Русская линия
Русская линия Андрей Каплиев08.05.2006 

Перо и шпага
Газета как инновационное средство обеспечения безопасности и обучения

Развитие оборонно-мобилизационного мышления — важнейшая государственная и общественная задача. Если в 10-е годы XX века кавалерию и пехоту сметали пулеметы, артиллерия и иприт, в 20-е и 30-е годы — танки и авиация, в 40-е появилось атомное оружие, совершенствовалось оружие массового поражения, в 50-е — космическое, в 60-е и 70-е — началась эпоха информационных, психологических войн, высокоточного оружия [1]. Затем разразилась очередная военно-техническая революция. Наступило время когнитивных войн и манипулятивного оружия. Самого высокоточного и «несмертельного».

«Я мыслю, значит, я существую», — говорил известный французский философ Декарт. И вот сейчас полем войны стало сознание человека, нации. Войны разума ведутся посредством высоких гуманитарных технологий, учебников, книг, компьютерного обеспечения, телевизионных передач…

В конечном счете, способность народа к адекватному мышлению определяет его место в мировом разделении труда. Положение на геополитической арене также зависит от способности народа осуществлять крупные научные программы, проекты («космический», «атомный», «нанотехнологический», «термоядерный» и т. д.)

Одной из главных целей когнитивной воины является лишение противника возможности разумно мыслить, а значит — существовать. Конечно же, нравственная (психологическая) и интеллектуальная смертность проявляется не так очевидно, как физическая. Но последствия ее для народа ужасны.

Противостояния на глобальной «шахматной доске» не имеют четкой разделительной линии. Когнитивная война ведется без линии фронта посредством манипулятивного оружия. Зачастую настоящие сражения проходят между исследовательскими (например, RAND Corporation и другие «фабрики мысли» — think tanks) и образовательными учреждениями, транснациональными корпорациями, а не только силами и средствами вооруженных сил, разведки и контрразведки государств.

У безопасности множество измерений и важнейшие из них: культурное, образовательное, экономическое, военно-техническое. Именно уникальная культура — истинное богатство и сила Отечества. В истории нашей страны есть множество подтверждений этому.

Россия — самая северная и самая большая страна в мире. Россия и есть Север. В многочисленных работах отечественных биологов, антропологов, экологов, биофизиологов, социологов показано, что жизнь в непосредственной близости к полярному кругу накладывает необратимый отпечаток на человека. Люди вступающие в состязание с Севером, формируют особую душевно-телесную организацию [2]. Русский стиль жизни — это северный стиль жизни. Ему свойственно стремление к освоению и обустройству пространств. Обустройство в северном стиле означает создание условий для жизни, а не благоустройство для очень комфортной жизни. Стандарты жизни и потребления на Севере задает природа и, в меньшей степени, сообщества людей. [3]

Примером стремления к освоению и обустройству экономического территориального пространств может служить деятельность Российско-американской компании, основанной Григорием Ивановичем Шелеховым и достигшей расцвета при Александре Андреевиче Баранове. Им удалось объединить всех независимых русских промышленников Севера в одну могущественную компанию; распространить русские владения на никому не принадлежавшем северо-западном берегу Америки с Берингова пролива до испанской Калифорнии, установить торговые сношения Манилой, Кантоном, Бостоном и Нью-Йорком. Компания, поставив все эти предприятия под защиту правительства, устроила на Гавайских островах арсенал и станцию для русского флота. Сам Шелехов не дожил до исполнения его предложений. Он умер в Иркутске в 1795 году, но его план был одобрен правительством. В 1799 году вновь образованная Российско-американская компания получила исключительное право охоты, торговли и других занятий в открытых русскими водах и землях северной части Тихого океана [4].

Это одна из интереснейших историй предпринимательского успеха в России. Творческий подход сообщества русских промышленников и охотников к освоению и обустройству своего жизненного пространства позволил им добиться успеха на Севере, даже совершить бросок через русское море. Но один раз отступив после ухода Баранова из-за наветов и клеветы, Российско-американская компания уже не смогла вернуть себе былой силы.

Как на театре военных действий, так и на театре борьбы за жизнь, следом за отступающим идет и его противник. Поэтому, не прошло и десяти лет после подписания Конвенции 1825 года, как американские зверопромышленники переправились уже на нашу сторону Тихого океана. Свободно хозяйничая в наших водах, они заходили в бухты, уничтожали там детенышей китов, грабили прибрежных жителей, жгли леса и т. д. Полная безнаказанность за бесчинства довела дерзость американских китобоев до того, что они начали врываться в Петропавловск, разбивали караул и растаскивали батареи на дрова [5].

С точки зрения геоэкономической, государство является системой-страной, соревнующейся с другими системами. Это соревнование разворачивается на глобальном театре действий и проходит не произвольно, а по определенным правилам. Данные правила нельзя нарушать безнаказанно, не вызывая тем самым жестких ответных мер со стороны других государств, включенных в систему. Употребление термина «мировая торговая война» вполне здесь уместен.

Гибель российско-американской компании была вызвана отсутствием столь желанной и Шелеховым, и Барановым безопасности, обеспечить которую смог бы небольшой, но современный тихоокеанский флот России.

Этот пример взят из работ одного из первых русских геополитиков, малоизвестного до недавнего времени военного и ученого Алексея Ефимовича Вандама (Едрихина). То, что в период революционного потрясения тысяча девятьсот семнадцатого года он стал в ряды белого движения, на долгие годы вычеркнуло его имя из истории отечественной науки. В изданных его работах «Наше положение» и «Величайшее из искусств» (Обзор современного положения в свете высшей стратегии) значительная часть посвящена высшему из искусств стратегии — военной стратегии. Война всегда играла важную роль в жизни общества. И во многом именно военному искусству, наряду с градостроительством (urban planning) мы обязаны формированию стратегического типа мышления и стратегирования как деятельности.

Особо важно отметить, что в данных работах представлен подход к данной деятельности русского офицера и разведчика, сумевшего за счет самообразования и практики освоить столь сложное искусство — искусство борьбы за жизнь. Характерным является то, что по стилю этого искусства мы можем узнать лучших представителей русского офицерского корпуса.

Одной из характерных черт этого стиля можно назвать достаточно скромную и спокойную оценку результатов своих трудов. Автор завоевывает симпатию читателя первыми же строками в своей работе «Наше положение»: «В чем заключается это искусство и есть ли у нас оно — читатели поймут сами из этого маленького труда, представляющего собою лишь легкую царапину на девственной и безотлагательно требующей разработки почве русской политической мысли».

Ключевым пространством современного мира является культурное пространство. Забота государства о безопасности и жизнеспособности культуры собственной страны — это главный приоритет стратегии развития любой страны, стержень государственной культурной политики.

Стоит отметить вклад в современное понимание безопасности культурного пространства страны французского социолога и философа Пьера Бурдье, который существенно расширил «англо-саксонское» понимание геоэкономики как государственной экономической политики в масштабе мира (в масштабе то ли гео-, то ли эго-). Одно из самых главных понятий в аппарате Бурдье — это понятие «символ-капитал» или «культуркапитала», параллельное понятию «экономического капитала». Что такое экономический капитал, мы как будто бы знаем. Это недвижимость, деньги, технологии. А «культуркапитал» опознается труднее, потому что «капитал» представляется материально осязаемым; это «вещь», а «культура» — это нечто вроде «эфира» (фреймы, рамки, ментальные модели). Культуркапитал — есть, в сущности, авторитет в сфере культуры, престиж, статус и, следовательно, власть. Это ближе к авторитету торговой марки (brand) и цены фирмы (goodwill). В этих понятиях «культуркапиталистами» можно считать Софию Ротару и Аллу Пугачеву, Достоевского и Солженицына, Мадонну и Ростроповича; культуркапиталистическими корпорациями — Большой театр, журнал «Новый мир», Институт социологии РАН или «команду блестящих профессионалов», например, футбольного клуба «Челси» английской премьер-лиги. Культуркапиталистическими конгломератами Министерство культуры Российской Федерации, АOL -Time Warner или NewsCorp Руперта Мердока или медиаимперии типа «Березовский — Гусинский».

Представление о культуркалитале, развитое Бурдье, сильно обогащает наши взгляды на социальное расслоение и неравенство в мировом сообществе [6].

Интересна точка зрения на понимание безопасности культурного пространства страны Кавада (Карема) Багировича Раша, представленная в ряде его работ. Известен успех в годы перестройки его блистательного историко-философского эссе «Армия и культура» Специалисты утверждают, что по воздействию на боеспособность флота и армии это эссе в войну удостоили бы ордена Суворова 1-й степени. С его точки зрения, «Культура есть здравый смысл, ибо она — психическое здоровье. Культура есть красота, ибо она — физическое здоровье. Культура есть достоинство и совесть, ибо она — нравственное здоровье. А еще культура — это верность отцу и матери, верность роду и Отечеству, это правдивость и нежность, доброта и бесстрашие, которые всегда вместе, ибо сострадание есть отвага души. Значит, культура — это преданность всем своим истокам, словом, она есть любовь, она — здоровье, она — верность. Все эти слова равнозначны по смыслу. Нечистый воздух, грязная вода, отравленная почва — следствия того, что подлинная культура заменена на чиновный „соцкультбыт“.

Подлинная культура тяготеет не столько к образованию, сколько к воспитанию. Культура есть то, что не имеет специализации, не поддается подсчету, неразложимо и чего нельзя приобрести с дипломом или степенью, а тем более с должностью. Культуре не учатся по книжке, ибо она вся в поступке, в действии, в живом слове» [7].

Как пишут святые отцы Православной Церкви, труд, молитва и пост — основные средства духовного развития. Тысячелетия идет невидимая брань за души людей между силами света и «началами и властями тьмы». Ведь кто кем побежден — тот тому и раб. И вот теперь незримая война между геополитическими субъектами (государства, транснациональные корпорации) идет и за умы, качество сознания людей.

Собственно поэтому образовательная безопасность становится поистине делом государственной важности. Ведь именно система образования (воспитания) и просвещения, наряду с семьей и Церковью, несет ответственность за формирование адекватного мышления молодежи.

Необходимо признать, что адекватное мышление в условиях глобализации современного многополярного мира одновременно и оборонно-мобилизационное (традиционное), и творческое (инновационное).

Его формирование может вестись по трем основным направлениям:

1. Формирование посредством информационно-воспитательной, социальной, культурно-досуговой и психологической работы мировоззренческих ценностей, выступающих регулятором поведения и деятельности молодежи в наиболее значимых ситуациях. Главное внимание здесь должно быть уделено формированию системы общероссийских (вбирают в себя и общечеловеческие) и профессиональных ценностей. В качестве наиболее значимых ценностей выделяются:

— высокая духовность русского воинства, ученых, учителей, врачей крестьян, рабочих, предпринимателей отличающихся, прежде всего, личной жертвенностью во имя идеи служения, блага народа, во имя Родины;

— высокий патриотизм защитников и созидателей Отечества, отличительными чертами которого выступают массовый героизм, подвижничество глубокий историзм, связь с православной христианской верой;

— душевная щедрость, доброта русского человека, россиянина — основа его выживаемости в тяжелые годы испытаний;

— соборность русского воинства и общества — не только терпимое, но и участливое отношение к другим нациям и народностям, бескорыстная передача собственных, прежде всего духовных традиций, уважительное отношение к другим религиозным конфессиям;

— самоуважение;

— искреннее уважение к старшим, своим предкам, обычаям и традициям русского воинства и общества;

— высокий профессионализм, вера в собственные силы и в свое оружие.

2. Нравственно-эстетическое, трудовое и эстетическое воспитание молодежи. Данное направление заключается в активном вовлечении в практическую жизнь трудового (воинского) коллектива, в коллективное решение актуальных проблем, в деятельности различных общественных организаций.

При осуществлении этих мероприятий необходимо стремиться к развитию и совершенствованию навыков общения, способности быстро находить контакты, располагать к себе искренностью, скромностью, чувством юмора, воспитывать эмоциональную сдержанность, способность понимать состояние ближнего.

3. Формирование верности профессиональным традициям, высокой ответственности за свою специальность, профессию, высокого корпоративного духа [8].

Представляется, что деятельность по формированию вышеперечисленных ценностей возможно лишь при обращении к многовековому народному опыту, русским традиционным ценностям бережно сохраненным Русской Православной Церковью. А вот для тиражирования (распространения) этого опыта вполне допустимо использование инновационных технологий.

Одной из таких технологий может стать — соорганизация средств массовой информации русских (российских) образовательных и научных учреждений в единый культуркапиталистический конгломерат. Он может стать эффективным средством самообороны и оружием манипулятивного поражения противника на аренах Мировой когнитивной войны. А значит, важнейшим институтом национальной безопасности России.
Лейтенант Андрей Сергеевич Каплиев,
офицер-воспитатель 51 взвода кадет Санкт-Петербургского кадетского ракетно-артиллерийского корпуса;
И.о. редактора газеты «Кадетский вестник»


СНОСКИ:

1 — Громыко Ю.В. Сценарная паноплия. М.2004.

2 — Зайдфудим П. Х, Громыко Ю.В., Крупнов Ю.В. «Зачем России Север? Неотложная необходимость воспоминаний о будущем». — М., 2000.

3 — Каплиев А. С. «Инновационная» политика России в зеркале российское прессы. В поисках стиля//Журнал «Инновации» 2003 г. N 10.
Каплиев А. С. «Безопасность российской культуры в контексте геополитической стратегии России (история и современность)"// Материалы научной конференции «Геополитическая доктрина России: реалии и проблемы выбора». Санкт-Петербург 5−6 марта 2004 года.

4 — Вандам А. Е. «Геополитика и геостратегия», Кучково поле, Жуковский-Москва, 2002, с. 34.

5 — Вандам А. Е. Там же, с. 39. По конвенции 16 февраля 1825 г. из наших владений на материке Америка за нами осталась лишь одна треть, известная под именем Аляски, а две трети отданы были англосаксам без всякого вознаграждения с их стороны.

6 — Кустарев Александр «Пьер Бурдье: Вечный бой с агентами невежества» // Журнал «Новое Время» N13, 24 марта 2002.

7 — Кавад (Карем) Раш «Армия и культура"/Журнал «Наш современник», 1990, N5.

8 — Зеленков М.Ю. Морально-психологическое обеспечение деятельности войск (сил). М.2004.

https://rusk.ru/st.php?idar=110195

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Андрей Каплиев    30.05.2006 15:05
Кавад (Карем) Раш Армия и культура
"Наш современник", 1990, №5
http://gosudarstvo.voskres.ru/army/rash-arm.htm

С уважением, Андрей Каплиев.
a_kapliev@mail.ru
  Лейтенант    30.05.2006 02:15
Андрей спасибо за поднятые проблеммы в твоей статье! Мне они близки тем, что я тоже лейтенант и занимаюсь таким же делом в ВКА им. А.Ф.Можайского. Очень бы хотелось с тобой многое обсудить! Как с тобой можно связаться???
  Александр Львович    28.05.2006 13:12
Понравилось.
  Рогозянский    27.05.2006 22:16
Благодарю, Андрей, в том что касается привития воспитанникам церковного навыка, интереса к вере ситуация теперь более-менее прояснена. Не знаю Вашего возраста, опыта, наклонностей и т. п., так что уж простите. Замечу на всякий случай, что одной из задач для педагога остается не сгореть самому. Учителя в школах часто допускали такую ошибку: после воцерковления начинали считать себя ответственными за поддержание нравственной атмосферы и чуть ли не за спасение в вечности своих подопечных. Разумеется, терпели неудачи, встречались с неспособностью переделать других, перешибить плетью обух "системы". И, обессилив, увольнялись из школы. Другие, напротив, вели себя максимально просто и естественно: никогда не морализировали, не пичкали насильно Православием, а были просто другими. И дети, окончив школу, надолго сохраняли память о том, что их Марья Петровна – особенная, не такая как все и притом православная. Что между тем и другим, наверно, существует какая-то связь.
Также помимо трудностей православной проповеди меня интересовал вопрос о собственно военном воспитании. Как считаете, военная четкость, распорядок, субординация и пр. помогают ли нынешним подросткам удерживаться что называется в приемлемых рамках, отличают ли кадетскую среду в лучшую сторону от "гражданских" сверстников?
И последнее. Если у Вас есть электронный текст упомянутой работы Раша "Армия и культура", может быть, поделитесь? Или предложите к публикации на РЛ со своими поясняющими комментариями?
  Андрей Каплиев    24.05.2006 12:32
Благодарю за внимание и постановку вопросов. В день Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия постараюсь начать отвечать на них. Согласен, с утверждением, что подростково-юношеское самосознание, – это зеркало ситуации в российском социуме. Вернее, мне кажется, это форма (слепок) его будущего состояния. Попробую описать нашу «экспериментальную площадку».

В нашей батарее более восьмидесяти 16-18 – летних ребят, приехавших практически со всей России. Значительная часть из них из семей военнослужащих. Сирот – всего 4 человека, причем у них есть бабушки, братья, сестры … . Раньше таких ребят было 8 человек. Но по различным причинам продолжить учебу в кадетском корпусе они не смогли. Из полных семей ребят не так много. Что характерно, в родительском комитете, преимущественно, мамы ребят, в детстве несколько пострадавших от женской гиперопеки.

Идею воспитания в корпусе беспризорников, сирот считаю здравой. Но в какую категорию отнести, например, детей офицеров, или родителей, которые не могут посвящать достаточно времени воспитанию своих детей? Здесь нужно искать «золотую середину». Чтобы победить «блатную, воровскую субкультуру», так глубоко поразившую наше несчастное общество. Причем сейчас «золотые детки» порой «по понятиям» могут и любой сироте казанской фору дать….

Решающим параметром эффективности деятельности является успеваемость учащихся. Начальник Санкт-Петербургского ракетно-артиллерийского кадетского корпуса полковник Ермолов Евгений Михайлович регулярно подчеркивает, что все мы трудимся ради того, чтобы ребята хорошо учились. А связь между успеваемостью и дисциплиной очевидна.

Но вот понятия «дисциплина» и «послушание» для меня не равноценны. Дисциплина – может основываться и на человекоугодии, и на страхе принуждения, наказания человеком, командиром, начальником. Послушание – рождается в страхе Божием и исполнении заповеди любви к своим ближним. В ежедневном воплощении в жизнь строк Евангелия от Иоанна: «Нет больше той любви, если кто душу свою положит за своих друзей» (Евангелие от Иоанна. Глава 15. Строка 13.).

К сожалению, культура «послушания» в нашем военном учебном заведении специально пока никем не культивируется. Но именно, в ней – надежное основание, для преображения любого военного подготовительного училища в кадетский корпус – центр формирования национально-мыслящего цвета российского общества. В этом благородном деле зацикливаться на историческом опыте кадетских корпусов, юнкерских училищ, университетов Российской Империи, как представляется, нельзя. Но и забывать о том, что в них были еженедельные субботние занятия по «Закону Божиему», по воскресеньям служились Божественные литургии, ежедневно молебны об успешном учении, храмовый праздник отмечался не менее торжественно, чем день кадетского корпуса, военного училилища тоже.

Слава Богу, храм в Санкт-Петербургском ракетно-артиллерийском кадетском корпусе (бывшем Константиновском военном училище) уже несколько лет как восстанавливается. Но служб в нем пока не идет. Со стороны судить всегда проще, чем делать. Но я мечтаю, о том, чтобы 1) верующие ребята и их родители принимали самое прямое участие в восстановлении храма (безусловно, по желанию), 2) чтобы в нем реально уже сейчас еженедельно (лучше ежедневно) были службы, была возможность переговорить с батюшкой (желательно, представляющим трудности военной учебы, службы). Храм освящен, купола золотые уже есть, роспись храма идет и идет, а реальной миссионерской, духовно-просветительской работы …

Ребята пишут в своих сочинениях, что им храм очень нужен. Талантливый молодой преподаватель корпуса, кандидат искусствоведения Виктория Олеговна Гусакова проводила факультатив «Благословенное воинство». В нем по-сути раскрывается духовное содержание воинской, государевой службы на Руси. Ребята приняли его на ура! Но вот повысить статус этого факультатива до планового занятия – это целая проблема. Оказывается, нужно ждать аж несколько лет, до следующей переаттестации кадетского корпуса. А время-то уходит. Каждый год выпускаются ребята. А если в нужный момент, кто-то постарается «забыть» про факультатив? Снова пять лет ждать?

Другой пример, за две недели перед Пасхой принес в батарею сериал на дивиди-диске «Земное и Небесное». Мне его батюшка один дал посмотреть. Фильм из десяти коротких серий очень хороший, по-моему, снят по произведениям Владыки Иоанна (Снычева). По сути, он может стать демонстрационным материалом к курсу «Духовные основы российской государственности». Смотрели его мы две недели перед Пасхой.

Ежедневно смотрело этот фильм не больше 10-12 человек. Состав зрителей менялся, но хоть одним глазком взглянуло гораздо больше, почти вся батарея. Так вот, после того как посмотрели ко мне ребята подходили и говорили, что им вообще-то понравилось. Хоть некоторая предубежденность у некоторых кадет прослеживалась. Но это были в основном любители всяких «драмэндбейсов» и прочей «жести». Радует, что не все из них могут позволить покупать билеты на такие мероприятия регулярно.

В итоге, после просмотра фильма те ребята, которые смотрели и некоторые другие (неместные, но крещеные) стали проситься вместе со мной пойти на всенощное Пасхальное богослужение. Так как храм в корпусе пока не действует, пришлось искать другое решение. В находящийся в 500 метрах Свято-Троицкий собор Измаиловского полка удалось вывести лишь двух человек. У нашего командира батареи подполковника Вертий Андрея Олеговича, непосредственно занимающегося восстановлением храма в корпусе, было реальное подозрение, что некоторые из желающих таким образом хотят смыться в увольнение на ночь. Приезжих кадет на ночь стараются не отпускать, разве, что на руки родственникам.

В соборе нас встретили как долгожданных гостей. В форме, по-моему, больше никого не было. А собор-то войсковой! Ребята сумели продержаться всю ночь. Хотя это не на «тумбочке» четыре часа дневальным стоять. Как сказал им настоятель собора протоиерей Геннадий Бартов, молиться это тяжелый труд, как и воинский. Служить Богу и служить Отечеству самые тяжелые послушания. Святыням служить непросто. Он также подарил нам буклеты, посвященные восстановлению колонны воинской славы, возведенной в честь победы над турками в 1878 году, пригласил на праздничную трапезу.

Жаль, что удалось под личную ответственность, написав официальное заявление вызволить (другого слова не нахожу) лишь двоих кадет. Явный отказ получило несколько человек, других исподволь принудили отказаться. И это при том, что и командир батареи, и начальник корпуса с отеческим одобрением относятся к подобным начинаниям. А ведь могли пойти на праздничное богослужение и те ребята, которые просят принести им крестики, рады когда за какой-то хороший поступок или просто так подаришь на память простенькое дорожное Евангелие. Все эти потери, недоработки, барьеры очень тяжелые. Они могут больно отозваться уже в ближайшем будущем.

С моей точки зрения, в любой организации (административной) решающее значение имеет духовное содержание. Именно за его качество и отвечает начальник и любой управленец от образования. Это не снимает с него ответсвенности за размер порций в столовой, или своевременность выплаты зарплаты преподавателя. Но главное, все-таки нужно четко обозначить. Внимание всей Православной Церкви нужно обратить на подбор, назначение, продвижение, поддержку людей, ответственных за воспитание цвета, национально-мыслящего сословия российского общества. Причем духовная, молитвенная поддержка, порой важнее любой другой. Хотя когда офицер-воспитатель, майор (про лейтенантов вообще молчу) получает не больше 13 тысяч рублей ежемясячно … .

Курс для учебных заведений (в том числе и военных) «Духовные основы российской государственности», разработка которого по сути была начата митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Иоанном (Снычевым) и ныне неофициально продолжается в Санкт-Петербургском кадетском ракетно-артиллерийском корпусе, Балтийском Государственном-Техническом университете может стать основанием для формирования духовно-образовательных комплексов нацеленных на создание полномасштабных оборонительных и производственных сил России.

Дай Бог по молитвам Иоанна Петербургского, в будущем «экспериментальная площадка» описанная выше может быть преобразована в Измаиловский ДОК, из которого в большое плавание будут выходить флагманы российской государственности.
С уважением,
лейтенант Каплиев Андрей Сергеевич,
офицер-воспитатель 51 взвода (выпускного 3 курса) кадет Санкт-Петербургского кадетского ракетно-артиллерийского корпуса;
И.о. редактора газеты "Кадетский вестник"
  Рогозянский    08.05.2006 18:11
Спасибо автору – хорошие ссылки и свой выстраданный взгляд на проблематику выбора Россией учителей и теоретических оснований. Интересно было бы в дополнение к этому знать, как складывается практическая воспитательная деятельность Андрея: мысли, зарисовки, подходы, характеры? Собственно, военное образование, а тем паче кадетское, имеющее своим предметом формирование подростково-юношеского самосознания, – это зеркало ситуации в российском социуме и уникальная площадка для эксперимента. И "мобилизационная", и "инновационная", и "традиционная" составляющие здесь равно присутствуют, причем, в отличие от светской школы, кадетский корпус не обязан следовать за либеральными штампами "толерантности", "самореализации", "конкурентоспособности" и пр. Что скажете, автор, выправляются ли детские характеры, судьбы, отключенные от масскульта и помещенные в более-менее позитивную идейную среду? Выйдет ли из современного мальчишки не фанат и скинхед, а настоящий человек чести и патриот России? Может ли военизация образования (для мальчиков) рассматриваться как выход из тупика, при соответствующих переменах в государственной политике? Насколько система кадетства, возрожденная в России не очень давно, успела сложиться, отыскать вдохновение, собрать внутри себя силы и опыт для того, чтобы практиковаться в массовом порядке, например, для воспитания трудных, беспризорных и пр. детей?

Остался без пояснений также подзаголовок: "Газета как инновационное средство обеспечения безопасности и обучения". Расскажите все-таки о газете.

Страницы: | 1 |

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика