апостола как «соработника Христу» (1 Кор 3. 9), «служителя Христова и домостроителя таин Божиих» (1 Кор 4. 1). Он с дерзновением говорит об апостольстве как о служении примирения Бога с людьми (ср.: 2 Кор 5. 18−20). Именно на примере ап. Павла ярко видно, как апостолы уподоблялись Христу. «…Уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал 2. 20). Апостолы разделяют с Господом непонимание мира, доходящее до презрения и изгнания (1 Кор 4. 9−13). Но человеческие немощи Апостолы восполняются благодатной помощью Христа (2 Кор 12. 10). Согласно преданию, почти все Апостолы, кроме ап. Иоанна, отошли ко Господу, претерпев мученическую кончину. В посланиях ап. Павла отмечено также, что апостольство имеет непрерывное продолжение в Церкви (см. Апостольское преемство). Для сохранения преемства в том многоразличном служении, которое исполняли Апостолы, они поставляли епископов и пресвитеров (Деян 14. 23). Воспитание епископов как носителей Свящ. Предания (1 Тим 6. 20) было одной из главных задач апостолов. Литература: Крылов И. З. Жизнь 12 апостолов и сказания о прочих 70 апостолах и жития их. М., 1869; Троицкий М., свящ. Апостол языков Павел и апостолы обрезания в их отношении друг к другу. Каз., 1894; Аквилонов Е. Новозаветное учение о Церкви: Опыт догматико-экзегетич. исслед. СПб., 1896; Димитрий (Самбикин), архиеп. Собор св. 70 апостолов (4 янв). Тверь, 1900−1902. Каз., 1906; Перов И. Послание Господа нашего Иисуса Христа 12 апостолов на проповедь // ВиР. 1900. N 5−7; Иннокентий Херсонский, свт. Жизнь святого апостола Павла // idem. Соч. СПб., 1901. М., 2000. Т. 2; Глубоковский Н. Н. Благовестие христи-анской свободы в Послании св. апостола Павла к Галатам. СПб., 1902. М., 1999р. С. 69−166; он же. Благовестие св. апостола Павла по его происхождению и существу. СПб., 1905−1912. Т. 1−3; Богдашевский Д. И. О личности св. апостола Павла. К., 1904; Мышцын В. Устройство христианской Церкви в первые два века. Серг. П., 1906; Собор семидесяти апостолов. Каз., 1907; Лебедев В. И. По вопросу о происхождении первохристианской иерархии. Серг. П., 1907; Самарин Ф. Д. Первоначальная христианская церковь в Иерусалиме. М., 1908; Поснов М. Э. Евангелие Иисуса Христа и евангелие апостолов о Христе // ТКДА. 1911. N 3. С. 395−428; Фивейский М., свящ. Евангелие от Матфея // Лопухин. Толковая Библия. Т. 8. С. 190−197; Vogelstein H. The Development of the Apostolate in Juda-ism and its Transformation in Christianity // Hebrew Union College Annual. 1925. Vol. 2. P. 99−125; Булгаков С., прот. Свв. Петр и Иоанн: Два первоапостола. П., 1926. Минск, 1996; Gavin F. Shaliach and Apostolos // AnglTR. 1927. Vol. 9. P. 250−259; Campenhausen H. F. von. Der urchristliche Apostelbegriff // Studia Theo-logica. 1947. Vol. 1. P. 96−130; Кассиан (Безобразов), еп. Христос и первое христианское поколение. П., 1933, 1992р; Benoit P. Les origines du symbole des Apetres dans le Nouveau Testament // idem. Exegese et theologie. P., 1952/1961. T. 2. P. 193−211. (Cogitatio fidei; 2); Kredel E. M. Der Apostelbegriff in der neueren Exegese: Hist.-krit. Darstellung // ZKTh. 1956. Bd. 78. S. 169−193, 257−305; Cerfaux L. Pour l’histoire du titre Apostolos dans le Nouveau Testament // Recherches de Sciences Religieuse. 1960. T. 48. P. 76−92; Klein G. Die Zw? lf Apostel. G? tt., 1961. (FRLANT; 77); Riesenfeld H. Apostolos // RGG3. Bd. 2. Sp. 497−499; Betz H. D. Nachfolge und Nachahmung Jesu Christi im Neuen Testament. T? b., 1967. (BHT; 37); Iwannidhj Bas. C. Apostoloi // QHE. T. 2. S. 1176−1182; Афанасьев Н., протопр. Церковь Духа Святого. П., 1971; Jeremias J. Die Theologie des Neuen Testaments. Tl. 1: Die Verkundigung Jesu. B., 1971. S. 222−231 (рус. пер. Иеремиас И. Богословие Нового Завета. Ч. 1: Провозвестие Иисуса. М., 1999); Hengel M. Die Ursprunge der christlichen Mission // NTS. 1971/1972. Bd. 18. S. 15−38; Brownrigg R. The Twelve Apostles. N. Y., 1974; Krik J. A. Apostleship since Rengstorf // NTS. 1974/1975. Vol. 21. P. 249−264; Agnew F. H. On the Origin of the Term Apostolos // CBQ. 1976. Vol. 38. P. 49−53; idem. The Origin of the New Testament Apostle-concept: A Review of Research // JBL. 1986. Vol. 105. P. 75−96; Roloff J., Blum G. G., Mildenberger F., Hartman S. S. Apostel/Apostolat/Apostolizit?t // TRE. Bd. 2−3. S. 430−481 [Библиогр.]; Brown S. Apostleship in the New Testament as an Historical and Theological Problem // NTS. 1984. Vol. 30. P. 474−480; Венедикт (Кантерс), иером. Учение Нового Завета об институте апостолов: Попытка раскрытия понятия апостольского преемства — apostolikh diadoch. Курс. Соч. / ЛДА. Л.; Афины, 1984; Kertelge K. Das Apostelamt des Paulus, sein Ursprung und seine Bedeutung // Grundthemen paulinischer Theologie. Freiburg i. Br.; W., 1991. S. 25−45; Мень А., прот. Сын Человеческий. Брюссель, б. г. [Библиогр.]; он же. Первые апостолы. М., 1998 [Библиогр.].

Свящ. Константин Польсков

Гимнография. Память апостолов Церковь чтила уже на раннем этапе своего существования. Согласно иерусалимскому Канонарю VII в., отражающему практику древнего иерусалимского богослужения, память апостолов совершалась в 3-ю субботу Великого поста (Кекелидзе. Канонарь. С. 60), в константинопольской и поздней иерусалимской традициях — 30 июня. В Типиконах, используемых ныне в Русской Православной и в греческих Церквах, 30 июня указана память Собора 12 апостолам, 4 янв.- память Собора 70 апостолам. Каждому из 12 апостолов имеется отдельное последование и указано совершение полиелейной или бденной (ап. Петр, ап. Иоанн Богослов) службы (см. Знаки праздников месяцеслова). Большинство из 70 апостолов имеют день памяти и последование, общие с несколькими другими апостолами; отдельное последование имеют немногие. Память апостолов отмечена также в системе Октоиха. Один из 4 многодневных постов православной Церкви, известный по крайней мере с кон. IV в. (Апост. Постановл. V 20. 14−17), носит наименование «апостольского» (в обиходе называется Петровым постом).

Собор 12 апостолов. Память Собора 12 апостолов под 30 июня (на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла) отмечена в большинстве месяцесловов. По Типикону Великой церкви в день памяти апостолов совершалась возглавляемая Патриархом лития в храме Апостолов в Орфанотрофии, где пелось их последование с тропарем на 50-м псалме и чтениями на литургии, что свидетельствует об особом почитании апостолов в Константинополе. Южноиталийская редакция Студийского устава — Мессинский Типикон 1131 г. (Arranz. Tupicon. P. 163) — указывает службу, аналогичную славословной, иные редакции Студийского устава — Евергетидский Типикон 1-й пол. XII в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 466−467), Студийско-Алексиевский Типикон 1034 г. (ГИМ. Син. N 330. Л. 175 об., XII в.) — службу, аналогичную шестеричной, но без стихословия кафизм (в Студийском уставе это характерная черта праздничного богослужения), с заменой части текстов Октоиха (стихир на Господи воззвах и канона) текстами апостолов Петра и Павла; по Типикону, используемому ныне в Русской Православной Церкви (Типикон. Т. 2. С. 692), и по Типикону Виолакиса, используемому ныне в греческих Церквах, предписано совершать полиелейную службу.

Последование Собора 12 апостолов в греческих и русских печатных Минеях дополнено текстами апостолов Петра и Павла, но в целом не изменилось со времени действия Студийского устава. Указанное последование состоит из канона Феофана 4-го гласа с акростихом «Почитаю мудрых апостолов Христовых», стихир на Господи воззвах 4-го гласа, кондака с икосом 2-го гласа, хвалитных стихир 4-го гласа, из которых 12 апостолам посвящены 3-я и 4-я. Все упомянутые тексты, кроме хвалитных стихир, известны по описанию, данному в Евергетидском и Мессинском Типиконах. В русских печатных Минеях помещен др. кондак «Камень Хритосъ, каменя веры прославляетъ светло». По студийским Минеям XII в. известно еще одно последование Собору 12 апостолов (Владимир (Филантропов). Описание. С. 412); вероятно, именно оно вошло в русские печатные Минеи изд. Московской Патриархии (Минея (МП). Июнь. Ч. 2. С. 495−513) и помещено после последования общего с греческими печатными Минеями. В греческих рукописях сохранился анонимный канон Собору 12 апостолов, без акростиха (Tameion. N 724. S. 235).

Собор 70 апостолов. Память Собора 70 апостолов редко встречается в древних месяцесловах (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2 С. 3). В богослужебной практике греческих Церквей, а также по Типикону, используемому ныне в Русской Православной Церкви (Типикон. Т. 1. С. 383), 4 янв. совершается служба Собора 70 апостолов и прп. Феоктиста Кукумского. Последование, помещенное в греческих и русских печатных Минеях, включает в себя канон 4-го гласа с акростихом (Да восхвалю вторых [в отличие от первых 12.- Ред.] учеников Христовых) гимнографа Иосифа, имя которого вписано в тропари 9-й песни, кондака с икосом 2-го гласа и светильна. В Минеях изд. Московской Патриархии (Минея (МП). Июнь. Ч. 1. С. 122−143) кроме упомянутых текстов помещены недостающие тексты для бденной службы, а также еще 6 стихир на Господи воззвах, включенные в основной цикл стихир, и анонимный канон 70 апостолов, имеющий отдельный тропарь каждому из апостолов.

Октоих. Память апостолов является основной литургической темой четверга. Среди текстов четверга всех 8 гласов им посвящены 3 стихиры на Господи воззвах (1-й цикл стихир), первые 2 стиховные стихиры вечерни и утрени, седальны после стихословия кафизм, 1-й канон утрени, атрибутируемый Феофану, 2 тропаря на блаженнах. В богослужении четверга (при будничной службе) употребляются также не зависящие от текущего гласа тексты, содержащие упоминания апостолов. Апостолы упоминаются также в прокимне и причастне литургии (Крашенинникова О. А. К истории формирования седмичных памятей Октоиха // БТ. Сб. 32. С. 260−268).

Помимо этих служб апостолы как непосредственные участники большинства евангельских событий упоминаются в гимнографии праздников и воскресных дней, событий Страстной седмицы, Воскресения, Вознесения, Пятидесятницы. Подчеркивается участие апостолов в событии Успения Пресвятой Богородицы. Некоторым из апостолов традиция приписывает авторство древних анафор и литургий; части отдельных анафор (напр., литургии ап. Марка) могут действительно восходить ко времени апостолов. В память апостолов на проскомидии вынимается 3-я частица девятичинной просфоры.

Идея апостольского преемства подчеркивается в чинах хиротоний.
О. В. Венцель, М. С. Желтов

http://www.sedmitza.ru/


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика