Правая.Ru | Илья Хаськович | 30.11.2006 |
Джеймс Бонд много лет был при смерти. Он просто выпал из времени и из последнего символа Британской империи все больше превращался в дорогой, высокотехнологичный, но, в общем-то, никому ненужный аттракцион. В последнем фильме с говорящим названием «Умри, но не сейчас» ему уже прямым текстом было сказано, что он безнадежно устарел со своим «мужским шовинизмом» и своеобразным брутальным юмором. По сюжету фильма ему вроде как удалось опровергнуть это утверждение, но, на самом деле, это выглядело неубедительно.
Когда-то, во времена холодной войны, Бонд был для Англии символом имперского могущества. Он с неизменным успехом раз за разом спасал мир, опережая своих нерасторопных коллег из других стран. В его лице Англия представала в образе единственной силы, способной удержать мир от катастрофы, в которую его тащат таинственные подпольные организации и увлеченные глобальным противостоянием СССР и США. Однако времена изменились, в постсоветском мире роль бывшей островной империи стала еще менее значимой, и Джеймс Бонд остался один, никому не нужный, кроме английской королевы, которая, как известно, не пропускает ни одного фильма про агента 007.
Собственно говоря, если бы Бонд просто ушел с экрана, этого не заметила бы даже мировая киноиндустрия, давно уже подыскивавшая ему более современную замену вроде агента «Три икса» или персонажа Тома Круза из «невыполнимых миссий». Однако это означало бы, что Британия окончательно рассталась со своими имперскими воспоминаниями.
В общем, с Джеймсом Бондом надо было что-то делать и на что-то решаться.
За годы своего существования бондиана стала жанром с жесткими законами, с которыми приходится считаться создателям каждого нового фильма об агенте 007. Имеются совершенно определенные критерии того, как должен выглядеть главный злодей, какова должна быть и как должна себя вести «девушка Бонда», и так далее, вплоть до того, когда должно прозвучать заветное «My name is Bond. James Bond».
В новом фильме «Казино Рояль» все эти условия соблюдены с нарочитой точностью, однако это самый революционный фильм из всей бондианы. Знаменитого агента полностью переформатировали, но при этом он все-таки остался собой.
Фильм рассказывает о первом деле знаменитого агента, о том, как Бонд стал Бондом. Некоторые детали биографии знаменитого шпиона зритель узнает впервые. Так, например, выясняется, что Бонд вырос сиротой, а в Оксфорде его не любили более богатые сокурсники и т. д. Можно сколько угодно смеяться над этими и некоторыми другими деталями из дошпионского прошлого Бонда, но факт остается фактом: восприятие его образа зрителем уже изменилось.
Все остальное осталось таким же: красавицы, злодей со шрамом и кровавыми слезами, дорогие машины, навороченные шпионские штучки, только главный герой уже не тот, что раньше. Весь фильм зритель напряженно ждет, когда же вернется тот самый сильный, непобедимый, ни о чем лишнем не думающий Бонд, которого он знал раньше, а его вместо этого погружают в глубины вновь открывшейся личности героя. И когда в финале он, наконец, появляется в знаменитом костюме-тройке с автоматом на плече и произносит заветные слова, перед нами вроде бы прежний Бонд, но в свете наших новых знаний о нем он предстает иным и такого, измененного Бонда хватит, пожалуй, еще фильмов на десять.
Модификация традиционного образа произведена без какого-либо нарушения жестких принципов, по которым всегда делалась бондиана. Традиция не нарушена, но напротив, обогащена новыми красками и смыслами, прежде всего, кстати, за счет обращения к прошлому героя. Бонд остался самим собой, но теперь он уже по-новому вписан в современную действительность, перестав выглядеть непонятно как дожившим до наших дней рудиментом времен холодной войны.
Чем теперь этот новый Бонд станет для своей страны? Скорее всего, тем же, чем был раньше — символом могущества и значительности старой доброй Англии, только уже рефлексирующим, не очень уверенным в себе, символом. Может быть, действительно, для британцев пришло время задуматься о том месте, которое их страна занимает сейчас в мире и что им с этим делать.
Интересно другое. «Казино Рояль» — показательный пример правильной технологии работы с традицией. Настоящая традиция всегда актуальна, если уметь с ней правильно работать. По сути дела, задача ведь не в том, чтобы ничего никогда не менялось. Важно сохранить саму традицию, сообразовав ее с запросами вечно изменяющегося мира. Как известно, все вещи находящиеся во времени неизбежно подвержены постоянным изменениям. Таким образом, и любая традиция не может оставаться с течением времени неизменной во всех своих аспектах, иначе она превращается в сухой набор правил, не связанных с реальной жизнью, и следование ей становится простой стилизацией. Главное в этом процессе изменения традиции не допустить такого ее превращения, при котором она полностью меняет свое содержание, переставая быть сама собой.
http://www.pravaya.ru/column/9951