Русская линия
Единое Отечество, Одесса12.04.2005 

12 апреля — память преподобного Иоанна Лествичника

Преподобный Иоанн Лествичник, достигнув 16-летия, удалился на гору Синай, где после 4-х лет послушаний принял постриг. Духовным наставником у него был старец Мартирий, под его руководством преподобный Иоанн подвизался 19 лет. После смерти старца преподобный решил жить в уединении, в пустыне у подошвы Синая. Каждые субботу и воскресенье он приходил на Литургию и приобщался Святых Таин. Время, свободное от молитв, преподобный Иоанн посвящал чтению и переписыванию Священного Писания и духовных книг. После 40 лет пустыннического жития преподобный Иоанн был избран игуменом Синайской горы, тогда ему было уже 75 лет. Он пробыл настоятелем 4 года, а затем вновь уединился в молчании.

Во время управления монастырем и была написана знаменитая «Лествица райская». В ней дается руководство к иноческой жизни, которая, по мысли преподобного Иоанна, представляет собой путь непрерывного и трудного восхождения подвижника на небо по лестнице духовного самосовершенствования, что требует от человека полного самоотвержения и усиленных подвигов. «Лествица» предполагает, во-первых, очищение от греховной нечистоты, искоренение пороков и страстей, а во-вторых, восстановление в человеке образа Божия. Соответственно она разделяется по содержанию на две части: в первой говорится о пороках, противных христианской жизни, вторая раскрывает понятие о нравственных и религиозных добродетелях. Такие столпы духовной жизни, как святой Феодор Студит, святой Сергий Радонежский, святой Иосиф Волоколамский и другие, считали «Лествицу» наилучшим руководством для спасения. «Лествица» стала любимой книгой в монастырях и особенным почитанием пользовалась в России.

Из жития преподобного Иоанна Лествичника мы видим, что в его восхождении к совершенству было три основных ступени:

— оставление мира;

— труды послушничества;

— уединение и безмолвие.

Что же может исполнить мирянин в подражании этому восхождению? То, что у преподобного Иоанна — оставление мира и удаление в Синайскую обитель, у нас — это оставление греховной жизни и обращение умом и сердцем к Богу, угождение Ему. Если вы искренне покаялись и решили больше не оскорблять Бога своими грехами, то, значит, вы стали подражателями преподобного Иоанна, когда он, оставив мир, удалился в обитель. Остается пребывать в этом намерении и исполнять все требуемое, чтобы стать подражателями преподобного Иоанна и во второй степени его восхождения к совершенству — послушании. В чем должно состоять такое послушничество в житейском быту? В исполнении заповедей, которыми определяется образ жизни каждого из нас, как семьянина, как члена общества, как сына Церкви. Делай то, что повелевают заповеди, и будешь добросовестный послушник, а также исполняй все то, что заповедует Церковь. Все это и есть спасительное послушничество, когда действуют не по своей воле, а так, как предписано. Преподобный Иоанн имел руководителя — старца. А кто же у нас руководитель? Пастырь Церкви. Не знаете как поступить? Пойдите, спросите у него. Не свою волю он будет излагать вам, а заповеди Евангелия и постановление Церкви.

Ну, а как же подражать третьей степени восхождения к совершенству преподобного Иоанна — уединенному безмолвию? Что такое безмолвие? Внешне — это удаление от всех и пребывание в одиночестве, а внутренне — это устранение всякой мысленной праздности, собрание всего себя внутри сердца и пребывание там перед лицом Бога. Внешнее безмолвие в миру, конечно, невозможно и может быть лишь случайным. А вот уединение внутреннее — в наших силах. Как можно чаще надо стараться уединяться внутренне, и там, внутри себя, предстоять Богу. В доме вы или в пути, на работе или в храме, старайтесь не отвлекаться от внутреннего лицезрения Бога. И тогда будете всегда, подобно преподобному Иоанну, в уединении и безмолвии.

http://www.otechestvo.org.ua/main/20 054/1206.htm


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика