Русская линия
Русская линия Виктория Гусакова09.06.2006 

Духовное образование и просвещение на современном этапе развития общества
На примере Санкт-Петербургского кадетского ракетно-артиллерийского корпуса

Сегодня много внимания уделяется вопросам просвещения и образования молодежи. Но знаем ли мы истинное значение этих понятий и их истоки?

«Просвещение» происходит от слова «свет». В Православии: животворящий свет изливается от Бога на человека и одухотворяет его душу.

Просвещен тот, чья душа просветлена. В русской поговорке сказано: «Ученье свет, а не ученье тьма». Свет — у Бога, тьма — у Его противника сатаны. Стремление к свету — познанию Бога и его творения, есть истинный смысл просвещения.

Божественный свет назван фаворским в память о событии Преображения Господня. Иисус Христос взошел на гору Фавор, где на Него пролился свет Божественной благодати, преобразив Его плоть и проявив в Нем образ Сына Божия. Своим преображением Спаситель показал людям, какими они станут, когда достигнут Царствия Небесного.

Христианское «образование» понимается как преобразование помраченной грехами души и предусматривает раскрытие образа Божия в каждом человеке. Господь совершенен, человек Его подобие. Образ Божий скрыт в человеке под грехами. Истинно просвещенный и образованный человек — святой.

Вспомним святых Сергия Радонежского и Иоанна Кронштадтского. В отрочестве им не удавалось постичь грамоту. Мудрость, прозорливость и способность к наукам им даровались свыше после усердных молитв.

Видеть преображенного человека мы можем на иконе, которая в отличие от картины является образом святого, а не его портретом.

Если в древней Руси «просвещение» и «образование» связывались с промыслом Божием о человеке, то в XVIII в. в эпоху Просвещения им придали иной смысл: свободное постижение наук и накопление знаний, полученных многовековым человеческим опытом.

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даля «образовать» означает «улучшать духовно, просвещать… Образованный человек, получивший образование, научившийся общим сведениям, познаниям» [1], а «просвещать» — «даровать свет умственный, научный, нравственный, поучать истинам и добру, образовать ум и сердце… Просвещенный человек, современный образованием, книжный, читающий, с понятиями об истине, доблести и долге» [2].

В толковании обоих понятий доминирует получение и распространение знаний о мире. Такое понимание сохранялось на протяжении ХХ в.

В «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой образование — это «1.Получение систематизированных знаний и навыков, обучение и просвещение. 2. Совокупность знаний, полученных в результате обучения» [3], а просвещение — это «знания, образованность, их распространенность.» Просвещенный человек — «Образованный, с высоким уровнем развития, культуры» [4].

Приведенные примеры показывают изменения в толковании слов «просвещение» и «образование» на протяжении веков. Сегодня мы можем рассматривать оба понятия с учетом всех трактовок.

Современный просвещенный и образованный человек должен не только владеть знаниями и умением их применять, но быть духовно образованным, то есть нести в себе образ Божий.

В старину русский человек не начинал никакого дела без Божьего благословения, а тем более обучения грамоте. В селах и деревнях начальное образование получали в церковно-приходских школах, а в городах при каждом учебном заведении существовал храм. В 1918 г. в связи с декретом об отделении Церкви от государства началась компания по ликвидации храмов в учебных заведениях, но сегодня во многих из них уже проходят богослужения, а некоторые восстанавливаются. Среди них — церковь Воскресения Словущего в Санкт-Петербургском кадетском ракетно-артиллерийском корпусе. Ее история коренится в 1810 г., когда великий князь Константин Павлович основал церковь для воспитанников Дворянского полка, разместившихся в доме графа Воронцова [5].
Храм Воскресения Словущего Проект училищной церкви в стиле ампир разработал военный инженер, подпоручик А. Е.Штауберт. Над оформлением интерьера трудились мастера, имевшие опыт подобной работы в Казанском соборе. Лепку и росписи исполнили итальянцы Фридолино Торичелли и Варнава Медичи, а иконы для резного двухъярусного иконостаса написал выпускник Академии художеств С.А.Бессонов.

С размещением в здании дома Воронцова в 1857 г. Константиновского кадетского корпуса, ставшим в 1859 г. Константиновским военным училищем, в церкви стали устанавливать «черные доски». На них были написаны имена воспитанников Дворянского полка и константиновцев, погибших в сражении за Веру, Царя и Отечество.

До революции 1917 г. храм Воскресения Словущего славился как один из самых красивых среди петербургских церквей. В 1918 г. церковь закрыли и вскоре разграбили. В советский период она пустовала и медленно разрушалась. В 1993 г. в здании бывшего Константиновского училища открылся кадетский ракетно-артиллерийский корпус, а с 2004 г. началось возрождение храма. Его востребование в кадетском корпусе ярко отражено в сочинениях кадет.

Ребята пишут:
«Храм в кадетском корпусе нужен для духовной поддержки кадет и укрепления их веры в Бога».

«Наш храм станет гордостью кадетского корпуса».

«Открытие храма в кадетском корпусе необходимо! Кадеты должны развиваться духовно».

«…вера поднимает боевой дух. Мне нужен храм, так как я верующий человек. Все великие воины были верующими».

«Воину, как никому другому, нужна церковь, особенно во время боевых действий. Исполняя свой воинский долг, люди накапливают грехи. Им надо поделиться о наболевшем с кем-нибудь. Церковь всегда готова помочь всем без исключения».

«Посетив церковь, воин чувствует, что на защиту Родины его благословил Бог. От этого он становиться еще храбрее в бою».

«Я — за возрождение храма в кадетском корпусе. Традиции русской армии нельзя забывать. Офицер должен быть верующим. Во все времена вера давала боевой дух войску».

«…Не будет веры — не будет и уверенности в победе, не будет героизма, и мы не сможем побеждать в сражениях».

«Храм нужен! Кадетам необходимо просвещение!»

«…Когда в корпусе возродиться храм, кадетам будет легче жить. Они не будут чувствовать себя одинокими. Храм нужен кадетам, особенно сиротам…»

«Я думаю, что все кадеты и служащие корпуса ходили бы в храм».

«Религия сплачивает народ. Наша страна сильна за счет веры. Пока Российский народ будет верить в Бога, он будет един и непобедим. Поэтому, я считаю, что кадетам нужен храм».

«…Просто необходимо, как можно скорее открыть наш храм!»

«Нам храм нужен, чтобы молиться за родителей».

«Русские войска отличаются от воинов других стран умением веровать в Бога. Мы, как будущие военные, должны воспитывать в себе веру. Храм очень нужен нашему корпусу».

«…Православие — основа нашей культуры. Мы не должны забывать о нем».

«…Военным нужен храм для поддержания боевого духа. В Древней Руси Церковь и Армия были тесно связаны друг с другом».

Внутреннее убранство храма Воскресения Словущего Воспитанники кадетского корпуса, покидая в увольнении стены училища, оказываются в светском мире соблазнов и прелестей. Многие идут в храм, чтоб помолиться или поставить свечи за своих родителей. Но есть те, кто желает, но стесняется зайти в церковь или просто не знает, как правильно вести себя в храме.

Здесь они могут столкнуться с опасностью секты.

В одном из номеров газеты «Православный Санкт-Петербург» был опубликован список сект, обосновавшихся в нашем городе. Они ведут активную «просветительскую» деятельность, стараясь привлечь в свои организации как можно больше людей, разрушая при этом их сознания и подрывая морально-нравственные устои общества. (Речь идет исключительно о сектах, оказывающих разрушительное воздействие на человека, и не коем образом не затрагиваются мировые религии. В.Г.)

Согласно Федеральному закону от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее закона) религиозные объединения, включая секты, зарегистрированные на территории России пятнадцать лет, имеют равные права с Русской Православной Церковью, история которой составляет более тысячи лет.

Это означает, что они могут «создавать образовательные учреждения» (ст. 5, п. 3 закона), «иметь при себе представительство иностранной религиозной организации» (ст. 3, п. 5 закона), «производить, приобретать, экспортировать, импортировать и распространять религиозную литературу, печатные, аудио- и видео материалы» (ст. 17, п. 1 закона), «создавать учреждения профессионального религиозного образования» (ст. 19, п. 1 закона), «приглашать иностранных граждан в целях занятия профессиональной, в том числе проповеднической деятельностью» (ст. 20, п. 2 закона).

Каждое религиозное объединение несет в мир определенную информацию, которая оказывает свое воздействие на личность и общество. Известны многочисленные примеры пагубного влияния сект на человека: уход из семьи, отчуждение, увольнение с работы, отказ от службы в армии.

В «Доктрине об информационной безопасности Российской Федерации» (далее доктрине), утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 сентября 2000 N 1895, говорится о существующей опасности «индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России». Документ предостерегает о возможном «противоправном применении специальных средств воздействия на индивидуальное, групповое и общественное сознание» и «пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия». Все это может привести к «дезорганизации и разрушению системы накопления и сохранения культурных ценностей» и «снижению духовного, нравственного и творческого потенциала населения России».

В Доктрине говорится об угрозе «нарушения общественной стабильности, нанесение вреда здоровью и жизни граждан», возникшей в результате «деятельности религиозных объединений, проповедующих религиозный фундаментализм, а также тоталитарных религиозных сект».

Для избежания этих опасностей, согласно доктрины, рекомендуется осуществлять «противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров», поэтому главной целью духовного просвещения на современном этапе развития общества должна стать безопасность образования от разрушительного информационного воздействия сект. Для этого необходимо вводить в систему обучения дополнительные предметы, которые бы способствовали приобщению ребят к вере.

В приказе министра образования от 5 августа 2003 г. N 4955 говорится о «предоставлении религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ» с учетом согласия детей и их родителей и по согласованию соответствующим органом местного самоуправления.
Упуская возможность грамотного обучения ребят в религиозных вопросах, мы не можем гарантировать их безопасность в духовной сфере.

В качестве примера остановлюсь на факультативных и семинарских занятиях по курсу «Благословенное воинство», проводимых в Санкт-Петербургском кадетском ракетно-артиллерийском корпусе по желанию кадет.

Главными задачами курса стали:

— воспитание патриотизма и формирование чувства ответственности за свою землю у будущих защитников Родины;

— стремление расширить представления кадет о русской истории;

— показать им христианские идеалы, которые легли в основу формирования русского самосознания, такие как благочестие, основанное на глубокой вере, правдолюбие, миротворчество, смирение, мудрость, сила духа и стойкость.

Программа «Благословенное воинство» выполнена с учетом специфики военного образования и включает изучение житий и подвигов святых воинов, прославленных Церковью со времен зарождения христианства, и историю воинских храмов и святынь, принимавших непосредственное участие в сражениях.

Программа рассчитана на учащихся 10−11 классов. Ее отличительным качеством стал новый метод подачи информации, который включает широкое использование иллюстративного материала, в качестве сопровождения к рассказу преподавателя.

Некоторые исторические личности, изучаемые на занятиях, уже знакомы учащимся по урокам истории, например, князья Александр Невский и Димитрий Донской. В курсе «Благословенное воинство» они показаны не только отважными защитниками своего народа и земли, но и святыми воинами, хранителями русской духовной культуры. Так, сражаясь против латинских рыцарей, св. Александр Невский оберегал чистоту православия от католического воздействия. Разбив врагов на льду Чудского озера, князь Александр Ярославович ответил папе Римскому, что не принимает его учения и не нуждается в помощи для противостояния татарам.

Накануне Куликовской битвы Дмитрий Донской отправился в Троице-Сергиев монастырь (сегодня — лавра) за благословением св. Сергия Радонежского, «Всея России чудотворца».

Св. старец предсказал князю победу и дал в помощь двух монахов, бывших в миру воинами, Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Вряд ли два человека могли ощутимо улучшить общее положение войска. Их пребывание в рядах русских воинов носило иной смысл. Пересвет и Ослябя не надели доспехов, а, вооружившись мечами, остались в схиме — монашеском одеянии. Они должны были показать врагам, в ту пору еще язычникам, духовную силу русского народа. Первая схватка Пересвета с Челубеем олицетворяла борьбу христианского мира и языческого.

Изучение предмета предусматривает не только грамотное и доступное изложение информации, здесь необходимы наглядные методические пособия — иллюстрации и схемы. В курсе «Благословенное воинство» в качестве наглядного материала используются произведения русского изобразительного искусства (репродукции икон и картин, фотографии архитектурных памятников), представленные в виде слайдов.

Например, говоря о св. Сергии Радонежском можно показать ребятам образ XV в., икону В.М.Васнецова для церкви в Абрамцеве (1880-е гг.) и картины М.В.Нестерова из серии «Труды преподобного Сергия» (1891−1896 гг.).

Каждый слайд снабжен дополнительными пояснениями: датой создания и местонахождения художественного произведения или памятника, цитатой из летописи, былины или документа. Такая подача материала способствует духовному развитию кадет и расширяет их представления об изучаемых эпохах.

С принятием христианства в России сформировалась самобытная линия религиозной культуры. Конец XIV — начало XVI вв. назван эпохой Возрождения в мировой культуре. Но, если на западе это время характеризуется прославлением человека, как уникальной личности, обладающей исключительными способностями, то на Руси этот период ознаменован духовным расцветом. Главными центрами просвещения и образования стали монастыри, а просветителями и распространителями культуры — монахи и схимники — носители ангельского образа. Они вели летописи, писали книги и иконы.

Именно иконопись характеризует русскую живопись со времен крещения и вплоть до XVIII в. Русская икона не только изображает святой лик, но выражает глубокий богословский смысл — учение Православной Церкви о Господе. Она обладает высокохудожественной ценностью и глубокой духовной содержательностью.

Русские иконы составляют основной изобразительный ряд на факультативных занятиях.

Судьба России, ее слава и величие, отражены в истории ее святынь.
Например, говоря о Казанской иконе Божией Матери, нужно помнить о победе русского ополчения над поляками в 1612 г. По совету патриарха Гермогена князь Д. Пожарский взял в поход чудотворную святыню для воодушевления народа. В 1709 г. Казанская икона была с царем Петром I в сражении под Полтавой. В 1812 г. пред ней молился фельдмаршал М.И.Кутузов о победе в Отечественной войне. После изгнания Наполеона он пожертвовал трофейное серебро на иконостас для Казанского собора.

Профессор Киевского и Московского университетов, князь Е. Трубецкой писал: «В истории русской иконы мы найдем яркое изображение всей истории религиозной жизни России», а иконопись Андрея Рублева и иконописцев XV в. называл «образом России обновленной, воскресшей и прославленной» [6].

Светское искусство показывает внешнюю сторону жизни народа, икона отражает его духовное состояние. На изводах XV в., периода высочайшего подъема русской культуры, представлены могучие и величественные образы, исполненные гармонии, милосердия и всепрощения.

Нередко исторические события становились сюжетами икон. Например, «Чудо от иконы Богоматери „Знамение“ или битва новгородцев с суздальцами» изображает междоусобицу, происходившую в 1169—1170 гг. и закончившуюся победой Великого Новгорода, а на иконе «Благословенно воинство Небесного Царя» в символической форме показан казанский поход царя Иоанна Грозного в середине XVI в.

Помимо лекционного материала факультативный курс «Благословенное воинство» предусматривает практические занятия — семинары, которые проводятся в корпусе как «Георгиевские чтения». Кадеты самостоятельно готовят сообщения по заданной теме, а затем обсуждают ее на занятии. Первый семинар был посвящен св. великомученику Георгию Победоносцу, небесному покровителю воинства, его житию и прославлению в России.

Для семинаров кадетам предлагаются следующие темы: «Святые русские князья — „печальники за веру, стоятели за землю“, „Монастырский и воинский уставы. Общее и особенное“, „Москва — Третий Рим“. „Государственная символика“, „По Святой Руси“. Слава русских городов».

Преподавание курса «Благословенное воинство» имеет ряд преимуществ в духовном просвещении и образовании кадет:

1) расширяет представления ребят об истории;

2) дает примеры воинской доблести и праведности;

3) формирует зрительный образ — картинки с эпизодом из прошлого (благодаря показу произведений искусства и фотографий учащиеся могут представить исторический пейзаж, костюмы, условия быта и др.);

4) способствует плодотворному усвоению материала, потому что активно задействованы зрительные ассоциации (если ученик забыл суть исторического события, он, имея изобразительный образ, легко восстановит его в памяти);

5) повышает эрудицию и общекультурный уровень учащихся.

Возрождение храмов и знакомство с религиозной культурой способствует духовному просвещению кадет, а знание своей истории повышает уровень их образования.

Просвещенный человек надежно защищен от негативного воздействия окружающей среды. Полученное образование и богатый внутренний мир позволят ему сохранить морально-нравственные ценности, способствовать укреплению патриотизма и развивать культурный и научный потенциал Отечества.
Виктория Олеговна Гусакова, преподаватель Санкт-Петербургского кадетского ракетно-артиллерийского корпуса, кандидат искусствоведения


СНОСКИ

1 — В И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.2. Репринт. 1881. М., 2002. С. 613.
2 — Там же. Т.3. Репринт. 1882. С. 508.
3 — С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. РАН, 1992. С. 447.
4 — Там же. С. 639.
5 — В 1832 г., уже после смерти Великого князя Константина Павловича, Дворянский полк был отделен от 2-го кадетского корпуса, и в 1855 г. преобразован в Константиновский кадетский корпус. В 1859 г. его переформировали в Константиновское военное училище, ставшее в 1894 г. Константиновским артиллерийским училищем. Современный Санкт-Петербургский кадетский ракетно-артиллерийский корпус является преемником этих учебных заведений.
6 — Князь Евгений Трубецкой. Умозрение в красках. Три очерка о русской иконе. Париж, 1965. С.157−161.

https://rusk.ru/st.php?idar=110296

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика