Русская линия | Анна Минакова, Станислав Минаков | 02.10.2006 |
«От русского русское слышать приятно.
Оно и понятно. Хотя — непонятно…»
Андрей Поляков, Симферополь
30 сентября на большой сцене Харьковского академического театра оперы и балета дал развернутый концерт Государственный академический Русский хор им. А. В. Свешникова (Москва).
Концерт состоялся по инициативе Посла Украины в России харьковчанина Олега Демина, при поддержке Харьковского городского головы Михаила Добкина.
Русская музыка — в исполнении ведущих исполнителей России, хоров и солистов — смолкла для украинских граждан на украинских сценах в 93−94-х годах XX столетия. Когда состоялись, скажем, в Харькове — последние концерты Московского камерного хора под управлением В. Минина (исполнившего тогда за три вечера в Органном зале Харьковской областной филармонии, а именно в Успенском соборе, «Литургию Иоанна Златоуста» П. Чайковского, «Перезвоны» В. Гаврилина, русские песни), Жанны Бичевской, хора Московской патриархии под управлением Анатолия Гринденко (уроженца Харькова) и др.
Можем только догадываться, отчего прославленные коллективы такого свойства перестали пригашаться на харьковские сцены. Слышали мы русские церковные и светские песнопения здесь лишь благодаря усилиям местных подвижников (слава Богу!), в первую очередь, замечательному басу Игорю Сахно, руководителю хора Храма Трех святителей, преподающему знаменный распев в университете искусств.
Но вот — свершилось то, чего любители музыки заждались. Произошел прорыв в нашей «звуковой блокаде».
Государственный академический русский хор им. А.В. Свешникова — хорошо известный во всем мире исполнительский коллектив. Биография хора неразрывно связана с именем корифея отечественной музыкальной культуры, его создателя и блистательного руководителя на протяжении более сорока лет Александра Васильевича Свешникова (1890−1980). «Его богатому творческому опыту, зрелости яркого таланта и мастерству хор обязан своими достижениями» — так писал о нем Д. Шостакович.
«Моя жизнь не раз давала мне серьезный повод думать и утверждать, что один из самых доступных и при этом наиболее действенных способов приобщить людей к высокой музыкальной культуре лежит через музицирование в хоре», — утверждал сам профессор Свешников, Герой Социалистического Труда, народный артист СССР, лауреат Государственной премии, основатель хора и его художественный руководитель в 1936−37 и 1941−1980 гг.
Яркой страницей в истории хора стал концерт в освобожденном от фашизма Берлине. «Русские второй раз завоевали Берлин», — писал о концерте журнал «Иллюстрирт». Это событие положило начало большому «триумфальному шествию» хора по европейским странам. С тех пор жители Австрии, Венгрии, Польши, Чехословакии, Норвегии, Швеции и других государств неизменно восторженно встречали искусство русского хора, называя его достижения «неслыханными». «Этот хор, сильный и гибкий, временами протяжный и печальный, временами ликующий и торжественный, способен не только взволновать, но и окончательно потрясти», — писала о коллективе пресса Милана после его вступления в театре «Ла Скала». «Когда я прослушал „Колыбельную песню“ Ицуки, у меня выступили невольно слезы, — писал японский рецензент. — Этот хор вновь напомнил нам простоту и атмосферу японских песен».
Зал харьковской оперы, хоть и велик, а был весь заполнен, даже, на удивление, верхние ярусы. И ведь пелись в этот вечер со сцены не агрессивно самовоспроизводящиеся и навязывающиеся «блатняк и попса», которые сейчас заполонили телеэкраны и подмостки.
56 артистов, включая художественного руководителя и главного дирижера хора народного артиста России Игоря Раевского (воспитанника хорового училища А.С.Свешникова и Московской государственной консерватории), в течение двух часов исполнили 21 хит, начав с «Богородице, Дево, радуйся» С. Рахманинова и «Зорю бьют» (Г. Свиридов, на стихи А. Пушкина) и «Тебе, Бога, хвалим» Д. Бортнянского. Первое отделение прославленный коллектив закончил итальянской народной песней «Санта Лючия», «Аве Мария» Баха-Гуно (в обработке И. Раевского) и не менее знаменитой арией дона Базилио из россиниевского «Севильского цирюльника», той самой, где всегда актуальны строки о погибающем мире, «пораженном клеветой».
Хотя и в первой части концерта зал выкрикивал «браво», но апофеозом стало второе отделение, составленное преимущественно из популярных русских народных песен в обработке незабвенного А. Свешникова: «Эй, ухнем!», «В темном лесе» и др., «Пойду ль, выйду ль я» (обр. А. Гречанинова). Особо отметим проникновенное, ненарочитое пение солистов: народного артиста России Сергея Головушкина («Уж как пал туман»), заслуженного артиста России Николая Мотатова («Однозвучно гремит колокольчик») и Татьяну Подкопаеву («Пой, ласточка, пой»).
Смехом и восторженными криками зал встретил прозвучавший в самом конце триптих из хоровой сюиты Валерия Гаврилина «Перезвоны. По прочтении Шукшина», где были исполнены самые «заводные» и игровые части сюиты: «Ерунда», «Ти-ри-ри», «Страшенная баба».
Прибереженная для бисов «Барыня», за которой, казалось, весь зал пустится в пляс, вызвала к жизни такую сценку: когда один из солировавших, С. Головушкин, пропев «что ты — что ты — что ты — что ты, я солдат девятой роты», залихватски присвистнул, певцу столь же бодро и звонко ответили свистом из разных концов зала. Как сказал бы персонаж М. Булгакова, было «свистнуто изрядно» — причем не только курсантами одного из военных училищ, сидевших на балконе в количестве человек примерно 20, то есть двух отделений взвода.
Мэр Харькова в этот вечер находился во Львове, на праздновании 750-летия города, и «свешниковцам» на концерте была вручена от городской администрации большая корзина цветов.
И. Раевский в завершение концерта сказал, что счастлив от такого приема, что артистическая поговорка «прошел публику Харькова, можно и весь мир теперь пройти» нисколько не утратила актуальности, что концерт в Харькове стал последним в «южном» гастрольном вояже коллектива (после Курска и Белгорода), что для музыки и духовности не существует государственных границ.
«…Грандиозно, ярко и прекрасно!»; «…это был один из лучших, возможно, самый, самый лучший хор из слышанных нами в жизни»; «…его тембр, текучесть, густота, гладкость и подвижность изумительны»; «…их концерт — одно из прекраснейших представлений во все времена!» — так суммировала американская пресса впечатления слушателей от выступлений хора им. Свешникова.
К этим, идущим от сердца словам, трудно что-то прибавить.
г. Харьков
https://rusk.ru/st.php?idar=110558
|