Русская линия | Максим Степаненко | 29.05.2006 |
«…знаем, что любящим Бога,
призванным по Его изволению,
все содействует ко благу»
(Рим.8:28).
«… печаль ради Бога производит
неизменное покаяние ко спасению,
а печаль мирская производит смерть»
(2Кор.7:10).
Советы для одолеваемых мыслями о самоубийстве
Все ниже приведенные советы и пожелания носят обобщенный характер, естественно, относятся в основном к духовной сфере, поэтому мало касаются психологических аспектов преодоления стремлений человека покончить собой. За помощью в этом вопросе следует обращаться к психотерапевту или психиатру. Каждый человек, как и ситуация, толкающая его на погибель, всегда индивидуальны и, конечно, имеют индивидуальное решение. Поэтому мы настоятельно рекомендуем не ограничиваться прочтением данного материала, а обратиться за индивидуальным советом к священнику близлежащего прихода и проконсультироваться у соответствующих специалистов-медиков.
И упаси вас, Господи, обращаться за «помощью» к всевозможным магам, колдунам, целителям, ясновидящим, рейкистам, бабкам-шептуньям и прочем служителям нечисти. Помните слова пророка Исаии: «И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям, — тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых?»(Ис. 8:19).
Нет той боли, которую нельзя вытерпеть. Нет того, искушения, которого нельзя победить с Божьей помощью.
Прежде всего, не нужно обманывать самого себя. Хоть ты и желаешь прекратить мучительный для тебя поток сознания в этом мире, у тебя есть страх перед смертью и жить-то все-таки хочется но, конечно, по-другому. Другой вопрос, что у тебя пока нет рецепта, как жить по-другому, как приспособиться к довлеющим на тебя тяжелым обстоятельствам, как справиться с физической или психической болью, которая тебя одолевает. Нет такого самоубийцы, который бы не желал жить. Собственно то, что ты читаешь уже эти строки, свидетельствует о твоем желании жить. Итак, жить хочется, и вряд ли ты не осознаешь, что человек может приспособиться к любым обстоятельствам и найти в себе волю жить и жить достойно.
История являет нам множество примеров невероятной силы духа и разума человека.
И это не только мученики, страстотерпцы и исповедники за веру, коих наша Церковь знает и прославляет тысячами (а таковых безвестных людям, но не Богу, миллионы).
Да и люди далеко не святые проявляли чудеса терпения и воли при тяжелейших испытаниях — это и полностью парализованный, с ограниченным зрением и слухом юноша, ставший видным ученым-физиком и лауреатом нобелевской премии; это и летчик, летавший без ступней обеих ног; и цирковая артистка, упавшая из-под самого купола, у которой были переломаны практически все кости, от который сразу ушел муж, потом трагически погибла ухаживавшая за ней родная сестра, но которая превозмогла всю чудовищную физическую и душевную боль, выжила и живет, не тяготясь жизнью; это и некогда-то прекрасная девушка, на лицо которой изверги вылили кислоту, разъевшую ей не только кожу, но и кости черепа, перенесшая десятки операций, дикую боль, но, не смотря на это, крепко держащаяся за жизнь. И эти скорби явно не идут в сравнение со ссорой с якобы «любимым» или несправедливой оценкой по черчению!
Человек может перенести любую боль, горе, утрату, измену, унижения и лишения. И практически всегда люди, стойко и достойно перенесшие испытания, становятся более крепкими духом и успешными. Испытания для них становятся, органным камнем, что превращает бесформенный и блеклый алмаз в блистающий бриллиант. Напомню: «…знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, ВСЕ содействует ко благу» (Рим.8:28).
Ищи помощи и у Бога, и у Церкви, и у людей!
ОБРАТИСЬ ЗА ПОМОЩЬЮ К ЛЮДЯМ, к старшим, которым можешь доверять, к психологам, к священнику, почитай слова святых Отцов Православной Церкви о том, что есть уныние и отчаяние и как с этим можно бороться. Полезным будет и изучение великих людей, многие из которых проходили суровые испытания. Твоя жизнь сейчас тяжела не потому, что таковая, а потому что ты всего лишь не знаешь, как жить с этим и как справиться с этим.
В каждом православном храме за редким исключением в течение всего дня находится дежурный священник, к которому можно обратиться за советом и помощью.
Не стоит игнорировать помощь квалифицированных специалистов-психологов и психиатров, впрочем, и уповать только на них не стоит, ибо всегда возникающие в таких случаях вопросы о смерти, о человеческой души и ее участи вне этого мира находятся вне их компетенции. У нас в Башкортостане такую помощь можно получить по телефону доверия (3472) 32−88−70 (круглосуточно) и (3472) 24−22−11 (с 9.00 до 21.00 ч.), а также в районных психоневрологических отделениях.
САМОЕ ГЛАВНОЕ — ОБРАТИСЬ ЗА ПОМОЩЬЮ К САМОМУ БОГУ. Ты столько от Него бегал, а то и оскорблял Его, ненавидел, ты столько времени презирал Его слова и Церковь, Им основанную, ты столько времени лишал себя ЛЮБВИ И ИСТОЧНИКА ЖИЗНИ — «потому что Бог есть любовь» (1Ин.4:8) и «а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин.4:14) — и вот смерть начинает поглощать тебя.
Это тебе говорит Господь Иисус Христос: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф.11:28).
Если ты еще не принял Святое Крещение, сделай это.
Крещение есть Таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается Духом Святым в жизнь духовную, святую. «Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. (Ин. 3:5), т.к. без Крещения не возможно спасение человека.
Христос сказал: «…познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин.8:32), и спасительной Истиной является Он Сам: «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14:6), «потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, — так как истина во Иисусе» (Еф.4:21).
Приди с утра на Литургию в любой храм, она начитается в будничные дни в 8.30, в воскресение в 9.00 или 9.30, постой спокойно, смотри вокруг, слушай слова молитвы и воззови к Богу о всего сердца и искренностью — «Прости меня грешного, Боже! Спаси меня, ибо я на краю гибели!» Так можно и нужно молиться и вне храма. Делай так постоянно, когда тебя начинают одолевать мысли о самоубийстве.
Но это еще не все. Слово Божие говорит: «Жало же смерти — грех» (1Кор.15:56), и это жало пока в тебе. Нужно его вынуть. Как? Через покаяние в своих грехах: «…покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.3:2) — это были первые слова Христова предтечи Иоанна Крестителя, с призыва покаяния начал свою проповедь и Господь Иисус Христос: «С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.4:17). Без покаяния нельзя принять Бога и приблизиться к Тому, Кто есть «любовь». Покаяние есть первый шаг ко спасению, «баня», очищающая человеческую душу.
Есть прекрасные советы в помощь кающемуся христианину, написанные святителем Игнатием Брянчаниновым, их можно купить в любом храме или прочитать их здесь http://www.wco.ru/biblio/books/ignbr9/Main.htm
Раскаявшись прежде всего в свой душе необходимо с исповедовать свои грехи перед священником, которому Господом дается такая власть при рукоположении во священники: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе»(Мф. 18:18).
Вот что писал о Таинстве Покаяния Святитель Филарет, митрополит Московский:
«Покаяние есть Таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении (то есть волеизъявлении) прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Господом Иисусом Христом.
Это Таинство ведет начало от святого Иоанна Крестителя: приходившим к нему он проповедовал Крещение покаяния во отпущение грехов; (и они) исповедовали грехи своя (Мк. 1:4−5). Апостолам Иисус Христос обещал власть прощать грехи, когда сказал: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18:18). По Воскресении же Своем действительно дал им эту власть, когда сказал: «…примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:22−23).
От кающегося требуются сокрушение о грехах, намерение исправить свою жизнь, вера во Христа и надежда на Его милосердие: «Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть» (2 Кор. 7:10). «И когда беззаконник обратился от беззакония своего и стал творить суд и правду, он будет за то жив» (Иез. 33:19). «О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его» (Деян. 10:43).
Есть еще подготовительные и вспомогательные средства для покаяния — это пост и молитва. Святая Церковь употребляет особое средство для очищения и умиротворения совести покаявшегося грешника — епитимью. Слово это означает «запрещение» (2Кор.2:6). Под этим наименованием, по необходимости, предписываются кающемуся некоторые особые благочестивые упражнения и некоторые лишения; их цель — освобождение от неправды греха и преодоление греховной привычки, как, например, пост сверх положенного для всех, а за тяжкие грехи — отлучение от Святого Причащения на определенное время».
Итак, ты покаялся и исповедовался — «жало смерти» вынуто, но рана осталась и ее нужно исцелись. Как? Через Таинство Евхаристии и Причастия. Святитель Филарет так пишет об этом важнейшем Таинстве:
«Причащение есть Таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает самое Тело и Кровь Христовы для Вечной Жизни. Это Таинство установлено следующим образом. Господь Иисус Христос перед самым страданием Своим в первый раз совершил его, предварительно представив в нем живое изображение Своих спасительных страданий; причастив апостолов, он дал им заповедь всегда совершать это Таинство.
О Таинстве Причащения по отношению к богослужению христианскому следует заметить то, что это Таинство составляет главную и существенную часть христианского богослужения…
Богослужение, за которым совершается Таинство Причащения, называется Литургией…
Каждый желающий приступить к Таинству Причащения должен испытать (открыть) перед Богом свою совесть и очистить ее покаянием во грехам, чему способствуют пост и молитва. «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор. 11:28−29).
Тот, кто причащается Тела и Крови Христовых, теснейшим образом соединяется с Самим Иисусом Христом и в Нем становится причастным Вечной Жизни: «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем»(Ин. 6:53−56)».
Прекрасным образом раскрывает суть Таинства Причастия пятая молитва св. Василия Великого из «Последования ко Святому Причащению» — сборника молитв, которые должны читать в домашних условиях христиане накануне принятием Таинства.
«…Умилосердися убо, Господи, и не обличи мя грешного, но сотвори со мною по милости твоей; и да будут ми святая сия по исцеление, и очищение, и просвящение души и тела; во отогнание всякого мечтания, и лукавого деяния, и действа диавольского, мысленне во удесех моих действуемаго, в дерзновение и любовь, яже к тебе; во исправление жития и утверждение, в возвращение добродетели и совершенства; во исполнение заповедей, в Духа Святаго общение, в напутствие живота вечнаго, во ответ на страшнем судищи твоем: не в суд или во осуждение».
Понимаешь, чего ты себя лишал? И почему смерть, при том смерть вечная, пытается прибрать тебя к рукам?
Христианин становится таковым по сути не одномоментно, только приняв Святое Крещение, фактически — это путь всей жизни. Но вначале после Крещения человек должен пройти путь так называемого воцерковления — познания учения и практики Православной Церкви, в случае крещения младенцев ответственность за это ложиться на его родителей и крестных родителей. Увы, в подавляющем количестве случаев люди, приняв крещение, более и не появляются в Церкви, разве что когда «прижмет» или чего-то хочется — приходят на пять минут, поставят пучок больших свечей, поторгуются с Богом и святыми: «Вот вам свечки, а мне дайте то-то или то…» И уходят с чувством выполненного долга и приобщения к «духовности». Однако такие «христиане-захожане» похожи на гостей, которые пришли на свадебный пир, взяли со стола маленькую корочку засохшего хлеба и ушли довольные, что так «хорошо» угостились.
Если участие в богослужениях и церковных таинствах для тебя в диковинку, не робей, сделай так, как я и сам когда-то поступил: подойди к церковной лавке и спроси продавца, какую книгу об основах Православия, о поведении в храме и т. п. можно приобрести. Кстати, во многих храмах есть бесплатные библиотеки — узнай и запишись. Во всех городских храмах есть дежурный священник, к которому можно подойти и рассказать о своих проблемах и вопросах. Помни: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф. 7:7−8).
Узнай о Православии больше. Постарайся найти «Пространный христианский катехизис», который хотя и составлен митрополитом Московским Филаретом в XIX в., но остается одним из лучших книг такого рода. Купив сотовый телефон, люди обязательно внимательно читают инструкцию по применению, однако, приняв Крещения, не удосуживаются прочитать даже маленькой книжицы о вере, которую приняли от Православной Церкви. И хуже того, у многих понимание Православия совершенно искажено, т.к. состоит из «бабьих басен», религиозного «поп корна» светских СМИ, антицерковного лая некоторых ангажированных журналистов, собственных заблуждений и т. п. В результате, человек, критикуя Православие, критикует не нашу Церковь, какая она есть, а некоего религиозного вымышленного монстра — плод его незнания и заблуждения.
Советы родным и близким человека, желающего самоубийства
Как говорит, обращаясь к родителям, главный психиатр г. Уфы Ю.А.Анохин, «Будьте чуткими ко всему, что происходит с детьми». Увы, большинство родителей в упор не видят проблем и нестроений у своих детей, а, узнав о них, отгораживаются от решения этих проблем непробиваемой каменной стеной. И получается, что родная мама узнает самая последняя, что ее дочь беременна, или родители понимают, что их сын наркоман, только через несколько месяцев, когда тот уже начал воровать из дома ценности. Ну, а проблемы детей-подростков на почве несчастной любви, конфликтов со сверстниками во дворе, в классе или студенческой группе практически всегда остаются неизвестными для родителей…
Если ваш родственник или знакомый хоть раз упомянул хотя бы даже вскользь, что жизнь ему надоела и он хочет себе смерти — это уже повод для тревоги. Серьезно расспросите его, почему он хочет смерти и как он собирается это сделать, и если он сообщит вам детали того, что он задумал, т. е. «план самоубийства», ситуация требует решительного вмешательства.
Проконсультируйтесь со специалистами-психологами или позвоните по «телефону доверия». Очень важно построить правильно свое поведение, дилетантство может только навредить.
Необходимо также обратиться в ближайший храм и получить совет у священника. Он расскажет вам, как нужно построить и свою духовную жизнь и как организовать духовную жизнь своего ребенка, супруга или близкого. Родители должны знать: именно их бездуховность, маловерие, игнорирование богослужения, Таинств Церкви, увлечение оккультно-сектантскими учениями, суевериями — прямая и первейшая причина того, что ваше чадо подошло к краю гибели. Владыка Уфимский Никон рассказал, что как-то спросил мать сына-самоубийцы: «Разве вы не видели, что сыном происходит, что-то странное?», — «Да, видела…», — «А почему не обратились за советом к священнику?». В ответ — молчание…
Это справедливо и для супругов — «…оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» (Быт. 2:24). Жизнь супругов взаимосвязана, и даже если один супругов не религиозен, благодать святости его «второй половины» оказывает на него благотворное и охранительное действие: «Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1Кор.7:14).
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, спаси нас!
Максим Степаненко, Руководитель Миссионерского отдела Уфимской епархии Русской Православной Церкви
https://rusk.ru/st.php?idar=110246
|