Русская линия
Фонд «Русская Цивилизация» Максим Золотарев08.04.2005 

Православие и Католицизм. Холодная война продолжается?

Умер римский понтифик Иоанн Павел II. Не нужно было становиться пророком, чтобы понять — Католическая церковь уже несколько лет управлялась кардиналами, и роль папы в этом конгломерате власти сводилась лишь к ярмарочному петрушке, которого выставляют на всеобщее обозрение, как лицо римской церкви. По человечески, папу, конечно, жаль. Не думаю, что он был эдаким монстром, и как паук сосредоточивал центры управления церковью в своих руках ради подчинения Риму всего человечества. Гуманист и поэт, он искренне ненавидел коммунизм и оплот коммунизма — СССР.

Для того, чтобы развалить Союз или, хотя бы, жестко посодействовать этому, папа потратил очень много как духовных, так и физических своих сил. Не секрет, что советская печать обличала не только «буржуев» и «капиталистов», но и их духовного лидера — римского папу, обычно изображаемого в карикатурах в виде коварного седенького старичка с огромной митрой на голове, благословляющего «крестовый поход» против СССР. Конечно, можно было бы сказать коварному старичку большое спасибо за то, что сейчас в нашей стране не приглашают на долгий разговор в НКВД-КГБ-МВД только за то, что ты был на всенощном бдении. Я бы и сам отвесил папе поклон… если бы борьба с коммунизмом плавно не переросла бы в «холодную войну» с Русской Православной церковью, которая сейчас является единственной ценностью русского народа, сохранившейся ценой крови новомучеников и исповедников. Официально холодная война верхушек огромных айсбергов США и СССР пришла к своему логическому концу еще в конце 1980-х годов. Но это только официально. Негласно же, трансформированная Россия с атакуемой демократическими СМИ Православной церковью остается таким же «холодным» врагом для католиков, как и прежде.

Даже после, так называемого, II Ватиканского собора, проходившего в 1962 — 1965 годах, и на котором было постановлено говорить о православных церквях, как о «сестрах-церквях» — отношение к Православию, и опять же, к хранительнице Православия — России по сути своей изменено не было. Иначе не стали бы католики заниматься, например, прозелитизмом (читай — обращение в католичество на территории исконно православного государства). Ведь в период с 1992 по 2000 год количество зарегистрированных римско-католических общин в Российской федерации увеличилось в 6 раз — с тридцати семи (37), до двухсот тридцати шести (236). Зачем, спрашивается, обращать в «христианство» народ, который уже тысячу лет как христианский?

После краткой агонии Советского союза и рождения колосса на глиняных ногах под названием СНГ, деятельность Католической церкви под чутким руководством тогда еще бодрого управленца Иоанна Павла II сфокусировалась, в частности, и на внушении чувства «незалежности» православным, живущим на Украине. Тогда же и получило особенно бурное развитие «католичество восточного обряда». Это, возможно, самое некрасивое воплощение латинской веры, когда под куполом православного храма, в православных облачениях священники совершают православную литургию, возглашая многолетие римскому папе и административно подчиняясь ему же. Ради количества зарегистрированной паствы католики даже разрешили в Символе веры, который поют во время обедни молящиеся, не упоминать пресловутое filioque — «и от Сына» — в основополагающем христианском догмате об исхождении Святого Духа от Отца. Поистине, иезуитское решение. Неспроста этот католический орден «Христа» славился тем, что не гнушался никакими средствами в деле «окатоличивания» народных масс.

Разногласия между Католической и Православной церквями имеют древние исторические корни. Можно сказать, что в крови славян, которыми в большинстве своем являются русские, уже растворено «особенное» отношение к католикам. И на то есть свои причины.

Можно даже не обращаться к обличающим католиков словам равноапостольного Владимира, потому что русский народ, приняв крещение от Византии, от Византии же принял и неприятие Католицизма. Вспомните одно только выражение, бывшее в ходу в Константинополе после того, как католики отказали в помощи православным в отражении турецкого натиска: «лучше посредине Константинополя будет мусульманский тюрбан, чем митра латинян». Поэтому негативное отношение к Риму не требовало особенных подтверждений, и было заложено в православной среде по умолчанию.

Полуофициальным началом холодной войны можно считать болезненное влияние знаменитого Киевского митрополита Петра Могилы (1633 — 1647), которого наши некоторые современники сравнивают с митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом. Это был убежденный западник по вкусам и привычкам. В Киеве он основал латино-польское училище. Программа этой школы была взята из иезуитских школ, и преподавали в ней учители, прошедшие польские иезуитские коллегии. Здесь вопрос о Православии и Католичестве превратился в вопрос всего лишь о «юрисдикции»: разности в вере эти западники уже не чувствовали, вернее весь склад их собственного ума был уже всецело латинский. И главный богословский памятник этого движения «Православное Исповедание» (надписываемое обычно именем Могилы) было исповеданием в сущности латинским, по латыни оно было и написано. Оно отвергало, правда, папский примат, но весь дух его был католическим. С Могилой же начинается проникновение латинских формул и теорий и в православное богослужение. Это ли не «холодная война», которая, зачастую, оказывается более разрушительной для одной из сторон, чем война открытая?

Вообще, на Руси первые католические храмы и духовенство появились именно вследствие политических и экономических контактов со странами Западной Европы примерно в XII веке. Однако, взятие благословленными папой крестоносцами Константинополя, германская агрессия против славянских (а также, кстати, и против балтийский и финских) народов под флагом их «окатоличивания» (я не могу это назвать христианизацией и миссионерством), нападения немцев, шведов и датчан на новгородские и псковские земли в XIII веке — все это привело к закономерному ухудшению отношений с католическим Западом.

Резко негативным было отношение к Католицизму в Московской Руси и в XIV—XVII вв.еках из-за конфронтации с европейскими католическими государствами — Ливонским орденом, Литовским княжеством, Речью Посполитой по поводу западнорусских земель. Только во время царствования Петра I, личности далеко не однозначной в сфере церковной деятельности, произошел коренной перелом в отношении к Римско-католической церкви.

В настоящее время, время псевдо-демократического идеала государственного устройства, живой пример которого нам демонстрируют бомбящие Сербию и Ирак Соединенные штаты, говорить о каком-либо негативном отношении к представителям той или иной религиозной организации просто «некультурно». Если вы кому-то скажете, что воинственно настроенные украинские католики с помощью палок и цепей пару лет назад вышвыривали православных священников из православных храмов во время служб, то, в лучшем случае, на вас будут смотреть, как на пришельца из средних веков, а в худшем — вы можете навсегда распрощаться с собеседником. В новом российском обществе, создаваемом посредством СМИ, такие выпады в сторону «заслуживающих уважения» братьев-католиков просто немыслимы.

Не зря диакон Андрей Кураев, который в интервью одному уважаемому информационному агентству называл Иоанна Павла II еще при жизни «подстреленной уткой», ответил на вопрос, почему РПЦ так и не сделала приглашение папе на приезд в Россию: пусть католики возвратят хотя бы 3−4 храма украинским приходам, которые были силой выставлены на улицу и обречены на почти катакомбное служение. А ведь, согласно дипломатическому протоколу, стороны должны обмениваться при встрече взаимными любезностями, братскими поцелуями и так далее. Так к чему весь этот поток лести, возмущается отец диакон, если даже юридических согласований по поводу грубого католического вмешательства на Украине не достигнуто?

Священный синод Русской Православной церкви на этой неделе, конечно, сделал заявление, в котором выразил надежду на то, что новый понтифик не продолжит прозелитическую деятельность, так бодро возобновившуюся под началом Иоанна Павла II. Это лишь пожелание, в котором лично я вижу некоторую скорбь. Как можно надеяться на доброжелательное отношение к нам со стороны католиков, если уже сейчас президент США Джордж Буш проявляет видимое беспокойство по поводу избрания нового папы и, как считают эксперты, его мнение будет играть немаловажную роль в выборе главы Католической церкви и государства Ватикан.

Надеяться на скорейшее потепление отношений между Православием и Католичеством, по меньшей мере, наивно. Сейчас при помощи газет и телевидения Католическая церковь стала более могущественной, чем когда-либо. Об этом свидетельствует хотя бы небывалая шумиха вокруг смерти папы. Нашлись даже люди, которые посчитали, что количество эфирного времени, когда вещалось об этом грустном для католиков событии в 6 раз превысило длительность новостей об избрании Буша президентом США.

Скорее всего, со временем ситуация взаимоотношений церквей только усугубится. Явное нежелание католиков прекращать свой натиск на Восток, их безусловная поддержка со стороны Евросоюза и Соединенных штатов и твердая позиция РПЦ в соблюдении всех канонов Православия не позволят в ближайшие 30−40 лет говорить о сколько-нибудь продуктивном диалоге, который будет неизбежно возвращаться к трем вариантам окончания «холодной войны». Либо Православные автокефалии в административном составе Римо-католической церкви. Либо латинская церковь станет одной из поместных Православных церквей (вы верите в это?). Либо всемирный союз церквей, возглавляемый, скорей всего, папой или, быть может, Антихристом. Да, экуменизм представляется наиболее вероятным исходом многовековой неприязни между не только католиками и православными, но и протестантами, мусульманами, буддистами, иудеями и даже язычниками. Люди хотят спокойствия? Они его получат, но только ценой собственной души.

http://www.rustrana.ru/article.php?nid=8007


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика