Русская линия
Русская линия Игорь Винниченко22.11.2006 

Питательная масса для пираний

Фильм «Охота на пиранью», недавно показанный по ОРТ, можно назвать в какой-то мере эталонным для представления нынешнего уровня современного российского кинематографа. Это экранизация романа А. Бушкова, продолжение эпопеи про крутого полковника Мазура, тот самый жанр «экшн», который так нравится самой широкой публике. Однако после просмотра фильма все же остается некая оскомина, которая постепенно оборачивается глубоким разочарованием. Разочарование это касается прежде всего актеров, снимавшихся в главных ролях, Евгения Миронова и Владимира Машкова. Искренне жаль тех немалых потраченных усилий, потому что все это тратилось на пустоту. И первая претензия к драматургии.

Оригинала я не читал, и потому обращаюсь исключительно к событийной канве фильма. С одной стороны, вроде все на месте, и напряжение, и динамика, и лирика в необходимой дозе, но как-то все это не слишком глубоко. В дежурном порядке, так сказать. То и дело наталкиваешься не просто на штампы, на целые цитаты из давно известных американских блокбастеров, которые и там-то уже приелись до тошноты, а уж на нашей почве и вовсе остались чужеродными. Герой-полковник получает задание и напарницу, которая с первых же кадров начинает с ним пикироваться. Вопрос для знатоков, из какого это фильма? Правильно, из массы фильмов, которые и перечислять нет смысла. Тут тебе и плохой начальник, который готов пожертвовать героями (ну чем не «Рэмбо»?), тут тебе и суровый вояка, настроенный спасти своего солдата (см. выше). А главное, ведь у американцев это еще как-то проходит, может под особым голливудским соусом, а у нас прямо поперек горла. То есть, неорганично все просто до колик.

Дежурно поругиваясь, наши герои все же ныряют в нужное озеро и взрывают тот самый объект, на который их нацелили. И здесь их ловят и доставляют в некий лагерь, какое-то поселение врожденных бандитов, где их подвергают унижению и насилию. Потом выясняется, что все это таежное поселение подчиняется некоему психопатическому субъекту, который то и дело пытается напугать нас своими патологическими выходками. Вот он-то и затевает охоту на своих заложников, такие у него развлечения. Самое интересное, что на охоту собирается целая компания желающих, включая еще более патологическую подружку главного героя. Такую компанию выродков не найти и в самом крутом фильме ужасов. Зато сам сюжет повторяет не только американские боевики, но уже и наши, отечественные. И как бы не старался Евгений Миронов изысканно демонизировать своего героя, но схема, в которую вписал их героев режиссер, не предполагает психологических нюансов. Он так и остается довольно пошлым психопатом, и мы в достаточном количестве видели и покруче.

Охота начинается, и наш герой начинает творить чудеса героизма. Тут тебе и вышеупомянутый Рэмбо лезет в голову, и герои Чака Норриса, и многие другие. Сидишь и вспоминаешь, где же я это уже видел раз пятнадцать? А там накручиваются какие-то надуманные конфликты, раздувается мыльный пузырь напряжения, наконец, рождается настоящее и крепкое чувство, которого зрители ждут с унынием приговоренного висельника. В финале мы в сто какой-то раз видим фокус с пуленепробиваемым жилетом, опять в роковой схватке встречаются главные герои, где наш побеждает не без труда, а потом следует это воистину тошнотворная сцена поцелуя возбужденной героини с окровавленным героем. Эта сцена коробила зрителей еще в «Крепком орешке», но теперь она отдает сугубым дурновкусием. Схема, всесильная схема… Остается гадать, почему у них она проходит, а у нас кажется провальной.

Но есть в этом фильме еще один момент, на котором хотелось бы остановиться. Тот самый лагерь выродков, в который попадают наши герои, почему-то наполнен статистами в старых русских костюмах, даже в казацкой форме. Плохой герой в начале даже недобрым словом поминает патриарха Никона, из чего следует, что перед нами старообрядцы. Однако, косясь на облегающие формы гидрокостюма, и видя в этом нарушение норм нравственности, в дальнейшем эти старообрядцы ведут себя совершенно непристойно, готовые услужить своему психопату и словом, и телом. Потом те же казаки охотно переодеваются в современную одежду, так что и непонятно, а чего они собственно вырядились вначале? То ли героя встречали, то ли постирушку устроили.

А ведь этот эпизод отражает глубинное отношение столичной богемной тусовки к той части населения, которые именует себя жителями России. Москва смутно осознает, что ее сладкая жизнь идет за чей-то чужой счет, и потому вдумчивым жителям столицы необходимо придумать себе миф о России, который мог бы оправдать их паразитирующее существование. Отсюда и рождается радикальное переосмысление истории, отсюда пренебрежение национальной культурой, отсюда подсознательный страх и ненависть. Приятнее думать, что все русские — просто пьяницы и дегенераты, тогда будет легче пропивать награбленное. Вот и выдумывают режиссеры и сценаристы в своих видениях целые поселения диких дегенератов, вполне достойных быть без сожаления уничтоженными, вот и обряжают их в русскую одежду, чтобы не ошибиться в целях.

Так даже в грубых поделках остросюжетных фильмов мелькает вдруг чудовищная пропасть между истинной культурой и ее жвачно-кокакольным заменителем, который нам навязывают с удивительной настойчивостью.

https://rusk.ru/st.php?idar=110809

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  С. Д. aka Xvost    08.02.2007 15:59
Елена, вы витаете где-то далеко. Постсоветское пространство – неправославно, оно баблоидно, за бабки продадут всё и вся. Если человек крещен – это не значит, что он Православный. Это я к Вашей реплике "Пожили бы в неправославной стране, тогда бы и говорили". Я реально проживаю в неправославной стране России. Кругом масса сектантов, сатанисты, развратники, поклонники материальных ценностей (последние – подавляющее большинство, даже среди воцерковленных добрая половина любит эти проклятые деньги. Один знакомы иподиакон меня спрашивал: "Сергий, а что делать, если денег хочется больше?" "Молиться" – посоветовал я ему, – "молиться об избавлении от этого искушения"). Говоря о мертвящем бюрократизме я имел в виду, церковных чиновников с саном и без, радостно стелящихся под текущие моменты и новых политлидеров, это очень мерзко. С этих же позиций я противник люблого официоза в Церкви. А шапку и руки в карманах Вы зря сюда притянули… впрочем всегда были при церковных чиновниках подобные Вам кликуши готовые отстаивать казенный дух, грозя карами за любое от него отступление. Простите, если я был резок, но "Остров" не с Вашими представлениями обсуждать, лучше спасайтесь лично, Вы ведь для этого и пришли в Православие?

DjKoul, писал:
"Это уже не фильм виноват, а Сергей Долманов, который должен сам отвечать за свои слова о "мертвящем церковном официозе" и "современном церковном бюрократизме". Может Сергей Долманов протестант ? В фильме же этого нет."

Вы меня не совсем правильно поняли – мне фильм тем и понравился, что нет в нем мертвящего духа церковной казенщины.
С уважением, С.Д. aka Xvost
  DjKoul    15.01.2007 16:43
Это уже не фильм виноват, а Сергей Долманов, который должен сам отвечать за свои слова о "мертвящем церковном официозе" и "современном церковном бюрократизме". Может Сергей Долманов протестант ? В фильме же этого нет. Там просто один юродивый Христа ради перевоспитывает двух батюшек. А об отношении в монастырях к юродивым я уже имел честь постить – бывало их даже били свои монастырские. Потому как юродство – вещь для мирского ума тяжелая, невыносимая даже. Это закон такой духовный. Причем тут бюрократизм?
  Елена Н.    15.01.2007 03:00
Вот, поздравляю всех поклонников "Острова". Бюрократия нам надоела. Больше половины зрителей так говорит. Однако видно, что народ это нецерковный. И где им так бюрократия надоела? Что шапку велели снять, или руки из карманов вынуть, когда в храм заходишь? Хороший фильм, полезный.
Вот тоже Сергей Долманов aka Xvost пишет. Пожили бы в неправославной стране, тогда бы и говорили.
  Сергей Долманов aka Xvost    14.01.2007 03:29
тарасюк, Вы не правы. Прекрасный фильм, слава Богу за него! После просмотра фильма не захотелось смотреть ничего другого, было ощущение чистоты, фильм очень светлый. Пусть многое в фильме не попадает под понятия современного церковного бюрократизма, это не грех перед Богом. Осудить фильм можно было бы если бы мы жили в Православной стране. А так как мы живем в стране атеистической (давайте смотреть правде в глаза), а местами и откровенно бесовской, то подобные фильмы – глоток чистого воздуха. Не осуждайте то, чего вы, не понимаете. Впрочем, я не понимаю отстаиваемого Вами мертвящего церковного официоза, которого абсолютно нет в фильме.

С ув. С. Д.
http://www.pasxaliya.pravoverie.ru/
  евгения    05.12.2006 23:48
Если всем мало правды или просто лень о ней прочесть, смотрите. что хотите. если безвкусные выдумки больше вдохновляют. Ведь каждый сам решает, для чего дана свобода воли – для чего, или от чего-то.
  DjKoul    05.12.2006 16:25
Эта проповедь – страшное дело. Страшное потому что потом нечего будет сказать в свое оправдание – смотрите и не говорите что не видели. Вам даже еврей Лунгин фильм про Православие снял! Это на самом деле не прорыв – это финиш.
  DjKoul    05.12.2006 16:22
Евгения, чтобы рассеять ваши сомнения – я считаю телевизор той вещью без которой я прекрасно обхожусь, как например без камня на шее. Но я не отрицаю проповедь через телевизор и кино. Просто устную проповедь как таковую современный телезритель балдеющий от Максика Галкина, как вы правильно сказали, выключит – сработает стереотип. А художественный фильм посмотрит. Может быть ему это о чем то напомнит. Идеальным результатом будет выключение телевизора. Но это в идеале. Но даже если хоть что-то немного сдвинется в душе тоже будет неплохо. Я например услышал такую проповедь по радио. Я считаю это Промыслом. Человеку постоянно бросаются такие маленькие спасательные круги. Вот теперь такой фильм. Наверное знаете зачем это делается – Евангелие должно быть проповедано всем чтобы уста заградить грешникам.
  евгения    04.12.2006 21:42
DjKoul. Напомню Вам только слова о.Рафаила Карелина, что если бы по телевизору только морализировали. их бы вообще перестали покупать. Книги же хоть тем хороши, что для их чтения требуется хоть какое-то усилие.
  DjKoul    04.12.2006 15:16
Выше музыки, кино, литературы стоит только молитва. Но зачем лишать музыки, кино, литературы тех, кто никогда не молился? Это называется "эскапизм". Мне например фильм не очень нужен. Но например моему родственнику который пробуждаясь первым делом включает телевизор немного правды о единственно истинной вере с экрана не повредит.
  Лехнов Э.Г.    03.12.2006 20:41
Евгении > с точки зрения "ортодоксального православного" вы правы – для спасения души человеку не нужны все эти "игрушки падшего мiра", однако не для православных они и создаются. Основные боевые действия сейчас разворачиваются за сердца и души "творческой интеллигенции", которая задавала тон духовности нации во все время своего существования и тут все средства идут в ход. Особенно сильно влияние на умы наших эстетствующих интеллектуалов так называемого "высокого искусства", по другому их не проймешь, эта публика разговаривает на другом языке, цитировать Святых Отцов и Священное Писание им бесполезно ибо "бесконечно далеки они от народа".

Хотя тема посвящена была не "Острову", но так уж получилось, что разговор пошел именно об этом фильме, как самом заметном событии в культурной жизни страны в этом году. Фильм "Охота на пиранью", по верному выражению автора статьи показал отношение московской публики к русскости, вернее то, как она себе ее представляет, но прошел этот фильм очень незаметно и не вызвал такого резонанса, как "Остров", который буквально разрывает традиционные представления об эстетике. Все аргументы как "За", так и "Против", прозвучавшие в обсуждении вполне обоснованы – это и является критерием серьезного кино, неоднозначность восприятия, но я хочу отметить то, что является абсолютным позитивом этого фильма – сцену смерти монаха. Уверен, что ни когда раньше ТАК смерть не показывали. Умирали героически, глупо, подло, мучительно и так далее.. но ПО ХРИСТИАНСКИ -ни разу. Почему то так сложилось, что наша интеллигенция безоговорочно присудила все права на "высокую духовность" восточным религиям и культам, только буддисты, как правило "не боятся смерти", так как верят в реинкарнацию и это считается вполне правильным и принимается, как факт, максимум же, что нам славянам дозволяется, это умереть "героически" с папироской в зубах! Лунгин же показал, что православное восприятие смерти на порядок выше буддисткой чепухи. Нынешнего избалованного зрителя можно "пробить" лишь альтернативной эстетикой, именно по этому режиссер выбрал именно такое цветовое художественное решение видеоряда – очень удачно, ни что не отвлекает от Главного, все внешнее отступает на задний план и проходит не заметно и "Православный Happy End", который буквально шокирует непривычного эстета, как самая сильная сцена фильма. Один мой друг, сторонник знаменного пения, в споре с сторонником партесного пения как то сказал – "В мiру и так достаточно концертов и различной "красоты" и поэтому, когда новый человек заходит в Храм и встречает там то же самое что и в миру, только на несколько уровней менее профессионально исполненное, то разворачивается и уходит разочарованным, современного человека, что бы разбудить нужно бить гробом по башке! Вот тогда он может и задумается."Сказано грубо, но верно. Лунгин "ударил гробом по башке" спящую богему и, может быть, кто то задумается над ценностью всего того, что принято считать "святым". Именно СМЕРТЬ показывает со всей очевидностью превосходство Христианства над "общечеловеческими ценностями"- мiр так и не смог победить Страх Смерти, мiр прячется от нее, выводит за скобки, или допускает Ее, как средство наказания, или же универсального пугала. Перед людьми нужно почаще ставить зеркало, дабы они не обольщались своим "совершенством" и "всемогуществом" и поэтому именно Православный взгляд может служить этой задаче – Пробудить человечество ото сна, по крайней мере тех, кого еще можно спасти!

В заключение повторю – "Остров" снят не для "профессиональных православных", каковой, судя по всему является Евгения и даже не для неофитов, он снят для тех, кто СПИТ, показывая им, что по настоящему ценен лишь Мир душевный, примирение души человека с Богом через покаяние! – это и есть та духовная альтернатива, которую может дать Православие заблудившемуся человечеству.

Страницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Следующая >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика