Русская линия | Ольга Надпорожская | 15.12.2006 |
«Редкий путешественник по Крыму
не посещал сей скалы и ея древнего храма…»
Для православного жителя средней полосы или северной части России события Евангелия давным-давно словно вписались в родной пейзаж. Будто бы и вправду по этой земле, среди этих тонких берез и осин, по болотистым тропам, а не по горячим камням далекой Палестины ходил Христос. Вот на картине Нестерова «Святая Русь» стоит Он на талом снегу, среди по-зимнему обнаженных деревьев и елей, и так естественно и словно бы даже узнаваемо это, что не сразу и удивишься.
И когда ему, этому человеку северной части России, доведется попасть в края, куда больше похожие на те места, где разворачивались события Священного Писания, он словно не узнает их, словно не может внутренне согласиться с этим. Вот и море, и горы, и каменистые тропы в горах, и оливы, и виноградники… Вот и пещеры в горах, пещеры, вспомни, это же Рождество, это же Воскресение…
В белых, белых горах возносится он над землей — Бахчисарайский Свято-Успенский пещерный мужской монастырь, который называют еще крымским Афоном. Автору этих строк, на этот раз, увы, не паломнику, а туристу, довелось побывать в сей древней обители в знаменательный для нее день — канун престольного праздника, Успения Пресвятой Богородицы. Праздника, двойного для обители, потому что именно в этот день произошло событие, после которого и был основан монастырь — обретение чудотворной Бахчисарайской иконы Божией Матери. Вот как рассказывает об этом событии древнее предание.
«Бысть в онех каменных горах (где ныне скит) некогда змий великий, людей и скоты пожирающий, и того ради людие от места того отбежавши, пусто оставиша; но яко тамо в то время жили греки и генуэзсцы, молишася Пресвятой Богородице, дабы их от онаго змия свободила, и тако единаго времени нощью узреша в горе той свещу горящу, идеже не могущи крутыя ради горы взыти, вытесавши ступени из камени, и приидоша тамо, идеже свеща горяще, и обретоша образ Пресвятой Богородицы и свещу пред ним горящу; тамо близко того образа и змия того обретоша мертва разседшася. И тако радостни будучи, велие благодарение Богови воздаша, избавителю от таковаго змия, его же изсекши в части, сожгоша огнем, и от того времени жителие тамошние часто начата ходити тамо и молитися Пресвятой Богородице»" [1].
А вот иное предание об основании монастыря, предание, которое роднит икону Божией Матери Бахчисарайскую с Ее чудотворной иконой «Вратарница».
«В давно минувшия времена пастух одного князька Топарха, по имени Михаил, загнал однажды для пастьбы стадо свое в нынешний Успенский овраг и увидел здесь на скале, в 10 саженях от земли, икону Богоматери и пред нею свечу. Пораженный чудесным явлением, он тотчас дал знать об этом своим начальникам, и, когда весть эта дошла до слуха князька, он приказал взять икону с высоты и перенести в его дом, находившийся в окрестных горах. Несмотря на благоговение, с каким принята была св. икона домохозяином, на другой день ея не оказалось в доме: она опять стояла на прежнем месте, на скале. То же самое повторилось и в другой раз, когда вздумали снова взять ее со скалы. Тогда все поняли, что Богоматери не угодно, чтобы св. лик Ея находился в другом каком месте, кроме той скалы, где он явился: не медля решились устроить малый храм в самой скале, против того места, где явилась св. икона. Изсекли внутри скалы пещеру, а снаружи лестницу к ней и в сей пещере-храме поместили новоявленную икону. Явление св. иконы произошло 15 августа, посему новый храм посвящен Успению Богоматери» [2].
Когда же именно был основан монастырь? По одной версии, он зародился в этих скалах в глубокой древности, в VIII—IX вв.еках, когда византийские христиане скрывались здесь от ереси иконоборчества. По второй версии, обитель была перенесена сюда в XIV—XV вв.еке c противоположной стороны ущелья, где и сейчас находятся живописные развалины древнего города Чуфут-Кале.
Рассказывают, что находившийся в монастыре образ Божией Матери обладал такой благодатной силой, что был почитаем даже среди татар, хотя они и были настроены враждебно к христианам и особенно к духовенству. Тем не менее, православный монастырь они ласково называли «Майрим-Анай» — Матушка Мария, а глубокое ущелье, отделяющее обитель от города — Марьям-дере (ущелье Марии). К концу XVII века монастырь стал центром Православия в Крыму.
В 1778 году, с соизволения Императрицы Екатерины II, русский главнокомандующий Румянцев предложил местному правящему архиерею, митрополиту Игнатию, вместе со всеми крымскими христианами переселиться в Россию. Паства, уставшая от постоянных притеснений мусульманами, согласилась, и в этом же году крымские христиане переселились в Азовскую губернию. Там выходцами из поселения Марианополь, находившегося у подножия Успенского монастыря, был основан город Мариуполь. В его окрестностях с тех пор находилась и чудотворная икона Богородицы, перенесенная сюда из обители.
С уходом из Крыма христиан жизнь монастыря приостановилась. Одно время в монастыре жил и совершал богослужения греческий священник, затем монастырь превратился в кладбищенскую церковь. Но даже в это время в святое место, избранное Божией Матерью, продолжали приходить паломники. От иконы Успения Божией Матери происходили чудеса — до нас дошли сведения об исцелении скорченного юноши и об избавлении от злого духа офицера Анастасия Дуси. В числе паломников в разные годы бывали здесь и члены Дома Романовых. Так, в 1818 году в святом месте побывал Император Александр I. Велев подать себе свечу и лестницу, он поднялся к тому месту на скале, где была обретена чудотворная икона Пресвятой Богородицы, приложился к образу Божией Матери, написанному на каменной стене, и поставил перед ним зажженную свечу.
В 1850 году состоялось торжественное открытие Бахчисарайского Успенского скита, а последующие десятилетия стали для монастыря временем расцвета. В обители было пять действующих храмов. Три из них были устроены в пещерах: Успенская церковь, храм во имя святого апостола и евангелиста Марка и церковь в честь святых равноапостольных Константина и Елены. Две другие церкви были построены на земле — храм во имя святого великомученика Георгия Победоносца и церковь в честь святителя Иннокентия Иркутского. Монастырю принадлежал великолепный фруктовый сад; на вершине горы, там, куда по сей день подымаются древние каменные ступени, был разбит виноградник…
Нетрудно догадаться, когда завершилось это благодатное время…
В 1921 году монастырь был признан «гнездом контрреволюционного подполья» и закрыт, а на его территории стала действовать колония инвалидов. Через несколько лет постройки обители были проданы трудовой колонии и затем разобраны на строительные материалы. Но пришел конец и этому запустению — в 1993 году в обители была возобновлена монашеская жизнь.
Когда наша группа оказалась в обители, было только три часа дня, но на монастырской звоннице уже звонили колокола, приглашая паломников на всенощное бдение. Паломников… А я нынче туристка. И моя получасовая экскурсия по монастырю подходит к концу. Ведь Успенская обитель — только небольшой участок нашего путешествия, между дворцом хана Гирея и средневековым городом Чуфут-Кале.
Средневековый высокогорный город Чуфут-Кале, я тоже очень хотела бы встретиться с тобой, но ведь я совсем не успела познакомиться с монастырем. А потому, когда группа стала спускаться на дно ущелья, чтобы затем взойти на головокружительную высоту, я повернулась и пошла в обратную сторону.
Что успею понять я, что смогу узнать о монастыре за то короткое время, пока туристическая группа совершит подъем на противоположный склон и вернется назад? Ничего. Но я успею зайти в храм, успею выйти из него и хоть немного оглядеться по сторонам.
Поднимаюсь на скалу по каменной лестнице, прохожу сквозь белую звонницу, и вот я у входа в пещерный Успенский храм. Он очень небольшой, но праздничная всенощная только-только началась, и сюда еще вмещаются все богомольцы, еще можно даже приложиться к иконе Успения Божией Матери… Здесь вся братия, здесь богомольцы со всех концов Крыма, Украины, здесь наверняка есть паломники и из России. Говорят, ежегодно сюда приезжают более 120 тысяч паломников.
Но где же чудотворная Бахчисарайская икона, много веков назад таинственным образом появившаяся на этой скале? До 1918 года она находилась в Успенском храме неподалеку от Мариуполя, а о том, что стало с ней потом, знает сейчас, может быть, один только Господь. Как говорят некоторые, икона будет обретена тогда, когда отстроится древний Успенский монастырь… А он, с Божией помощью, отстраивается. Восстанавливаются пещерные храмы, в двух из них — Успенском и церкви святого апостола и евангелиста Марка — совершаются богослужения. Уже собралось четырнадцать человек братии, живут в монастыре и около сорока послушников.
Монашествующие и послушники трудятся в мастерских по пошиву одежды, по изготовлению свечей, в иконописных и ювелирных мастерских. Обитель держит небольшое стадо коз — они живут в помещениях, устроенных в пещерах на противоположной стороне ущелья. В маленьких пещерках на том же склоне находятся и ульи.
Пока паломники молятся в храме, туристы прохаживаются за его дверьми. Вот белокурая красавица в коротких шортах позирует фотографу на лестнице, ведущей к звоннице. Вот, весело журча, проходит через монастырь вереница иностранцев. А вот, уже вернувшись из Чуфут-Кале, покупает маленький Бахчисарайский образок Божией Матери кто-то из моей группы.
Мы спускаемся вниз, туда, где ждет нас кафе, в котором мы неминуемо должны пообедать, и автобус, который увезет нас обратно, в маленький поселок под Феодосией. Поздно вечером я буду дома. А дней через десять увижу из окна поезда родные тонкие березы и осины, так и не поняв для себя, что это такое — жизнь в монастыре среди скал, литургия в пещерной церкви, крестный ход по горной дороге.
Покидая монастырь, услышала напоследок слова паломницы, тянущей за руку вверх по горе больного мальчика лет шести.
— Одеяло теплое взяла с собой… Если в монастыре не получится разместиться, поспим на улице, ничего!
Вот как надо приезжать в монастырь… Господи, помоги им!
ПРИМЕЧАНИЯ:
1 — Бахчисарайский Успенский скит. Исторический очерк. Одесса, 1908. (Репринт.) С. 5−6.
2 — Там же. С. 6−7.
https://rusk.ru/st.php?idar=110927
|