Русская линия
Росбалт Сергей Путилов06.04.2005 

Египет: христианство за стеной

Наблюдающийся в арабском мире всплеск исламского экстремизма, к сожалению, не обошел стороной и Египет — страну, где христиане и мусульмане веками сосуществовали мирно.

Даун-таун — это та часть знакомой уже многим россиянам туристической Хургады, где, несмотря на влияние индустрии туризма, пока сохраняется традиционный уклад жизни. Здесь еще можно увидеть целиком закутанную в черное женщину с кувшином на голове, чеканщика, умело выстукивающего молотком круглое блюдо, башмачника, хрипло призывающего правоверных чинить обувь именно у него… Одним словом, всё то, что и составляет колорит Востока. Бросается в глаза и обилие людей в военной форме: автоматчики в черных беретах, на перекрестках и въездах в город — обложенные мешками с песком джипы, блок-посты на дорогах…

Эти меры — отнюдь не лишние в стране, миру и стабильности в которой угрожают исламские фундаменталисты, недовольные прозападным курсом президента Хосни Мубарака. Повторить судьбу предыдущего руководителя Египта Анвара Садата, расстрелянного исламистами прямо на военном параде, нынешний глава государства, разумеется, не хочет. Опираясь на поддержку армии, полиции, с помощью развитой сети тайных осведомителей, Мубараку пока удается сохранять контроль над ситуацией. Однако власть в руках 77-летнего главы государства, похоже, становится всё слабее.

О недавних взрывах в египетских отелях на Синайском полуострове, в результате которых погибли туристы из Израиля, России и других стран, хорошо известно всему миру. Нападая на туристов, террористы стремятся подорвать экономическую базу правящего режима. Однако первыми, на ком вымещают злобу египетские фундаменталисты, становятся местные христиане — копты. Но эти факты не попадают в выпуски не только западных, но и египетских теленовостей…

Приземистая церковь, или по-местному «кяниса», расположена в живописном квартале Хургады, посреди частокола стройных как кипарисы мечетей. Таких храмов в России не увидишь. Кяниса наглядно иллюстрирует осадное сознание, вырабатывавшееся у коптов веками. Храм окружает сложенная из желтого песчаника стена высотой в два человеческих роста. По углам ее защищают… два дота. Из амбразур по углам «церковного форта» грозно смотрят черные дула «Калашниковых». Служить в рядах вооруженных сил коптам по закону запрещено, так что бравые парни с автоматами, охраняющие христианскую церковь, разумеется, мусульмане.

Когда я спросил местного торговца-копта, как им живется в исламском окружении, тот ответил: «Всё хорошо!». Однако при этом он выглянул из лавки, подозрительно осмотрелся по сторонам и продолжил общение только за плотно закрытыми ставнями. Мои слова о том, что наш разговор, возможно, будет воспроизведен в прессе, вызвали еще более бурную реакцию: «Только никаких фото и имен!».

Несмотря на усиленные меры безопасности, исламские экстремисты периодически совершают нападения на коптские церкви и монастыри, убивая монахов и прихожан. Об этом не пишут центральные египетские газеты, молчит телевидение. Не удивительно, ведь тогда пришлось бы публично объяснять и некоторые другие прискорбные факты…

Правительство Хосни Мубарака всячески подчеркивает, что не делает различия между христианами и мусульманами — для властей «все египтяне равны, все граждане одного государства». Тем не менее, в прошлом году сразу пятьсот солдат египетской армии, выполняя приказ «сверху», ворвались в коптский благотворительный центр в Патмосе, что в 30 километрах от Каира. Они принялись избивать сотрудников центра (одного забили насмерть) и с помощью бульдозеров разрушили часть окружающей здание стены. Этот центр, зарегистрированный правительством, заботился об инвалидах и сиротах на протяжении пятнадцати лет…

Не так давно уголовный суд египетского города Сохаг вынес оправдательный приговор 96 подозреваемым в массовом убийстве христиан-коптов, произошедшем в деревне Аль-Кошех. В результате учиненного погрома тогда погиб 21 человек.

Реальная политика властей зачастую расходится со словами о равенстве мусульман и христиан. Так, в Египте введены строгие ограничения на строительство новых церквей и восстановление уже существующих храмов. Отмечены случаи, когда власти, под предлогом борьбы с «самостроем», сносят легально действующие церкви, хотя Коран категорически запрещает разрушать храмы иудеев и христиан…

В завершение беседы торговец сувенирами предлагает мне совершить путешествие в древний монастырь Антония Великого, что стоит посреди Аравийской пустыни в двухстах километрах севернее Хургады. По его словам, там я смогу получить дополнительную информацию.

…Железный арабский «скакун» выезжает за городской блок-пост, и, набирая скорость, устремляется в пустыню — ровную как стол, с колючими кустарниками и изредка ломающими линию горизонта барханами. Справа в искрах солнечного света ласково плещется Красное море… Антониева обитель встречает гостей сурово. Высокая каменная стена окружила ее динным глухим кольцом, отгородив от внешнего мира. Ничего не поделаешь — привычка защищаться от нападений бедуинов, в наше время уступившая место угрозе вооруженных атак со стороны исламских экстремистов. Попасть внутрь можно только через массивные железные ворота с двумя квадратными сторожевыми башнями размером с трехэтажный дом.

Быстро наступают сумерки. В лиловом небе на куполах зажглись желтые электрические кресты характерной коптской формы — они имеют дополнительную поперечную перекладину, придающую кресту объем. У входа меня поджидает абуна («отец») в чепчике, лямки которого завязаны под седой бородой, в рясе и больших роговых очках на мясистом восточном носу. Монаха зовут Арчилидес. Пустынник подводит меня к лесенке, поднявшись по которой можно попасть наверх стены, окружающей монастырь. Отсюда он виден как на ладони, поэтому нетрудно разглядеть, что «историческая застройка» занимает наименьшую часть монастырской территории.

Кирпичная же стена, на которую мы натолкнулись, подъезжая к монастырю, появилась всего несколько лет назад. Она-то и стала причиной острого конфликта между монахами и местными властями, который не разрешен до сих пор. Несколько месяцев назад губернатор провинции Красного моря приказал снести «незаконно возведенную» стену, поскольку в зоне отчуждения оказалась обширная муниципальная территория площадью несколько квадратных километров.

Минувшим летом полиция и армия на рассвете осадили монастырь по всем правилам военного искусства — заблокировали ведущие к обители дороги, подогнали к стенам бульдозеры и принялись было крушить «самострой». Однако и абуны, которые привыкли вставать с первыми лучами солнца, тоже не дремали. Вспомнив, как их предшественники мужественно оборонялись в своих башнях от бедуинов и византийских войск, они оказали решительное сопротивление.

Фотографии рукопашных схваток монахов с одетыми в гражданскую одежду агентами тайной полиции, растоптанные солдатскими сапогами транспаранты, требующие остановить «государственный террор», благодаря Интернету увидели в мире.

Спрашиваю отца Арчилидеса, щелкнув кнопкой диктофона, как сейчас обстоит дело с этой проблемой? «Стена, — помолчав, отвечает он, — это очень большая проблема». Однако видно, что дальше углубляться в эту тему ему не хочется. Ведь если ограду снести, коптские монахи лишатся до 80 процентов подвластной им ныне территории. Спорный безжизненный участок Аравийской пустыни служит монахам, по их словам, своего рода «зоной безопасности» в случае возможных атак исламских экстремистов.

…Человека, впервые попавшего в Каир, величайший мегаполис Африки и Средиземноморья поражает своими необъятными размерами. Наш автобус мчится к центральной каирской площади Тахрир. С одной стороны ее подпирают Американский университет и мрачное правительственное здание, с другой — комплекс Лиги арабских государств и знаменитый Национальный музей.

Несколько дней назад Каир был наводнен тысячами полицейских, на центральных улицах столицы из-за этого возникли огромные пробки. Официально запрещенная исламистская организация «Братья-мусульмане», число сторонников которой насчитывает десятки тысяч человек, попыталась провести на площади Тахрир антиправительственную демонстрацию.

Но власти не растерялись. С самого утра полиция и спецслужбы начали блокировать подъезды к площади. Около сотни членов «Братства» было арестовано накануне и во время самой демонстрации — первой с момента прихода к власти Хосни Мубарака.

Запрещенные, но от того не менее многочисленные, «братья-мусульмане» требуют проведения в Египте политических реформ. Как и другие оппозиционные силы, их не удовлетворяет объявленное властями намерение изменить конституцию страны так, чтобы сделать возможным проведение в сентябре прямых всеобщих президентских выборов только с участием кандидата, утвержденного действующим президентом. По словам нынешних руководителей «Братьев-мусульман», они пытаются использовать только мирные средства в достижении своей главной цели — создании исламского государства. Эта тактика приносит свои плоды. Сейчас в 454-местном парламенте Египта представлены 17 сторонников запрещенного движения, прошедших на выборах 2000 года как независимые кандидаты.

Но усыпить бдительность властей политической риторикой «Братьям» удается не всегда. Ведь в Египте хорошо помнят, что на счету этой группировки — десятки террористических акций, нацеленных на дестабилизацию обстановки в стране и свержение светского строя.

Следует сказать, что египетские власти весьма настороженно смотрят на деятельность здешних исламистов. На то есть серьезные основания, поскольку последние за рубежом всё чаще обвиняются в спонсорстве международного терроризма. Так, по данным российского ФСБ, в одном только августе 2003 года, как показали захваченные в Чечне боевики, египетские «филантропы» перевели чеченским «борцам за веру» 4 млн. долларов. Деньгами исламистских фондов, в том числе египетских, распоряжались в Чечне уничтоженные Хаттаб, Абу Аль-Валид и Масхадов. Исламистские организации Египта являются одними из самых щедрых жертвователей в копилку террористов, действующих в Чечне.

А кроме того, помогают они и «кадрами». Среди уничтоженных в Беслане боевиков как минимум один был египтянином — это 34-летний уроженец и гражданин Египта Муртада Мухаммед Али Абдель Фатах. В досье спецслужб он значится в качестве эмиссара «Аль-Каиды». По оперативным данным, одно время он готовил египетских боевиков в подпольных учебных центрах в Пакистане. Позже стал куратором экстремистского крыла организации «Братья-Мусульмане» на российском Кавказе…

Наблюдающийся в арабском мире всплеск исламского экстремизма, к сожалению, не обошел стороной и Египет — страну, где христиане и мусульмане веками сосуществовали мирно. Растущая бедность значительной части египтян, социально-экономические трудности в стране, не способной, по причине скудости ресурсов, прокормить увеличивающееся население, а также перспектива смены власти в Каире вдохновляют экстремистов, мечтающих превратить Египет в одну из главных баз «мирового джихада».

http://www.rosbalt.ru/2005/04/05/203 116.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика