Русская линия
Русская линия Ольга Надпорожская03.06.2006 

Святыни Лужского края

…черемухой пахнет из влажного оврага,
и ветру вешнему неведомый бродяга
ответит радостно «воистину воскрес"…
Владимир Набоков.

Луга — город небольшой, небольшой и небогатый, живущий бок о бок с хвойными лесами, крутыми холмами и березовыми рощами, небольшими речушками и прозрачными озерами. Пейзажи здесь неброски, но так милы в своем изяществе и простоте, что ими нельзя не плениться и не полюбить их всем сердцем. У лужской земли был свой певец — писатель Владимир Набоков, который провел в имении Выра значительную часть детства и юности, а затем описал эти места в своих произведениях, сделав их олицетворением всей России.

Наше паломничество к святыням Лужского края началось с Божественной литургии в храме Рождества Пресвятой Богородицы в селе Рождествено, которое также связано с именем Владимира Набокова. Здесь находилась усадьба, которая в 1916 году по наследству перешла будущему писателю от его дяди, Василия Ивановича Рукавишникова. Но уже зимой 1917 года семья Набоковых перебралась в Крым, а через год отправилась дальше, к берегам Европы, и Владимиру Владимировичу так и не пришлось стать настоящим хозяином усадьбы. Как писал сам Набоков, он все равно не мог бы «испытать какое-либо добавочное удовольствие от вещественного владения домом и дебрями, которыми и так владела душа».

Образ рождественского дома с колоннами не раз встречается в произведениях писателя. «Александровских времен усадьба, белая, симметричнокрылая, с колоннами и по фасаду и по антифронтону, высилась среди лип и дубов на крутом муравчатом холму за рекой Оредежь», — пишет Владимир Владимирович в романе «Другие берега». Она и сегодня стоит там, хотя горела в 1995 году и по сей день восстанавливается. А у стены дома стоит, прислоненный к лесам, чей-то синий велосипед, как будто это юный Набоков совершает очередную прогулку.

Но обратим лучше взоры на «другие берега» — там, за обмелевшей рекой Грязной, возвышается иной холм, на котором, полускрытая молодой листвой, стоит церковь красного камня. Переходим через мост и, вдыхая аромат черемухи (строчка «и весь в черемухе овраг» — не об этом ли месте?) поднимаемся к храму.

Самый первый храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы был построен на берегу Оредежа в начале XVIII века по указу царевича Алексея, который находился здесь в изгнании. В дальнейшем он превратился в часовню, а на том холме, где сегодня стоит храм, была построена новая церковь, «краса Рождествена», которая сгорела в 1837 году. Нынешняя трехпрестольная церковь Рождества Пресвятой Богородицы, построенная в византийском стиле, была освящена в 1885 году. В году 1937 приняли мученический венец священник храма, диакон, псаломщик и их семьи, а церковь была закрыта и стояла пустой и безгласной — до тех пор, пока не пришли в поселок немцы. С 1941 года и по сей день храм, по милости Божией, открыт, и приходят сюда с покаянным сердцем жители окрестных сел, и получают от Господа прощение, и причащаются Святых Христовых Тайн…

Небольшое, камерное помещение церкви, темные старые иконы, ласковый свет, льющийся в окна — все словно призывает замереть и прислушаться к себе самому и к музыке храма. Не перестает чтец повторять «Господи, помилуй», из левого придела порой доносится тихий голос седобородого священника в пасхальном облачении: «Господь и Бог наш Иисус Христос благодатию и щедротами Своего человеколюбия да простит ти, чадо…» Звонит колокол, и тихонько кивает головой старушка в белой шапочке: «Да, деточка, это и есть икона Рождества Пресвятой Богородицы…» Старая она, эта икона, теплого письма, а Матерь Божия на ней — маленькая, хрупкая фигурка, и Иаким и Анна так трепетно смотрят на Нее — Бог послал им на старости лет великое чудо, желанное Чадо, крепко ли держит Его на руках повитуха?

А мысли вдруг снова возвращаются к Набокову: как он, такой чуткий наблюдатель, замечавший мельчайшую веточку на тропинке, проглядел столь великое чудо — храм на горе, напротив любимой им усадьбы? Он вскользь упоминает о «розовой церкви» в «Других берегах», но ничего не говорит о том — заходил ли сюда, что видел здесь и что переживал. Если в творчестве Набокова и встречаются религиозные мотивы, то на поверку оказываются сплошной поэзией, а то и иронией: «Стоя коленями на подушке, в которой через полминуты предстояло потонуть моей звенящей от сонливости голове, я без мысли говорил английскую молитву для детей, предлагавшую — в хореических стихах с парными мужскими рифмами — кроткому Иисусу благословить малого дитятю. В соединении с православной иконкой в головах, на которой виднелся смуглый святой в прорези темной фольги, все это составляло довольно поэтическую смесь». А какую глубину обрели бы стилистически блестящие произведения Набокова, если бы было в его жизни место православному храму…

После Божественной литургии в Рождественском храме мы отправились дальше — через город Лугу, на озеро Череменецкое, где стоит на острове древний Иоанно-Богословский монастырь. По преданию, он был основан в конце XV века, и вот при каких обстоятельствах. Как говорится в «Историко-статистических сведениях о С.-Петербургской епархии», в 1478 году «крестьянину деревни Русыня по имени Мокию, на острове, занимаемом ныне монастырем, явилась икона Св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Великий Князь, услышав о явлении чудотворной иконы на острове, был очень обрадован сею вестию, и на месте явления ее повелел основать монастырь во имя Св. Евангелиста Иоанна Богослова» [1].

Великий Князь Московский и всея Руси Иоанн III был особенно обрадован явлением иконы еще и вот по какой причине. Именно в этом, 1478 году, он повел свои войска на Новгород, чтобы подчинить его своей власти, начать собирание русских земель. Великий князь не хотел кровопролития и надеялся на то, что новгородцы согласятся добровольно подчиниться Москве. Он стоял под Новгородом, когда услышал счастливую весть об обретении в новгородской земле, на озере Череменецком, иконы святого Иоанна Богослова — апостола любви. И новгородцы сами открыли перед Великим князем ворота, и признали его власть над собой, «а их новый государь „града же пленити не повеле“ и запретил с новгородскими подданнными, вчерашними врагами, обращаться как с пленными» [2].

Таково предание и таковы исторические факты. А проводившие на острове раскопки археологи считают, что монастырь был основан гораздо раньше, чем говорит о том предание…

Прежде в Череменецком монастыре было два храма: пятиглавый белокаменный собор во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и церковь в честь Преображения Господня. Удивительно то, что оба храма пережили и революцию, и Великую Отечественную войну, но страшно пострадали в последующие годы — на острове открыли турбазу, и прекрасный Иоанно-Богословский собор взорвали, чтобы разобрать на кирпич. Преображенский храм был покалечен и использовался как помещение для дискотек. А надгробия с уничтоженного монастырского кладбища легли в основания домов жителей окрестных поселений… Оживать монастырь начал не так давно — в 1997 году.

Когда-то паломники подплывали к монастырю на лодках, а сегодня приезжают и приходят сюда по дороге, проложенной по дамбе. Остров, на первый взгляд больше похожий на чудесный запущенный сад, чем на монастырь, встречает нас шумом высоких зеленых деревьев. Мы восходим на вершину острова и оказываемся у входа в скромный Преображенский храм, а справа от него смотрит на нас пропастями бывших окон каменная стена — все, что осталось от собора святого Иоанна Богослова.

Прекрасны и величественны главные монастыри России — Троице-Сергиева и Александро-Невская Лавры, обители Москвы, Дивеево… Но в бедном, полуразрушенном монастыре, где только-только начинает возрождаться иноческая жизнь, где так мало икон и церковной утвари, да и богослужения нечасты, иногда такое светлое и торжественное чувство охватит душу, какое редко удается пережить. Вот и сейчас, в храме Преображения Господня, удивительная тишина объяла сердце. Храм Божий кажется пустым — но он наполнен, а пуст ты, стоящий и глаз не смеющий поднять. Он так беден — но он невыразимо богат, а ты совсем нищ, и счастлив тем драгоценным крупицам, которые сейчас перепадают тебе. Такая глубокая грусть о себе наполняет душу — но почему же так хочется продлить это чувство, и почему оно кажется чем-то большим, чем радость?..

Мы пели молебен святому Иоанну Богослову перед небольшой бумажной иконой, временно укрепленной на том месте, где обычно находится древний явленный образ. Этот большой темный образ, с глубокой трещиной, проходящий через лик апостола, во время нашего путешествия находился в реставрации. Чудотворную икону привозили из монастыря на выставку «Пасхальный праздник», проходившую в Санкт-Петербурге весной этого года, и я не раз стояла перед удивительным образом. Икона эта очень большая, в человеческий рост. В центре образа находится фигура святого Иоанна с книгой в руках, с ангелом у плеча. Его фигуру окружают восемнадцать клейм, на которых изображены сцены из Евангелия и Апокалипсиса. Стоять перед иконой и бесстрастно рассматривать ее трудно, и я, конечно, обращалась к святому апостолу с просьбами. Одной из них была просьба посетить Череменецкий монастырь — место обретения чудотворного образа, и в тот же вечер меня пригласили в паломничество в лужские края.

После молебна мы пообедали в трапезной и успели еще медленно обойти остров, беседуя о монастыре и печалясь о том, что нам уже предстоит его покидать. Впрочем, впереди нас ждала встреча с еще одним святым местом — посещение часовни над мощами местночтимого святого, преподобномученика Трифона Городецкого.

Село Городец находится в двадцати километрах от Луги, возле шоссе, ведущего из Пскова в Киев. Здесь и стоит часовенка, возведенная над гробницей святого Трифона, убиенного литовцами в 1592 году. В древности на месте нынешнего погоста находился мужской Георгиевский Городецкий Гремячей пустыни монастырь, и настоятелем в нем в конце XVI столетия был архимандрит Трифон. Когда литовские отряды подошли к Городцу, отец Трифон совершал в храме Божественную литургию. Братия монастыря побежали прятаться в лес, а отец настоятель остался в алтаре, не считая возможным прервать богослужение. Он был посечен саблями литовцев прямо в храме.

Вернувшись в обитель, монахи положили останки настоятеля во гроб, и тут буквально у них на глазах произошло небывалое чудо. Части тела святого соединились друг с другом, и только красные рубцы на его теле напоминали теперь о том, какую страшную смерть претерпел преподобномученик. Святого Трифона погребли под храмом, в котором он нес служение и в котором пострадал за Господа, и на его могиле начали совершаться чудеса, продолжающиеся и по сей день.

Мы поднимаемся на крутой холм, идем среди могил и оказываемся возле маленькой часовенки, в которой нас ждет матушка Дарья. Монахиня подвизается здесь вместе со своей дочерью, матушкой Викторией, собирает пожертвования на восстановление старинного деревянного храма Успения Божией Матери, присматривает за часовней.

—  Раньше с могилки святого Трифона все брали и брали песочек, а он не убывал, он поступал, этот песочек, как родник, — с легким говорком рассказывает матушка Дарья. — А сейчас песочек уже мы кладем постоянно, и паломники берут его, говорят — исцеляются. Видите, как вся часовенка украшена? Это паломники украшают, когда приезжают и благодарят за исцеления. Почти все иконы, которые здесь есть, паломники привезли.

Угодник Божий дает душе какой-то такой мир, одухотворенность… Если у кого-то из приезжих бывает какая-то забота, какие-то потрясения — мало ли что, он встает на коленки и молится угоднику Божию. И говорит потом, что не хочется уезжать с этого места, потому что святой Трифон посылает душе мир.

Я четвертый год здесь, и чувствую это на себе. Бывают такие ситуации трудные… Я приду, помолюсь, поплачу — святой Трифон ведь и умиление посылает — и на душе появляется мир и спокойствие. Нас всех очень этот мир поглощает, всякие заботы, а здесь все человек забывает, и угодник дает ему любовь, терпение, кротость — только надо об этом просить. Потому что Сам Господь сказал: «Просите — и дано будет вам, ищите — и найдете, стучите — и откроют"…

Помолившись святому угоднику Божиему, мы выходим на воздух, снимаем обувь и совершаем маленький «крестный ход» вокруг часовни: говорят, что святой Трифон особенно помогает тем, кто страдает заболеваниями ног. Правда, от радости пройти босиком вокруг часовни не отказываются и те, кого боли в ногах никогда не беспокоили… А потом спускаемся с холма, переходим через шоссе, и пьем из родника, и берем с собой такую прохладную, такую живую воду.

Шелестит молоденькая березка на пригорке, радуясь теплому майскому дню. Так и сидеть бы под ней, любуясь беспечными облаками, не отпуская от сердца сегодняшний светлый день. Но мир с его заботами уже зовет назад, и нельзя его не услышать, нельзя не пойти на этот зов. Остается одно — забрать с собой розовый храм Рождества Пресвятой Богородицы, заросший деревьями остров с Череменецким монастырем, увезти крутой холм с часовней святого Трифона. Сейчас, сейчас, еще не все уместилось в сердце: эту березку тоже… Ну все, можно ехать.

Адрес церкви Рождества Пресвятой Богородицы: Россия, 188 356, Ленинградская обл., Гатчинский р-н, с. Рождествено, ул. Соколова, д. 2. Тел.: (813−71) 62−143. Проезд: с Варшавского вокзала С.-Петербурга до станции Сиверская, далее на автобусе N 500 или маршрутном такси до села Рождествено. Храм открыт в субботу, воскресенье и праздничные дни с 8. 00 до 14. 00. Божественная литургия по субботам, воскресеньям и праздникам в 10. 00, исповедь в 9. 30. Всенощное бдение по субботам и накануне праздников в 17. 00.

Адрес Иоанно-Богословского Череменецкого монастыря: Россия, 188 273, Ленинградская обл., Лужский р-н, Скребловская волость, мест. Череменец. Тел.: (813−72) 5−83−86. Проезд: с Балтийского вокзала С.-Петербурга до ст. Луга. От Луги автобус до ст. Госкино, далее 3 км пешком, или автобус до ст. Скреблово, далее 6 км пешком. Автобусы ходят не ежедневно, по расписанию. Богослужения: по субботам, воскресеньям и праздникам. Вечернее богослужение в субботу и накануне праздников в 17. 00 (могут быть изменения перед Пасхой и Рождеством); Литургия и исповедь в воскресенье и праздники в 9. 30.

Адрес часовни преподобномученика Трифона Городецкого: Россия, 188 286, Ленинградская обл., Лужский р-н, с. Городец. Проезд: с автовокзала С.-Петербурга (наб. Обводного канала) на автобусе «С.-Петербург-Псков» до Городца.

Автор благодарит Молодежный отдел Санкт-Петербургской епархии и Центр православных программ «София» за приглашение в паломническую поездку к святыням Лужского края.


СНОСКИ

1 — Цит. по: Губарева О.В. Благословение Российского единства. Чудотворная явленная икона апостола и евангелиста Иоанна Богослова из Череменецкого монастыря // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. Выпуск 28−29. С. 119.
2 — Там же.

https://rusk.ru/st.php?idar=110270

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика