Русская линия
Новый Петербургъ Юрий Чуканов26.09.2006 

Забытые святыни Коккорева

Сюда не найдёшь хорошо укатанной дороги. Сюда вообще трудно попасть — ведшая вокруг бывшего пионерлагеря дорога наглухо перегорожена нынешними хозяевами, хотя не совсем понятно, на каком основании… Здесь — на мысе Сосновец нет парадных монументов. Сюда уже очень давно не водят на экскурсии пионеров, некогда содержавших музей этих мест. И получилось так, что не только для большинства горожан, но даже и для дачников, облюбовавших эти восхитительные места Ладожского побережья, эти сооружения — секрет. И стоят они немым укором под шумящими соснами и низким северным небом, вспоминая под шорохи и свисты свирепого ветра Ладоги бойцов, отстоявших на этих рубежах один из узловых пунктов обороны города, их тихие голодные смерти, леденящий смертельный холод и вой бомбёжек. Брошенные места, утонувшие в сытом и похабном нашем забытье… И в мусоре, брошенном незадачливыми отдыхающими, имеющими средства доехать до этих мест в автомобиле и не имеющих совести увезти хотя собственную грязь за собой до ближайшей помойки.

А ведь стоило бы помнить. В соседней Финляндии, где почти в каждом маленьком посёлочке есть краеведческий музей, о таком чуде инженерной мысли знала бы вся страна. И о них было бы известно всё. Вот они — стоят, впершись в небо, выросши четвёркой могучих бетонированных лап из земли, памятники отчей славы. Здесь — укреплённая, удивительная, уникальная по своей конструкции Башня управления огнем — ДОТ на ногах пятиметровой высоты, словно бы шагнувший из «марсианских» кошмаров Уэллса, а поодаль — открытая площадка, на которой располагались, наверное, зенитная пушка и ещё один наблюдательный пункт.

Сосновецкая база, о сооружениях которой идёт речь, была выстроена в 1933 году для защиты Кошкинского судоходного фарватера и головной базы Ладожской флотилии, находившейся тогда в Шлиссельбурге, а также входа в Неву и Шереметьевских пороховых заводов от возможного нападения финских бронекатеров. В августе 1941 года во исполнение приказа ГК СЗН «Об использовании кораблей КБФ и береговой морской артиллерии для обороны г. Ленинграда» она была усилена тремя 100-мм стационарными орудиями тяжелой морской артиллерии. Здесь в трагический день начала блокады находились позиции 101-й Отдельной дальнобойной батареи береговой обороны, сыгравшей выдающуюся роль в обороне нашего города.

8−9 сентября 1941 г., когда фашисты захватили Шлиссельбург и вышли на левый берег Невы, правый её берег напротив Шлиссельбурга совершенно не был готов к обороне. Здесь тогда находились только сильно потрёпанные врагом части отступившей из Шлиссельбурга 1-й дивизии НКВД, в распоряжении которых не оказалось ни артиллерии, ни даже миномётов, и, если бы немцы, развивая наступление после взятия Шлиссельбурга, смогли бы тогда с ходу переправиться на правый берег Невы, — город был бы однозначно удушен в тисках вражеской блокады — ведь только горсточка НКВДэшников, не имевшая даже полковой артиллерии, оказывалась между ними и финскими войсками, до которых было всего 60 км. И именно 101-я дальнобойная батарея в те роковые дни оказалась единственной боеспособной артбатареей на участке берега Ладоги и Невы от Осиновца до Невской Дубровки. И — сорвала попытку фашистов переправиться через Неву и захватить западный берег Ладоги, и таким образом сохранила для ленинградцев возможность организовать Дорогу Жизни. Уже за один этот подвиг мыс Сосновец должен был бы быть увековечен…

Тогда, в сентябрьские дни 1941-го, у 101-й Дальнобойной ещё даже не было зенитного и пехотного прикрытия, но командир батареи ст. лейтенант А.Л. Седов приказал открыть огонь, потому что необходимо было любой ценой помешать врагу начать переправу через Неву, создать у него впечатление, что правый берег Невы укреплен и готов к отражению десанта. Два дня — 8 и 9 сентября 101-я батарея вела интенсивный огонь по немецким войскам в Шлиссельбурге. За эти два дня на правый берег Невы подошли 2 наших артполка и бригада железнодорожной артиллерии береговой обороны КБФ, а также армейские части прикрытия. Сюда же в середине сентября была переведена 380-я батарея 302 Особого артиллерийского дивизиона, защищавшая потом вместе с Сосновецкой великую ледовую трассу Дороги Жизни, начавшую действовать 22 ноября. В 1942 г. оборона этого плацдарма была усилена 4-й отдельной морской бригадой и частями стрелковых подразделений и артиллерии 1-й стрелковой дивизии, а также береговой артиллерийской группой КБФ под командованием полковника М.И. Туроверова, охранявших Дорогу Жизни не только на этом пятачке земли, но и по коварному ладожскому льду.

Героическими усилиями воевавших здесь защитников Ленинграда, несмотря на то что лёд не допускал возможности устройства на нем каких-либо укрытий и даже окопов обычного типа, для защиты Ледовой трассы были созданы две укрепленные оборонительные полосы. Первая полоса имела снежно-ледяные стрелковые и артиллерийские окопы, утепленные палатки для обогрева личного состава и 16 деревянных пулеметных огневых точек, усиленных мешками с песком и льдом. На второй оборонительной полосе, проходившей отсюда, от мыса Сосновец до островов Зеленцы, были выстроены снежно-ледяные окопы с ячейками на 6−8 человек, минометные окопы, установлены утепленные палатки и сооружено 18 огневых точек. Среди огневых точек было 5 броневых установок на срубах и санях, стоявших в ледяных окопах и представлявших собой башни танков «Т-26» и «Т-28».

В течение многих лет пионеры открытого в 1947 году в бывшем казарменном городке 101-й батареи лагеря «Ладожец» вели поисковую работу по истории батареи, шефствовали над её сооружениями, готовились открыть в них музей. Здесь в те годы проводились экскурсии, проходили слёты молодёжи, встречи с ветеранами Дороги Жизни. А теперь… А теперь — иные времена и совсем иные нравы….

Как сообщает в газете «Минуты века» историограф 101-й батареи, член-корр. Петровской академии наук и искусств А. Молчанов, «в 1999 г. над бывшей 101-й батареей нависла угроза уничтожения. Участок земли сначала был продан двум пенсионерам-генералам для их личных дач, а потом они перепродали его для строительства базы отдыха, и администрация Всеволожского района согласовала отвод земли, несмотря на то, что сооружения батареи состоят на учёте в Департаменте госконтроля за сохранением объектов культурного наследия. Проектом строительство базы было намечено прямо на существующих сооружениях 101-й батареи, с использованием подземных жб сооружений в качестве фундамента и подвалов. В результате все надземные сооружения батареи были бы полностью уничтожены, и хотя проект базы отдыха не был утверждён, территорию батареи обнесли высокой оградой, закрывающей доступ. 12 сентября 1999 г. американские журналисты, снимавшие фильм о блокаде Ленинграда, вынуждены были перелезать с аппаратурой через ограду, чтобы подойти к „этим потрясающим русским реликвиям“. По просьбе ветеранской общественности осенью 1999 г. по распоряжению губернаторов СПб и ЛО на батарею была направлена комиссия, которая аннулировала права собственников на эту землю как незаконные и запретила все строительные работы. Казалось бы, реликвии легендарной батареи спасены. Но спустя 7 лет собственник, невзирая на все запреты и незаконность своего захвата территории, возобновил строительство на боевых подземных сооружениях. Уже сейчас полностью уничтожен средний орудийный дворик, внутри подземных сооружений наведён „порядок“, в результате которого оборудование жизнеобеспечения и боевого функционирования батареи, сохранявшееся 62 года, разломано и приготовлено к выбросу. Вот так может окончательно исчезнуть с лица земли и из памяти 101-я Отдельная дальнобойная батарея береговой обороны ЛВФ на мысе Сосновец, которая 11 лет (с 1933 по 1944 г.) защищала наш город».

…Я сидел и курил под нависавшей надо мной бетонной громадиной, и думал. О людях, которые погибли здесь и в блокадном городе, о многострадальной земле ленинградской, пропитанной до самого ада русской кровью… А до меня доносились крики, как кажется, гастарбайтеров, весело строивших на месте бывшего пионерлагеря какие-то секции — то ли коттеджей, то ли будущей гостиницы… И стало мне от всех этих дум муторно и дурно… Особенно от одного вопроса, который я чем дольше живу, тем чаще задаю себе: «А СТОИЛО ЛИ?..». Бороться, защищать, благоустраивать, строить… Стоило?!! Мне… Остальным… Отцам… Дедам… Для кого?!! Для НИХ??? Зачем… Если бы я был моложе — я, наверное, уехал бы. Куда угодно. Хотя… Куда ехать?.. На этой вонючей планетке, бессмысленно вращающейся вокруг заурядной звезды где-то на самом отшибе Вселенной, — разве есть место, где русский человек был бы дома? Нет такого места. Нигде… А здесь — и подавно. Нет у нас ни земли, ни Отечества. Вышло. Кончилось… Слиняло — всё. Осталась только память. Так, может, и смысл именно в том, чтобы эту память не предавать? Тогда — приезжайте сюда хоть когда-нибудь. Помянуть погибших — русских людей. Наших отцов и дедов.

Как добраться? От Санкт-Петербурга — по дороге А-128 через Борисову Гриву до Разорванного Кольца, перед ним — направо, через посёлок Коккорево до упора — до бывшего пионерлагеря «Ладожец». Дальше оставляем транспорт и идем пешком по берегу Ладоги, пока не кончатся строения бывшего лагеря (там на берегу, чуть в кустах будет белое кирпичное строение). Заходим неглубоко в лес, и через метров 50, практически прямо у самого лагеря, — командный пункт и первая, укреплённая вышка. Дальше — пройти по старой дороге паралельно берегу — и, если вам повезёт, — дойти до второй вышки минут за 25.
Юрий ЧУКАНОВ
Газета «НОВЫЙ ПЕТЕРБУРГЪ», N36(800), 21.09.2006 г.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика