УРА-Информ | Дмитрий Скворцов | 23.09.2006 |
День партизанской славы был установлен указом президента Кучмы в память о подвиге «партизан и подпольщиков в период Великой Отечественной войны 1941−1945 гг.». Как известно, «Великой Отечественной» эту войну считала лишь одна из воюющих на территории Украины сторон. Тем, не менее, уже следующий президент 22 сентября 2005 года поздравлял неких абстрактных «ветеранов антифашистского сопротивления».
За последние два года желающие конкретизировать смысл президентских формулировок уже привыкли использовать для этого широкий круг специализированных пособий (от лингвистических до психоаналитических). Но нам повезло — расшифровка данного мэсэджа обнаружилась в историческом атласе Украины… для 5-го класса, где УПА (Украинская повстанческая армия) и Советская армия сведены в единое «Антифашистское движение сопротивления» («Рух опору»). Как видим, собственно «виновники торжества» — партизаны — оказались забыты.
Не потому ли, идя навстречу президентским пожеланиям в части интерпретации истории Украины, «Киевский патриархат» посмертно «примирил» бандеровцев и советских солдат. Как нам сообщили в его Волынской епархии, «по ее инициативе под Луцком был сооружен памятник — знак примирения вояк Украинской повстанческой армии и солдат Советской армии, погибших на территории области».
— Но может ли православный священник править службу по бандеровцам, пребывавшим под «духовным окормлением» униатского митрополита Андрея Шептицкого, равно как по «атеистическим прихвостням богоненавистнического режима», каковыми капелланы ОУН назвали красноармейцев? — недоуменно переспросили мы пресс-секретаря епархии Виталия Собко.
— Борьба за независимость Украины объединила всех христиан, к какой бы конфессии они ни принадлежали. Кроме того, красноармейцы, как правило, были крещены в Православие и тайно верили в Бога. Да и бойцы УПА на Волыни окормлялись автокефольно-православным епископом Поликарпом Сикорским.
Согласившись с тем, что на войне атеистов не бывает, мы все же остались при убеждении, что христиан объединяет Нечто Иное, нежели какая бы то ни была борьба. Не смогли мы и припомнить, когда же именно «борьба за независимость» таки «объединила СА и УПА». А ведь без этого тезис президента о «едином сопротивлении» становится не просто абсурдным, но и кощунственным. О каком «единстве» может идти речь, если одни воевали с ликвидаторами «президентской нации», а другие, мягко говоря, препятствовали тому.
И почему из всех формирований, пребывавших под политическим руководством бандеровской Организации украинских националистов (ОУН) именно УПА избрана объектом увековечивания, а не 14-я гренадерская дивизия СС «Галичина» или карательные батальоны «Нахтигаль» и «Роланд». Почему «незаслуженно» забыты 103-й, 105-й, 118-й («прославившийся» Хатынью) и 201-й шуцманшафт-батальоны? И чем украинскому истеблишменту не угодили Украинская националистическая армия (УНА), Украинская национальная самооборона (УНС), и ряд самооборонных кустовых отделов (СКО) помельче?
Очевидно потому, что УПА — единственная, не имевшая официальных связей с германским командованием. Этот факт современным украинским истеблишментом и обслуживающей его интеллектуальной элитой автоматически интерпретируется как непричастность к геноциду собственного народа и, даже, «вооруженное сопротивление немецко-фашистским оккупантам». Именно такого рода умозаключения позволили правительству Еханурова подать законопроект о наделении участников УПА правами ветеранов ВОВ.
— Конституция украинского государства предусматривает равность граждан. — поясняет представитель правительства Антон Бутейко. — И если борцы за независимость Украины не будут уравнены в правах с остальными гражданами, это будет анстиконстуционно…
— Так что, киллер сегодня уравнен в правах с жертвой? — отвечает не привыкшая лезть за словом в карман Наталья Витренко.
Как видим, противостояние между «украинской элитой» и «народной оппозицией» здесь сводится к двум стержневым вопросам: «воевала ли УПА с немцами» и «воевала ли УПА с собственным народом». И в этом контексте вопрос о борьбе УПА с Советской Армией и красными партизанами является не столь принципиальным. Ведь, с одной стороны, «украинские патриоты» сражались со сталинским человеконенавистническим режимом, а с другой — тем самым препятствовали освобождению Украины от не менее человеконенавистнического фашистского режима. Хотя как раз такого рода неопределенность и оставляет возможность для компромисса. Но общественный компромисс достижим только при наличии доброжелательности, которая, в свою очередь, возможна только после определенных ответов на все те же главные вопросы.
Итак…
Как полесские казаки Гитлера били
«Украинцы воевали в разных мундирах, много было и тех, кто имел мужество начать освободительную борьбу под собственными флагами», — поведал нам ко Дню Победы Виктор Ющенко. Как подобает мессианскому откровению, в этом лаконичном стихе сокрыто множество смыслов.
Ваш покорный слуга, по душевной немощи своей и скудоумию обнаружил лишь три.
— Часть украинских формирований воевала под своими собственными флагами, что свидетельствовало об их независимости от каких бы то ни было оккупантов.
— Мундиры независимых формирований, очевидно, поступали из независимых источников или, попросту, падали с неба (вместе с прочим снаряжением).
— Те, кто воевал в мундирах советских, значительно уступали в мужестве «боровшимся под собственными флагами», а потому достойны именоваться «пушечным мясом» (как известно сын участника ВОВ Андрея Ющенко, так и «не нашедшего в себе мужества» стать под «собственные флаги», недавно присвоил автору приведенного определения звание «героя Украины»).
Флаг вам в руки…
Действительно, из всех оуновских формирований, УПА была единственной, официально не подчинявшейся немцам. «И взбунтовались наши, сказали, что они с ними (немцами) не будут. Они расформировывают тот батальон, распускают…», — читаем мы в воспоминаниях вдовы «отца УПА» Романа Шухевича, бывшего командира украинского диверсионно-террористического батальона «Нахтигаль». Но не только в патетическом былинном изложении можно прочесть об этом легендарном «мятеже». На то имеется специальное постановление Украинского главного освободительного совета (что-то вроде «внутреннего парламента» ОУН), который в апреле 1948 года утвердил дату 14 октября 1942 года официальным днем образования УПА. В нем указывается, что в этот день Шухевич и прочие нахтигалевцы «дезертируют» с оружием в руках и уходят в леса. Приводится даже соответствующий приказ Шухевича от того же 14.10.1942.
Но вот незадача — архивные документы германского происхождения опровергают утверждения заинтересованных лиц, изложенные в украинских источниках. Это позволяет американскому историку УПА Леониду Поддубному квалифицировать вышеуказанное распоряжение Шухевича как «тривиальную историческую фальшивку».
Обратимся и мы к объективным свидетельствам и, прежде всего, к показаниям замначотдела «Абвер-2» полковника Эрвина Штольце на Нюрнбергском процессе: «… лично Канарисом было дано указание о продолжении борьбы, проведении террора, диверсий, шпионажа. Специально для руководства националистическим движением оставались официальные сотрудники офицеры, агентура. Были даны указания о создании складов оружия, продовольствия и т. д…. Связь между фашистами и националистами возлагалась на абверкоманду-202. По личному приказу Гиммера „главнокомандующим“ УПА был назначен Роман Шухевич».
Свидетельство Штольце подтверждается обнаруженным в архивах львовского гестапо протоколом совещания сотрудников спецслужб Абвера. Командир упомянутой команды-202 подполковник Залингер, в частности информирует, что использует в интересах разведки оуновца Романа Шухевича. В этой связи Залингер докладывает, что Шухевич направил людей в немецкие разведшколы в Дублянах и Брюховичах на Львовщине для их обучения диверсионным и террористическим приемам, а также навыкам радиосвязи.
По материалам Поддубного, в некоторых совещаниях принимал участие и сам Шухевич, который в таких случаях надевал немецкий военный мундир и вел себя в соответствии с уставом вермахта (курсив мой. — Д.С.).
Отчасти это подтверждает и абверовский полковник Альфред Бизанц, на прием к которому в феврале и марте 1943 года (курсив мой. — Д.С.) Шухевич, официально разыскивавшийся немцами за «дезертирство», являлся в форме шуцман-офицера. Позже Бизанцу стало известно, что у Шухевича были «близкие друзья» и в гестапо.
Член центрального провода ОУН Михаил Степаняк вспоминал, что в декабре 1942 года он направил Шухевичу письмо с предложением перевести подчиненный ему батальон (когда тот уже вроде бы «взбунтовался» и «дезертировал») на нелегальное положение. Шухевич это письмо никому из товарищей не показал, что вызвало подозрения у руководства бандеровского ОУН. Не для того ли, чтобы отвести подозрения, немцы в конце того же 1942 года «задержали» Шухевича «целых» три дня (!) продержали в гестапо, чтобы… выпустить без всяких предварительных условий. Не намного дольше продержали под арестом и жену Шухевича Наталью.
Подобные свидетельства позволяют оппонентам апологетов УПА утверждать, что разрыв руководителей УПА с гитлеровским командованием — не более чем их совместная оперативная легенда, позже превратившаяся в исторический миф.
Тем не менее, эта легенда на первых порах возымела действие и те, кто разочаровался в «альтруизме» захватчиков стали массово покидать украинские части СС и мельниковскую ОУН, с тем, чтобы влившись в незапятнанную сотрудничеством с немцами УПА, вести борьбу за независимость Украины.
И таким «третьим путем» УПА действительно пошла. Только вот Шухевич к этому никакого отношения не имел. Та УПА возглавлялась атаманом Полесской Сечи генерал-хорунжим Бульбой-Боровцем.
«После раскрытия тайны «Вервольфа» мы возвращались к своему отряду, — вспоминал боевой товарищ знаменитого разведчика Николая Кузнецова Николай Струтинский. — На реке Случи попали в засаду отряда атамана Бульбы, но, вступив в бой, захватили в плен тринадцать человек. Кузнецов посмотрел, как они одеты — лапти, одежда бедная. Он их выстроил в шеренгу, а мне говорит: «Коля, расстреливать их не будем. Это простые обманутые люди, крестьяне…».
Первые же отряды Шухевича назывались УНА, но в 1943 году он решает перехватить у Бульбы имидж борца за самостийность.
«Наконец мы попали в район действий так называемых бульбашей, — это одна из разновидностей украинских националистов. Тут же в этих районах есть бандеровцы, тоже националисты, которые бьются против бульбашей и партизан. Многие из этих банд хорошо вооружены, имеется даже артиллерия и танки…», — писал 16 июня 1943 года в дневнике комиссар ковпаковского соединения Руднев. И действительно, бандеровцы Шухевича «отбили» у полубосых бульбашей «раскрученный бренд» УПА, прежде всего кавалерией.
В своей книге «В iм’я правди (Дiйснiсть про Украiнську Повстанчу Армiю)», изданной в 1947 в Роттердаме, глава Провода ОУН Штуль-Жданович («Шуляк») описывает, как 18 августа 1943 года подручные Шухевича уничтожили трех старших полковников («учасникiв нацiональних змагань в Захiднiй Украiнi 1917−1921 р.р.») и — после двух недель зверских пыток — жену Бульбы. Именно так, и по свидетельству Штольце, искренних борцов за независимость сменяла агентура из «официальных сотрудников» Абвера.
Прежде всего, это сам Роман Шухевич (основная кличка «Тарас Чупрынка») — капитан Абвера, за зверства в отношении мирного населения награжденный двумя крестами и медалью, а также его однополчане по 201-му полицейскому батальону капитан Василь Сидор (командир УПА «Запад» по кличке «Шелест») и старший лейтенант Клячкивский («Клим Савур»).
Поддубный цитирует «одного из влиятельных бандеровцев» генерала Смовского: «В отрядах УПА-Бандеры были не только партийные наблюдатели «политруки», но и уполномоченные СБ (внутренней службы безопасности УПА. — Д.С.). Эсбисты были законом и судом в УПА-Бандеры. СБ была организована по гитлеровскому образцу. Почти все команды СБ — это бывшие курсанты гитлеровской полицейской школы в Закопане с годов 1939—1940. Обучали их гестаповцы». Многолетними агентами гестапо были и Лебедь («Черт»), Волошин («Горбенко»), Бусел, Луцкий (основная кличка — «Богун»), Грицай («Сирко»), Арсенич-Березовский, Маевский.
Пополнялся высший комсостав УПА и полицаями: одним из руководителей торчинской полиции Кревским («Москва»), и унтер-офицером Мациевского полицейского батальона Корейчуком («Ткач» или «Ярош»), комендантом острожской полиции Шпаком («Осыка» или «Моряк»), и унтер-офицером Тернопольского полицейского батальона Янюком («Захаренко»).
«Герой» УПА Дорош, как полицай убил около сотни мирных граждан, участвовал в уничтожении населения села Кортелисы. Не потому ли так понятен праведный гнев пламенного коммунистического литератора Владимира Яворивского, изложенный им в повести «Вiчнi Кортелiси» (Госпремия УССР 1984 г.): «…вся тутешня сволота, гидь людська — полiцайня, повiялася в банди бандерiвськi. А куди iм вiд люда чесного подiтися?».
Тут самое время вернуться к упоминанию представителя Киевского патриархата о «духовном окормлении» УПА автокефальным епископом Поликарпом Сикорским в начале нашего материала. Вспомним, что именно ведомство Геббельса реанимировало деятельность УАПЦ на территории Украины. Разумеется — с молитвенными поминовениями Гитлера и соответствующими проповедями-воззваниями к населению. «20 апреля 1942 г. в кафедральном соборе Покровского монастыря «митрополит» Феофил Булдовский совершил благодарственное молебное пение, — пишет Виктория Анисимова в еженедельнике «2000». — 20-е число не приходилось на воскресенье, в этот день не было особенного церковного праздника. Зачем же было устроено торжественное, архиерейским чином совершаемое служение молебна? Это был день рождения Гитлера! 22июня, в первую годовщину нападения на СССР, верноподданническая делегация во главе с «наипочестнейшим митрополитом Феофилом» направилась к начальнику немецкого командования с благодарственным адресом, в котором прославлялись «героические усилия христолюбивого непобедимого немецкого воинства». Как перекликается этот адрес автофекального митрополита с поздравлением Гитлеру Андрея Шептицкого — митрополита униатского: «Как глава Украинской греко-католической церкви, я передаю Вашей Экселенции мои сердечные поздравления по поводу овладения столицей Украины, златоглавым городом на Днепре — Киевом!.. Видим в Вас непобедимого полководца несравненной и славной Немецкой армии… Украинская греко-католическая церковь знает об истинном значении могучего движения Немецкого народа под Вашим руководством… Я буду молить Бога о благословении победы, которая станет гарантией длительного мира для Вашей Экселенции, Немецкой Армии и НемецкогоНарода».
Воистину «борьба за независимость Украины объединила всех…».
Таким образом, связь бандеровцев и гитлеровцев была скреплена не только кровью их общих жертв, но «освящена» специально созданной «церковью». И связь эта вполне еще зримой нитью тянется во время нынешнее. В том же материале Виктория Анисимова срывает покрывало с тайной предыстории еще одного религиозного объединения. Как-то, своему давнему агенту Степану Скрыпнику германская разведка поручила стать… архиереем УАПЦ. Так появился епископ Мстислав Скрыпник. Даже «наипочестнейший митрополит» Булдовский предупреждал: «…О, это страшный человек. Это бандит в епископском клобуке. Он из тех, что могут убить, задушить человека, если он станет ему препятствием… Епископ Мстислав — доверенное лицо гестапо и администратора автокефалии Поликарпа Сикорского». Того самого…
А в 1992 г. это «доверенное лицо гестапо» было провозглашено «первым патриархом независимой украинской православной церкви киевского патриархата», а в заместители к нему пошел сегодняшний «примиритель» бандеровцев и партизан Филарет Денисенко. С чем мы его и поздравляем. Как и сыновей красноармейца Андрея Ющенко, зачастивших к нему на причастие.
«Но причем тут «свои собственные флаги»? — спросите вы. В том-то и дело, что ни причем. С тем же самым успехом УПА могла скрывать свою связь с Абвером и гестапо фиговым листком. Впрочем, напомним читателям, что в свое время мы обнаружили связь жовто-блакитной геральдики с германским вмешательством в события на территории современной Украины.
(Продолжение следует)