Русская линия
Новая политика Михаил Фатеев11.04.2005 

Какой Папа будет выгоден России?

Пройдет несколько дней или недель, и весь католический мир воскликнет «Habemus papam». Перед теми, кто соберется на выборах Римского Понтифика стоит нелегкая задача. Найти достойного преемника столь яркой личности, какой был почивший Иоанн Павел II, будет сложно.

Как это было?

Выбор Иоанна Павла I в сентябре 1978 года был решением компромиссным. Венецианский кардинал Альбино Лучиани устраивал как реформаторов, так и консерваторов. К сожалению, его понтификат продлился всего 33 дня. В октябре Католическая Церковь вновь встала перед необходимостью выбора епископа Рима.

Кардинал Кароль Войтыла не был «человеком ниоткуда», на выборах Иоанна Павла I он получил 9 голосов. Однако главными фаворитами перед новым конклавом были итальянцы: консерватор Джузеппе Сири из Генуи и его либеральный оппонент Джованни Бенелли из Флоренции.

В первый день выборов 15 октября никто не получил необходимых 74 из 111 голосов. Каждому из двух основных «соперников» досталось примерно по 30 бюллетеней. Для многих стало ясно, что итальянцы «блокируют» друг друга. Вечером венский архиепископ Франц Кониг начал среди немцев, испанцев и американцев кампанию за кандидата неитальянца — Кароля Войтылу.

16 октября кардиналы-выборщики вновь собираются в Сикстинской капелле. Начинается голосование. Ни одно, ни второе не дают результата. Над римским небом снова и снова поднимается черный дым. Впрочем, с каждым раундом позиции краковского кардинала все сильнее. После седьмой попытки Войтыла лидирует, но он не получает необходимого для «победы» количества голосов. К кампании в поддержку поляка подключается американский кардинал польского происхождения Джон Круль, немец Йозеф Рацингер и бразилец Алоисио Лоршейтер. Последний старается убедить кардиналов из стран «Третьего мира». На сторону Войтылы переходит итальянец Себастьян Бенелли, а вслед за ним и многие его земляки. В итоге после восьмого тура кардинал из социалистической страны получает 94 голоса.

Как это будет?

На предыдущих конклавах кардиналы не только голосовали, но жили и ночевали прямо в Сикстинской капелле, условия были более чем спартанские. Теперь, согласно решению покойного Иоанна Павла II, выборщикам будет предоставлен дом святой Марты, расположенный на территории Ватикана. Они смогут не только передвигаться по городу-государству, но и прогуливаться по специально выделенной части ватиканских садов. Впрочем, как это было и прежде, выборщики будут находиться в абсолютной изоляции от внешнего мира. Им запрещено смотреть телевидение, слушать радио и читать газеты. Это обусловлено тем, чтобы никто и ничто не могло оказать на кардиналов давления во время голосования.

«Для действительного выбора Римского епископа необходимо две трети голосов от числа всех присутствующих выборщиков. В случае если число присутствующих кардиналов не может быть разделено на три равные части, для выбора Папы необходимо на один голос больше», — гласит Апостольская Конституция «Universi Dominici Gregis». В ней в 1996 году Папа Иоанн Павел II утвердил правила выбора своего преемника.

Если избрание не произойдет в первый день, в последующий будет проводиться по два голосования. Бюллетень должен быть прямоугольным с начертанными наверху словами «Eligo in Summum Pontificem». Внизу должно быть место для вписания имени. Оно должно быть написано четко, по возможности измененным почерком, чтобы не опознать того, кто писал. Бюллетени складываются в урну. Прежде чем это сделать каждый кардинал произносит: «Призываю в свидетели Господа Иисуса, что мой голос отдан за того, кто, по моему мнению, согласно с волей Божией должен быть избран».

Если кардиналы не смогут выбрать нового Папу даже после 21 голосования, судьбу нового понтифика решит простое большинство голосов. Когда выбор совершится, избранный должен дать свое согласие и назвать имя, избранное им для своего папского служения. «Впервые о выборе нового Папы сообщит не только белый дым над Сикстинской капеллой, но и колокольный звон с ватиканской базилики святого Петра», — сообщил папский церемониймейстер архиепископ Пиеро Мартини. Все кардиналы присягнут новоизбранному римскому епископу на верность, и только после облачения в папские одеяния, Понтифик покажется на площади Святого Петра и поприветствует собравшихся.

В нынешних выборах главы Католической Церкви примут участие 117 кардиналов из 52 стран, в их числе 20 — из Италии, 11 — из Америки, по 6 из Германии и Испании.

«Наши» люди на конклаве

Несмотря на то, что в течение последних нескольких лет архиепископу Тадеушу Кондрусевичу пророчили кардинальский берет, он не примет участия в нынешнем конклаве. Гражданин бывшего СССР, ныне России, поляк по национальности, родившийся в Белоруссии, учившийся в Литве — этот человек смог бы способствовать консолидации достаточно крупной группы «постсоветских» выборщиков.

В собрании в Сикстинской капелле примут участие несколько граждан стран, составлявших некогда государство рабочих и крестьян: верховный архиепископ Львовский Любомир Гузар, архиепископ Львовский Марианн Яворский, архиепископ Рижский Янис Пуятс, архиепископ вильнюсский Аудрис Бачкис.

К этой четверке можно присоединить представителей и других государств, тесно связанных с постсоветским пространством. Польша будет представлена архиепископами Юзефом Глемпом, Франчишком Махарским, Зеноном Грохолевским. Несколько месяцев назад добровольно отказался от участия в конклаве, тогда еще гипотетическом, архиепископ Генрих Гульбинович, признавшийся, что в паспорте стоит неправильная дата рождения и он фактически старше 80 лет. Впрочем, у «польской» партии есть заметное подспорье — это два польских кардинала из США: Эдмунд Шока и Адам Майда.

Продолжим список «постсоветских» кардиналов: архиепископ пражский Мирослав Влк, архиепископ Сараевский Винко Пулйич, архиепископ Загребский Йосип Божанич, архиепископ будапештский на покое Ласло Паскаи и архиепископ будапештский Петер Эрдо. Смело можно добавить сюда и немецких кардиналов из Восточной Германии (родившихся, кстати, на территории Польши): архиепископа Берлинского Георга Стерцинского и архиепископа Кельнского Иоахима Майснера. Приедет на конклав и словенец архиепископ Торонский Алойзий Амброзиц.

Согласитесь, что сила получается внушительная.

Кого ждем?

Многие уверены, что новым Папой станет итальянец, как это было заведено до сих пор, и даже охотно называют ряд имен, видных церковных сановников.

Немало наблюдателей считают, что на нынешнем конклаве повторится ситуация 27-летней давности, когда основные кандидаты «заблокировали» друг друга и был избран компромиссный вариант. Немало кардиналов-выборщиков в своих интервью прогнозируют «трудные выборы». Впрочем, существуют и другие мнения. Бразильский Кардинал Джеральдо Агнело уверен, что новый Римский Папа будет избран быстро: «До конклава кардиналы будут иметь достаточно времени, чтобы все обсудить и иметь 'ясные представления' перед голосованием».

По мнению варшавского архиепископа Йозефа Глемпа Папой станет тот, кто больше всех любит Христа и Церковь. «Этот показатель будет самым важным для выборщиков», — говорит он. Что интересно, польский кардинал в момент смерти Папы находился в Латинской Америке и не прервал своего визита, узнав о смерти земляка.

Марсельский архиепископ Бернард Панафью считает, что кардиналы могут удивить мир, выбрав Папу из Африки, Азии или Латинской Америки, где сейчас живет больше католиков, чем в Северной Америке или Европе. «Все возможно», — говорит француз. Впрочем, подобная кандидатура должна будет получить поддержку хотя бы части европейских кардиналов, составляющих половину выборщиков.

Многие ватиканисты не исключают, что результат голосования будет непредсказуемым. Соглашаются они и в том, что для выборов Папы вокруг различных кандидатов появятся международные союзы. Например, утверждают они, вполне возможен вариант, что европейские либералы смогут найти общий язык с более консервативными кардиналами из Африки и Латинской Америки, т.к. обе группы хотят большей независимости для поместных Церквей.

Какой Папа будет выгоден России?

Вне всякого сомнения, будущий Папа, кем бы он ни был, не будет уделять такого внимания «восточной» политике и России в частности. Со времен последнего конклава серьезно изменилась карта мира. Страны Советского влияния, да и некоторые республики СССР уже прочно влились в западноевропейскую зону, став не только членами ЕС, но и НАТО. Количество католиков в России ничтожно мало, чтобы обращать на них особое и пристальное внимание. Это Иоанн Павел II, по словам митрополита Тадеуша Кондрусевича, старался ежевечерне читать Библию на русском языке. Это при усопшем понтифике фраза «католик из России» открывала многие двери. Сейчас иные времена. Иные проблемы.

Грубо говоря, Церковь раздирают две «шумные» группы: либералы, выступающие за женатое священство, легализацию презервативов и традиционалисты, ратующие за возвращение латыни в богослужебный обиход и жесткий подход к «вызовам современности». Личность Иоанна Павла II объединяла их. Что будет теперь? Перед преемником Папы встанет и другой вопрос: как сохранить не только единство нищих католиков Африки и зажиточных католиков Германии, но и кем заполнить пустующие монастыри и вакантные приходы в Западной Европе? Что сделать, чтобы традиционно «католические» страны не постигла судьба Голландии, несколько десятилетий назад славившейся своими переполненными храмами и обилием священников, а теперь открывающей в зданиях опустевших церквей кафе? Как ответить на исламизацию христианской Европы и некоторых «католических» стран Африки? Единство Церквей? Экуменическое общение для папы-неславянина будет более понятным и актуальным в контексте диалога с протестантами.

В ракурсе этих проблем взаимоотношения с Русской Православной Церковью выглядят проблемой третьестепенной важности. Тем более, что добрые и отлаженные отношения у Ватикана уже давно сложились с большинством других поместных Православных Церквей, в том числе и с первым среди всех остальных, Патриархом Константинопольским. Русская Православная Церковь, лишь одна из многих, да и оказывает влияние на территориях не столь важных для Католической Церкви. Хотя, по мнению, московского митрополита Тадеуша Кондрусевича «мы обречены на диалог».

Вопрос встает разве что об Украине. Но и тут не все так просто, как некоторым хотелось бы. Константинопольский Патриархат уже выступил с заявлением, что никогда не признавал Украину канонической территорией Москвы. Впрочем, РПЦ МП далеко не единственная православная Церковь в этом государстве. Все громче звучат голоса о создании Единой украинской православной Церкви.

Учитывая это, можно с уверенностью утверждать, что провозглашение Патриархатом Украинской Греко-Католической Церкви дело нескольких месяцев. Никаких канонических препятствий в самой Католической Церкви для этого нет. Более того, украинские верующие и политики давно об этом просили. Сделать это мешало лишь теплое отношение к России и РПЦ МП почившего Папы. Последнее препятствие, увы, ушло в прошлое. Причем, никаких рычагов у Московской Патриархии, способных повлиять на ситуацию, нет.

Более того, скорее всего с уходом «восточного» Папы сойдет на «нет» и популярность «восточной» темы в Католической Церкви и ее благотворительных организациях. Вполне возможно, что вскоре иссякнут, и так заметно поредевшие, финансовые потоки из католических организаций в учреждения Московского Патриархата. Решительность и жесткость ватиканской политики по отношению к РПЦ МП стала особо заметна в последнее время. Это реорганизация католических структур в России, Казахстане и Украине, проведенная без оглядки на Данилов монастырь, это энциклика «Dominus Iesis» и многое другое.

Если Католическая Церковь перестанет заигрывать с РПЦ МП, то это, вероятнее всего, благотворно скажется на положении малочисленных российских католиков. Не для кого не секрет, что порой именно ими жертвовали для развития католико-православных отношений. Многочисленные западные католические делегации посещали патриархию, минуя местные храмы своих единоверцев, дарились святыни, о доступе к которым местным католикам никто и не задумывался (это и мощи святого Валентина, и Казанская икона). Остается надеяться, что благотворительные католические организации уделят больше внимания российским католикам. Впрочем, даже уменьшение финансовой помощи должно благотворно сказаться на психологии местных католиков. Сложности должны помочь осознать свою ответственность и необходимость самостоятельности. Ответственность за жизнь и благополучие Церкви в большей степени ляжет на плечи мирян, а не зарубежных дарителей. Россия не такая уж нищая страна, а католиков не так уж и мало, чтоб всецело зависеть от Запада.

Думаю, что чем меньше будущий Понтифик будет представлять себе, где находится на карте мира Российская Федерация, тем выгоднее будет ситуация для российских католиков.

08.04.2005

http://www.novopol.ru/material2094.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика